Файл: иркутский региональный колледж педагогического образования (гбпоу ио иркпо) рабочий дневник производственной практики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Параметры психологической характеристики ребенка-дошкольника
1. Общие сведения о ребенке
Дата рождения_____________________________________________________
Общее физическое развитие__________________________________________
Состояние здоровья_________________________________________________
Состав и особенности семьи__________________________________________
2. Особенности жизни ребенка в семье
1. Взаимоотношения ребенка с родителями
(с кем из родителей ребенок больше общается, к кому больше привязан).
2. Организация деятельности ребенка в семье
Чем чаще всего занимается ребенок (играют ли с ним; если да, то во что и с кем).
Помогает ли ребенок взрослым (есть ли у него игрушки, кто их убирает; есть ли детский уголок).
3. Игра – основной вид деятельности ребенка
1.Участие в играх. Какие виды игр предпочитает ребенок (процессуальные или ролевые)? Если ролевые, желательно указать, какой вид игры привлекает ребенка: на бытовые темы, с производственным, общественно-политическим сюжетом.
2. Выполняемые в играх роли (разные, одни и те же).
3. Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей).
4. Продолжительность игры (провести специальные наблюдения).
Если ребенок прекращает играть раньше товарищей, следует выяснить причину этого
(мотивировку самого ребенка и наблюдения воспитателя).
5. Сравнить позиции ребенка (самоуверен, уверен, неуверен) в игровой, трудовой, учебной деятельности, на музыкальных занятиях. Если позиции в перечисленных видах деятельности разные, установить, в чем состоит это различие, его причины.
4. Особенности отдельных познавательных процессов
1. Уровень развития познавательных психических процессов ребенка в сравнении с другими детьми (на основе данных, полученных в экспериментах).
2. Уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает (диалогическая
Уровень ее развития, наличие таких элементов, как указания, оценки, согласования, называние действия; монологическая: уровень ее развития, построение сообщения,
наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи (все ли фонемы произносит; если нет, какие отсутствуют;
умеет ли выделить фонемы в слове). Словарный запас (большой, средний, минимальный)
ребенка в сравнении с другими детьми его возраста. Построение предложения (правильное, неправильное).
5. Особенности интересов дошкольника
Перечислить все, что его интересует: музыка, рисование; рассказы других детей и взрослых, сам пытается рассказывать; как это все получается.
6. Общая характеристика поведения
1.Поведение (ребенок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
2. Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности,
не успевает уложиться в отведенное время).
3.Подчинение требованиям взрослых (охотно, в силу принуждения; часто ли отказывается
выполнять требования, какие именно).
4.Наиболее типичные нарушения дисциплины.
7. Взаимоотношения с детьми
1.Отношения ребенка к товарищам по группе (любит, равнодушен, не любит). На чем строится это отношение?
2. Отношение детей к ребенку (любят, равнодушны, не любят).
Анкета для родителей «Всё о ребенке»
Уважаемые родители! Детский сад проводит анкету с целью оказание помощи Вам в воспитании детей. Просим Вас, отвечая на вопросы, давать искренние и продуманные ответы. Внимательно прочтите вопросы. Подчеркните два-три ответа, которые соответствуют Вашему мнению. Если вопросы без вариантов ответа, то свое мнение запишите после вопроса.
Ф.И.ребенка____________________________________________________________
Группа _________________________________________________________________
1. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)
2. Укажите свой возраст: _____
3. Количество детей в Вашей семье: _____
4. Из каких источников Вы получаете педагогические знания?
-
слушаете передачи по радио, телевидению; -
посещаете лекции для родителей; -
из жизненного опыта; -
воспитываете без знаний; -
читаете специальную педагогическую литературу; -
советуетесь с воспитателем; -
иное__________________________________________________________________
5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребенка?
-
непослушание ребенка; -
не поддерживают другие члены семьи; -
испытываете недостаток педагогических знаний; -
ребенок растет нервным; -
плохо запоминает стихи; -
иные трудности:_________________________________________________________ -
трудностей нет.
6. Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке?
________________________________________________________________________
7. Что огорчает в поведении и развитии вашего ребенка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие занятия дома Ваш ребенок любит больше всего?
-
играть с игрушками; -
лепить; -
рисовать; -
слушать чтение книг; -
слушать музыку; -
смотреть телевизор; -
играть в компьютерные игры; -
не любит ничем заниматься; -
иное__________________________________________________________________
9. Укажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь с ребенком?
-
читаете; -
рассказываете; -
приучаете следить за одеждой, обувью; -
ходите в парк, лес; -
играете; -
ничем не занимаетесь; -
иное__________________________________________________________________
10. По каким вопросам воспитания детей Вы хотели бы получить помощь, консультацию?
_____________________________________________________________________________
11. Ваши предложения по улучшению работы дошкольного учреждения в интересах вашего ребенка:
_____________________________________________________________________________
12. Как бы Вы оценили степень своего участия в работе группы, которую посещает Ваш ребенок?
-
высоко; -
удовлетворительно; -
низко; -
не задумывались.
План беседы по изучению воспитательных возможностей семьи
1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?
2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?
3. Есть ли в семье единство требований к детям?
4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?
5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?
6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?
7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?
8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?
9. Рассказывают ли Вам дети о детском саде, педагогах?
10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?
11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?
12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям педагогов; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны образовательной организации?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
1. Традиционные формы работы с родителями
-
коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), -
индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) -
наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки)
2. Нетрадиционные формы работы с родителями (Т.В. Кротова)
1) Информационно-аналитические
-
анкетирование, -
опрос, -
“почтовый ящик”;
2) Наглядно-информационные
-
выпуск газет, -
паспорт здоровья, -
открытые занятия для родителей, -
мини-библиотека, -
информационные стенды, -
дни открытых дверей;
3) Познавательные
-
практикумы, -
нетрадиционные родительские собрания, -
устные журналы, -
экскурсии;
4) Досуговые
-
праздники, -
совместные досуги, -
участие родителей в конкурсах, выставках.
Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними.