Файл: Объект курсовой работы организация образовательного процесса на уроках истории в 56 классах с использованием средств наглядности. Предмет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актуальность данной работы - современный мир меняется так быстро, что объём необходимой информации увеличивается почти каждую минуту. Проблема использования средств наглядности при изучении истории – это «вечная» проблема. При рассмотрении исторического прошлого дети постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), а часто и самостоятельно создавать различные наглядные средства из-за их отсутствия в школе.

Различными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что эффективность обучения зависит от степени вовлеченности в восприятие всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем выше познавательная активность учащихся и тем более прочно его усвоение.

Объект курсовой работы - организация образовательного процесса на уроках истории в 5-6 классах с использованием средств наглядности.

Предмет исследования – наглядность на уроках истории.

Целью данной работы является изучение различных средств использования наглядности на уроках истории.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть принцип наглядности, его сущность и функции в процессе обучения истории;

  2. Изучить психолого-физиологические особенности учащихся 5-6 классов;

  3. Обосновать методику использования средств наглядного обучения на уроках истории в основной школе.

Используемые методы в курсовой работе: дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих, анализ, при котором общее положение делится на отдельные элементы, и синтез, заключающийся в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в одно целое.

Структура курсовой работы: состоит из введения, 2 глав, в каждой главе 2 параграфа, заключения и библиографии (списка источников и литературы).

Глава I.

    1. Принцип наглядности, его сущность и функции

В XVII в. был сформулирован принцип наглядности, его доступность в педагогическом процессе наступила гораздо раньше. В процессе развития системы образования необходимо было передавать не только навыки через действия, но и определенные законы и теоретические нормы, отвлеченный и абстрактный характер которых не допускал педагогу их продемонстрировать. Поэтому, встал педагогический парадокс между надобностью в развитии чувственной поддержки при получении знаний. И этот диссонанс урегулировал великий педагог, Ян Амос Коменский. Исходя из оценки опыта народной педагогики Я.А. Коменский раскрыл вспомогательный инструмент - в виде принципа наглядности, изложенного в книге, который упрощает освоение нового материала, и помимо этого, осуществляет педагогическую закономерность - обучение сути вещей и явлений, а не другим понятиям о них
1.

По мнению великого педагога, Я.А. Коменского, нужно было владеть умением узнавать объекты на базе их эмпирического восприятия, а принцип наглядности представляет собой «золотое правило дидактики». Однако определение, заложенное в понятие «принцип наглядности», то есть деятельность учителя, который его передает, с самого начала было намного шире, чем сам термин. Сам Я.А. Коменский полагал, что видимое нужно усваивать зрением, слышимое - слухом, аромат через обонянием и т.д.2

Другой педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, внёсший особый вклад в развитие педагогической теории и практики и в подтверждение принципа наглядности, выработал теорию элементарного природосообразного воспитания и обучения, подтвердил и выяснил целью педагогического влияния развитие целостной и всесторонне развитой личности. Также, швейцарский педагог показал значимость применения наглядности для создания абстрактных концепций и поместил ее в основу первоначального природосообразного обучения3.

Также и остальные: П.И. Боровицкий, П.Я. Гальперин, Л.B. Занков, И.Я. Лернер, В.В. Половцев, С.Г. Шаповаленко, отечественные ученые-педагоги благополучно исследовали принцип наглядности4.

Но во создании теории и практики применения данного принципа существенную значимость захватывают идеи отечественного педагога-ученого, основателя научной педагогики в Российской Федерации, Константина Дмитриевича Ушинского. Он выделил полное психологическое подтверждение наглядности обучения, подметив диссонанс, основанное в названии принципа и сути осуществляемого педагогического действия. Также, К.Д. Ушинский в своих наглядных пособиях, призванных пробудить мыслительную деятельность учащихся, отмечал, что важным в обучении является не само наглядное пособие (т.е. не обеспечение наглядности), а движущееся за этим создание чувственного образа. На основе этого, педагог реконструировал методику наглядного обучения, произвел ряд приемов и технологий работы с наглядными пособиями5. Последующие преобразования в педагогической науке доказали, что наглядность считается главным и важным инструментом, приемом, методом для осуществления и реализации образовательного процесса на всех уровнях образования. В то же время обнаружена полемика по поводу ее включения именно в такую педагогическую категорию, как принцип. Она стала использоваться как обозначение метода и средств обучения. Тем не менее, термином «наглядность» часто отмечают принцип, которому следует учитель в процессе преподавания дисциплины. В то же время в значительном большинстве работ общее описание принципа подчеркивает не только деятельность учителя, но и деятельность ученика, то есть педагог обеспечивает принцип наглядности, а «инструментом» осуществления является ученик. Принято относить, что наглядность должна создавать единство чувственного и логического, конкретного и теоретического, содействовать возникновению абстрактного мышления учащегося, значит, учащийся присоединяется в процесс реализации принципа наглядности. Таким образом, на ученика влияет наглядности (т.е. принцип реализуемый педагогом). Тогда в сущность принципа вносятся указания, никоим образом не зависящие от его реализации.



Выделяются функции принципа наглядности: во-первых, наглядность дает правильное понимание материала; во-вторых, наглядность является опорой в осознании материала; в-третьих, обеспечивает условия для практического использования изучаемого материала; в-четвертых, способствует к получению необходимых навыков и умений; в-пятых, влечет интерес к занятиям; в-шестых, переводит произвольное внимание к послепроизвольному; в-седьмых, уменьшает изнеможение; и, наконец, в-восьмых, создает весь процесс обучения6.

