Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если же следы выявлены на громоздких деревянных предме­тах, то можно выпилить или вырезать соответствующую часть по­верхности. Однако ценные предметы портить не следует. Для пре­дохранения имеющихся на них следов от повреждений целесооб­разно их поверхность покрыть защитной пленкой, стеклом, липкой лентой типа «ЛТ-38» или слоем лака для волос. (Другие способы закрепления следов рук на различных поверхностях рассмотрены в разд. 4.1.2.)

При перевозке или пересылке вещественных доказательств со следами рук необходимо соблюдать определенные правила их упаковки, чтобы не повредить следы:

поверхность участков предмета со следами не должна соприка­саться с материалом упаковки;

предметы в упаковке крепятся неподвижно;

материал упаковки должен быть прочным (не деформировать­ся при транспортировке);

хрупкие предметы нужно упаковывать, используя резиновые оттяжки или комки ваты, пластилина, бумаги — для амортизации.

Для упаковки отдельных предметов со следами рук применяют­ся несложные приспособления:

— осколки стекла помещают между рейками и дополнительно накрывают другими осколками, листами фанеры, прочного карто­на; все это прочно перевязывается шпагатом;

— для осколков небольших размеров применяется картонная полоса, которая оборачивается вокруг осколка так, чтобы его углы крепились в подготовленных отверстиях;

— для бутылок, стаканов, банок и т. п. применяются две фа­нерные или из ДВП дощечки (универсальные, многоразового ис­пользования), имеющие специальные вырезы под торцевые части емкостей; упаковываемый предмет помещается между этими до­щечками, перетягивается резинками или связывается шпагатом (рис. 26);

— для бутылок и банок используются универсальные упаков­ки, изготовленные из плотного картона (в типографии), или зара­нее подготовленные ящики, или любые подходящие картонные коробки.

Чтобы укрепить верхнюю часть бутылки, в крышке тары вырезается отверстие, куда вставляется горлышко или устанавли­вается деревянная палочка. Дно бутылки можно приклеить к упа­ковке обычным силикатным клеем или укрепить 4—5 гвоздями, если на дно коробки положить фанеру или доску;

— для ножей, топоров, всевозможных инструментов исполь­зуются соответствующего размера дощечки, через отверстие в которых пропускают бечевку и неподвижно укрепляют ею пред­мет.


Наиболее рациональным и достаточно универсальным способом упаковки большинства предметов, изымаемых с места происшест­вия, является способ двух дощечек, который имеет несколько ва­риантов. Рассмотрим один из них.

Из картона или фанеры вырезают два одинаковых квадрата с размером сторон на 4—5 см больше диаметра бутылки. На од­ном из квадратов карандашом проводят диагонали, в центре ста­вят бутылку и обводят ее донышко. В местах пересечения окружности с диагоналями, а также по углам квад­рата на его диагоналях вбивают по гвоздю, загибая их крючком. На другом квадрате симметрично по уг­лам вбивают четыре гвоздя — все эти гвозди тоже загибаются крюч­ком — и несколько гвоздей в центре. Бутылку ставят донышком в гнездо, образованное четырьмя гвоздями:вто­рой квадрат накладывают сверху так, чтобы все центральные гвозди вошли в горлышко. Затем гвозди-крючки верхнего и нижнего квадрата соеди­няются резиновыми упаковочными кольцами (нарезанными из велосипед­ной камеры). Каждую пару крючков целесообразно стянуть двумя кольца­ми (рис. 27).

При другом варианте дощечки го­товятся заранее. Из фанеры толщи­ной 5 мм вырезают два квадрата со сторонами 150—160 мм. В каждом квадрате делают восемь радиальных Рис. 27. Упаковка бутылки пропилов длиной 20—40 мм. В центре с помощью двух дощечек квадрата приклеивают поролоновую прокладку.


Рис. 28. Универсальная упа­ковка многократного ис­пользования для стеклян­ных предметов



Подлежащий упаковке предмет помещают между до­щечками, которые стягиваются любым крепким шпагатом или шнуром (рис. 28).

