Файл: Учебное пособие по организации учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (скпк) под общей редакцией И. В. Палаткина. Пенза, 2008. 146 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) определяется удельный вес доходов структур кооператива (филиал, представительство, представитель);

5) анализируются средние % ставки по каждому виду займов, данные сравниваются со средней % ставкой по предоставленным займам;

6) анализируются средние % ставки по каждому виду привлеченных средств, данные сравниваются со средней % ставкой по привлеченным средствам;

7) анализируется доходность кредитного портфеля посредством соотношения привлеченных средств и выданных займов.

Анализ доходности кредитного портфеля кооператива позволит определить рациональность распределения денежных ресурсов и величину их доходности, вероятность возникновения кредитного риска.

Также с эффективность кредитного портфеля связан анализ системы управления:

1) анализ системы утверждения и реализации кредитной политики, принятой в области предоставления займов, использования средств по другим направлениям (ценные бумаги, банковский депозит и др.), привлечения денежных средств, который может проводиться посредством анализа принятых документов в области управления кредитным портфелем, анализа работы кредитного комитета, подразделений, с точки зрения правильности и своевременности выполнения принятых решений и др.;

2) анализ принятия и соблюдения нормативов и лимитов, установленных кооперативом, закрепленных законодательством;

3) анализ принятия и соблюдения финансовых инструментов, позволяющих снижать кредитный риск (коллективное или индивидуальное страхование жизни пайщиков, страхование имущества кооператива, самострахование посредством образования фондов, синдицированный кредит, дополнительные гарантии, поручительство, залог и др.);

4) контроль исполнения условий кредитных договоров и мониторинг просроченной задолженности.

Анализ системы управления кредитным портфелем кооператива позволит определить эффективность управления кредитным портфелем при наличии тщательно разработанной политики кредитования своих пайщиков и вложения средств в другие направления (ценные бумаги, банковский депозит и др.) с целью максимального удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.

Анализируемые показатели по оценке кредитного риска кооператива могут оформляться в виде таблиц, рисунков (графиков, диаграмм, схем). По результатам оценки показателей эффективности функционирования формируется план развития СКПК на перспективу (
приложение 8 )

Таким образом, выполнение данных процедур может существенно сократить кредитный риск кооператива. Если учесть, что кооператив некоммерческая организация, и его члены несут субсидиарную ответственность по его долгам, а его доход в конце года распределяют между пайщиками, то снижение кредитного риска приведет к росту благосостояния пайщиков и кредитного кооператива в целом.

Управление рисками в кредитном кооперативе является одной из основных функций управления деятельностью кредитного кооператива. Поэтому очень важно выработать определенную политику, способствующую минимизации рисков, выработать мероприятия, направленные на снижение уровня рисков. Политика по минимизации рисков включает в себя:

- правильную оценку заемщика – члена кооператива, что связано с заемной политикой кооператива;

- соблюдение нормативных показателей ликвидности кредитного кооператива;

- разработку экономических инструментов, снижающих риски.

На рисунке 32 отражены основные методы минимизации рисков. В результате диверсификации происходит снижение возможных потерь при распределении средств между различными активами, доходность которых не связана друг с другом. Основная доля средств кредитного портфеля в период сельскохозяйственных работ должна направляться на сельхозпроизводство хозяйствам – членам кооператива, а в период межсезонья – другим заемщикам или на другие цели. Учет эффективности должен вестись по каждой группе заемщиков и целям займов отдельно для выявления наиболее эффективного.

Рисунок 32 Методы минимизации рисков
Самострахование предусматривает создание страховых и резервных фондов. Лимитирование предусматривает ограничение предельного размера займа одному заемщику в зависимости от суммы средств данного заемщика, находящихся в кооперативе, и размера актива кооператива. Хеджирование предусматривает снижение потерь от процентного, валютного и других рыночных рисков. Оно может использоваться кредитным кооперативом с целью страхования доходов путем передачи риска другой стороне. Правильно выработанная политика по минимизации рисков кредитного кооператива позволит повысить его деловую репутацию и престиж, что находит отражение в показателях характеризующих управленческую синергию.


В заключении необходимо отметить, что методическое обоснование определения эффективности деятельности подсистемы, в основу которого положен двойственный характер экономических отношений в СПКК и специфика ее деятельности, строится на определении оценки финансово-экономической синергии, проявляющуюся в определении оптимальных параметров функционирования СПКК в зависимости от уровней их развития с использованием показателя точки безубыточности, а также на определение оценки от функционировании подсистемы, направленной на повышении эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей – пайщиков кооперативов. Выявлены основные направления совершенствования механизма функционирования подсистемы, заключающиеся в оптимизации экономических отношений, системы налогообложения, параметров деятельности отдельных СПКК в зависимости от уровня их развития, совершенствовании управления рисками, которые приведут к повышению эффекта от операционной синергии, снижению уровня трансакционных издержек, сущность которых и методика их расчета представлены в разделе.

Таким образом, выявлены особенности определения эффективности функционирования сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и определены основные показатели характеризующие его деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ У Т В Е Р Ж Д А Ю

КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ Председатель кооператива

КООПЕРАТИВ «полное название» (исполнительный директор)

(число) (месяц) (год) (подпись) (расшифровка)
дата государственной регистрации,

реквизиты расчетного счета,

юридический и почтовый адреса.


ПРИКАЗ

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 20…ГОД.
Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, с целью соблюдения в организации единой методики ведения бухгалтерского и налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 20... года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего содержания:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета СПКК "_________________________" (далее по тексту – Кооператив), которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.

1.2. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в Кооперативе и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Председатель Кооператива (
исполнительный директор).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 В кооперативе учреждается бухгалтерская служба, как отдельное подразделение, осуществляющее бухгалтерский и налоговый учет. В целях ведения бухгалтерского и налогового учета в кооперативе создается штатная единица – должность Главного бухгалтера (Учет ведется децентрализовано – в каждом филиале кооператива функционирует отделение бухгалтерской службы, отвечающее за бухгалтерский и налоговый учет в пределах соответствующего филиала. Центральное отделение бухгалтерской службы осуществляет учет в пределах основного отдела кооператива, а также отвечает за ведение консолидированного учета и отчетности. При этом утверждается линейно-функциональная структура бухгалтерской службы. (Приложение №…). Ответственность за организацию учетного процесса и распределение обязанностей в рамках бухгалтерской службы несет Главный бухгалтер)*.

Обязанности Главного бухгалтера определяются должностной инструкцией (Приложение №…)*. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Председателю (Исполнительному директору)* кооператива, несет ответственность за формирование Учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчетности, а так же – отчетности, предоставляемой в кооператив второго уровня).*.

2.2. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают Председатель (исполнительный директор)* кооператива и главный бухгалтер, или уполномоченные на то лица; в качестве уполномоченных выступают лица, на которых оформлены образцы подписей для банковских операций. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается Председателем Кооператива (Исполнительным директором) по согласованию с главным бухгалтером Кооператива и отражен в Графике документооборота (Приложение№…).

В случае разногласий между Председателем правления и главным бухгалтером Кооператива по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Председателя правления, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.