Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Основы выразительного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:


1-я строфа

      

7-я строфа

По вечеРам над РестоРанами
ГоРячий воздух дик и глух,
И пРавит окРиками пьяными
Весенний и тлетвоРный дух.

      

И кАждый вечер, в чАс нАзнАчеННый
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАчеННый,
В тумАННом движется окне.

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

  • последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

  • развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

  • сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления


Тема 5.1. Художественное слово как вид искусства в системе работы над сценической речью. ( 5 часов)

Методические указания к самостоятельной работе №11

Прозаический материал для дошкольников с позиции формирования их дальнейшего репертуара.

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.

Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение.

Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его неразрывном единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения.

Дошкольники должны не только послушать стихи, но и ощутить их в своем сердце. К.Чуковский назвал такой процесс приобщения ребенка к поэтическому искусству «стихотворным воспитанием».

Примеры материала:

Стихи 

1. Агния Барто. У нее имеются стихотворения для малышей, это «Идет бычок качается», «Уронили мишку на пол» и т.д. 

2. Самуил Маршак. Малышам будет интересен цикл «Детки в клетке». 

3. Владимир Маяковский стихотворение «Что такое хорошо...». 

4. Корней Чуковский отечественный писатель, автор «Ежики смеются», «3 хорошенькие свинки» и т.д. 

5. Ирина Токмакова. «Медведь», «10 птичек - стайка» 

6. Борис Заходер. «Кискино горе», «Мохнатая азбука», «Подарил мне папа льва». 

Проза 

1. Владимир Сутеев - советский писатель и иллюстратор. Написал короткие рассказы «Под грибом», «Кто сказал Мяу?», «Цыпленок и утенок» и др. 

2. Геннадий Цыферов писал детские рассказы и сказки в советское время. Малышам рекомендуется почитать «Про чудака лягушонка». 


3. Мария Кутова «Сказки от слез». 

4. Русские народные сказки - это сказки на все времена. Самые известные - «Колобок», «Лиса и волк», «Теремок». 

5. Лев Толстой, как известно, тоже писал для детей. Рассказы из Азбуки будут интересны современным дошкольникам. 

6. Константин Ушинский - известный русский писатель и педагог. Написал «Рассказы о животных»,которые до сих пор являются классикой детской литературы. 

7. Евгений Чарушин - детский советский писатель. Его произведения отличаются особой добротой и теплом. Рассказы «Кошка», «Как Томка учился плавать».

Сообщение на тему «Основные принципы выбора репертуара для школьников младшего школьного возраста».

На примере фортепиано.

Отделение «Фортепиано» является одним из самых востребованных в Детской школе искусств, освоить курс обучения на котором желают многие учащиеся. Основная задача педагога – сделать занятия любимыми и интересными. Удовольствие от общения с прекрасным, удовлетворение своих эстетических потребностей, возможность проявить творчество на уроках фортепиано, все это приносит ребенку радость, а музыка становиться значимым компонентом жизни.

Пьесы малой формы согласно программным требованиям составляют значительную часть педагогического репертуара ученика-пианиста. В течение одного учебного года в младших классах изучается 10-12 пьес, в средних и старших классах 6-8 пьес различного характера, уровня сложности, стиля, жанра. Осмысленное, технически свободное исполнение произведений, с понимание замысла композитора и умением его передать, выразить в процессе музицирования, является главной целью изучения музыкальных произведений в классе фортепиано.

При выборе репертуара, предназначенного для изучения, педагог должен четко представлять, какие текущие педагогически задачи будут решаться при освоении того или иного музыкального произведения. Основные задачи:

Повышение исполнительского мастерства ученика;

Воспитание музыкального мышления, вкуса и творческого понимания музыки;

Расширение и накопление репертуара.

При выборе музыкальных произведений необходимо руководствоваться следующими принципами:

Индивидуальный подход (учет природных индивидуальных музыкальных способностей каждого ребенка);

Соответствие репертуара возрастным психолого-педагогическим особенностям ребенка;

Принцип доступности. Учет достигнутого уровня технической подготовки ребенка и его индивидуальных возможностей в скорости освоения материала. Процесс нельзя искусственно ускорять. Вместе с тем обучение не должно быть излишне легким. Уровень сложности выбирается оптимальным для мобилизации творческих сил учащегося. Все произведения нацелены на то, чтобы возможно ярче раскрыть лучшие природные задатки ученика;


Принцип последовательности и систематичности. Освоение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Репертуар подбирается так, что параллельно развиваются техника ученика и его музыкальное мышление, происходит художественно-интеллектуальное развитие;

