Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.3. СЛЕДЫ ВЗЛОМА
Предварительное исследование следов взлома производит­ся для того, чтобы получить данные о механизме, обстоятельствах, условиях взлома, использованных в этих целях орудиях и личнос­ти преступника. Этим исследованием могут быть разрешены те же вопросы, которые ставятся в порядке назначения экспертизы. Вме­сте с тем возможности такого исследования на месте происшест­вия более широки, так как оно охватывает и другие следы — ве­щественные доказательства, проводится во взаимосвязи с ними и со всей обстановкой места происшествия.

Наиболее полно это обстоятельство проявляется при установ­лении механизма взлома. Решение этого вопроса невозможно без изучения следов взлома в совокупности с другими следами. На­пример, исследования следов взлома на месте происшествия явля­ются основным источником выявления негативных обстоятельств, свидетельствующих об инсценировке преступления. При этом не­обходимо определить направление действия силы, с какой стороны разбито стекло, откуда производился взлом, наличие условий, об­легчающих взлом, несоответствие произведенного разрушения пре­грады задаче проникновения в помещение, отсутствие признаков взлома навесного замка в навешенном состоянии.

К числу наиболее важных задач, решаемых при предваритель­ном исследовании следов взлома на месте происшествия, относится определение вида использованного орудия. Это необходимо для его целенаправленного поиска на месте происшествия и раскрытия преступления по свежим следам. Определение видовой и типовой при­надлежности производится на основе установления вида следов, их формы, размерных характеристик, а также имеющихся катало­гов, справочных пособий и специальных методических рекомен­даций1.

В настоящем пособии приводятся основные положения методи­ки предварительного исследования следов термической резки с целью установления вида использованной аппаратуры.

Изучение на месте происшествия следов взлома иногда позволяет получить некоторые сведения о личности преступника: его профессиональных навыках, росте, физической силе, комплекции и др.

О росте преступника можно судить по следам на вертикальной преграде (речь идет о следах сверления, распила и отжима) — если он взламывал ее в наиболее удобном для себя месте. Исполь­зуемые при этом инструменты обычно располагаются на уровне груди, и для определения роста преступника необходимо среднее расстояние от уровня пола до следов умножить на 1,28.


Комплекция преступника иногда определяется по величине от­верстия, через которое совершено проникновение в помещение, а физические данные — по тем усилиям, которые прилагались для взлома преграды.

Судить о профессиональных навыках преступника можно по тем следам, по которым определяется применение специального ин­струмента, а также при изучении характера следов взлома. Если, например, следы распила имеют ровные края, равномерную исчер-ченнность торцевых частей объекта, то можно предположить на­личие устойчивых навыков владения ножовкой по металлу,

В некоторых случаях по следам взлома удается установить, что преступник левша. Прежде всего это относится к следам разруба, но соответствующие признаки могут быть установлены при ана­лизе и других следов взлома.

Большое значение имеет исследование обнаруженных на месте происшествия орудий взлома. Это позволяет установить источник происхождения инструмента, его особенности, способ изготовления, сферу применения, наличие характерных наложений микрообъек­тов, свидетельствующих о месте применения, хранения орудия и
1См., например: Сырков С. М., Меженцев Г. Н. Предварительное исследо­вание следов орудий взлома на месте кражи. М., 1985.
Если в качестве орудия взлома преступник использовал инструмент, находящийся на месте происшествия, производится его сравнительное исследование со следами взлома. При этом сопоставля­ются форма, размеры рабочей части инструмента, имеющиеся на нем микрообъекты, в том числе частицы краски. В завимости от результатов такого исследования решается вопрос о целесообраз­ности изъятия с места проишествия следов взлома.
6.4. СЛЕДЫ АВТОТРАНСПОРТА
При предварительном исследовании следов автотранспорт­ных средств устанавливаются их вид, марка, модель, имеющиеся на них повреждения, направление движения и другие обстоятель­ства.

В случае, когда на месте происшествия обнаружены следы ко­лес, по которым можно установить размерные характеристики хо­довой части транспортного средства (колея, база, количество ко­лес) , а также модель шин, производятся соответствующие измере­ния и полученные данные используются для определения конкрет­ной модели по справочным таблицам.

Если обнаружен одиночный след колеса, то по нему определя­ется модель шины, а затем те модели автотранспортных средств, на которых такие шины могут устанавливаться.


Детально изучаются и анализируются следы, образованные вы­ступающими частями автотранспортных средств. Используя специ­альные каталоги, по этим следам определяют модель автомаши­ны, а если в них найдены частицы ЛКП, то можно установить и цвет кузова. С этой же целью производится исследование отделив­шихся частиц краски. Если она многослойная, то микроскопиче­ским исследованием можно получить дополнительные важные све­дения о разыскиваемом транспортном средстве.

Изучение повреждений, отделившихся при столкновении дета­лей автомашины, просыпавшегося груза, наслоений в следах кон­такта позволяет собрать сведения о виде перевозимого груза, ха­рактере повреждений на транспортном средстве, сфере его исполь­зования и др.

Изучение обстановки места происшествия дает возможность оп­ределить, какие вещества могли остаться на скрывшемся транс­портном средстве, и это может быть эффективно использовано при его розыске.

