Файл: Тема Инновационный менеджмент возникновение, становление, основные черты Вопрос Инновационная экономика и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инновационный менеджмент 2 семестр

 

Тема 1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты

Вопрос 1. Инновационная экономика и менеджмент.

 

Развитие и его формы

 

В центре всех происходящих в мире изменений лежит понятие «развитие», под которым обычно понимают:

        увеличение сложности какой-либо системы;

        улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

        увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

        количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

        социальный прогресс.

 

Развитие любой социально-экономической системы представляет собой ее существенное, необходимое движение, ее изменение во времени.
Выделяют следующие формы развития:

        эволюционное (постепенное) и революционное (скачкообразное);

        экзогенное (за счет внешних источников) и эндогенное (на основе внутренних ресурсов);

        экстенсивное (в количественном отношении) и интенсивное (качественное развитие).

 

Одним из показателей успешного экономическогоразвития являются высокие темпы экономического роста. На практике под экономическим ростом понимается долговременное увеличение объема реального ВВП на душу населения.

Согласно теории роста, основанного на инновациях, вопрос о стимулировании экономического роста напрямую связан с увеличением интенсивности инновационной деятельности на уровне предприятий, которая в свою очередь определяется ожидаемой прибылью от вложений в исследования и разработки.

 

Важнейшая роль инноваций как основы экономического роста стран, а также стремление развитых государств конкурировать за счет высоких технологий являются характерными чертами современного (постиндустриального) этапа развития экономики.

Инновационная экономика (или «экономика знаний») – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Начиная с 1990-х гг., инновационная деятельность в России тесно связана с системой высшего образования и осуществляется по двум основным направлениям:


        реализация инновационных программ;

        развитие различных научно-технических и инновационных организационных структур (технопарки на базе ведущих вузов страны, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры сертификации и коммерциализации, малые инновационные предприятия).
Вопрос 2. Современные тенденции и формы инновационного менеджмента.

 

Проблемам управления инновациями стали уделять особое внимание в середине XX в. Этот период характерен бурным развитием новых технологий и эпохальных инноваций, таких как изобретение компьютера, освоение космоса и др.

В связи с повышением общемирового уровня конкуренции среди предприятий, традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами:

1.  Необходимостью целенаправленного управления процессами создания инноваций.

2.  Необходимостью реализации творческого потенциала членов организации.

 

Инновационный менеджмент – это система принципов, методов и форм управления инновационной деятельностью в организации

В большинстве современных организаций все еще существуют такие формы управления инновациями как специализированные отделы, обладающие монополией на создание идей. Право и реальная обязанность воспринимать и отстаивать новые идеи при этом находится в руках у немногих избранных.

Другие компании регулярно используют преимущества внутрифирменных рисковых подразделений для разработки самых передовых технических товаров.

Важная проблема заключается в том, что в большинстве организаций нет ответственных за инновации.

Вопрос 3. Задачи инновационного менеджмента.

 

К задачам инновационного менеджмента относятся:
Планирование инновационной деятельности организации.

Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования  миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации.

Следующий шаг – это определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них.

Затем руководство организации выбирает оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития.

На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.

Организация инновационной деятельности.


Эта функция заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих инновации. Если формирование и реализация стратегий, нацеленных на развитие за счет инноваций, не является на сегодняшний день большой редкостью, то создание специфичных структур, позволяющих управлять идеями (потенциальными инновациями) характерно лишь для небольшого количества компаний.

Мотивация участников инновационной деятельности.

Мотивация является одной из наиболее обсуждаемых проблем в менеджменте. Формирование благоприятной организационной культуры; создание креативной команды, способной достигать поставленных целей; установление эффективной системы вознаграждения труда, – все это задачи мотивации персонала.

Систематическая оценка результатов инновационной деятельности.

Инновационную деятельность необходимо постоянно оценивать для того, чтобы проверять правильность выбранной стратегии и вовремя предпринимать корректирующие действия.

Тема 2. Основы инновационной деятельности организации


 

Вопрос 1. Определение понятия «инновация» и основные типы инноваций.

 

В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века И. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений.
Известный специалист в области управления инновациями, Элейн Дандон, и ее коллеги разработали общее определение инновации, которое включает в себя четыре ключевых компонента.

Креативность — умение генерировать новые идеи.

Стратегия — выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации.

Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг.

Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную бизнес-модель. Менеджеры нередко не решаются идти на связанный с новыми идеями риск и стараются всеми силами уклониться от изменений.


Прибыльность — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. Концепция прибыльности может проявляться на практике по-разному, а именно: как финансовый выигрыш, как повышение морального состояния сотрудников и корпоративной солидарности или как вклад в жизнь общества.

Само определение инновации представляет собой «прибыльную реализацию творческой стратегии».

 

Основные типы инноваций.

I. В зависимости от конечного результата.

Тип 1: инновация продукта.

Инновация продукта или услуги является результатом реализации на практике нового способа решения проблемы покупателя, что приносит выгоду, как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию.

Тип 2: инновация процесса.

Инновация процесса обеспечивает рост прибыльности, сокращает затраты, повышает производительность труда и заработную плату персонала.

Для компаний-производителей инновация процесса предполагает внедрение новых методов производства и технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения затрат, повышения качества, сокращения временного цикла, сроков разработки и поставки продукта либо в возможности широкой унификации продуктов и услуг, к ним прилагаемых.

Инновация процесса останется жизненно важной для роста компании по той простой причине, что без совершенствования процесса невозможно внедрить инновацию продукта или стратегии.

Тип 3: инновация стратегии.

Инновация стратегии подразумевает пересмотр существующих в отрасли методов создания ценности для потребителей, с тем, чтобы удовлетворять вновь возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые рынки и новые группы потребителей для компании. Результатом ее является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит на рынок, то есть доводит свои продукты или услуги до конечного потребителя.

 

II. По степени действенности.

  • Приростная инновация.

приростные инновации оказывают небольшое или совсем незначительное воздействие на чистую прибыль фирмы, они, тем не менее, позитивны, т.к повышают удовлетворенность потребителей и, следовательно, эффективность продукта или услуги. Точно так же приростная инновация процесса повышает производительность и снижает затраты фирмы.

  • Существенная инновация.

существенные инновации: как для потребителя по степени выгоды, так и для финансирующей их компании, которая считает, что они значительно помогут ее росту и развитию. Существенные инновации дают возможность компании выполнять свои задачи по росту бизнеса, увеличению доли рынка и снижению операционных затрат (существенная инновация процесса).


  • Инновация-прорыв.

Новый продукт, услуга или изменение стратегии, которые ведут к значительному увеличению доходов и чистой прибыли, являются инновациями-прорывами, или революционными инновациями. В общем случае определить, какую прибыль в долларах и центах должна принести та или иная идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, невозможно, поскольку прибыль зависит от размера компании и оттого, что требуется предпринять для ее существенного роста. Таким образом, компания сама определяет, какие инновации являются для нее прорывами.

  • Радикальные инновации.

Радикальными считаются такие инновации, которые требуют от компании создания новых направлений работы или новых линий на основе новых идей и технологий или для снижения расходов. Радикальные инновации видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности.
Вопрос 2. Источники инноваций.

 

Анализ текущего состояния бизнеса

Анализ текущих нужд потребителей с использованием метода фокусных групп.

Однако у этого метода имеются определенные недостатки:

1)   искусственность обстановки;

2)   присутствие посторонних;

3)   отсутствие времени, необходимого для более глубокого изучения позиций участников и др.

Анализ текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием метода прямого наблюдения (Empathetic Design). Прямое наблюдение представляется более эффективным методом исследования нужд потребителя, чем метод фокусной группы. Обращаясь непосредственно к источнику — наблюдая за потребителями, — исследователь может приобретать более глубокое понимание подлинных позиций и поведения потребителей. Например, наблюдая за тем, как потребители заполняют банковские бланки, как они моют свои автомобили, как готовят дома еду, исследователи получают возможность по-настоящему понять, что работает, а что нет, и что может заработать в будущем.

Предсказание будущих нужд потребителя с использованием исследовательского метода лидирующего пользователя. Формальная концепция лидирующего пользователя была разработана профессором MIT Эриком фон Гиппелем (Eric von Hippel). Эта концепция дает довольно простой способ выявления будущих нужд и потенциально новых продуктов посредством изучения пользователей, которые уже нашли уникальное решение некой проблемы. Нередко такие лидирующие пользователи на основе собственных идей, разрабатывают прототипы или действующие модели, которые могут оказаться полезными разработчикам.