Правильной интерпретацией принципа наглядности считается активное применение зрительных ощущений, восприятий, образов, а также постоянная опора на свидетельства органов чувств, что приводит к непосредственному контакту с реальностью при обучении и воспитании человека7.

Татьяна Ивановна Власова, исследуя особенности развития познавательной деятельности учащихся, выделяет, что процесс – это «стимулирование, усиление процесса познания, который можно предложить в виде цепочки, состоящей из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний»8. То есть формируется определенный порядок, в котором первая ступень - это восприятие, а не представление информации преподавателем. Но это не характерно для формировании рассматриваемого принципа.

То, что, действительно, название принципа вовсе не показывает сущность и характер процедурных элементов, необходимых для его реализации, по мнению современных учителей, четко отражено в ключевых законах, лежащих на базе принципа. К примеру, И.Ф. Харламов в своем учебном пособии «Педагогика» (1999г.) показывает, что «наглядность обучения является следствием того, что оно выступает для учащихся в качестве средства познания окружающего мира, а процесс этот происходит успешнее, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий; также он отмечает, что познавательный процесс требует включения в процесс овладения знаниями различных органов восприятия (наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний); в-третьих, Харламов полагает о том, что наглядность обучения основана на особенностях мышления детей и обеспечивает учет и развитие этого мышления от конкретного к абстрактному; и, наконец, он пишет о наглядности, которая повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким»9.

Как отмечает другой педагог,
Иван Павлович Подласый, потребность наглядного обучения кроется в том, что учащийся мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и эта необходимость основывается не только на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах осознаваемых ребенком. И.П. Подласый доводя свое мнение, подчеркивает: «Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности»10. То есть, автор хочет сказать, что необходимость обеспечения восприятия может создаваться при наглядном принципе, но не может быть гарантировано; из этого следует, что этот принцип не конечная цель обеспечения восприятия, а целью становится создание условий.

Несоответствие названия и сущности содержащихся в нем процессов еще более заметно в работе Л.М. Зельмановой. Она двойственно предусматривает наглядность в современной теории и практике обучения: во-первых, наглядность - как процесс чувственного отражения в обучении; во-вторых, при использовании учебного материала с применением наглядных пособий. «В первом случае термин «наглядность» можно использовать для проведения уроков с наглядными пособиями или без них. Например, так называемая словесная наглядность».

Если говорить о дидактическом принципе «наглядность», то есть развитие. Его содержание постепенно меняется, но при этом сохраняется его важность для учебного процесса. А также, все еще поддерживает принцип наглядности, в его новом представлении, свою актуальность и в сегодняшнем дне это еще более важно, чем когда-либо.

Итак, сущность принципа наглядности заключается в предоставлении качественного восприятия, и поэтому встает серия задач, которые связаны касательно с состоянием «принимающей информацию» стороны (т.е. возможностей обучающихся к восприятию, зрительную асимметрию индивидов и практичность визирования, сенситивные этапы формирования зрения), а это, равным образом, просит объяснения правил и подходов к кодированию и представлению визуальной и другой важной для восприятия информации. Современный процесс изменения в педагогической науке приводит к необходимости трансформации названия рассматриваемого принципа.

    1. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-6 классов


Специалисты в области психологии называют возрастной период с 10 до 12 лет началом подросткового возраста, который, в свою очередь, имеет ряд характерных особенностей, и осознание которых может существенно помочь при процессе обучения и воспитания.

При гормональных изменениях в рассматриваемом возрасте, возникает психологическое формирование ребенка, которые без исключения уделяют большое внимание на все процессы.

Нужно отметить, что главной отличительной особенностью раннего подросткового возраста, собственно, от подросткового является не признание и не восприятие ребенком того, что происходит с ним в настоящее время, даже если он этим активно интересуется. Иными словами, ребенок становится физически вполне зрелым, тело начинает формироваться как у девушки или юноши, но осознание самого себя, сверстников ну и общества остается на уровне детей11. Из-за трансформации координации тела ребенок, играя в подвижные игры начинает бить по углам и ронять предметы, но остается энергичным, как и в детстве

Для развития ребенка в данный период надо всем взрослым, которые окружают ребенка, больше времени проводить с ребенком, разговаривать, все ему объяснять, хвалить его за заслуги, и, быть максимально тактичными и терпеливыми.

Тот факт, что мальчики физически взрослеют медленнее, чем девочки, вызывает вдобавок некую напряжение в межполовом отношении в классе, и может умножать комплексы в отношении адекватного восприятия собственного тела. Помимо этого, у мальчиков в этом возрасте маленький рост, от девочек-одногодок, и на вид они похожи на детей, так как физическое развитие у мальчиков обнаруживается позже, когда они вступают в ряды «настоящих» подростков.

Именно в этот период мальчишек надо воспитывать как защитников, джентльменов и «рыцарей», прививать им чувство ответственности, в общем растить их как представителей сильного пола. Их главная сложность состоит в том, что в этих меняющихся условиях мальчики не представляют, как себя вести девочками, с которыми раньше просто дружили, а они вдруг стали другими: непонятными, но более интересными. Возникают переживания: «А вдруг я останусь таким же маленьким?»12

Возникновение качественно нового уровня самосознания, основанного на иной точке зрения ребенка к себе и другим, считается психологическим аспектом начала подросткового возраста. Замечено, что уже у 9-10-летнего ребенка не только формируется новое видение старшего общества и самопонимание по отношению к нему, но и формируется иная социальная позиция, то есть элемент самосознания формируется качественно новое представление об обществе