Файл: Юоглавление введение глава современное состояние предприятия ооо неофарм аптечная сеть столички.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
1.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нео-Фарм» аптечная сеть «Столички»
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
2.1. Анализ маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
2.2. Оценка системы маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности аптечной сети «Столички»
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
1.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нео-Фарм» аптечная сеть «Столички»
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
2.1. Анализ маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
2.2. Оценка системы маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности аптечной сети «Столички»
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕО-ФАРМ» АПТЕЧНАЯ СЕТЬ «СТОЛИЧКИ»
2.1. Анализ маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
Целью маркетингового исследования является выявление предпочтений потребителей при покупке фармацевтической продукции сети аптек «Столички» условно можно разделить на организации и физических лиц.
На рисунке 5 представим структуру объема продаж за 2021 год сети аптек «Столички» по типам клиентов.
Рисунок 5 – Структура объема продаж за 2021 год сети аптек «Столички» по типам клиентов
Согласно данным рисунка 5 можно утверждать, что большую часть в объеме продаж сети аптек «Столички» занимают клиенты-организации, доля которых составляет 55,47%. Тогда как доля потребителей-физлиц составляет 44,53%.
Сегментацию потребителей-физлиц предлагается провести по следующим признакам:
‒ по полу;
‒ по возрасту;
‒ по уровню дохода;
‒ по группам лекарственных средств.
В таблице 4 представим структуру потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по приведенным признакам.
Таблица 4 ‒ Структура потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по разным признакам
Наименование показателя | Доля, % |
1. По полу: | 100,00 |
- женщины | 71,37 |
- мужчины | 28,63 |
2. По возрасту: | 100,00 |
- до 20 лет | 11,62 |
- 21-30 лет | 19,54 |
- 31-45 лет | 27,61 |
- 46-60 лет | 24,18 |
- более 60 лет | 17,05 |
3. По уровню доходу: | 100,00 |
- низкий | 29,62 |
- средний | 38,14 |
- высокий | 32,24 |
4. По группам лекарственных средств | 100,00 |
- лекарственные средства | 39,4 |
- препараты, которые применяются в ЭКО ИКСИ | 6,07 |
- препараты и средства для диет и фитнеса | 4,95 |
- оптика | 6,38 |
- витамины и БАДы | 10,12 |
- средства для красоты | 8,41 |
- средства для мам и малышей | 7,35 |
- медприборы и изделия | 17,32 |
Для наглядности данные таблицы 4 представим графически (рисунки 5-6).
Рисунок 6 – Структура потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по полу
Данные рисунка 6 указывают на то, что среди покупателей-физлиц сети
аптек «Столички» наибольший удельный вес занимают женщины – 71,37%, тогда как доля мужчин составляет 28,63%.
Рисунок 7 – Возрастная структура покупателей-физлиц сети аптек «Столички»
Данные рисунка 7 указывают на то, что наибольший удельный в возрастной структуре покупателей-физлиц сети аптек «Столички» приходится на покупателей более зрелого возраста (31-45 лет ‒ 27,61%, 46-60 лет ‒ 24,18%, 21-30 лет ‒ 19,54%, более 60 лет ‒ 17,05%).
При этом наименьший удельный вес приходится на покупателей в возрасте до 20 лет ‒ 11,62%.
Рисунок 7 – Структура потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по уровню дохода
Рисунок 8 – Структура потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по группам лекарственных средств
Данные рисунка 8 указывают на то, что в структуре потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по уровню дохода представленные группы занимают примерно одинаковую долю, которая колеблется в пределах 30%.
Данные рисунка 11 указывают на то, что в структуре потребителей-физлиц сети аптек «Столички» по группам лекарственных средств наибольший удельный вес приходится на тех покупателей, которые приобретают лекарственные средства (39,4%), и медприборы и изделия (17,32%) и витамины и БАДы (10,12%).
Таким образом, основными покупателями сети аптек «Столички» является организации (медицинские учреждения). Среди покупателей-физлиц большинство женщины, в возрасте 31–45 лет, со средним доходом, приобретающие лекарственные средства.
Основными конкурентами аптечной сети «Столички» являются следующие:
‒ сеть аптек «Алвик» (основана в 1995 году);
‒ сеть аптек «Юкон-Фарм» (основана в 2002 году);
‒ сеть аптек «Исток-фарм» (основана в 1993 году);
‒ аптечная сеть «МЕГА ФАРМ», основанная в 2016 году.
Далее проанализируем структуру рынка аптечных сетей города Москвы (таблица 5).
