Файл: иркутский региональный колледж педагогического образования (гбпоу ио иркпо) рабочий дневник производственной практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Параметры психологической характеристики ребенка-дошкольника

1. Общие сведения о ребенке

Дата рождения_____________________________________________________

Общее физическое развитие__________________________________________

Состояние здоровья_________________________________________________

Состав и особенности семьи__________________________________________

2. Особенности жизни ребенка в семье

1. Взаимоотношения ребенка с родителями

(с кем из родителей ребенок больше общается, к кому больше привязан).

2. Организация деятельности ребенка в семье

Чем чаще всего занимается ребенок (играют ли с ним; если да, то во что и с кем).

Помогает ли ребенок взрослым (есть ли у него игрушки, кто их убирает; есть ли детский уголок).

3. Игра – основной вид деятельности ребенка

1.Участие в играх. Какие виды игр предпочитает ребенок (процессуальные или ролевые)? Если ролевые, желательно указать, какой вид игры привлекает ребенка: на бытовые темы, с производственным, общественно-политическим сюжетом.

2. Выполняемые в играх роли (разные, одни и те же).

3. Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей).

4. Продолжительность игры (провести специальные наблюдения).

Если ребенок прекращает играть раньше товарищей, следует выяснить причину этого

(мотивировку самого ребенка и наблюдения воспитателя).

5. Сравнить позиции ребенка (самоуверен, уверен, неуверен) в игровой, трудовой, учебной деятельности, на музыкальных занятиях. Если позиции в перечисленных видах деятельности разные, установить, в чем состоит это различие, его причины.

4. Особенности отдельных познавательных процессов

1. Уровень развития познавательных психических процессов ребенка в сравнении с другими детьми (на основе данных, полученных в экспериментах).

2. Уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает (диалогическая

Уровень ее развития, наличие таких элементов, как указания, оценки, согласования, называние действия; монологическая: уровень ее развития, построение сообщения,

наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи (все ли фонемы произносит; если нет, какие отсутствуют;


умеет ли выделить фонемы в слове). Словарный запас (большой, средний, минимальный)

ребенка в сравнении с другими детьми его возраста. Построение предложения (правильное, неправильное).

5. Особенности интересов дошкольника

Перечислить все, что его интересует: музыка, рисование; рассказы других детей и взрослых, сам пытается рассказывать; как это все получается.

6. Общая характеристика поведения

1.Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности,

не успевает уложиться в отведенное время).

3.Подчинение требованиям взрослых (охотно, в силу принуждения; часто ли отказывается

выполнять требования, какие именно).

4.Наиболее типичные нарушения дисциплины.

7. Взаимоотношения с детьми

1.Отношения ребенка к товарищам по группе (любит, равнодушен, не любит). На чем строится это отношение?

2. Отношение детей к ребенку (любят, равнодушны, не любят).

Анкета для родителей «Всё о ребенке»

Уважаемые родители! Детский сад проводит анкету с целью оказание помощи Вам в воспитании детей. Просим Вас, отвечая на вопросы, давать искренние и продуманные ответы. Внимательно прочтите вопросы. Подчеркните два-три ответа, которые соответствуют Вашему мнению. Если вопросы без вариантов ответа, то свое мнение запишите после вопроса.

Ф.И.ребенка____________________________________________________________

Группа _________________________________________________________________

1. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)

2. Укажите свой возраст: _____

3. Количество детей в Вашей семье: _____

4. Из каких источников Вы получаете педагогические знания?

  • слушаете передачи по радио, телевидению;

  • посещаете лекции для родителей;

  • из жизненного опыта;

  • воспитываете без знаний;

  • читаете специальную педагогическую литературу;

  • советуетесь с воспитателем;

  • иное__________________________________________________________________

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребенка?

  • непослушание ребенка;

  • не поддерживают другие члены семьи;

  • испытываете недостаток педагогических знаний;

  • ребенок растет нервным;

  • плохо запоминает стихи;

  • иные трудности:_________________________________________________________

  • трудностей нет.


6. Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке?

________________________________________________________________________

7. Что огорчает в поведении и развитии вашего ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие занятия дома Ваш ребенок любит больше всего?

  • играть с игрушками;

  • лепить;

  • рисовать;

  • слушать чтение книг;

  • слушать музыку;

  • смотреть телевизор;

  • играть в компьютерные игры;

  • не любит ничем заниматься;

  • иное__________________________________________________________________

9. Укажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь с ребенком?

  • читаете;

  • рассказываете;

  • приучаете следить за одеждой, обувью;

  • ходите в парк, лес;

  • играете;

  • ничем не занимаетесь;

  • иное__________________________________________________________________

10. По каким вопросам воспитания детей Вы хотели бы получить помощь, консультацию?

_____________________________________________________________________________

11. Ваши предложения по улучшению работы дошкольного учреждения в интересах вашего ребенка:

_____________________________________________________________________________

12. Как бы Вы оценили степень своего участия в работе группы, которую посещает Ваш ребенок?

  • высоко;

  • удовлетворительно;

  • низко;

  • не задумывались.


План беседы по изучению воспитательных возможностей семьи
1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?

2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?

3. Есть ли в семье единство требований к детям?

4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?

5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?

6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?

7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?

8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?

9. Рассказывают ли Вам дети о детском саде, педагогах?

10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?

11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?


12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям педагогов; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?

13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?

14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны образовательной организации?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

1. Традиционные формы работы с родителями

  1. коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы),

  2. индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому)

  3. наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки)

2. Нетрадиционные формы работы с родителями (Т.В. Кротова)

1) Информационно-аналитические

  • анкетирование,

  • опрос,

  • “почтовый ящик”;

2) Наглядно-информационные

  • выпуск газет,

  • паспорт здоровья,

  • открытые занятия для родителей,

  • мини-библиотека,

  • информационные стенды,

  • дни открытых дверей;

3) Познавательные

  • практикумы,

  • нетрадиционные родительские собрания,

  • устные журналы,

  • экскурсии;

4) Досуговые

  • праздники,

  • совместные досуги,

  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.