Файл: 1 Теоретические основы организации досуга населения 5.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации досуга населения
1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности)
1.2 Анализ НПБ организации досуга населения
1.3 Инновации в государственном муниципальном управлении
2 Анализ организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска
2.2 Анализ показателей организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска
3 Разработка проекта (внедрения инноваций) в организацию досуга населения Калининского района
3.1 Основания мероприятия проекта и их характеристика
3.2 Оценка эффектов внедрения инноваций в организацию досуга населения
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это процесс по созданию, распространению и увеличению духовных ценностей человека.
По Н.Ф. Максютину: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [16, c. 21].
В качестве субъектов культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, которые обладают потребностью в досуге, а также различные специалисты, люди, работающие в учреждениях культуры и т.д.), так и совокупные субъекты (представительные и исполнительные органы сферы культуры, коллективы фирм и организаций и т.д.)
Содержание культурно-досуговой деятельности:
-
противостоять обесцениванию культуры, способствовать сохранению культурных ценностей поколений; -
обеспечить защиту права людей на удовлетворение духовных потребностей и на доступ к различным образцам искусства; -
создать условия для содержательного и развивающего досуга населения, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека; -
поспособствовать разделению подходов в работе с различными социальными и возрастными группами населения, особенно с богатыми в культурном отношении группами. -
простимулировать активность и инициативу граждан к созданию самодеятельных досуговых организаций, оказывать им поддержку и помощь.
Одно из важных мест в организации культурно-досуговой деятельности занимают массовые досуговые мероприятия [19, c. 85].
Массовое мероприятие – это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи [17, c. 196].
Массовое досуговое мероприятие – это высокоэффективное средство, важное средство коммуникации между различными субъектами социальной жизни: органами власти, средствами массовой информации и, конечно же, общественностью.
Виды массовых мероприятий:
-
Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные выступления; -
Рекламно-коммерческие и благотворительные: презентации, ярмарки, благотворительные мероприятия по сбору средств на что-либо; -
Бизнес- мероприятия: деловые встречи и приемы, заседания, собрания, семинары и т.д.; -
Особые мероприятия: церемонии, свадьбы, юбилеи и прочие торжественные события.
Массовые мероприятия можно разделить:
1) по содержанию:
а) культурно-массовые (фестивали);
б) общественно-политические (конференции, симпозиумы);
в) спортивные (матчи, олимпиады);
2) по значимости:
а) международные;
б) региональные;
в) местные.
3) по способу возникновения:
а) организованные;
б) спонтанные.
4) по месту проведения:
а) в зданиях (помещениях);
б) на открытой территории.
5) по периодичности:
а) повседневные;
б) разовые;
в) периодические.
6) по возможности участия:
а) общедоступные;
б) ограниченные по количеству;
в) ограниченные по статусу [13, c. 214].
Также, массовые досуговые мероприятия можно поделить на: концерты, фестивали, выставки, ярмарки и состязательные мероприятия – конкурсы, олимпиады и т.д. [3, c. 21].
Концерт – это исполнение музыкальных произведений, танцевальных номеров и других выступлений на публику.
Фестиваль – массовое празднество, показ или смотр достижений театрального, музыкального, эстрадного или киноискусства.
Ярмарка – это периодический действующий рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах в определенное время года и установленный срок для демонстрации образцов товаров и заключения коммерческих сделок [1, c. 115].
Конкурс – соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы [18, c. 254].
Олимпиады – различные соревнования, состязания. Могут быть спортивные, творческие, или в области определенных знаний.
Таким образом, культурно – досуговые мероприятия – это мероприятия, направленные на смену обстановки, развития личности, отдыха от ежедневной трудовой деятельности и получения положительных эмоций.
Все подобные мероприятия могут проводиться как самостоятельно, так и за счет организационного сотрудничества. В первую очередь планируемое культурное событие должно быть определено в зависимости от масштаба, целей и формата его проведения. В качестве примера можно привести такое массовое мероприятие как фестиваль. Он включает в себя, как уже говорилось ранее, показ или смотр достижений в области театра, кино или музыки.
Организация фестиваля достаточно трудное мероприятие, которое включает в себя охват большого количества людей, и колоссальные финансовые потери. Организатор фестиваля должен:
-
составить план подготовки проведения фестиваля; -
точно распределить обязанности среди подчиненных; -
вести наблюдение за подчиненными.
Проведение фестивалей различных форм и направлений направлено на:
-
укрепление международных связей; -
укрепление позиции культуры в обществе; -
развития отечественной культуры [22].
Таким образом, можно сказать, что массовые мероприятия, направленные на смену обстановки, развитие личности, отдыха от повседневной трудовой и образовательной деятельности и получения положительных эмоций, являются главной составляющей культурно-досуговой сферы, вне зависимости от своих форм, видов и целей деятельности.
В развитых странах культурно-досуговая деятельность является ключевым направлением культурной политики, так как уровень развития цивилизации измеряется не только характером производства материальных благ, но и тем как организован досуг населения.
Культура с полным основанием может рассматриваться как достаточно быстро развивающийся сектор экономики, что является весомым аргументом для разработки стратегий социально-экономического развития территорий. Все основательнее становится убеждение, что без поддержки, возрождения социального сектора, в том числе таких его составляющих, как наука, образование, культура, трудно рассчитывать на экономическое продвижение.
Актуальность темы заключается в том, что в зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан. На Западе культурно-досуговая деятельность имеет особое значение. Досуг является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше.
Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.
В настоящее время, отдавая должное социальной значимости культуры, экономическому вкладу отрасли в хозяйство, (например, через рост качества кадрового потенциала), целый ряд субъектов РФ и муниципальных образований в рамках одного из весьма значимых разделов своих планов стратегического развития представляют культуру в системе измеримых показателей, характеризующих количественные и качественные параметры отрасли на перспективу, объемы необходимой финансовой поддержки культуры.
Автором проанализирован и систематизирован большой объем материалапо этому вопросу. Оценку существующей зарубежной практики, возможности использования ее позитивных элементов в России представляем по результатам исследования данных на примере США и ряда европейских стран.
Взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия. Многие исследователи, обращаясь к проблеме взаимоотношений государства и культуры, делали акцент преимущественно на финансовой стороне.
В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных, во-первых, на финансировании только за счет сборов; во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию.
Каждая из названных моделей имеет черты сходства и различия с остальными. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и, прежде всего, ценности свободы. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны.
Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и тиражируемый продукт) в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами.
Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.
Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.
В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в бюджетах стран составляют сравнительно небольшую часть их совокупных расходов – доля расходов на культуру и искусство колеблется по разным странам от 0,2% до 5%.
Центральные бюджеты европейских стран поддерживают сферу культуры и искусства по нескольким каналам:
-
в форме прямого финансирования; -
при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; -
на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; -
через независимые посреднические структуры; -
с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.
Прямое финансирование организаций культуры используется во всех странах, но наиболее широко в европейских унитарных государствах. Существуют следующие основные его формы:
-
полное финансирование текущих издержек и капиталовложений; -
специальные целевые трансферты; -
гранты организациям культуры; -
индивидуальные гранты.
Во многих развитых странах постиндустриальная стадия характеризуется переходом от индустриальной экономики к так называемой «креативной экономике». Основной сферой занятости и источником дохода становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Моделью общества становится коммуникационная модель взаимного «обмена услугами». Главные изменения обусловлены ведущей ролью науки, технологий, культуры и информации в общественном развитии.
В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощный конгломерат творческих индустрий.