Файл: 1 Теоретические основы организации досуга населения 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1 Теоретические основы организации досуга населения

1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности)

1.2 Анализ НПБ организации досуга населения 

1.3 Инновации в государственном муниципальном управлении

2 Анализ организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска

2.1 Структура и функции отдела «по делам молодежи, культуры и спорта» Калининского района города Новосибирска

2.2 Анализ показателей организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска

3 Разработка проекта (внедрения инноваций) в организацию досуга населения Калининского района

3.1 Основания мероприятия проекта и их характеристика 

3.2 Оценка эффектов внедрения инноваций в организацию досуга населения 

Заключение

Список использованных источников


Содержание





Введение 3

1 Теоретические основы организации досуга населения 5

1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности) 5

1.2 Анализ НПБ организации досуга населения  18

1.3 Инновации в государственном муниципальном управлении 21

2 Анализ организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска 23

2.1 Структура и функции отдела «по делам молодежи, культуры и спорта» Калининского района города Новосибирска 23

2.2 Анализ показателей организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска 25

3 Разработка проекта (внедрения инноваций) в организацию досуга населения Калининского района 30

3.1 Основания мероприятия проекта и их характеристика  30

3.2 Оценка эффектов внедрения инноваций в организацию досуга населения  32

Заключение 34

Список использованных источников 35



Введение




Актуальность курсовой работы заключается в стремительном развитии появления на рынке учреждений культурно-досугового направления. В наше время досуговая деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека в обществе. Участие в культурно-досуговой деятельности дает человеку не только проявить себя в социуме, но и отдохнуть от ежедневных рутинных обязанностей. На этой основе, появляется большое количество учреждений, для проведения культурно-досуговой деятельности. Рост количества таких учреждений все сильнее затрудняет поддержку репутации и их продвижение.

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется необходимостью развития новых форм организации досуговой деятельности района. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности населения, методы управления которыми просто не разработаны.

Целью написания курсовой работы является изучение способов внедрения инноваций в сфере организации досуга населения на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1) изучение видов досуга населения досуга населения в России и за рубежом;

2) изучение нормативно-правовой базы организации досуга населения;

3) изучение инноваций в государственном муниципальном управлении;


4) проведение анализа организации досуга населения в Калининском районе города Новосибирска;

5) разработка проекта в организацию досуга населения Калининского района.

Объектом исследования курсовой работы является досуговая деятельность населения.

Предметом исследования – досуговая деятельность населения Калининского района города Новосибирска.

Проблема исследования досуга стала предметом изучения в социологии, психологии, культурологи, педагогике, культурно - образовательной работе. Так, ученые С. Иконникова, И. Мельников, Д. Половеня, Л. Пелех, О. Семашко, Д. Трегубов, К. Шульга определили концептуальные основы свободного времени как фактора формирования личности. Ю. Афанасьев, А. Вишняк, И. Зязюн, Г. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, С. Цюлюпа в своих публикациях рассматривают досуг как фактор формирования культуры личности

Методами исследования, использованными в курсовой работе, являются: анализ литературы по проблеме исследования, метод наблюдения.

Практическая значимость заключается в разработке мероприятий по совершенствованию досуговой деятельности Калининского района города Новосибирска и возможности внедрения предложенных мероприятий.

1 Теоретические основы организации досуга населения

1.1 Виды досуга населения и опыт его организации в РФ и (за рубежом - по возможности)



Досуг – это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических духовных и социальных потребностей людей в свободное время [10, c. 15].

Досуг – свободное время, оставшееся после выполнения всех функционально-ролевых обязанностей, в том числе семейно – бытовых и тех, что связаны с участием в различных видах формализованной учебной деятельности.

Следовательно, досуг – эта оставшаяся после работы часть свободного времени, во время которой человек восстанавливает свою способность к труду, развивает умения и способности которые не удается, или на которые не хватает времени во время трудовой деятельности.

Досуг - это не пусто времяпровождение. Еще с древних времен он рассматривался, как способ и цель, что бы удовлетворить свои потребности, в том числе культурные. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, путешествия – этим и многим другим может заниматься в свободное время [4, c. 27].

Характер досуговой деятельности связан с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Человеческие потребности делятся на три вида:


  1. врожденные – это физиологические, материальные и физиологические потребности;

  2. социальные – это потребности человека в трудовой деятельности, духовной культуре и социальной активности;

  3. культурные – это потребности в образовании, духовном развитии, потребности в самореализации себя как человека;

Так как, с врожденными потребностями человек рождается, они, как правило, появляются спонтанно благодаря состоянию организма. Что касается социальных и культурных потребностей, то тут, активную и решающую роль играет культурная среда, уровень образования и социальный статус человека.

Социальные и культурные потребности преследуют человека в течении всей его жизни, меняясь в зависимости от возраста, новых условий жизни, социального окружения и т.д.

Содержание досуговой деятельности представляет собой:

  1. различные состояния, испытываемые при занятии конкретным видом досуговой деятельности;

  2. понимание той информации, которую человек получает при занятии досуговой деятельностью;

  3. различные оценки, оказываемых ему, во время досуговой деятельности услуг [14, c. 95].

