Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Из-за большой скорости развития научно-технического прогресса знания и технологии быстро устаревают и обесцениваются.

2.Практически все новые технологии связаны друг с другом и дополняют друг друга.

3.Современный научно-технический прогресс предоставляет возможность альтернативным путям развития. (Например, альтернативная энергетика.)

4.Научно-технический прогресс двигается с ускорением.

29.Проблема сущности человека.Единство природного,социального и духовного в человеке.

Проблема сущности человека.

Заключается в различном подходе к человеку. В разные времена философы сводили сущность человека к биологическому или социальному началу, к разуму или его божественному происхождению, что послужило причиной конфликтов между религией и наукой.

Единство природного,социального и духовного в человеке.

В философской антропологии сущность человека определяется как единство биологического (природного) и социального.

Биологическая природа Homo sapiens сложилась в результате длительной эволюции и проявляется в том, что человек как биологическое существо рождается, продолжает себя в детях, умирает.

У вида Homo sapiens поведение формируется преимущественно социальным путѐм – путѐм воспитания, научения в процессе социализации, ведь человек – не только биологическое, но и социальное существо, часть социальной реальности.

Человек и общество органично связаны, так как их становление происходило одновременно в процессе антропосоциогенеза – совместного становления человека и обществ. Основные факторы антропосоциогенеза: орудийная деятельность и становление труда, социо творческая функция языка, регулирование брачных отношений, нравственно-социальные запреты. В результате человек как социальное существо тесно связан с существованием и развитием общества; он является носителем культуры, тех свойств и качеств, формирование которых осуществляется социальным способом.

Биологическое и социальное существуют в единстве: социальные факторы могут влиять на биологические, биологические – на социальные. В частности, развитие медицины и системы здравоохранения в обществе увеличивает продолжительность жизни человека, а природные процессы, например, пандемия – влияют на организацию социальной жизни человека.

Помимо этого, стоит рассмотреть духовное содержание бытия человека. Высокая духовность предполагает соответствующий уровень развития ценностных ориентаций личности, их воплощение в реальной практике. Духовность – это, прежде всего, творческое начало в человеке, это культура чувств, человеческих переживаний, это, конечно, накопление, «взращивание» нравственных качеств, нравственное совершенствование. Духовная свобода, или внутренняя свобода, – избирательная и согласованная активность сознания, воли и нравственных сил человека в процессе его целесообразной деятельности, это возможность самостоятельно осуществлять выбор, принять решение и воплотить его в жизнь.


30.Философские проблемы человеческого существования.Проблема смысла жизни,свободы и ответственности человека.

Существование – бытие целостного существа личности во всем многообразии форм, видов и свойств проявления единства биологического, социального и психического (каждого отдельно).

Проблема смысла жизни.

Смысл жизни человека определяют базовые ценности, служащие человеку ориентиром в течение всей его жизни.

Проблеме смысла жизни особое внимание уделяла русская философия XIX-XX вв. Ф.М. Достоевский был убежден, что без твердого представления, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всѐ были хлебы».Смысл жизни Бердяев увидел в творчестве, творческое отношение к жизни – это «долг и обязанность» человека». Только реализуя себя в творчестве, человек способен вырваться из рабского состояния мира к свободному обществу. Но творчества нет без свободы.

В истории человеческой культуры известны разные ответы на этот вопрос. Согласно гедонизму, жизнь человеку дана для получения наслаждений и удовольствий. В этике долга смысл бытия человека – это жертвенность, осуществляемая ради возвышенной, благородной цели. С позиций утилитаризма смысл жизни в удовлетворении потребностей и желаний, достижении успеха и пользы. А эвдемонизм утверждает, что главное в жизни человека – это стремление к достижению счастья, именно оно является наивысшим благом для человек.

Основные проблемы экзистенциалистской философии - существование (экзистенция) человека, смысл его жизни, свобода, ответственность за свою судьбу, выбор человеком своей сущности, поиск подлинного бытия, обсуждались в трудах немецких философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, французских философов Ж.П. Сартра , А. Камю, Г. Марселя, русских философов Н.А. Бердяева, Л. Шестова.

Экзистенциалисты считают, что существование (экзистенция) предшествует сущности и человек сам выбирает (создает) свою сущность в процессе жизни. В этот мир человек «заброшен», он не выбирает времени и места своего появления в жизни. И на протяжении всей жизни он будет формировать свою сущность, стремясь к индивидуальной цели.

Проблема свободы и ответственности человека.

Проблема человеческой свободы и ответственности человека за свою судьбу – одна из основных в экзистенциализме.


Свобода одного человека целиком зависит от свободы других людей. И это заставляет любого человека чувствовать ответственность за свой выбор перед другими людьми. Путь человека к миру свободной воли нередко лежит через пограничные ситуации.

Свобода – это условие подлинного бытия, т.е. свободного существования человека, требующего от человека мужества в выборе действия и ответственности за свои действия. Человек, соединяя бытие и время, сам выбирает свое настоящее, прошлое и будущее.

Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это обыденная жизнь человека, по правилам, нормам и устоям той среды, в которой он живет, и целям которой он должен подчиняться. В этом неподлинном бытии человек обезличивается, утверждали экзистенциалисты, теряет свою индивидуальность и уникальность. Подлинное бытие – это трансцендентный выход за пределы повседневной обыденности в свободное бытие, позволяющее человеку делать выбор и нести ответственность за его последствия перед другими людьми и перед самим собой. Только свободный человек становится личностью, может обрести экзистенцию.

31.Моральные нормы,принципы и ценности человеческого существования.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы были ещё в древности, например, три самых простых:

1) Запрет на кровосмесительство

2) Запрет на убийство соплеменника

3) Требование поддержания любого из соплеменников, вне зависимости от его физической приспособленности к жизни.

Несмотря на то, что со временем мораль меняется и дополняется, описанные выше нормы общества не отменяются.

Принцип – это правило для определенного человека, частного круга лиц или общества.

Ценность – это положительная значимость предмета в глазах человека или общества. В.И. Кириллов выделяет три группы ценностей.

1) По содержанию – экономические, политические, социальные и духовные.

2) По субъекту – индивидуальные и общественные.

3) По их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д) и духовные.

Принципы и ценности могут быть связаны между собой. Так, например, ценность человеческой жизни в обществе. Из этой ценности вытекает общественный принцип того, что жизнь любого человека важна.


32.Социальная философия,ее предмет и проблемное поле.Понятие общества.

Общественная жизнь в ее разнообразных проявлениях является объектом изучения социально-гуманитарных наук: социологии, политологии, истории, культурологии, этнологии, этики, эстетики и других.

Социальная философия – раздел философии, в котором рассматривается общество как целостная система в совокупности ее основных черт, всеобщие законы и движущие силы функционирования и развития общества, его взаимосвязь с природной средой. В центре социальной философии проблемы исторической типологии, единства и многообразия форм социокультурной организации человечества, направленности исторического процесса, взаимоотношения человека и общества. Опираясь на достижения социально-гуманитарных дисциплин, социальная философия, в свою очередь, выполняет по отношению к ним методологическую (характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий) и гносеологическую (подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины) функции.

В современной социальной философии общество рассматривается как сфера человеческого бытия, включающая в себя жизнедеятельность людей как носителей многообразных связей и отношений.

Общество – это такого рода отношения между людьми, которые дают возможность им возвыситься над своей биологической природой, творить собственно человеческую реальность.

33.Общество как целостная система: соотношение экономической,социальной,политической и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Экономическая сфера обеспечивает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, это способ производства материальной жизни. Это хозяйственная деятельность общества.

Социальная сфера характеризует внутреннее устройство общества с точки зрения исторически сложившихся упорядоченных отношений между устойчивыми общностями людей. Существуют естественно-исторические типы общностей (раса, поколение), этно-исторические типы общностей (род, народность, нация, этнос), социально-исторические типы общностей (сословия, классы, касты и др.).


Политическая сфера – это отношения, идеи, организации, учреждения и т.п, концентрирующиеся вокруг вопроса о власти.

Духовная сфера – это сфера производства знаний, система отношений, отражающая духовно-нравственную жизнь общества (наука, культура, мораль, право, философия, религия и т.д.)

34.Общество как исторический процесс.Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества и его истории.

Общественно-исторический процесс-это такое направление исторического развития общества,которое характеризуется переходом от низшего к высшему,от менее совершенных способ и форм жизнедеятельности к более совершенному.

Существуют 2 методологических подхода к изучению общества:

— Формализационный подход. Его основой является линейная концепция развития общества. Утверждается, что история — это поступательное развитие, то есть процесс, направленный на улучшение, на прогресс. В какой-то момент времени возможен регресс, но утверждается идея непрерывной изменчивости общества. Представители: Гегель, Маркс.

— Цивилизационный подход кладет в свою основу о нелинейном развитии. Цивилизация рождается, живет, достигая своего расцвета, и умирает (переходит в состояние упадка). Представители: Шпенглер, Данилевский.

Типы цивилизационного устройства: доиндустриальный(Преобладают земледелие,рыболовство и сельское хозяйство.), индустриальный(Производства товаров,сельское хозяйство занято около 5-10%,урбанизация.) и постиндустриальный(Преобладание сферы услуг,формирование общества потребления.)

История это существование нескольких цивилизаций, неповторимых и уникальных, которые проходят через восхождение и расцвет, разложение и гибель.

35.Культура как специфический способ бытия человека.Материальная и духовная культура.

Культура является объектом исследования не только философии, но и других гуманитарных наук: истории, археологии, этнографии, искусствоведения и т.д., среди которых широкое распространение в современном мире получила культурология. Философия культуры как один из разделов философского знания направлена на осознание сущности и значения культуры, выявление культурных универсалий (общие черты, нормы, ценности, присущие всем культурам), назначения культуры в жизни общества и человека.Правомерно считать, что философия культуры выполняет методологическую функцию и определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований.