Файл: 1. Возрастная гигиена. Определение. Задачи. Классификация возрастных периодов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продолжительность рабочей смены или рабочего дня не должна превышать 7-8 часов. Различают три вида внутрисменного отдыха: микропаузы, макропаузы и обеденный перерыв.

Микропаузы. Это промежутки между отдельными операциями или между отдельными элементами операций. Обычно продолжительность каждой микропаузы 1-2 сек

Макропаузы .Представляют собой перерывы на отдых длительностью 5-10 минут или больше. Чем выше мощность выполняемой работы (чем выше тяжесть работы), тем больше требуется времени на отдых. В период макропауз (и в период обеда) может быть предоставлен активный и пассивный отдых. Активный отдых - это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе.

Обеденный перерыв. В отличие от микро- и макропауз, не входит в понятие «рабочее время», так как согласно трудовому законодательству, время на обеденный перерыв идет за счет личного бюджета времени работающего. Его продолжительность не должна быть меньше 30 минут, т. к. более короткий промежуток времени не дает полноценного восстановительного эффекта. Этот перерыв предназначен не только для приема пищи, но и для отдыха - пассивного или активного, что определяется характером работы. При умственной деятельности, как правило, во всех случаях рекомендуется активный отдых во время макропауз и обеденного перерыва.

Производственная гимнастика. Вводную гимнастику используют для повышения скорости врабатывания; физкультпаузу проводят ежедневно в течение 5-10 минут от 1 до 4 раз в смену с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня и назначают ее в период начинающегося утомления, в момент снижения кривой работоспособности; физкультпаузы проводят с целью снижения усталости: в пределах 2-3 минут выполняют 2-3 упражнения, например, первое упражнение - это "потягивание", второе и третье упражнения - это разминка мышц шеи, рук, ног - той части тела, в которой ощущается наибольшая усталость.
13.Режим дня ребенка в первые месяцы и годы. Предельная учебная нагрузка. Основные принципы питания школьников.

Режим дня ребенка тесно связан с возрастными особенностями. На активное бодрствование в первые месяцы жизни отводится всего 5—7 ч, через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование, при правильном режиме дня к концу 1 -го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.


На 1-м году жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5—6 ч. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня может меняться несколько раз. Он должен способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, формированию основных движений, становлению речевой функции.

В дошкольном возрасте задачи воспитания расширяются.

В детском саду проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строится в соответствии с возрастом. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4-5 лет, старшую — 5-6 лет, подготовительную — 6-7лет,

В режиме дня младших групп предусматривается сон в течение 12-12,5 ч (из них сон в течение 2 ч днем), пребывание на воздухе зимой не менее 3-4 ч, а летом весь день.

В режиме дня средней группы {от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность занятий увеличивается на 15-20 мин, они несколько усложняются.

В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводят два занятия — первое продолжительностью 25-30 мин, второе — 15-20 мин с перерывом 10 мин, занятия приобретают характер обучения. Все свободное от занятий время, исключая завтрак, обед и сон, отводится играм. В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такая же, как и в старшей группе, У детей, находящихся в детском саду круглосуточно, вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В детском саду проводятся обязательные обучающие занятия по специальным программам.

С 1980 г. установлена следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1-3-й классы — 24 ч, 4-й классы — 27 ч, 5-7-й классы — 29 ч, 8-Й класс — 30 ч, 9—10(11)-Й классы — 32 ч.

Работоспособность изменяется не только в течение учебного дня, но и в течение учебной недели. Некоторое снижение отмечается в понедельник, затем работоспособность возрастает (вторник и среда), после чего начинает опять снижаться, поэтому расписание занятий в течение недели строится так, чтобы трудные предметы приходились на дни высокой работоспособности. Для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение учебного года большое значение имеют школьные каникулы — осенние (5 дней), зимние (12 дней), весенние (8 дней). Исследования показали, что за каникулярные дни полностью исчезает накопившееся утомление.


Полноценное и рациональное питание детей и подростков обеспечивает правильный рост и развитие ребенка. В различные возрастные периоды обмен веществ в организме резко меняется. Основной обмен у детей в 1,5—2 раза превышает этот показатель взрослого человека.

Энергетическая ценность суточного рациона ребенка должна быть выше суточного расхода энергии примерно на 10%. Роль аминокислот в жизнедеятельности детского организма очень велика, особенно выражено их влияние на процессы роста. В пищевом рационе детей особое мест принадлежит витаминам.

Витамины группы А воздействуют на процесс роста и развития организма, формирование скелета, эпителиального покрова.

Витамины группы D (кальциферолы) регулируют обмен солей кальция и фосфора, способствуя нормальному развитию и оссификации скелета. Недостаток витамина D у детей младшего возраста приводит к заболеванию рахитом. У подростков и взрослых при дефиците витамина D могут развиваться остеопороз и остеомаляция.

Минеральные вещества в составе пищи имеют чрезвычайно большое значение для формирования скелета, мышечной ткани, нормального функционирования желез внутренней секреции, образования гормонов и построения нервных клеток.