Во время досуга, человек пытается реализовать свои жизненные устремления, другими словами, пытается обратиться к любимому делу (хобби). Человек обращается к хобби, когда он не в состоянии реализовать себя в трудовой деятельности, или же, его угнетает однообразие совершаемых им ежедневных занятий. В хобби человек может проявить наибольшую свободу, нежели в трудовой деятельности.

У любого досуга есть свои мотивы и цели.

Целью досуга складывается из того результата, которого хочет добиться человек при занятии желаемым им досуговым занятием и оценки этого результата. Цели досуга человек пытается вывести за рамки практичности и обыденности, желая получить от них положительные эмоции.

Мотивы досуга человек не всегда осознаются им в полной мере, нежели цели. Они имеют более сложный характер, так как складываются как из внутренних желаний человека, так и внешних причин [17].

Мотивы состоят из потребностей, целей, влечений, желаний и комплексов человека.

Как и любая деятельность, досуговая деятельность имеет свои функции.

Функции досуговой деятельности делятся на:

  1. компенсирующая функция. Она помогает человеку компенсировать повседневную трудовую и деловую деятельность более свободной, направленной на занятие любимым делом, реализацию творческого потенциала и т.д.;

  2. просветительная функция. Она направлена на расширение кругозора и индивидуальное развитие;

  3. рекреационно-оздоровительная функция. Функция направлена на борьбу со стрессом и психической неуравновешенностью.


Таким образом, досуг способен помогать человеку в развитии внутреннего мира, оздоровления психического состояния и познании своей жизненной среды. Он контролирует многие аспекты жизни человека и формирует его сознание.

Виды досуговой деятельности:

  1. отдых – снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и духовные силы человека.

  2. развлечения – прежде всего, работают как компенсация и возмещают человеку однообразный труд.

  3. праздники – позволяют освободиться от повседневных забот, ощутить эмоциональный подъем и открыто выразить свои чувства.

  4. самообразование – направлено на приобщение человека к ценностям культуры, и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой или повышением квалификации.

  5. творчество – позволяет расширять свою деятельность за пределы профессии [8, c. 85].

В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: приобщение к искусству, путешествия и туризм, художественное и музыкальное творчество, театральное искусство, занятие танцами и другое. То есть, культурный досуг – это время, которое человек посвящает деятельности, которая никак не связана с его профессиональным, образовательным и обязательным развитием. Культурный досуг направлен на активное, ориентированное на получение удовольствий и позитивных впечатлений времяпрепровождение. Существует множество разнообразных типологий современного досуга.

Досуг принято делить на:

  1. деятельный

  2. ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный

  3. домашний и внедомашний

  4. индивидуально организованный и коллективно организованный

Виды деятельности человека в свободное время можно разделить на:

  1. просто отдых: развлечения, посещение мероприятий, досуговых центров, различные игры и т.д.;

  2. просвещение: обучение в необязательной, но интересной для человека сфере, познание культурных ценностей;

  3. творчество: художественное увлечение, посещение театров/концертов/выставок и других культурных учреждений, занятие музыкой или танцами и т.д.

Первая группа наполнена стандартными для человека ценностями. В свободное от работы время он хочет просто отдохнуть, восстановить свои силы и душевное равновесие. Первая группа включает в себя такое времяпрепровождение как: прогулки в парке, катание на лыжах, посещение кинотеатров, посещение торгово–развлекательных центров и другие подобные мероприятия.


Вторая группа вида деятельности в свободное от работы время – просвещение. В широком смысле слова это приобщение к культуре. К этой группе относится ознакомление с культурной жизнью: посещение музеев, картинных выставок и галерей; получение знаний в сфере, отличной от профессиональной; и просто изучение искусства.

Третья группа включает в себя стремление человека не только к чтению, слушанью музыки, хождению в театр, а к понимаю особенностей этих процессов. Нужно, что бы человек слушал музыку не только ради удовольствия, а в большей степени пытался понять ее особенности, знакомился с биографией исполнителя, с его жизнью в целом [6, c. 27].

Досуговые предпочтения являются одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой специальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере [2, c. 113].

Из сказанного выше, можно понять, что досуговая сфера является доминирующей в жизни людей. Она имеет огромное значение и оказывает неизмеримое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт человека с окружающим миром, познание духовно-культурных ценностей и стимулирование творчества и развития [12, c. 85].

Следовательно, содержание досуга может быть никак не связано с его привычным образом жизни и его профессионально-трудовой деятельностью. На пример: для артиста, выход на сцену его работа, а для человека, который занимается в театральном кружке – хороший повод показать себя, духовно обогатиться и получить приятные эмоции; или же для фигуриста, его деятельность – тяжелый труд и упорные тренировки, в то время как для просто человека, катание на коньках – отличный вариант активного досуга. Исходя из этой позиции, досуг рассматривается как форма любительской деятельности, психологически воспринимаемый как удовольствие [9, c. 82].