Принцип художественной ценности музыкального материала. Музыкальный материал, предназначенный для освоения, должен быть высокого художественного качества. Культурную и образованную личность возможно воспитать на высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание личности;

Принцип педагогической целесообразности. В репертуар должны входить разнообразные произведения: полифонические, крупной формы, этюды, пьесы характерные и кантиленного характера. Все они служат для овладения спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм, освоения современные виды исполнительской техники игры на инструменте, овладения как можно большим и разнообразным по стилю, жанрам и форме музыкальным материалом, расширения багажа музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений;

Принцип активности. Ученику предоставляется в некоторой степени возможность свободы выбора. Репертуар выбирается с учетом его музыкальных пристрастий, интересов, вкуса, характера, пожеланий;

Перспектива дальнейшего концертного выступления. Важно учитывать, какое произведение в дальнейшем будет вынесено на зачет или экзамен, что будет исполнено на классном концерте, какие пьесы следует готовить для конкурсного выступления. Некоторые из произведений предназначены для ознакомительного изучения, другие доводятся до возможной степени законченности.

Изучаемый репертуар необходимо соизмерять с возрастом ребенка. В младших классах целесообразно разучивать небольшие пьесы-действия с подтекстовкой, в основе которых лежат образы и действия, близкие и знакомые ему в эмоционально-ассоциативном восприятии. Это могут быть пьесы, вязанные с образами животных, природы, сказочными персонажами. Программные пьесы широко включаются в репертуар учеников младших классов. Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. В старших классах ученики активно воспринимают пьесы, требующие абстрактного мышления, воображения, фантазии. Эмоциональное восприятие усложняется и расширяется. В репертуар включаются непрограммные произведения.


В репертуаре младших классов большое место занимают пьесы жанровые, т.е. пьесы имеющие ярко выраженную жанровую принадлежность: марш, песня, танец.

Начало обучения плодотворно начинать с такого жанра, как марш. Шаги под музыку – знакомо, понятно и доступно детям с самого раннего возраста, с занятий в детском садика. Восприятие метра, ритма, пульса, размера в таких произведениях не составляет труда для детей, способствует поддержанию интереса к занятиям, и служит базой для восприятия и развития более сложных понятий. На подобном репертуаре хорошо формируется координация движений. Легко и доступно исполнение маршевых пьес в ансамбле с педагогом. Художественный образ и исполнительские задачи понятны ребенку и вызывают интерес.

Пьесы танцевального жанра также с удовольствием воспринимаются учениками младших классов. Чаще всего в сборниках по фортепиано можно встретить польки, вальсы, мазурки. Пьесы танцевального характера позволяют познакомить ученика с разнообразными доступными приемами аккомпанемента: бас-аккорд (интервал), разложенное трезвучие, аккордовое сопровождение. Все эти приемы пригодятся ученику в дальнейшей практике. Вырабатывается навык исполнения аккордов и двойных нот, укрепляются аппликатурные навыки, осваиваются различные метро-ритмические комбинации. Чаще всего именно в таких пьесах происходит первое знакомство с педализацией в простом приеме – соединение баса с аккордами.

На протяжении всего периода обучения в репертуар обязательно включаются пьесы кантиленного характера («песня»), в основе которых, как правило, лежат приятные красивые мелодии. Фортепиано – инструмент ударно-клавишный, поэтому умение «петь» на фортепиано – один из важнейших навыков. На кантилене вырабатывается один из самых основных приемов звукоизвлечения - legato. Кантиленные пьесы необходимо постоянно включать в репертуар учащихся во всех классах, для выработки осознанного отношения к фразировке, «дыханию» мелодии, развития слухового контроля.

Программные названия пьес, увлекательные и красочные, возбуждают фантазию, воображение и интерес ребенка: А. Жилинскис «Марш зайчиков», И. Беркович «Танец куклы», К. Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников», Б. Берлин «Марширующие поросята», «Песенка цветов», Э. Сигмейстер «Песня в темном лесу»,Н. Бараускас «Колыбельная моей черепашечки», Е. Накада «Танец дикарей» и др.

Программные характерные пьесы, подвижные, энергичные, с интересными названиями стимулируют творческую инициативу ребенка, вызывают желание их освоить. В процессе работы над характерными пьесами происходит закрепление основных приемов звукоизвлечения различными штрихами, освоение динамических оттенков, педализации, понимание гармонических особенностей, осознание важности цезур и «дыхания» в музыке. Происходит знакомство с национальной музыкой. Все это особенно важно на начальном этапе обучения, так как служит базой для дальнейшего развития пианистических навыков.