Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Основы выразительного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неотъемлемой частью педагогического репертуара учащихся в последние годы стали пьесы эстрадно-джазового направления, популярные переложения современной эстрадной музыки, музыка из кинофильмов и мультфильмов. Джазовые произведения значительно отличаются от классической музыки по метро-ритмическому построению, приемам звукоизвлечения, характеру, педализации, агогике, таким образом расширяют кругозор и технические возможности учеников. Нотная литература предоставляет педагогу широкий выбор пьес, этюдов, переложений в джазово-эстрадном стиле.

Ученикам важно осваивать приемы игры на фортепиано не только на примере классических, но и на основе современного музыкального языка. В репертуар целесообразно включать произведения И. Якушенко, Л. Марченко, А. Бриль, М. Шмитца, Е. Бойко, О. Петерсона, А. Коровицына, Е. Весняка, В. Балаева.

Тема 5.2. Принципы работы с текстом (5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №1

Сообщение на тему «Основные этапы работы с текстом».

Поскольку предметом работы является пересказ как приём обучения монологической речи, а пересказа не может быть без текста, то целесообразно будет рассмотреть основные этапы работы с текстом.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Целями дотекстового этапа или по-другому - этапа антиципации, являются определение, формулировка речевой задачи для первого прочтения; создание необходимого уровня мотивации у учащихся; по возможности сокращение уровня языковых и речевых трудностей [49].

Данный этап предполагает следующие упражнения и задания: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора (Ж. Верн, Р.Л. Стивенсон, А. Кристи и т.д.); формулировка предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, ознакомление с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.

По заголовку можно попросить учащихся определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем, ключевые слова и выражения и так далее.

При использовании ассоциаций, связанных с именем автора можно задать такие вопросы, как К какому жанру можно предположительно отнести этот текст, Кто, по вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее), Где и в какое время может происходить действие [47, с. 143].


Целями текстового этапа являются контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений [49].

На этом этапе рекомендуется использование следующих упражнений и заданий: найти ответы на предложенные вопросы / подтверждение правильности/ложности утверждений; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; найти подходящее по смыслу предложение, попущенное в тексте / предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и так далее; найти описание внешности / места события / отношения кого-либо к чему-либо; догадаться о значении слова или слов по контексту/какой из предложенных переводов/ какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте/как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста [47, с. 145].

Послетекстовому этапу соответствует такая цель, как использование ситуаций текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Отметим, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, если текст используется для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, т.е. умений говорить и писать на иностранном языке. Этот этап представляет для нас наибольший интерес, поскольку темой нашей работы является совершенствование речевых умений [6, с. 18].

На данном этапе возможно использование следующих упражнений и заданий: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста, обосновать свой ответ; сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план текста, выделив его основные мысли; рассказать текст от лица главного героя; кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/ дать рецензию на текст и так далее; придумать, что могло бы случиться, если бы …, придумать новый конец текста; придумать новое название; подобрать/отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и так далее. [47, с. 160]

Проанализировав предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы, можно сделать вывод, что при работы с текстом использование всех трех этапов целесообразно и обязательно. Как уже отмечалось, послетекстовый этап представляет для нас наибольший интерес, так как именно на этом этапе у учащихся формируются и совершенствуются речевые умения. Более того, дети учатся мыслить критически и выражать связно свои мысли на иностранном языке.


Стоит отметить, что наличие всех трех этапов работы над текстом способно гарантировать развитие речевых умений учащихся.

Разобрать отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир» /Описание дуба/.

Описание дуба


КнЯзь АндрЕй вИдел перЕд собОй огрОмный, в два обхвАта дуб. ОднАко сукИ и кОра его бЫли облОманы, потомУ что дЕрево бЫло довольнО стАрым. На корЕ бЫли «стАрые болЯчки».

Дуб в ромАне олицетворЯется: как человЕк, дЕрево имЕет пАльцы и рУки, котОрые бЫли «огрОмными», «неуклЮже, несимметрИчно растопЫренными», «корЯвыми».

Дуб стоЯл на краЮ дорОги, что подчЕркивает его одинОчество. Он одИн был «стАрым, сердИтым и презрИтельным урОдом» средИ «улыбАющихся» берЕз. НесмотрЯ на то что под дУбом бЫли цветЫ и травА, он все равнО стоЯл «хмУрясь, неподвИжно, урОдливо и упОрно».

ТОлько дуб, котОрый вИдел АндрЕй БолкОнский, не хотЕл «подчинЯться обаЯнию веснЫ». Он не вИдел ни эту вЕсну, ни сОлнце. Дуб бУдто бы говорИл, что все это – «глУпый бессмЫсленный обмАн» и что он не вЕрит Этим надЕждам и обмАнам.

ОднАко при слЕдующей встрЕче кнЯзя Андрея с этим же дУбом он был без корЯвых пАльцев и без болЯчек. НаоборОт, через корУ пробивАлись «сОчные, молодЫе лИстья». В нем не бЫло вИдно «стАрого гОря и недовЕрия».