Файл: Объект курсовой работы организация образовательного процесса на уроках истории в 56 классах с использованием средств наглядности. Предмет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чертежами, изображающими количественные показатели развития состояния чего-либо с помощью кривых, называют - графики. В отличии от диаграмм графики отражают цикличность исторических процессов и их этапы.
Таблицы представляют собой графическое представление исторического материала. Они могут быть в виде сравнительных, тематических и хронологических граф для их дополнения учениками. В отличии от схем в таблицах нет имеется условные обозначения исторических процессов. Следует отметить, что таблицы подразделяются на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Итак, в исторических источниках система отделения основного посредством демонстрации или заполнения схем и таблиц считается главной стороной системы обучения истории.
Следует отметить, также о картографической наглядности. Локализацией называется причисление исторических процессов к определенному пространству и повествование произошедшей, географической среды. Посредством схематических пособий, то есть исторических карт, планов местности, картосхем, рассматривается локальность исторических событий для того, чтобы показать связь между историческими процессами, их сущность и динамику.
Исторические карты составляются на географической основе и сводятся к образно-символическим обобщенным изображениям исторических явлений или периодов. Карты классифицируются по охвату территории - мировые, материковые, карты государств; по содержанию – обобщающие, обзорные, тематические; по своему масштабу - мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные). Обобщающие карты показывают все главные процессы и события, рассчитанные на школьную программу и государственный стандарт. А обзорные карты - отражают явления определенного периода. Обобщающие - определяют и более развернуто выявляют тематические карты, при которых показаны события и явления учебных тем.
На сегодняшний день расширение информационного пространства является основной тенденцией общественного развития. Именно поэтому мы должны постоянно модернизировать и искать более эффективные методы работы в образовании. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Педагогической идеей является создание приемлемых условий для развития познавательных интересов учащихся, и эти условия создаются наглядными средствами21.
На смену традиционным средствам обучения приходят новые технологии, так например, аудиовизуальные средства обучения. Они помогают сделать урок именно таким, чтобы организация взаимодействия субъектов учебного процесса стала неотъемлемой частью современной системы образования. В то же время аудиовизуальные средства обучения способствуют нам разрабатывать и применять новые средства информационного взаимодействия между учеником, учителем и средствами коммуникации. Сегодня формирование у учащихся навыков по дисциплине «история» требует яркого созерцания, поскольку изучение истории призвано научить человека, способного и желающего быть участником в межкультурной коммуникации.
Учитель, планируя урок истории, старается сделать его интересным, оригинальным и насыщенным информацией, кроме того, учитель старается воздержаться на уроке от не нужной «механики», используя новые средства обучения. Примером могут служить аудиовизуальные средства обучения22 - видео и презентации в Microsoft Power Point, так как они более популярны на практике и эффективны в формировании у обучающихся исторических компетенций.
Реализация урока с применением презентации в Microsoft Power Point помогает нам визуализировать материал, кроме того способствует учащимся осваивать культуру эстетического дизайна и содержания, следуя примеру преподавателя. После этого развивается их информационная компетентность. Также, интерес учащихся к изучению истории повышает хорошо организованная их деятельность, и привносит в работу дух соперничества.
Учащиеся могут самостоятельно делать компьютерные презентации, используя преимущества современных технологий. Сильное впечатление у учеников производит применение на уроках истории анимированных карт, которые, в свою очередь, позволяют принять максимальный эффект. К примеру, в 5 классе при усвоении темы «Поэма Гомера «Одиссея»» можно представить на анимированной карте путь Одиссея, где ученикам будет показана «ожившая» история, а не «замороженная» картинка.
Вдобавок эффективным средствам развития социально - политических, коммуникативных и социокультурных компетенций являются документальные видеоклипы23.
Когда рассматривается тема Древней Греции, то в учебниках написаны только тексты мифов, являющие историческими источниками знаний, которые не дают полного раскрытия мифа и не вызывают интерес учеников к изучению истории. А при применении на уроке мультипликационных видеофрагментов из серии «Мифы Древней Греции»24 достигается большой эффект понимания, изучения материала.
Как видим, использование и применение на уроках истории аудиовизуальных средств показывает преобладание яркого визуального ряда, при котором цвет, ширина линии, высота элемента могут быть выделены для определения его значения, а также позволяют учителю комментировать тему урока с необходимой скоростью.
2.2. Разработка урока по истории 6 класса с использованием исторической карты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ИСТОРИЯ, 6 КЛАСС
Тема: §17. Столетняя война
Урок №: N
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающие:
-
рассмотреть причины и повод Столетней войны; -
изучить организацию феодальных армий Англии и Франции; -
ознакомиться с основными этапами Столетней войны.
Развивающие: формировать умения и навыки работы с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
Воспитательные: выработать уважительное отношение к подвигу французского народа, в том числе, Жанне д' Арк.
Оборудование: «Всеобщая история. История Средних веков». 6 класс. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской (2017 год), карта «Англия и Франция во времена Столетней войны», доска, мел, презентация (Приложение 8), проектор, компьютер, тетради, ручки.
Методы обучения: системно-деятельностный подход и личностно-ориентированный, самостоятельная работа с картой.
Ход урока:
-
Организационный момент (2 мин.)