В понятие режима питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними; рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи; правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы; адекватные условия приема пищи и поведение ребенка во время еды. Здоровые дети в возрасте от 1 года до 7 лет должны есть 4—5 раз в день с интервалами в 3,5—4 ч. Более частое кормление детей старше 1 года, так же как и более редкое, нецелесообразно. Время приемов пищи определяется режимом работы детского учреждения. В интервалах между приемами пищи детям не следует давать никакой еды. Ужин дают не позднее чем за 2 ч до сна.

В дошкольном возрасте обед выделяют как основной по объему и энергетической ценности прием пищи. Энерготраты и потребность в питательных веществах детей разных возрастных групп различны, поэтому школьное питание должно быть различным для детей 7-10лет, 11-14лет, 15лет и старше. Учащиеся в группах и школах продленного дня должны быть обеспечены 2-3-разовым питанием. Шестилетки, посещающие группы продленного дня
, должны есть в школе 3 раза.В детских санаториях и лесных санаторных школах питание должно соответствовать их медицинскому профилю.

14.Гигиен. требования к строительству и планировке детских образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей в большой степени зависит от соблюдения гигиенических требований к планировке и благоустройству детских учреждений. Земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (не более 300 м для детских дошкольных учреждений, 800-1000 м для городских школ и не более 2000 м для сельских).

В отдельных случаях как исключение в малонаселенных районах допускается большее расстояние до места жительства. На 1 ребенка должно приходиться 40-50 м2 земельного участка. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7—3,0 га, а зеленые насаждения занимать не менее 40—50% площади участка.

Гигиенические требования предусматривают обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение, инсоляция зданий и земельного участка и др.).

Школьные здания не должны иметь более 3 этажей. Только в больших городах в условиях уплотненной застройки допускается строительство 4-5-этажныхПредусматривается изоляция классов и лабораторий от источников шума и загрязнения воздуха (спортзалы, актовые залы, столовые и др.).

По нормативам глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3 м, так как при большей ее величине снижается естественная освещенность.

Длина классных комнат должна составлять 8—8,4 м, увеличение этого размера более 9 м недопустимо, так как может привести к значительному напряжению органов зрения и слуха учащихся. Высота классных комнат должна быть не менее 3 м, кубатура на одного школьника — 3,75 м3.

Школы-интернаты проектируются с учетом специфики контингента, учащихся обычно на 280—560 человек. Строят отдельно учебные корпуса и спальный корпус.

Санитарные требования к проектированию зданий профессионально-технических училищ (ПТУ) осуществляются на основе специальных строительных норм и правил из расчета на 480, 720, 960 и 1200 учащихся. Детские сады строятся на 25, 50, 90, 140, 280 и 320 мест, а также в виде комплексов на 560 и 640 мест. В последнее время осуществляется проектирование универсальных яслей-садов для дневного и круглосуточного пребывания детей разного возраста.


15.Гигиенические требования к классным комнатам. Оптимальный температурный режим. Освещение.

В классных комнатах учащиеся 1—3-х классов проводят около 80% времени. По нормативам глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3 м, так как при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8—8,4 м, увеличение этого размера более 9 м недопустимо, так как может привести к значительному напряжению органов зрения и слуха учащихся. Высота классных комнат должна быть не менее 3 м, кубатура на одного школьника — 3,75 м3. Учебные кабинеты, предназначенные для школьников начиная с 4-го класса, имеют те же размеры, что и классные комнаты, кроме кабинетов черчения и рисования, площадь которых составляет 66 м3. Школьные лаборатории химии, физики и биологии следует располагать в отдельном крыле шкального здания, их площадь 66-70 м2. Спортзалы, имеющие площадь около 228 м2, обычно проектируются в отдельном изолированном блоке на 1-м этаже. Двустороннее естественное освещение с более высоким расположением окон обеспечивает интенсивное проветривание и дает возможность проводить занятия при открытых фрамугах.

Ясли: детские комнаты для детей 1 года 21-22 для детей от 2 до 3 лет 19-20

Групповые комнаты для детей в возрасте от 3 до 7 лет 18

Школьные классы, , лаборатории 16

Комнаты общественных организаций 18

Оптимальный температурный режим в детских учреждениях должен обеспечиваться с помощью рациональной системы отопления (табл. 12.5). Наиболее широкое применение находят в детских учреждениях водяное и панельное отопление, обеспечивающие тепловой комфорт. В наибольшей степени это относится к системе панельного отопления, отдающей тепло путем излучения.

В последнее время находит распространение воздушная система отопления с централизованной приточной вентиляцией. Однако этот способ требует тщательной очистки и ионизации подаваемого воздуха.

В детских и школьных помещениях перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2 °С, по вертикали (у пола и на высоте 1,5 м) 2,5 “С. Относительная влажность должна быть в пределах от 40 до 60%.

Все помещения детских учреждений