Файл: Теоретический блок вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретический блок вопросов

1.         Становление и основные этапы развития социологии как науки

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. в ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Её появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый из них охватывает XIX в. (от творчества О. Конта) и начало XX столетия (вплоть до двадцатых годов), второй — весь XX век. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии)
2.         Социологический проект О. Конта.

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях. Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира.

Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.
3.         Западная социология.

Западная социология, играющая первую скрипку в мировом научном обществознании, пережила особое парадигмальное ( предметное) дробление, которое оказывает воздействие на состояние науки до сих пор.  

Эволюция западной социологии на современном этапе ее развития имела ряд своеобычных точек роста, которые правомерно интерпретировать как своеобычные революции парадигмального порядка. В западной социологии особо выделяются функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Это профессиональные группы, занятые в сфере политической, экономической и духовной деятельности, группы людей разной квалификации, группы, занимающие различное социальное положение - предприниматели, рабочие, служащие, представители интеллигенции, наконец, группы городских и сельских жителей, а также социально-демографические группы. В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В западной социологии преобладают проблемы свободы и равенства, в российской - проблемы творчества. Социология отражает устроительный ( умеренный) характер западного менталитета в отличие от преобразовательного ( радикального) характера российского. Российскую социологию характеризует фундаментальность ( теоретичность) знания, западную - формализация ( категоризация) знания. 

Размежевания в западной социологии организации обнаруживаются также в трактовках основных понятий, таких, как организация, цель, структура и др. Что считать организацией. Если в качестве первичного ее элемента выделить связь, то организация выступает как безличная структура отношений, рационально построенных и уравновешенных. Стоит за основу социальной организации принять человека - и организация оказывается общностью людей, функционирующей по законам социальной группы.  

Концептуальные подходы в западной социологии к проблемам социальной стратификации и социальной мобильности в индустриальном обществе принципиально отличались от трехчленной модели классовой структуры, господствующей в марксистской социологии. Имеющаяся информация о западной социологии организаций, наличие, пусть фрагментарное и дозированное, западного опыта этой науки. Влияние Вебера на западную социологию было огромно, но не однозначно. Парсонс, много сделавший для популяризации Вебера в США, приложил немало усилий, чтобы синтезировать его идеи с идеями Парето и Дюркгейма в рамках единой теории социального действия; теоретические категории Вебера были при этом вырваны из исторического контекста и превратились в понятия с вневременным содержанием. Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные Самнером понятия мы-группа и они-группа, посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По Самнеру, мы-группа характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения мы-группа и они-группа - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом примитивным обществам, Самнер непосредственно связывал с этноцентризмом, понимаемым им как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.  Принося методы и идеи западной социологии, советская социология несла также свежий информационный поток, зовущий к свободному обращению с догмой марксизма, к социальному пробуждению, несогласию с политико-идеологическим абсурдом. Вооружая новым видением социального мира, социология ( как и искусство) была местом, где мысль протекала относительно свободно и проблемы ставились на социокультурном уровне своего времени. В постановлениях ЦК КПСС при этом обязательно говорилось о необходимости развития социологии.  

Таким образом, в западной социологии отсутствует единая дефиниция класса. Тем не менее, при всем различии подходов к определению классов, отдельные теории в рамках западной социологии имеют известные общие черты. А именно, ни одна из этих теорий не замечает, что сущностью классового разделения являются различное отношение к средствам производства, т.е. к собственности на средства производства. Если же какая-либо из этих теорий и принимает во внимание экономическое положение социальной группы, то и в этом случае влияние экономических факторов приравнивается к влиянию прочих факторов, что не позволяет научно объяснить сущность классов.  

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ - направление западной социологии, изучающее значимые, смысловые моменты общественно-исторической реальности. Переживая и познавая себя, человек познает другие части общества, других себе подобных индивидов в их внутреннем содержании, т.е. познает общество изнутри. Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, выработанный не одним поколением социологов.  

Вместе с тем в западной социологии, начиная с середины 70 - х гг., развернулась все нарастающая критика макросоциологических и частносоциологических теорий. Главное обвинение в их адрес - неспособность понять и объяснить собственно человеческую жизнь и повседневность жизнедеятельности людей, что называется, изнутри, из самой этой жизненной повседневности. Ти-ракьян и назвал это направление - экзистенциальная социология /, феноменологическую традицию в западноевропейском мировоззрении.  
4.         Развитие социологии в России. 

Российские мыслители сделали достойный вклад в развитие мировой социологической науки. Сейчас они стремятся занять в ней свою нишу.

Сравнительно с западными парадигмами, русские идеологии отличаются своеобразием вследствие особенностей общественной жизни, ключевыми из которых являются: долгое освещение проблем обществоведения через художественные средства. Появлению социологический мысли в нашей стране способствовали работы В.С. Соловьева, Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, в которых представлены примеры анализа социума и личности. Они доказали свое превосходство перед зарубежными коллегами в разборе некоторых проблем государственного устройства и отношений в обществе; предшествование появлению социологии подготовки, совпавшей с развитием славянофильства и западничества. Первое направление основывалось на понимании исторической судьбы своей страны и ее места в мире, второе – на понимании европейских теорий и их совершенствовании на отечественной почве; одновременное зарождение течений, основанных на западных теориях, – марксизма и позитивизма. Несмотря на своеобразие русской социологии, развивалась она вместе с мировым движением.

На эволюцию социологии в России повлиял рост интереса интеллигенции к общественному устройству и проблемам, активное развитие капиталистических отношений, увеличение мобильности социума и усложнение его структуры, развитие гуманизма. 

Русская мысль вырабатывалась как элемент общемировой науки. Под воздействием разных западных течений русские ученые разрабатывают собственные теории, показывая своеобразие российского социума.
Эволюция русской социологии делится на три крупных этапа:

Середина XIX в. – 1918 г.

Отставание от запада и связь с институционализацией. Первоначально была явная выраженность критико-методологического направления. Преобладал редукционизм и натурализм. Человеческая психика считалась детерминантой социальных отношений. П.Л. Лавров и И.К. Михайловский развивали этико-субъективную социологию, центральное место в которой заняли выработка учения об обществе, определение закономерностей и направлений его развития. Разрабатывались теории социального прогресса.

Начало 1920-х г. – конец 1950-х г.

П.А. Сорокин стал одним из основателей теории общественной стратификации и общественной мобильности. В его доктрине базой стал принцип многофакторной природы общества и нахождение формулы закономерностей взаимодействия между различными факторами. Он выделил теоретическую и прикладную части социологии. Сорокин полагал, что основу социально-исторического прогресса составляют развитие и смена типов культур. В 1940-1950 годы исследования, которые противоречили тоталитаризму, практически не велись.

Начало 1960-х г. – настоящее время.

Эпоха ренессанса социологии на волне «хрущевской оттепели». Восстанавливается ее статус как общественного института. Упор делается на практические функции и обоснование эмпирических методов. Начинают налаживаться международные контакты, выпускаться социологическая литература, активно издаваться книги, журналы, статьи по общественным проблемам. Появляются центры для систематической работы по совершенствованию научного аппарата. С 1988 года социология призвана решать проблемы перестройки. С 1990-х начинает развиваться российская эмпирическая социология.

Итак, эволюция русской социологической науки была обусловлена ориентацией творческого процесса на гуманизм, сочетанием преимуществ анализа мировой и национальной истории, близкой взаимосвязью с нуждами практики, главным образом, политической деятельности.
5.         Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук.

Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества. Объектом социологии являются также техника, используемые людьми земли, промышленность, технологии и т.п., поскольку все они также связаны с обществом.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин: Во-Первых, социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
6.         Структура социологического знания.

Структура социологического знания – это определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь-то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологическая структура знания формируется в зависимости от двух основных факторов: от круга изучаемых социологией объектов и от глубины научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.

Исходным моментом структуры социологического знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступают представления о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Важным элементом ССЗ являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Речь идет также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой. Еще одним элементом ССЗ являются представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь главное внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующим элементом ССЗ выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких как государство, право, церковь, наука, культура и т.д.

В ССЗ можно выделить отдельные уровни, исходя из того, насколько масштабны отражаемые в социологических взглядах и теориях общественные явления и насколько глубоко они осмыслены. Выделяют следующие уровни:

-общесоциологические теории или общетеоретическая социология

-специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные

-конкретные социологические исследования

Общесоциологические теории касаются, как правило, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом, исторического процесса. На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего, производственной деятельности людей, выявляется роль труда в развитии человеческого общества.

Специальные социологические теориикасаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социальных институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества.

Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Они могут проводится в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности: об отношении населения к тем или иным событиям, для изучения общественного мнения и т.д.
7.         Функции социологии.

Функция – это роль, исполняемая определенным компонентом общественной системы в ее организации как общего, а также в реализации целей и интересов социальных групп.

Социология, как и подавляющее большинство прочих наук, исполняет самые различные функции в обществе:

познавательную;

функцию социального контроля;

прогностическую;

идеологическую;

планирования;

практическую.