Учитель: Приветствует учащихся; проверяет готовность, организованность к уроку
Ученики: Приветствуют учителя; организуют свое рабочее место; включаются в работу.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, одноклассниками.
Метапредметные УУД: организация рабочего места, настрой на познавательную деятельность.
-
Проверка домашнего задания (2 мин.) -
Мотивация учебной деятельности школьников (2 мин.)
Учитель: Сегодня мы будем рассматривать самую длинную войну между королевствами Англии и Франции – «Северная война», также мы рассмотрим причины, повод и этапы войны, подведём итоги. Будем работать с историческими картами. Итак, ребята откройте тетради, и запишите сегодняшнюю дату, тему нашего урока.
-
Актуализация знаний (5 мин)
Блиц-опрос.
Примерные вопросы: К концу XII века Франция была раздроблена на? Филипп II Август в каком возрасте вступил на Французский престол? Прозвище Французского короля Людовика IX? Генеральные штаты - это? Англия в начале XI века была завоевана кем? Какая династия начинает править в Англии?
Предметные УУД: закрепление материала по изученной теме на предыдущем уроке, усвоение основных событий.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, одноклассниками.
-
Усвоение нового материала (15 мин.)
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Для изучения войны, сперва, нам надо определить причины войны и повод. Используя текст учебника стр. 161, заполните таблицу
Причины | Повод |
| |
После заполнения таблицы, учитель рассказывает об основных этапах войны. При рассказе о 2 этапе войны используется карта, учитель просит учеников открыть атлас и указывает место происходивших событий.
На 4 этапе также проводится работа с картой, примерные задания:
-Найти и указать районы партизанской войны против англичан.
-Найти город Орлеан.
- рассмотреть действия французских войск под предводительством Жанны Д'Арк.
-
Закрепление материала (10 мин.)
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели Столетнюю войну. Мы изучили, как французский народ долгое время беспомощно отстаивал свою свободу и независимость, и ему удалось вернуть воюющие территории - это Аквитания и Фландрия. Герои этой войны окутали себя непобедимой славой, их поступки всегда будут вызывать восхищение.
Вопросы для уточнения материала: назовите дату Столетней войны; кто победил в Столетней войне и как? Как вы считаете существовали ли партизанские отряды? покажите на карте места сражений Столетней войны.
-
Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.) -
Сообщение домашнего задания и инструктаж (2 мин.)
Выводы по II главе
Изучая методику использования наглядных средств в преподавании истории, хочется сказать, что современному уроку истории нужны современные и эффективные наглядные средства. Мы обнаружили, что, прежде всего, на уроках истории предпочтение дается аудиовизуальным средствам обучения. Помимо этого, видеофрагменты - это еще один эффективный метод обучения. Неотъемлемой частью урока являются графики, таблицы, диаграммы, схемы и др.
Заключение
Таким образом, принцип наглядности является одним из основных методологических принципов. Она давно изучается учеными и педагогами, но не утратил своей актуальности и в настоящее время. Обучение - это прямые и обратные отношения между учителем и учеником. Одним из важнейших элементов прямой коммуникации является наглядность идей и учебного материала. Смысл наглядного образа определяется особенностями процесса познания. Процесс познания сводится к формированию образов на разных стадиях познания.
Следует отметить, что учащиеся 10-12 лет имеют психологические и физиологические особенности, которых надо принимать, учитывать. В этом возрасте дети физически кажутся взрослыми, а их поведенческая психология не изменяется, остается детской. Это качественно новый уровень самосознания, который строится на основе новой позиции ученика по отношению к себе и окружающим. Учебная деятельность должна выйти на новый, высокий уровень. Происходит это в деятельности по самообразованию и самосовершенствованию учеников.
Было обнаружено, что наглядные средства имеют важную роль в повышении эффективности обучения. Восприятие необходимо для эффективного познания учебного материала. Улучшение умственного развития учеников и реализация требований образовательного стандарта по истории обеспечивает разработка и использование наглядных средств обучения в педагогических технологиях.
Также, при анализе методических приемов и способов использования наглядных средств обучения на уроках истории стали заметны аудиовизуальные средства обучения, как наиболее эффективные. В данной работе были рассмотрены различные и эффективные виды наглядных средств: карты, схемы, диаграммы, рисунки, графики и т.д.
1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
302 с.
2 Там же
3 Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
4
5 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1939. 156 с.
6 Чермит К.Д., Бгуашев А.Б., Бузаров К.И., Берсиров Б.М. Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 90-95.
Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2008. - 256с.
7 Крутова И.В. Использование условно-графической наглядности в современных условиях обучения истории // Электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ «Грани познания», 2012. № 6. С. 44-47
Тесленко В.И., Латынцев С.В. Проблема использования наглядных средств обучения в подготовке учителей (на примере формирования информационной грамотности обучающихся) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 35-39.
8 Власова Т.И. Принцип наглядности обучения в ракурсе теории духовно ориентированного образования // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 143.
9 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3е изд.-М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
10 Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2004
11 Кудусова Т.Х. Содержательные характеристики личностного пространства на этапах раннего детства и детства // Инновационная наука. 2016. № 8-1. С. 180-183.
12 Кузьмин М.Ю. Особенности динамики идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 54-66.