Во многих случаях большое значение имеет определение на­правления движения автотранспортных средств. В этих целях при­меняется методика, которая подробно изложена в специальной литературе1. Некоторые используемые при этом признаки показаны на рис. 62. .

Если на месте ДТП обнаружены кусочки стекла, пластмассы от разбитых внешних осветительных приборов, то по ним с использованием справочных материалов можно установить модель авто-ггранспортного средства.

При обнаружении пятен горюче-смазочных материалов с помощью источников ультрафиолетового освещения по характеру люминесценции можно ориентировочно определить род (вид) жидкости, отделившейся от транспортного средства. Если имеется возможность произвести измерения и зафиксировать расположение


с. 62. Признаки направления движения: 1 — направление узлов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости; 2 —- расположение пыли около следа; 3—расположение концов палок, сломанных при переезде; 4 — расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде; 5 — соотношение узлов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на повороте га, б); 6 — рельеф дна следа; 7 — капли жидкости, упавшие с транспортного средства. Стрелкой показано направление движения (для всех случаев) пятен ГСМ, воды относительно колес, то можно установить, какой неисправен.


В процессе исследования следов протектора определяются наличие на колесах шипов, цепей противоскольжения, характер и степень износа протектора, неисправности ходовой части и т. д.
1См., например: Капитонов В. Е. Определение направления движения авто-ранспортных средств//Экспертная практика. М., 1983. Вып. 21. С. 82—83.
6.5. СЛЕДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Наиболее эффективно произвести исследование на месте происшествия следов огнестрельного оружия может специалист в области судебной баллистики, которого рекомендуется привлекать по таким делам.

В процессе предварительного исследования обнаруженного на месте происшествия снаряда определяется его относимость к боеприпасам, устанавливается их вид.

По гильзам и пулям, выстреленным из нарезного оружия, мож­но определить его систему (модель, образец), самодельного оно или заводского изготовления. По следам на гильзе от гладкост­вольного охотничьего оружия устанавливают вид снаряда (дробь, картечь, пуля), номер дроби. По следам на дроби (картечи) можно определить, заводским или самодельным способом она изготовлена.

Большое значение имеет исследование пыжей и прокладок, осо­бенно если они самодельного изготовления. В этом случае может быть получена важная информация для розыска преступника по почерку, виду использованного материала и др.

По следам на преграде определяются огнестрельный характер повреждений, вид примененных боеприпасов, калибр оружия, на­правление стрельбы. Дистанция выстрела может быть определена на основании изучения параметров рассеивания дробового заряда, по следам близкого выстрела, но установленному месту нахожде­ния стрелявшего.

Методика предварительного исследования следов огнестрельно­го оружия и необходимые справочные материалы имеются в опуб­ликованных изданиях'.
6.6. МИКРООБЪЕКТЫ
Исследование микрообъектов на месте происшествия вклю­чает в себя: определение, в пределах возможного, природы микро­объектов; установление механизма их образования; сопоставление со сравнительными образцами материалов и веществ. Это позво­ляет: получить информацию о личности преступника (его одежде, профессии, характерных привычках), способе и орудии соверше­ния преступления; установить место совершения преступления; отобрать необходимые образцы для сравнения материалов, ве­ществ или изделий и т. д.

1См., например: Предварительные криминалистические исследования мате­риальных следов на месте происшествия. М., 1987. С. 92—138.
Предварительное исследование микрообъектов целесообразно производить в условиях передвижной криминалистической лабора­тории и привлекать для этого специалистов соответствующего про­филя. Некоторые виды микрообъектов, например текстильные во­локна, могут исследовать и специалисты-криминалисты. При этом решается задача определения цвета волокон и выдвигается предпо­ложение о виде одежды, от которой волокна могут происходить.

Не составляет большой сложности диагностировать и некото­рые другие виды микрообъектов: частицы краски, угольной пыли, ржавчины, кусочки стекла, металлические опилки и др. Их изуче­ние позволяет на месте происшествия определить природу микрообъектов, выработать рекомендации для раскрытия преступления по свежим следам. Так, по найденному на месте ДТП кусочку ла­кокрасочного покрытия определяют цвет кузова скрывшегося тран­спортного средства.

Исследование внешнего вида микрообъектов во многих случа­ях позволяет правильно отобрать образцы для сравнительного ис­следования. Например, если при осмотре трупа с признаками самоповещения на руках обнаружены микрообъекты белого цвета, то отбираются образцы побелки в месте крепления веревки. Срав­нительное лабораторное исследование этих объектов позволит про­верить версию об инсценировке преступления под самоубийство.

Подробно методика предварительного исследования микрообъ­ектов изложена в специальной литературе1.
6.7. СЛЕДЫ ПЕРЧАТОК
Исследование этих следов проводится в целях правильной их диагностики и установления относимости к следам рук или сле­дам перчаток. Если внешний вид обнаруженных следов напоми­нает следы рук, но в них отсутствуют отобразившиеся линии папиллярного узора, то такие следы, как правило, образованы пер­чатками. Исследовать их в целях установления пригодности для идентификации не рекомендуется, так как этот вопрос решается лишь при сравнительном исследовании. Как правило, изымать сле­дует все обнаруженные следы перчаток, независимо от их качества.

На месте происшествия следы перчаток исследуются с целью определения материала, использованного при их изготовлении (тканевые, трикотажные, кожаные, пленочные).
1