Можно использовать и другие аналогичные приемы — в зависи­мости от вида объекта, подлежащего изъятию, наличия упаковоч­ных материалов и опыта специалиста-криминалиста.
4.1.8.5. ОПИСАНИЕ В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗЪЯТЫХ СЛЕДОВ
Следы рук, обнаруженные на месте происшествия, приоб­ретают силу вещественных доказательств только после того, как факт их обнаружения и изъятия зафиксирован в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Следы должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, сфотографированы и приобщены к делу. Бывали случаи, когда в процессе судебного рассмотрения из-за поверхностного описания следов рук, отсутст­вия данных о факте и способе их изъятия эти следы исключались из числа доказательств и для изобличения преступников не ис­пользовались.


Учитывая важность процессуально грамотного закрепления сле­дов, специалисты-криминалисты при составлении протокола осмо­тра должны оказывать помощь следователю в описании следов, сообщая следующие сведения:

- о средствах, применявшихся для обнаружения следов;

- о месте нахождения следов (на каких предметах они выявлены и где эти предметы находились на месте происшествия);

- месте расположения следов на предмете (указываются коорди­наты относительно неподвижных ориентиров);

- механизме образования следов (касание, захват);

- количестве следов и их виде (поверхностные или объемные, бесцветные или окрашенные, след пальца или ладони);

- размере следов и их форме;

- типе папиллярного узора и его особенностях;

- способе изъятия следов (изъят вместе с предметом, откопиро-ван на дактилопленку и т. п.);

- способе дополнительной фиксации следов (фотографирование, составление схемы).

Кроме этих основных признаков, подлежащих обязательному отражению в протоколе, целесообразно фиксировать также свой­ства материала предмета (полировка, окрашенное дерево, пласт­масса и т. д.) и состояние его поверхности (сухая, влажная, пыльная и т. д.), направление и расположение основания папиллярного узора в следе, данные о способе упаковки.

Следы рук описываются в той последовательности, в какой они были обнаружены и осмотрены, и в том виде, какой они имели к моменту обнаружения.

Следы, подлежащие изъятию с места происшествия, необходи­мо должным образом оформить. Упаковка, в которую помещен предмет со следами, обвязывается, стягивается или прошнуровы­вается шпагатом либо резинкой и опечатывается сургучной печа­тью. На ней или на прикрепленной к ней бирке делаются надпи­си — указываются: наименование упакованного предмета; место и время его изъятия; наименование происшествия, к которому дан­ный предмет относится. Все это удостоверяется подписями следо­вателя и понятых.

Когда следы откопированы на лист дактилопленки, этот лист прошивается по краям ниткой, концы которой выводят на бирку, связывают и опечатывают. На бирке делается соответствующая надпись и ставятся подписи следователя, понятых и специалиста (если последний участвовал в изъятии следа). Если дактилоскопи­ческую пленку не прошивать, то ее необходимо поместить в кон­верт, который опечатывается и заверяется подписями участников осмотра. На конверте делаются пояснительные надписи.


Когда следы рук копируются на липкую ленту, которая наклеивается на специальный бланк или чистый лист бумаги, то оформ­ление вещественных доказательств заключается в соответствующих пояснительных надписях на этом листе. При этом необходимо сделать запись о каждом в отдельности отрезке ленты с указанием объекта и места расположения откопированных следов. Рядом с каждым отрезком целесообразно также схематически зари­совать предмет и указать место нахождения на нем следов. Все это заверяется подписями следователя, понятых и специалиста,

участвующего в осмотре.

При изготовлении слепков с объемных следов рук к ним в про­цессе копирования с помощью шпагата (ниток) прикрепляются бирки с соответствующими надписями.