Познавательная функция состоит в изучении явлений общественного характера, а также в приобретении научных данных о специфике и содержании социальных явлений. Такого рода изучение происходит вместе с другими явлениями. В рамках данной функции происходит концентрация знаний относительно социальной жизни, ее законах и тенденциях формирования. На данной основе происходит разработка научных прогнозов развития иных областей жизни общества.

Суть функции социального контроля состоит в том, что данные, полученные социологией применяются иных областях общества, к примеру, в политике, демографии.

Прогностическая функция основывается на выявлении диапазона возможностей и вероятностей будущих сценариев, о возможных потерях каждого варианта, в выявлении роста общественной напряженности, на основе чего происходит разработка рекомендаций.

Функция планирования состоит в выявлении процессов жизнедеятельности государства, регионов, а также трудовых коллективов и самой семьи.

Идеологическая функция базируется на том, что итоги полученных исследований необходимо активно применять в интересах групп людей. Это связано с тем, что они предоставляют возможность осуществлять процессы манипуляции поведения людей, выявляют совершенно иные общественное ценности и предпочтения. При этом они предоставляют возможность защищать собственные интересы.

Практическая функция состоит в том, что на основании анализа эмпирической и теоретической направленности, происходит разработка практических рекомендаций. Они имеют своей целью совершенствование механизма общественного управления, увеличения уровня его эффективности на каждому уровне.

Таким образом, функции социологии имеют свои особенности, относительной своей самостоятельности. Все они взаимно дополняют друг друга.

8.         Социологические законы: сущность, особенности и классификация.

Социальный закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.

Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы определяют наиболее общие тенденции развития общества. Они, как и все другие социальные законы, реализуются через деятельность людей. Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон, определяющей роли способа производства).

Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

В социологии, в основном, выделяют пять категорий социальных законов:

Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений

Законы, определяющие тенденции развития

Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта

Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями

Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями
9.         Система основных понятий в социологии. 

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях.

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей.
10.      Социальные связи, взаимодействия и отношения.

Предпоссылкой к соц связи является зависимость – такое состояние, при котором то, что необходимо актору находится у другого. (пример, у твоего друга находится нужная тебе книга)

Соц связь – зависимость реализованная в социальных действиях. (пример, ты звонишь своему другу)

Элементы соц связи: участники соц связи (минимум 2 человека); предмет связи (то по поводу чего осуществляется связь); «правила игры» (принципы нормы, которые регулируют связь.)

Условия прекращения соц связи:


§ Изменение или утрата предмета социальной связи (пример, книга потеряна)

§ Участники не согласны с «правилами игры» (пример, Друг отвечает книгу дам, но … )

§ Участники не согласны с «правилами игры», но разойтись не могут потому что предмет неделим.

Виды соц связи: Контакт и взаимодействие.

Контакт – социальная связь, которая не носит обязательного характера. Партнер по контакту легко заменим. Не возникает устойчивой системы взаимных ожиданий. Пример, вопрос к продавцу, толкнули в транспорте.

Взаимодействие – отношения имеют обязательный характер. Партнер не может быть заменен. Возникает устойчивая система взаимных ожиданий, обязательств.

Виды взаимодействия

1. Индивидуальное и групповое

2. Неопосредованное (студент-студент) и Опосредованное (студент-ректор)

3. Договорное (основано на четких правилах и может быть задокументировано) и Диффузное (основано на доверии)

Формы социального взаимодействия:

1) Сотрудничество – взаимовыгодность, наличие общей цели, укрепление связи посредством обмена. Делится на:

 Широкое неспециализированное – преобладает на ранних стадиях развития, разделение труда (пример, студенты).

Специализированное, которое делится на: Горизонтальное - обмен различными по содержанию, но близкими по ценности ресурсами (учитель и врач). Вертикальное – обмен различными по ценности ресурсами (по иерархии офицер-рядовой).

Вертикальное делится на влияние (учет мнения другого при принятии решения) и власть (способность одного человека вызвать изменения в поведении другого человек, даже при сопротивлении. Базируется на уступках – пример, отец и сын)

2) Соперничество – наличие неделимого целого. Наличие совпадающих или аналогичных целей по поводу объекта притязания. Стремление отстранить, опередить. Негативные моральные средства обмена (недовольство, зависть). Делится на:

Конкуренция – Стремление соперников опередить друг друга. Предполагается демонстрация возможностей 3ими лицами, а не прямые воздействия

Конфликт – стремление отстранить или устранить соперника. Предполагается прямое воздействие на человека.
11.      Общество как целостная социокультурная система.

