Файл: 1. 2 Особенности механизма управления организацией с.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Особенности механизма управления организацией с учетом результатов оценки эффективности ее менеджмента
Структура механизмов управления многослойна. В его состав могут быть включены многие совокупности. Прежде всего это организационные структуры по уровням управления. Сюда относятся централизованное управление экономической средой и субъектами хозяйствования (макроуровень), а также управление в рамках основного звена хозяйственной системы (микроуровень).
К механизмам управления относятся комплексы методов управления с преобладанием административных или экономических средств, а также правовые нормы, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом реально складывающейся обстановки.
Механизмы управления обеспечивает реализацию таких функций, как прогнозирование и планирование, организация и координация, учет и контроль, мотивация и стимулирование. Соответственно выделяются такие частные виды, как механизмы планирования, организации, контроля, мотивационный механизм и др. Имеются механизмы внутреннего и внешнего управления [29].
Эффективно действующий механизм управления людьми не только способствует росту экономики, но и позволяет ставить новые задачи перед политическим механизмом.
Менеджмент – это особый вид управленческой деятельности производственно-хозяйственной организации, в процессе которой в рыночных условиях формируются цели, и обеспечивается их реализация путем использования присущих менеджменту средств и методов воздействия на персонал. Менеджмент как управленческая деятельность имеет социально-экономическую природу, объектом управления выступают люди, занятые в совместной производственно-хозяйственной деятельности, а субъектом управления менеджеры и работники специальных управленческих профессий [35].
В таблице 1.1 приведены определяющие признаки, обусловленные сущностью менеджмента как социально-экономического управления.
Рассмотрим подробнее основные признаки менеджмента. Особенность менеджмента как типа управленческих отношений между людьми обусловлена сущностью рыночных отношений в экономике.
Как известно рыночные отношения основываются на процессах купли-продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя, на правовой основе и приоритетности горизонтальных управленческих отношений между субъектами. Управление экономическими процессами обуславливает приоритет экономического аспекта и управленческой деятельности и используемых средств и методов управления.
Таблица 1.1 – Определяющие признаки менеджмента
№ п/п | Особенности менеджмента | Условия, обеспечивающие функционирование менеджмента |
1 | Менеджмент как неотъемлемая часть рыночной экономики, обусловливает его интернациональный характер | Выявление закономерностей и тенденций экономических процессов в мировой и национальной экономиках |
2 | Менеджменту принадлежит интеграционная роль в развитии экономики и общества, что обуславливает наличие национальных черт, и его исторический характер | Потенциал страны: научный, производственный, ресурсный; уровень развития экономики и общества; национальная культура, традиции исторический опыт |
3 | Социально-экономическая сущность менеджмента как трудовой деятельности менеджера по управлению людьми, обуславливающая его человеческий характер | Использование формальных и неформальных методов и коммуникаций, широкий спектр мотиваций с преобладанием экономических и социально-психологических интересов |
4 | Использование в управленческой деятельности средств и методов управления адекватных рыночным условиям: альтернативности, конкурентности, риску, что обуславливает их динамичность, предпринимательский характер | Мониторинг параметров внешней и внутренней среды, диагностика и сценарии управляющей и управляемой деятельности, системный и комплексный подходы к формированию систем и процессов принятия решений |
Продолжение таблицы 1.1
№ п/п | Особенности менеджмента | Условия, обеспечивающие функционирование менеджмента |
5 | Взаимодействие теории и искусства управления в практической деятельности менеджеров, что обуславливает научный подход и творческий характер менеджмента | Развитие принципов, методов, процессов принятия решений и их адаптация к конкретным ситуациям; учет факторов риска; ответственность и страхование |
6 | Инновационность менеджмента, как следствие технологического и информационного прогресса в экономике и в общественном развитии | Настроенность, как качество менеджеров, на нововведения и поиск новых возможностей; формирование эффективных систем инновационного менеджмента |
7 | Ориентация всей деятельности на конечные результаты, что обуславливает приоритетность свойств менеджмента: результативности, эффективности, качества, конкурентоспособности, управляемости | Использование методов диагностики, количественного и качественного анализа, экспертного прогнозирования, социологических исследований; обоснованность управленческих решений, разработка и выбор критериев оценки менеджмента |
Зарождение менеджмента связано с объективным характером развития рыночных экономических процессов, когда уровень производительных сил и производственных отношений обусловили выделение управленческих отношений и обособление управленческой деятельности, специализирующейся на выполнение функций управления людьми: организации, мотивации, контроля, координации их деятельности [12].
Объективность развития экономических и управленческих процессов позволяет трактовать менеджмент как интернациональное явление. История социально-экономического развития разных стран и характер использования экономической теории, тенденции прогресса и культура общества, вызвали к жизни концепции и модели менеджмента, отражающие национальные особенности. Например, своеобразие и особенности имеют системы японского, американского, немецкого и российского менеджмента.
При этом следует различать теорию и методологию менеджмента как особую область знаний или науку менеджмента, где многие черты интернациональны, и практическую деятельность, в которой решаемые проблемы, используемые средства и методы управления обусловлены в большей степени национальными особенностям развития экономики и ситуационными факторами [1].
Функции и принципы управления являются неотъемлемой частью механизмов управления. Они являются фундаментом для понимания сущности и эффективности управленческой деятельности. Не зная функций и принципов управления, мы не сможем грамотно руководить предприятием.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов [36].
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения», к ним относятся:
прогнозирование и планирование;
организация работы;
мотивация;
координация и регулирование;
контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
организация работ по стандартизации;
учет и отчетность;
экономический анализ;
техническая подготовка производства;
организация производства;
управление технологическими процессами;
оперативное управление производством;
метрологическое обеспечение;
технологический контроль и испытания;
сбыт продукции;
организация работы с кадрами;
организация труда и заработной платы;
материально-техническое снабжение;
капитальное строительство;
финансовая деятельность. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Поле управления
Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рисунок 1.5).
Классическое разграничение функций и принципов управления на предприятии, разработанное одним из основоположников научного менеджмента А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.
Рисунок 1.5 – Объем управления
Понятие «эффективность управления», также как и «качество управления», не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления Любопытно, что в учебной и научной литературе наблюдается смешение и отождествление этих близких по смыслу, но все же различающихся по содержанию понятий Отдельные авторы сводят эффективность управления к эффективному руководству, понимаемую как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников действовать, трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей Но такое определение эффективности носит чисто качественный характер и применительно лишь к частному случаю управления в виде руководства производственным коллективом.
Подводя вывод вышесказанному, можно сформировать схему, в которой представим систему механизмов реализации стратегий организации (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Система механизмов реализации стратегий организации
Механизмы реализации стратегии, разрабатываемые на предприятии, должны обладать свойством целостности и, одновременно, рациональной обособленности его элементов. Это означает, что изменение любого элемента механизмов должно приводить к некоторым сдвигам в изменениях других механизмов. Например, структурная перестройка предприятия приводит к изменению числа и состава подразделений (бизнесов), затрагивает интересы большого числа работников. В то же время за счет этого можно получить новую, более гибкую и мобильную структуру, активно реагирующую на изменение рыночной конъюнктуры [42].
При этом некоторая обособленность отдельных элементов механизмов реализации стратегии должна позволять компенсировать издержки, относящиеся к другому механизму. Например, реструктуризация предприятия может привести к дифференциации его деятельности, вычленению самостоятельных бизнесов, сокращению персонала, но при этом финансовая устойчивость предприятия повышается, бизнес становится прозрачным и более эффективным.
Таким образом, все предложенные механизмы должны быть включены в единую систему стратегического управления как элементы общей системы управления.
В отечественной и зарубежной научной литературе по менеджменту предпринимается попытка разделения, различия понятий «результативность управления» и «эффективность управления». Результативность управления понимается при этом как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятие «результативность управления» ничем не отличается, практически совпадает с понятием «качество управления». Качество управления, понимаемое как его результативность, характеризуется результатом, эффектом, достигаемым субъектом управления благодаря его воздействию на объект управления.
Далее более подробно рассмотрим методы оценки эффективности менеджмента организации [22].
1.3 Методы оценки эффективности управления организацией