Файл: Объект курсовой работы организация образовательного процесса на уроках истории в 56 классах с использованием средств наглядности. Предмет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.

Исследователь С.В. Молоденова свидетельствуют о том, что даже чисто познавательные задачи взросления в этом возрастном диапазоне связаны с новым рождением «Я», и самоанализом, обслуживающим прежде всего область самосознания ребенка и его индивидуальные особенности для изменения себя, установление границ «Я - самости», становится движущей силой абсолютно всех аспектов психического становления при переходе от начального школьного к подростковому возрасту14.

По мнению выдающегося отечественного психолога, Д.Б. Эльконина, к концу младшего школьного возраста, у детей появляются новые способности, но сам он пока не имеет представления о себе как о личности. Образовательная деятельность на начальном этапе подросткового возраста приступает к более высокому уровню. Именно поэтому, она выступает как деятельность, ориентированная на самообразование и самосовершенствование учеников15.

Также, в подростковом возрасте возникает необходимость анализировать свою личность как средство, помогающее организовать свою деятельность и отношения с обществом. Например, психолог Даниил Борисович Эльконин отмечает: «Развитие ребенка как субъекта деятельности происходит:

1) от ориентации на объективные условия проблемы;

2) ориентироваться на модель действия и объективные условия;

3) ориентация на модель действия, объективные условия и себя как главное условие решения стоящей перед ним задачи.

Там, где нет такой ориентации, там нет и самосознания, которое поэтому и называется самосознанием, потому что это знание отношения нового качества субъекта к решению стоящей перед ним задачи. Это превращение ребенка из субъекта деятельности в личность и происходит в подростковом возрасте в связи с задачами построения отношений с другими людьми».

И поэтому, основные принципы представления о добре и зле, мужественности и женственности, значимости существования и человечности, нужно предать детям именно в этом возрасте, и сосредоточить их на более высокие духовные идеалы. Младшими подростками движет стремление копировать героев, о которых они слышат, читают и видят. Детей вдохновляют и трогают романтические и истории о геройских поступках, вера во всепобеждающую силу добра и справедливости - вот что движет в этом возрасте.

Выводы по I главе

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что принцип наглядности — один из основополагающих методических принципов. Ученые и преподаватели изучают его уже давно, но на данный момент он не потерял своей актуальности. Обучение можно рассматривать, как прямые и взаимные отношения между учителем и учеником. Наглядность идей и учебных материалов - это одно из главных элементов прямой коммуникации. Значимость образовательной наглядности была традиционной, общепризнанно истиной для педагогов с древних времен, и не случайно принцип наглядности обозначают «золотым правилом дидактики». Смысл наглядного образа определяется особенностями самого процесса познавания. Познавательный процесс сводится к формированию образов на разных стадиях познания: 1) наглядный образ, основанный на чувственной ступени познания; или 2) понятийный образ на рациональной ступени познания.


Подростковый возраст – это один из основных периодов развития саморегуляции деятельности. Именно в этот период, в развитии психики сочетается все, что необходимо для овладения навыками саморегуляции деятельности - развитие личностной рефлексии, склонность к самоанализу, перестройка структуры волевой деятельности и формирование механизма ее сознания. Подростка вовлекают самостоятельные формы организации собственной деятельности и выполнения заданий учителя, иными словами он готов к новым видам учебного взаимодействия. В этом возрасте также испытывает ряд перемен сама учебная деятельность. Например, развивается спектр ее мотивов, она становится более самостоятельной, реализуются главные ее компоненты — целеполагание, планирование, контроль и оценивание. Таким образом, при организации обучения детей подростков, обязательно все это принимать и предусматривать. При обучении детей с учетом особенностей их подросткового возраста следует применять различные средства обучения.

Глава II. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании

2.1. Классификация наглядных средств обучения и методика их использования на уроках истории в 5-6 классах

При словесном описании истории прошлых явлений и событий на уроках истории, по большей части случаев не содержится способности полагаться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования, поскольку это явление уже прошлое, недоступное непосредственному восприятию учащихся. В связи с этим, исторические взгляды обучающихся, которые были созданы с помощью метода внутренней наглядности, будут неточными, неполны исторической действительности.

Как мы все уже знаем, ни одно средство художественного повествования, никакая красочность изложения, в преподавании истории, не может обеспечить у учеников четких и правильных представлений о прошлом, возникающих в результате восприятия изучаемых предметов или их образов.

В процессе обучения, при непосредственном восприятии предметов или с помощью образов (наглядности), у обучающихся возникает образное понимание и видение об историческом прошлом. Наглядный принцип отражается в разнообразии видов и классификаций наглядности.


Наглядность в современной дидактике рассматривается, как внутренняя/словесно-образная (например, литературные образы, примеры из жизни и т.п.); или внешняя/предметная наглядность - это например, графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.16

Ученые и методисты в классификацию наглядности по внешним признакам обычно вносят: 1) печатные, это картины, карты, схемы, таблицы; 2) экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); 3) компьютерные (т.е. графические изображения) средства обучения. Помимо этого, существует еще классификация наглядности по содержанию и характеру исторического образа. В этой классификации выделяют предметную наглядность, изобразительную и условно-графическую17.

Предметная наглядность в изучении истории, это понимание, осознание материальных вещей, следов старого, а не самого исторического прошлого; к примеру, следы жизни первобытного общества: древнейшие орудия труда (рубило, дубина, гарпун и т.д.); вещественные останки сражений (оружие и доспехи). Итак, вещественные памятники исторического прошлого, известные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён и другие причисляются к предметной наглядности. Кроме этого, подчеркивают разнообразные модели и макеты (например, модель ручного ткацкого станка, водяной мельницы, катапульты, макет феодального замка и т.п.) – все это относится к специально изготовленной предметной наглядности.

Помимо предметной наглядности, наиболее обширно используют изобразительную наглядность, а именно изображение исторических событий, явлений, памятников и личностей. Материалы исторической живописи, учебные исторические карты, фотографии, портреты, карикатуры и документальные кинофильмы, а также макеты, модели характеризуют изобразительную наглядность.

В ряду, средств изобразительной наглядности, используемые в школе замечаются: во-первых, изображения документальной установки, это, такие, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры, а также документальные фотоснимки, кинофильмы, в той форме, в какой они дошли до нас; во-вторых, научно подведенные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и т.д.; в-третьих, художественные композиции, которые были основанные на исторических данных, и, созданы творческой фантазией автора, творца – в частности, картины и иллюстрации в учебниках, произведения исторической живописи, отражающие факты и явления прошлого; и, в-четвертых, технические средства обучения (диафильмы, аудиозаписи, компакт-диски и др.).


Особым видом наглядности является условно-графическая наглядность, которая предполагает отражение исторических явлений на языке условных знаков, то есть, это карты, графики, диаграммы, схемы и схематические планы.

В школе, при нынешних обстоятельствах, часто всего используют изобразительные и графические средства наглядности.

Учебные картины (наглядные пособия) принимают важное место в условиях изобразительной наглядности, которые специально созданы для школьного образования художниками или иллюстраторами. Также, эти учебные картины делятся на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты18.

Событийная картина создает представление о конкретных отдельных явлениях, воссоздает критическое время в истории и требует сюжетного изложения. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины отражают, характерные для исследуемого периода, периодически повторяющейся историческое событие и явление. Например, картины К.В. Лебедева «Полюдье» и «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины изображают памятники архитектуры и архитектурные стили, разные механизмы и принципы их работы, бытовые элементы различных моментов с их особенностями.

Портретные картины способствуют воссозданию образов деятелей истории. При исследовании портрета, обычно, сперва обращают внимание на внешний вид, черты лица представленного человека как личности на том портрете, ну а затем, уделяется внимание наградам и знакам отличия. В результате, все обеспечивает обширное описание изображаемого человека и его места в истории.

Карикатура - это один из наглядных средств обучения истории, которая характеризуется резко выраженной идеей, кроме того, она доступна, без труда воспринимается и художественно выразительна. К тому же, карикатура делится на карикатуру-иллюстрацию, применяемая только для наглядного свидетельства слов учителя; и на карикатуру-характеристику, требуемая пояснения сущности, объяснения педагога. Портретную карикатуру используют для толкования образной особенности личности, а символическую карикатуру - для исторически-важного события или целого периода.

В процессе обучения также используется аппликации – это изображения, которые по контуру вырезаны из бумаги и раскрашены, предназначенные для изучения предметов или представителей различных общественных групп рассматриваемой эпохи (рисунки людей, орудий труда, зданий). На уроке аппликации помогают определить конкретные стороны фактов и порядок изменения явлений. Возникновение другой аппликации формирует визуальный образ и обращает внимание учеников на конкретном действии.


Условно-графическая наглядность подразделяется на схематические рисунки, схемы, таблицы. Реальные характеристики предмета показывает схематический рисунок, способствуя созданию понятий. Как писал Александр Андреевич Вагин: «в самой природе педагогического рисунка, в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее»19.

Во время устного выступления учителя осуществляется на доске меловой рисунок, и он предназначен для зрительной опоры. Педагог с помощью схематического изображения объясняет логическую последовательность событий, явлений, решая темп, и разрывая или обновляя изобразительный ряд. Меловые рисунки дают географические ориентиры, изображают разные схемы.

Линии, стрелки, квадраты, кружки на доске – все это схематическое изображение, и его используют, когда учитель объясняет тему. Схематическое изображение относятся к элементам условно-графической наглядности. Помимо этого, здесь также причисляются: схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.

Схема представляет собой графическое представление исторической реальности. В схеме, каждые элементы, особенности явлений обозначаются условными знаками, такие как геометрические фигурки, символы, надписи, а отношения и взаимодействия изображаются их обстановкой, соединяются линиями и стрелками. Виды схем в методике обучения истории: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные20.

Связь составных компонентов и относительное положение чего-либо отражается в структурных схемах. А логические схемы отражают графическое изображение, показывающие процесс и имеющие его составляющее, которое вытекает один за другим. Поисковые схемы – это логические схемы в графических изображениях, в которых составные части содержат продуктивно-познавательные вопросы вместе с информацией, ответы на эти вопросы способствуют обучающимся осознанно воспринимать полученные знания, логически думать и соображать.

Еще один вид схем – это диаграммы, которые подчеркивают количественные и качественные особенности рассматриваемых событий и явлений. Если на диаграммах показаны одинаковые сведения одновременного процесса, то они с легкостью соотносятся и анализируются, складывается их порядок. Различные информации способствуют изучить динамику и тенденции развития.