Файл: Курс лекций дисциплины Безопасность жизнедеятельности Для специальностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

-федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;

-регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

-в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи; охраны общественного порядка; противопожарная; медицинская;аварийно-техническая; убежищ и укрытий; энергетики и светомаскировки; радиационной и химической защиты; транспорта и др.

Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

-На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

- Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

- Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

- Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.



В мирное время среди мероприятий по защите населения от оружия массового поражения особое значение приобретают:

-создание надежной системы оповещения;

-накопление фонда защитных сооружений;

-планирование и проведение эвакуационных мероприятий комбинированным способом, подготовка загородной зоны для приема и размещения эвакуированного населения;

-обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

-всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от ОМП;

-обеспечение защиты продовольствия, воды от заражения РВ, ОВ, БС;

-организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

-проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При объявлении угрозы нападения населением должны осуществляться следующие действия:

-До объявления эвакуации и рассредоточения по месту жительства и работы обеспечить светомаскировочный режим;

-Иметь постоянно включенными средства массовой информации города, района (радиотрансляцию, телевидение, радиоточки и т. п.);

-Начать подготовку к эвакуации (рассредоточению) в загородную зону;


-Уточнить места расположения укрытий (убежищ) на случай внезапного нападения противника, а в сельской местности приступить к оборудованию противорадиационных укрытий;

-Получить и привести в готовность к использованию СИЗ, в том числе и медицинских;

-Продолжать производственную деятельность.

При объявлении распоряжения на эвакуацию и рассредоточение:

-Завершить производственную деятельность (по соответствующему распоряжению администрации предприятия); в дальнейшем действовать согласно указаниям органов ГО объекта;

-Следовать на прикрепленный к данному объекту (предприятию, учреждению) сборный эвакуационный пункт (СЭП) для последующего выезда (выхода) из города в загородную зону и др.

В военное время работа службы сосредотачивается на ликвидации медицинских последствий нападения противника (проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и т. п.).В случае возникновения зон заражения штабами ГО вводятся определенные режимы работы объектов и защиты населения. В возникающих после применения противником ядерного, химического и бактериологического
оружия зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения могут возникать потери как среди населения, так и среди личного состава формирований, которые находятся или выполняют определенные задачи в этих зонах.В целях максимального снижения потерь в зонах радиоактивного заражения должны соблюдаться определенные режимы радиационной защиты и правила поведения людей. Главным критерием определения предполагаемого режима радиационной защиты является обеспечение таких условий пребывания или деятельности людей, при которых доза облучения, полученная ими за все время необходимого или вынужденного пребывания в этой зоне, не превышала бы допустимую. Зная исходный уровень радиации на местности, скорость спада этого уровня, степень защиты людей и допустимую дозу облучения, можно дать рекомендации в отношении того времени, в течение которого люди могут находиться в той или иной зоне радиоактивного заражения. Во всяком случае при нахождении людей по какой-либо причине в зоне радиоактивного заражения они должны пользоваться СИЗ кожи и органов дыхания. Перед входом в зону необходимо использовать и радиозащитные средства из индивидуальной аптечки АИ-2; на открытой местности, зараженной РВ, запрещается принимать пищу, пить воду, курить, делать продолжительные остановки, привалы и т. п.

После выхода из зоны заражения необходимо провести частичную, а при возможности и полную санитарную обработку, а также частичную или полную дезактивацию (дегазацию) одежды, обуви и СИЗ последующим дозиметрическим контролем. Проведение этих мероприятий позволит значительно снизить количество радиационных поражений.

Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций или вероятной ЧС природного и техногенного характера, и его временному размещению в заблаговременно подготовленных безопасных районах.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объ­ектов экономики,  производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Загородная зона - это территория в пределах  администра­тивных  границ  субъектов Российской Федерации,  расположенная вне зон возможных разрушений,  возможного опасного радиоактивного заг­рязнения,  возможного  опасного химического заражения,  возможного катастрофического затопления,  вне приграничных районов, заблагов­ременно  подготовленная  для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.


Безопасный район – территория в пределах загородной зоны, подготовленная для жизнеобеспечения местного  эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Эвакуации подлежат:

-работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей этих работников;

-нетрудоспособное и незанятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

-материальные и культурные ценности.

Срок проведения данных мероприятий   не более 5 суток. При планировании эвакомероприятий в военное время необходимо учитывать, что в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются:

-военнообязанные, имеющие мобпредписания;

-нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал

Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться в особый период только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением НГО РФ Председателем Совета Министров   Правительства РФ.

Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:

-из городов с населением до 500 тыс.чел. -  до 12 часов;

-из городов с населением до 1 млн.чел.  - до 20 часов;

-из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки  время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения   НГО РФ.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

- государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);