Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– отказ от идеи независимого существования реальности и объективной истины. Постмодернизм считает, что возможны различные способы описания реальности и все они равноправны. Мир воспринимается как текст, рассказ (нарратив), где текст многозначен.

-смешение высокого и низкого, массового и элитарного.

- образная природа реальности, где образ перестает быть отражением чего-либо.

- Личность является мультикультурной, современный человек находится в ситуации постоянного поиска идентичности. При рассмотрении проблемы человека возникают два положения: 1) стремление человека расширить свою свободу, 2) понимание природы человека как абсолютно изменчивой.


19.Философия бытия(онтология) как раздел философского знания:основные проблемы и категории.Бытие,движение,пространство и время.Единство и многообразие мира.

Онтология-учение о бытие.

Проблемы онтологии:

1.Существует ли единая основа бытия

2.Имеет ли мир начало и конец в пространстве и во времени

3.Изменяется ли мир

4.Что является основой единства мира.

Категории онтологии:

1.Бытие-всеохватывающая реальность,все то,что существует,или все,то есть.

а)Материальное-все те явления,которые существует все и от человека,и представляют,собой объективной реальности.

б)Духовное-многообразные явления социума,которые существуют в сознании людей и составленные содержание субъективной реальности.

2.Материя-объективная реальность,существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Свойства:всеобщность,бесконечность в пространстве,вечность во времени.

3.Сознание- это активное целенаправленное познание и восприятие человеком мира.

4.Движение-любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.

Формы движения материи:

1)Механистическая-перемещение тел в пространстве

2)Физическая-движение молекул

3)Химическая-движение атомов внутри молекул

4)Биологическое-развитие белковой формы жизни

5)Социальное -все изменения в обществе

5.Пространство-характеризует протяженность,структурность,сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Свойсвтва пространства:протяженноть,однородность,трехмерность,изотропность

6.Время-форма бытия материи,выражающая длительность ее существования,последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

Фундаментальные характеристики времени: однородность, продолжительность, одномерность,необратимость.

Виды пространства и времени.

1.Физическая-объективное измерение

2.Биологическое-живых организмов

3.Психоаналитического времени-неоднородная

4.Цикличность

5.Социальная

Единство и многообразие мира, единство в его многообразии. Все философские концепции, признающие важность онтологической проблематики и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живем– это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.



20.Бытие и реальность.Виды реальностей.

Бытие мира конкретизируется в понятии реальное.

Реальность представляет собой объективность фактически существующий мир, окружающую действительность.

Виды реальностей:

1.Объективная реальность-понимается все материальное, что окружает нас. Это все, что существует независимо от сознания человека и отображается им.

2.Субъективная реальность-восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности - осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.

21.Бытие и сознание.Проблема сознания в философии.Самосознание.

Сознание – это активное целенаправленное познание и восприятие человеком мира.

Виды сознания:

1.Индивидуальное

2.Общественное

Проблема сознания – одна из наиболее сложных в философии, сложность которой вызвана тем, что - изучать сознание человек может только при помощи сознания.

Самосознание-это оценка человеком своего нравственного облика,идеалов,мотивом поведения есть важнейшая черта современной личности.

22.Познание и его сущность.Познавательная и практическая деятельность человека.Проблема познаваемости мира.Познание и знание.Знание и информация.

1.Познание и его сущность.

Все люди от природы стремятся к знанию.Теория познания, рассматривающая проблемы бытия и сознания, образует основу всей философии. Теория познания — это общая теория, объясняющая саму природу познавательной деятельности человека в любой области.

2.Познавательная и практическая деятельность человека.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению с помощью механизма наследственности, культуры. Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой.

3.Проблема познаваемости мира.

Обозначим 3 основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики ее отрицают, скептики не отрицают, но выражают сомнение в достоверности знания. Основная проблема, которая приводит к агностицизму- предмет в процессе его познания преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, который он приобрел в результате такого преломления.


4.Познание и знание.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

5.Знание и информация.

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливало о нем информацию.

Знания, которыми обладает человек можно условно разделить на 2 группы: факты и правила.

Факты: Знания об определенных явлениях; события; свойства объектов; зависимости между объектами.

Правила: знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.

23.Субъект и объект познания.Виды познания.

Категории «субъект» и «объект» – основные категории философии познания.

Субъект познания – это познающий человек, рассматриваемый в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик.

В современной эпистемологии субъект познания – это, прежде всего, субъект-индивид, т.е. человек, рассматриваемый в отвлечении от его конкретных единичных свойств.

Субъект познания обладает определенными познавательными способностями: способностью чувственного познания мира, т.е. познания с помощью органов чувств, мышлением, интуицией, эмоциями и др. Важную роль играет воля человека.

В современной философии помимо субъекта-индивида выделяют также коллективный субъект.Целесообразно, как представляется, выделять и социальный субъект как некоторый идеальный тип, выражающий социальные смыслы познания в целом.

Объект познания – та часть реальности, на которую направлена познавательная активность субъекта.

Виды познания:

1.Обыденное-основано на житейском опыте

2.Религиозное-мышление при помощи религии

3.Научное-предполагает поиск объяснений и закономерностей

4.Философское-восприятие мира как целостности, синтез научного и художественного познания

5.Художественное-основано на чувственном восприятии объекта

24.Чувственное и рациональное познание.Интуиция и творчество.

Чувственное познание-это познание с помощью органов чувств.

1.Ощущение-отражение свойств объективных реальностей,возникающее в результате воздействия на органов чувств.


2.Восприятие-это когда различные чувственные ощущения в нашем сознании объединяются в целостный образ.

3.Представление-чувственно-наглядный образ предмета, который сохраняется и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия предметов на человека.

Особенности:

1.Отсутствие с предметом

2.Обобщенность с предметом

3.Воспроизводство в памяти

Роль чувственного познания:

1.Основа познания и мышления

2.Единственный какая-либо либо связь человека с предметным миром

3.Все Первичный информации от органов чувств

4.Невозможное развитие

Рациональное познание-форма абстрактного мышления.

1.Понятия – основная форма мышления, они отражают важнейшие характеристики объекта.

2.Суждение – всякая заверенная мысль, фраза, которая несет важную информацию об объекте познания.

3.Умозаключения – форма мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание.

Интуиция и творчество.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее. Главным критерием в творчестве является мышление, его критичность и самокритичность, что помогает создавать и успешно решать проблемные ситуации. В творчестве чувственное и рационально дополняют друг друга.

Тесно связана с творчеством интуиция.

Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

25.Проблема истины в философии.Основные концепции истины.Истина и заблуждение.Коммуникативные аспекты познания:познание-диалог-понимание.

Характеристика истины:

1.Объективная истина-это такое содержание человеческих знаний,от которых не зависит ни от человека ни от человечества.

2.Абсолютная и относительная истина.

Абсолютная-это полное безусловное исчерпывающее знание об объекте.

Относительная-это неполное,неточное знание об объекте,которое соответствует определенному уровню и этапу развития

Концепция

Определение

Критерий

Классическая(коррепондетная)

Истина есть соответствие знания и высказываний действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность,полезность,практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие,общезначимость