Файл: 1 Теоретические основы организации досуга населения 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1 Теоретические основы организации досуга населения

1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности)

1.2 Анализ НПБ организации досуга населения 

1.3 Инновации в государственном муниципальном управлении

2 Анализ организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска

2.1 Структура и функции отдела «по делам молодежи, культуры и спорта» Калининского района города Новосибирска

2.2 Анализ показателей организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска

3 Разработка проекта (внедрения инноваций) в организацию досуга населения Калининского района

3.1 Основания мероприятия проекта и их характеристика 

3.2 Оценка эффектов внедрения инноваций в организацию досуга населения 

Заключение

Список использованных источников



Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это процесс по созданию, распространению и увеличению духовных ценностей человека.

По Н.Ф. Максютину: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [16, c. 21].

В качестве субъектов культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, которые обладают потребностью в досуге, а также различные специалисты, люди, работающие в учреждениях культуры и т.д.), так и совокупные субъекты (представительные и исполнительные органы сферы культуры, коллективы фирм и организаций и т.д.)

Содержание культурно-досуговой деятельности:

  1. противостоять обесцениванию культуры, способствовать сохранению культурных ценностей поколений;

  2. обеспечить защиту права людей на удовлетворение духовных потребностей и на доступ к различным образцам искусства;

  3. создать условия для содержательного и развивающего досуга населения, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

  4. поспособствовать разделению подходов в работе с различными социальными и возрастными группами населения, особенно с богатыми в культурном отношении группами.

  5. простимулировать активность и инициативу граждан к созданию самодеятельных досуговых организаций, оказывать им поддержку и помощь.

Одно из важных мест в организации культурно-досуговой деятельности занимают массовые досуговые мероприятия [19, c. 85].

Массовое мероприятие – это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи [17, c. 196].

Массовое досуговое мероприятие – это высокоэффективное средство, важное средство коммуникации между различными субъектами социальной жизни: органами власти, средствами массовой информации и, конечно же, общественностью.

Виды массовых мероприятий:

  1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные выступления;

  2. Рекламно-коммерческие и благотворительные: презентации, ярмарки, благотворительные мероприятия по сбору средств на что-либо;

  3. Бизнес- мероприятия: деловые встречи и приемы, заседания, собрания, семинары и т.д.;

  4. Особые мероприятия: церемонии, свадьбы, юбилеи и прочие торжественные события.


Массовые мероприятия можно разделить:

1) по содержанию:

а) культурно-массовые (фестивали);

б) общественно-политические (конференции, симпозиумы);

в) спортивные (матчи, олимпиады);

2) по значимости:

а) международные;

б) региональные;

в) местные.

3) по способу возникновения:

а) организованные;

б) спонтанные.

4) по месту проведения:

а) в зданиях (помещениях);

б) на открытой территории.

5) по периодичности:

а) повседневные;

б) разовые;

в) периодические.

6) по возможности участия:

а) общедоступные;

б) ограниченные по количеству;

в) ограниченные по статусу [13, c. 214].

Также, массовые досуговые мероприятия можно поделить на: концерты, фестивали, выставки, ярмарки и состязательные мероприятия – конкурсы, олимпиады и т.д. [3, c. 21].

Концерт – это исполнение музыкальных произведений, танцевальных номеров и других выступлений на публику.

Фестиваль – массовое празднество, показ или смотр достижений театрального, музыкального, эстрадного или киноискусства.

Ярмарка – это периодический действующий рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах в определенное время года и установленный срок для демонстрации образцов товаров и заключения коммерческих сделок [1, c. 115].

Конкурс – соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы [18, c. 254].

Олимпиады – различные соревнования, состязания. Могут быть спортивные, творческие, или в области определенных знаний.

Таким образом, культурно – досуговые мероприятия – это мероприятия, направленные на смену обстановки, развития личности, отдыха от ежедневной трудовой деятельности и получения положительных эмоций.

Все подобные мероприятия могут проводиться как самостоятельно, так и за счет организационного сотрудничества. В первую очередь планируемое культурное событие должно быть определено в зависимости от масштаба, целей и формата его проведения. В качестве примера можно привести такое массовое мероприятие как фестиваль. Он включает в себя, как уже говорилось ранее, показ или смотр достижений в области театра, кино или музыки.

Организация фестиваля достаточно трудное мероприятие, которое включает в себя охват большого количества людей, и колоссальные финансовые потери. Организатор фестиваля должен:

  1. составить план подготовки проведения фестиваля;

  2. точно распределить обязанности среди подчиненных;

  3. вести наблюдение за подчиненными.


Проведение фестивалей различных форм и направлений направлено на:

  1. укрепление международных связей;

  2. укрепление позиции культуры в обществе;

  3. развития отечественной культуры [22].

Таким образом, можно сказать, что массовые мероприятия, направленные на смену обстановки, развитие личности, отдыха от повседневной трудовой и образовательной деятельности и получения положительных эмоций, являются главной составляющей культурно-досуговой сферы, вне зависимости от своих форм, видов и целей деятельности.

В развитых странах культурно-досуговая деятельность является ключевым направлением культурной политики, так как уровень развития цивилизации измеряется не только характером производства материальных благ, но и тем как организован досуг населения.

Культура с полным основанием может рассматриваться как достаточно быстро развивающийся сектор экономики, что является весомым аргументом для разработки стратегий социально-экономического развития территорий. Все основательнее становится убеждение, что без поддержки, возрождения социального сектора, в том числе таких его составляющих, как наука, образование, культура, трудно рассчитывать на экономическое продвижение.

Актуальность темы заключается в том, что в зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан. На Западе культурно-досуговая деятельность имеет особое значение. Досуг является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше.

Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

В настоящее время, отдавая должное социальной значимости культуры, экономическому вкладу отрасли в хозяйство, (например, через рост качества кадрового потенциала), целый ряд субъектов РФ и муниципальных образований в рамках одного из весьма значимых разделов своих планов стратегического развития представляют культуру в системе измеримых показателей, характеризующих количественные и качественные параметры отрасли на перспективу, объемы необходимой финансовой поддержки культуры.


Автором проанализирован и систематизирован большой объем материалапо этому вопросу. Оценку существующей зарубежной практики, возможности использования ее позитивных элементов в России представляем по результатам исследования данных на примере США и ряда европейских стран.

Взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия. Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне.

В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных, во-первых, на финансировании только за счет сборов; во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию.

Каждая из названных моделей имеет черты сходства и различия с остальными. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и, прежде всего, ценности свободы. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны.

Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и тиражируемый продукт) в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами.

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.


Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в бюджетах стран составляют сравнительно небольшую часть их совокупных расходов – доля расходов на культуру и искусство колеблется по разным странам от 0,2% до 5%.

Центральные бюджеты европейских стран поддерживают сферу культуры и искусства по нескольким каналам:

  1. в форме прямого финансирования;

  2. при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

  3. на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня;

  4. через независимые посреднические структуры;

  5. с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры используется во всех странах, но наиболее широко в европейских унитарных государствах. Существуют следующие основные его формы:

  1. полное финансирование текущих издержек и капиталовложений;

  2. специальные целевые трансферты;

  3. гранты организациям культуры;

  4. индивидуальные гранты.

Во многих развитых странах постиндустриальная стадия характеризуется переходом от индустриальной экономики к так называемой «креативной экономике». Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Моделью общества становится коммуникационная модель взаимного «обмена услугами». Главные изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, культуры и информации в общественном развитии.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий.