Файл: Тема Инновационный менеджмент возникновение, становление, основные черты Вопрос Инновационная экономика и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 – заключается в новых формах использования организационных ресурсов. Это направление может быть реализовано на основе постоянно действующих рабочих групп, занимающихся поиском неиспользуемых ресурсов и составлением предложений по их эффективному применению.

В компании IDEO существует даже специальная корпоративная игра: найти успешное применение какому-либо объекту, не относящемуся непосредственно к деятельности компании.

7. Инновация потребностей – касается изменения представлений покупателей о продукте организации. Обычно включает детальное рассмотрение того, как покупатель использует продукт. Это направление инновационной деятельности направлено как на удержание рыночной доли, так и на ее расширение за счет создания новых потребностей, и ориентировано на существенные инновации.

8. Инновация дизайна – представляет собой внесение эстетических и эргономических изменений в продукт (помимо обычных функциональных изменений). Для генерирования идей, касающихся дизайна, часто используют методы коллективного творчества, в частности мозговые штурмы.

9. Инновация маркетинга – касается методов, которые позволяют организации осуществлять продвижение своих товаров и услуг на рынок. Маркетинговые инновации могут включать:

        инновацию бренда (нестандартные подходы к брендингу с целью оказания наибольшего эффекта на потребителя);

        сетевую инновацию (пересмотр всех звеньев, благодаря которым функционирует организация либо производится ее продукт: поставщики, партнеры, бизнес-альянсы, сотрудники, клиенты и т.д.);

        инновацию потребителя (поиск потенциальных способов изменения/расширения базы традиционных клиентов для определенного продукта или компании);

        инновацию конкурентных факторов отрасли (такие инновации бросают вызов конкурентным факторам, которые используются в отрасли);

        инновацию ценообразования (поиск и реализация новых моделей ценообразования для обеспечения больших доходов);

        инновацию моделей сбыта (использование новых методов продаж).

10. Открытая инновация – данная концепция изменяет традиционное представление о модели управления инновационной деятельностью. Вместо реализации инноваций преимущественно на основе внутренних организационных ресурсов, открытые инновации подразумевают: во-первых, покупку инновационных технологий, используемых другими организациями; 
во-вторых, продажу на рынке собственных идей, которые организация не использует..

 

Вопрос 3. Стратегии организаций-новаторов.

 

Стратегии управления инновациями

 

Boston Consulting Group описывает три основные стратегии инновационных организаций при разработке и продвижении инноваций на рынок.

Первая стратегия, которой инстинктивно придерживается большинство инновационных компаний, – стратегия «интегратора». Она подразумевает самостоятельное управление всеми процессами разработки и продвижения продукта на рынок.

Вторая стратегия носит название «организатора». Организатор фокусируется лишь на некоторых процессах разработки и коммерциализации продукта, а в остальном зависит от партнеров, которые выполняют необходимые виды работ.

Третья стратегия – стратегия «лицензиара»: в этом случае компания продает лицензию на изобретение или ноу-хау другой организации, которая в свою очередь разрабатывает и выводит продукт на рынок.

К сожалению, уникальной формулы, позволяющей менеджерам сделать правильный выбор, не существует. Тем не менее они могут принять более взвешенное решение, проведя систематический анализ своих возможностей в рамках трех основных направлений: отрасль, инновации, риски.

Отрасль. Компании необходимо принять во внимание структуру отрасли, в которой она планирует работать, особенно, если эта отрасль для нее незнакома. При этом рекомендуется проводить анализ по четырем направлениям:

        финансовые и материальные ресурсы, необходимые для входа в отрасль;

        механизм выведения новых продуктов и услуг на рынок;

        важность бренда;

        уровень конкуренции.

 

Исходя из результатов анализа данных направлений, организации выбирают подходящую стратегию. Например, если компания нуждается в больших капиталовложениях в физические активы, профессиональный уровень партнеров невысок, а конкуренты используют стандартные методы борьбы, то она может выбрать подход интегратора. Однако если механизм выведения продуктов на рынок сложный, уровень конкуренции высокий и ценность бренда важна, стратегия организатора позволит компании лучше распределить риски и инвестиции.

Инновация. Свойства самой инновации играют центральную роль при выборе стратегии. Необходимо рассмотреть планируемый жизненный цикл продукта: если его время пребывания на рынке будет достаточно продолжительным, то у 

интегратора появится возможность возместить большую часть инвестиций. Также менеджерам необходимо определить, требует ли инновация создания дополнительной инфраструктуры или новых технологий.

Если инновация – существенная или радикальная, то понадобятся дополнительные ресурсы: как для «обучения» рынка, так и для увеличения объема производства, когда произойдет повышение спроса на продукт. В этом случае имеет смысл использовать стратегию организатора. Следует, однако, отметить, что до тех пор, пока инновация защищена патентом, компания будет склоняться к стратегии интегратора, поскольку действия конкурентов не будут казаться опасными.