Таблица 5 – Структура рынка аптечных сетей города Москвы
Название организации | Объем продаж за 2021 год, тыс.руб. |
Сеть аптек «Алвик» | 1 949 060 |
Сеть аптек «Юкон-Фарм» | 510 401 |
Сеть аптек «Исток-фарм» | 299 343 |
Сеть аптек «Столички» | 245 344 |
Аптечная сеть «МЕГА ФАРМ» | 108 365 |
Итого: | 3 112 513 |
Для наглядности структуру рынка аптечных сетей города Москвы представим на рисунке 9.
Рисунок 9 – Структура рынка аптечных сетей города Москвы
Представленные данные указывают на то, что лидирующие позиции на рынке аптечных сетей города Москвы занимает сеть аптек «Алвик», доля которой составляет 62,62%. Анализируемая аптечная сеть «Столички» занимает предпоследнее место в структуре сети аптек, ее доля на рынке составляет 7,88%.
Для того чтоб оценить конкурентов и саму сети аптек «Столички» применим 7Р-анализ (таблица 6).
Таблица 6 – Анализ конкурентов сети аптек «Столички» с помощью 7Р-анализа
P’s | Сеть аптек «Столички» | Сеть аптек «Алвик» | Сеть аптек «ЮконФарм» | Сеть аптек «Истокфарм» | Аптечная сеть «МЕГА ФАРМ» |
Product (Продукт) | |||||
Качество | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Ассортимент | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Упаковка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Place (Место) | |||||
«Шаговая» доступность | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Высокая проходимость | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Видимость с проезжей части | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Price (Цена) | |||||
Доступность | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 |
Скидки | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 |
Стабильность | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 |
Promotion (Продвижение) | |||||
Реклама | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Дегустации | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Имидж | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 |
Pack (Упаковка) | |||||
Привлекательность | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Удобство | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 |
Биоразлагаемость | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Process (Процесс) | |||||
Наличие товаров в торговой точке | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 |
«Видимое» расположение на полках | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 |
Аромамаркетинг | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Personnel (Персонал) | |||||
Квалификация | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Опыт | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Качество обслуживания | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 |
Итого: | 87 | 96 | 89 | 77 | 73 |
На рисунке 10 представим динамику уровня коэффициентов конкурентоспособности основных аптечных сетей города Москвы согласно 7Р-анализу.
Рисунок 10 – Динамика уровня конкурентоспособности основных аптечных сетей согласно 7Р-анализу
Согласно представленных данных видно, что наибольшие итоговые балы получила сеть аптек «Алвик» (96 баллов), а на втором месте находится сеть аптек «Юкон-Фарм» (89 баллов), на третьем – исследуемая сеть аптек «Столички» (87 баллов), а на четверном и пятом – сеть аптек «Исток-фарм» и аптечная сеть «МЕГА ФАРМ» (77 и 73 баллов соответственно).
Согласно представленным данным ООО «Нео-Фарм» аптечная сеть «Столички» отстает от своих основных конкурентов по таким критериям, как ассортимент продукции, реклама, имидж, удобство и биоразлагаемость упаковки, квалификация персонала и качество обслуживания.
Таким образом, аптечная сеть «Столички» занимает третье место по уровню конкурентоспособности среди своих конкурентов.
2.2. Оценка системы маркетинговой деятельности ООО «НЕО-ФАРМ» аптечная сеть «Столички»
Для того, чтобы определить свое место на рынке и прогнозировать рыночную деятельность, организации необходимо проводить анализ и оценку своего потенциала, а также тех факторов, находящихся вне зоны постоянного контроля руководства организации, которые могут повлиять на стратегию организации.
Именно на таком подходе базируется метод SWOT-анализ. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные внешние возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей организации с возможностями, которые дает рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организации необходимо развивать свой бизнес.
Благодаря своей концептуальной простоте SWOT-анализ стал легко применимым для менеджеров; для проведения SWOT-анализа не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка.
Любой, кто хоть немного знаком с организацией и имеет представления о рынке, может составить SWOT-матрицу и провести SWOT-анализ. С другой стороны, следует иметь в виду, что присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам. SWOT-анализ состоит в следующем: принятие усилий для превращения слабых сторон организации в сильные стороны и угроз в возможности; развитие сильных сторон организации, учитывая ее ограниченные возможности.
На первом этапе глубоко изучаются сильные стороны организации. На втором – ее слабые стороны. На третьем этапе изучаются политические, экономические, рыночные и другие факторы макросреды для определения возможных угроз. На четвертом этапе изучаются возможности организации.
SWOТ-анализ базируется на органическом сочетании анализа внутренних факторов развития (сильных и слабых сторон) и внешних факторов, которые характеризуют изменения во внешней среде функционирования организации в связи с появлением угроз и новых возможностей развития.
Представим список сильных и слабых сторон аптечной сети «Столички».
Сильные стороны аптечной сети «Столички»:
– широкий ассортимент продукции;