Пример описания следов рук в протоколе осмотра:

«... При обработке полированной поверхности платяного шкафа в спальне порошком «Малахит» с помощью магнитной кисти в правом верхнем углу ле вой дверцы обнаружен поверхностный след пальца руки, расположенный на расстоянии 2 см от правого и 5 см — от верхнего края дверцы. След размером 11X16 мм образован в результате касания, имеет форму вытянутого овала, в нем отобразился папиллярный узор ногтевой фаланги, тип узора — петлевой, ножки петель обращены влево, основание следа направлено в сторону правого края дверцы. След сфотографирован по правилам масштабной съемки фотоаппаратом «Зенит-Е» с удлинительными кольцами № 1, 2, 3 и осветителем «Свет-1000». Пленка «Фото-125», выдержка 1/60 сек., диафрагма 5, 6 и 8. След откопирован на отрезок липкой ленты «ЛТ-38», который наклеен на лист белой бумаги; сделана надпись: «Отрезок липкой ленты со следом пальца руки, обна­руженного в правом верхнем углу левой дверцы шкафа в спальне».

На этом же листе изготовлена схематическая зарисовка шкафа, где указано место расположения изъятого следа».
4.1.9. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ СО СЛЕДАМИ РУК НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
Высокая результативность осмотра места происшествия до­стигается не только умелым применением соответствующих техни­ческих средств и методов выявления, фиксации и изъятия следов рук. Существует также целый комплекс организационных мер, учет которых позволяет обеспечить более высокую эффективность как изъятия, так и дальнейшего использования следов рук для уста­новления и изобличения преступников.

Работу на месте происшествия необходимо строить исходя из основных требований, которые предъявляют к изымаемым следам в отношении их количества, качества и достоверности.


Очень важное значение имеет количество изымаемых следов. Осуществляя их поиск, следует стремиться к тому, чтобы в пол­ном объеме были исследованы все объекты, на которых могут на­ходиться следы преступника. Нельзя прекращать поисковую рабо­ту, даже если уже обнаружены следы рук, очевидно принадлежа­щие преступнику. Не перечисляя всех отрицательных последствий такого шага для качества и полноты расследования преступления, следует указать следующие наиболее важные обстоятельства.

Во-первых, преступников на месте происшествия может быть двое и больше и необходимо обеспечить сбор вещественных дока­зательств, изобличающих всех участников преступления. К тому же существующая система дактилоскопических учетов может быть использована наиболее результативно в том случае, если имеются следы рук всех лиц, причастных к преступлению.

Во-вторых, чем больше с места происшествия изъято следов рук преступника, тем легче проводить сравнительное исследование этих следов с дактилокартами лиц, подозреваемых в совершении преступления. Кроме того, при наличии большого количества сле­дов значительно повышаются возможности использования дакти­лоскопических картотек для установления преступников. Напри­мер, имея следы семи-восьми пальцев одного лица, можно прове­рять большие массивы дактилокарт.

В-третьих: с увеличением числа изъятых с мест происшествий следов открываются дополнительные возможности для более ус­пешного решения задач по объединению уголовных дел. Очевид­но, например, что если с нескольких мест преступлений, совершен­ных одним лицом, изъято по одному следу, то вероятность их объе­динения будет минимальной, так как следы могут быть оставлены разными пальцами и различными участками ладоней. Другое дело, когда следов достаточно много, В этом случае, если зареги­стрирована серия типичных краж, часть их которых объединена по следам рук, то целесообразно, чтобы при осмотре очередного места преступления специалист криминалистического подразделения имел фотоснимки следов с объединенных краж для того, что­бы на месте определить относимость нового преступления к этой серии, а также с целью целенаправленного поиска недостающих следов для составления дактилоскопической карты неустановлен­ного преступника.

Иногда в процессе осмотра дальнейший поиск следов рук пре­кращается, если на тех предметах, где они должны быть, обнару­живаются следы перчаток. Этого делать нельзя. Следует провести осмотр в полном объеме, сосредоточив особое внимание на тех предметах, оперировать с которыми в перчатках неудобно. Не­редко, действуя в перчатках, преступник тем не менее при вскры­тии сейфа, взломе запоров, поиске ценностей и в других анало­гичных ситуациях, требующих аккуратности, перчатки снимает. Кроме того, если преступников несколько, то кто-то из них может быть без перчаток. К тому же следует помнить, что задача осмотра — обнаружить и изъять максимальное количество следов, в том числе и следов перчаток.