Риски. Наконец, менеджерам необходимо учесть четыре вида рисков, решая, какую стратегию им следует выбрать:

        разработанный продукт может не обладать запланированными свойствами и характеристиками;

        потребители не будут покупать продукт только потому, что инкрементальная инновация может оказаться для них недостаточно привлекательной;

        товары-субституты могут оказаться конкурентоспособными;

        для коммерциализации инновации могут потребоваться дополнительные незапланированные инвестиции.

 

Анализируя эти факторы, руководители смогут решить для себя, какая из стратегий, поможет минимизировать риски.

 

Тема 4. Управление идеями в организации

Вопрос 1. Генерирование идей.


Генерирование идей является первым и очень важным этапом инновационного процесса. Его результат – определенное количество перспективных для организации идей.

В целях повышения количества и качества идей учеными и практиками был разработан ряд методов, которые могут использоваться менеджерами и сотрудниками большинства организаций.

Мозговой штурм

 

Метод «мозгового штурма» («brainstorming») был разработан американским психологом Алексом Осборном и представляет собой неструктурированный процесс генерирования идей, спонтанно предлагаемых участниками.

Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы.

Основной принцип «мозгового штурма» состоит в том, чтобы разделить во времени генерирование идеи и ее критику..

 

Шесть шляп

 

Автор этого метода – Эдвард де Боно. Его суть заключается в упорядочивании творческого процесса с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп.

Mind mapping


 

Mind mapping – широко распространенный (в основном, в США) метод схематичного изображения последовательности действий, событий, предметов или объектов. На русский язык mind mapping можно перевести как «структурирование мыслей» или более дословно «рисование карты своих мыслей».

Разработчиком данного метода является Тони Бьюзен.
ТРИЗ
В основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) лежит инженерная теория Генриха Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и ошибок при поиске новых решений задач – неэффективно. Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые подходят для решения большинства задач.

Чтобы применить тот или иной прием, необходимо:

1) Определить тип задачи: изобретательская или исследовательская.

Изобретательская задача подразумевает, что есть цель, которую требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы (т.е. возникает вопрос «Как быть?»).

Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат (возникает вопрос «Почему?»).

2) Сформулировать противоречие: любая сложная задача содержит в себе системное противоречие, которое нужно преодолеть или обойти (пример).

3) Применить принципы и приемы решения задач.

 

Вопрос 2. Представление идей руководству.

 

Причины, препятствующие появлению новых идей

 

Незнание своих возможностей. Как это ни парадоксально, многие сотрудники не знают о том, что могут предлагать идеи, которые принесут выгоду как организации, так и им самим.

Боязнь неодобрения руководства. Руководитель на любом уровне управленческой иерархии, как правило, глубоко погружен в рутинную работу. То, как он реагирует на появление новых идей, как их принимает, влияет на мотивацию сотрудника.

Неудачные прецеденты. Проявляя интерес к идее, руководитель берет на себя ответственность перед новатором за ее дальнейшее воплощение в жизнь. При отсутствии четкого механизма реализации идей или высокой занятости начальника, возникает вероятность того, что идея забудется или инновационный проект будет заморожен на ранних этапах.

Отсутствие уверенности в успешной реализации.
 Неуверенность обычно является следствием незнания. Когда сотрудник не осведомлен о том, в каких областях деятельности организации могут быть полезны его идеи, он не находит им применения и они остаются невысказанными. Ограниченность новых идей рамками должностных обязанностей. Неинформированность сотрудников о деятельности других подразделений и организации в целом, равно как отсутствие мероприятий, системно вовлекающих в творческий процесс различных сотрудников компании, приводит к тому, что новые идеи касаются, в основном, усовершенствований непосредственных рабочих процессов.

Отсутствие мотивации к выдвижению новых идей. Для того чтобы новые идеи рождались и реализовывались, необходима комплексная система мотивации инновационной деятельности. Чем необычнее будут вознаграждения, тем интереснее будет работать творческим сотрудникам. Например, в качестве поощрения за перспективные идеи, могут вручаться не только памятные сувениры и грамоты, но и продукция организации с дарственными надписями руководства, футболки с соответствующей символикой, денежные премии и др.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники, когда у них появляется новая идея, – это неспособность:

        определить потенциал идеи;

        довести идею до руководства;

        развить, доработать идею.

 

Вопрос 3. Системы управления идеями.

 

Под «управлением идеями» понимается управленческий процесс, целью которого является поиск, оценка, поддержка и реализация перспективных идей. Для управления идеями западные инновационные компании формируют так называемые системы управления идеями.

Роберт Такер выделяет различные типы систем управления идеями (модели управления идеями), которые используются инновационными компаниями:

        система предложений;

        команды непрерывного совершенствования;

        политика открытых дверей;

        новые венчурные команды;

        инкубатор идей;

        выдвижение идей и реализация их в масштабах всей организации;

        инновационные команды;

        катализатор инноваций.

 

Данные системы предполагают формирование особых организационных структур, активизирующих инновационную деятельность.
Тема 5. Создание инновационной культуры

Вопрос 1. Мотивация творческой деятельности персонала.


 

Инновационные компании используют характерные корпоративные принципы и методы мотивации, которые играют существенную роль в их успехе.