Под обществом понимают совокупность индивидов, занятых совместным трудом. Есть два взгляда в понимании феномена общества:

1. Общество есть способ существования человека, людей. Вне общества и без общества нет человека;



2. Общество не состоит из индивидов, а есть сумма их связей и отношений друг к другу.

Чтобы понять общество, его функционирование как способ существования людей, нужно знать их общественные отношения и связи, в которых осуществляется жизнедеятельность этих людей.

Человек входит в общество через коллектив. В то же время он является членом нескольких коллективов (трудовой, партийный, профсоюзный, танцевальный и т.д.). Он входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации и т.д. Каждый человек взаимодействует с обществом, государством, с членами своей семьи.

Эта деятельность людей протекает в рамках общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации и т.д. он вступает в определенные отношения с другими людьми.

Люди участвуют в производстве материальных и духовных благ, распределяют и потребляют продукты, рожают и воспитывают детей и складывается закономерная цепь событий, независимая от их воли и их сознания.

Различные связи индивида и деятельность групп, слоев, классов, наций и т.д. и складывающиеся на этой основе экономические, политические, социальные, духовные отношения называются общественными. Чтобы понять общество нужно знать эти отношения и связи, в которых они осуществляются. Возникнув, эти общественные отношения обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменения, преобразования общества связаны с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой их новыми. 

Общественные отношения характеризуются следующими особенностями:

1) это необходимые для общества отношения;

2) субъект имеет групповой характер;

3) оно имеет объективный характер, т.е. существует независимо от того, хотят ли люди вступать в эти отношения или не хотят;

4) в процессе общественной жизни, осуществляется функционирование общества, обеспечивается тот или иной способ существования человека.

Эти отношения складываются в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества.

Материальное производство обеспечивает обществу материальные возможности его существования и развития, а духовная сфера является результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. Общество - целостный организм, в центре которого находится человек - существо, обладающее сознанием и волей.

12.      Социальная структура общества.

Социальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.

Примеры социальной структуры включают семью, религию, право, экономику и класс. Она контрастирует с "социальной системой", которая относится к родительской структуре, в которую встроены эти различные структуры. Таким образом, социальные структуры существенно влияют на более крупные системы, такие как экономические системы, правовые системы, политические системы, культурные системы и т. Д. Можно также сказать, что социальная структура-это основа, на которой строится общество.
13.      Социальная стратификация и социальная мобильность.

Страта (от лат. stratum — слой, пласт) — большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.

Социальная стратификация — расслоение общества по стратам, отношения между слоями общества, а также соответствующими социальными институтами.

Иерархия — система подчинения низших составляющих общества высшим, основывающаяся на деятельности людей и их социальном статусе.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

1) Рабство — основанная на насилии система социальных взаимоотношений. Критерий социальной группы — наличие или отсутствие у неё гражданских прав. Широко использовалось в древности, но в некоторых регионах Азии и Африки неофициально существует и по настоящее время (Мавритания, Ангола, Пакистан). Виды рабства:

патриархальное (раб как младший член семьи с соответствующими правами);

классическое (раб как бесправная собственность хозяина).

2) Касты — закрытые общественные группы, к которым человек относится исключительно по рождению. Переход из одной группы в другую невозможен. Наиболее распространено в Индии. Виды каст:


брахманы (жрецы);

кшатрии (воины);

вайшьи (купцы);

шудры (земледельцы, ремесленники, рабочие).

Неприкасаемые не входят в кастовое деление — низшая ступень общества.

3) Сословия — общественные группы, членство в которых передаётся по наследству, а их права и обязанности закреплены законодательно. Деление на сословия было характерно для феодальной Западной Европы, России (до 1917 г.). Виды сословий

привилегированные (дворяне, священнослужители);

непривилегированные (крестьяне, ремесленники, купцы).

4) Классы — большие общественные группы, членство в которых обусловлено общественным разделением труда, а также способом и размерами получения людьми богатства. Виды классов в зависимости от исторического периода:

рабы и рабовладельцы;

феодалы и зависимые крестьяне;

буржуазия и пролетариат;

элита, средний и низший класс.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

В настоящее время существует три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может свободно переходить из одной группы в другую, тем самым повышая или понижая свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность — изменение социального положения человека путём его перехода из одной социальной группы в другую.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Коллективная — множество людей меняют социальную группу под влиянием внешних обстоятельств. Пример: с изобретением электропоезда все кочегары были вынуждены сменить род деятельности.

Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королём.

Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: в юношестве человек был чистильщиком обуви, затем стал актёром, а после — предпринимателем.

Межпоколенная — изменение социального статуса у различных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.

Вертикальная — подъём по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.

Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: Инженер переехал из России в Индию, но всё ещё работает инженером.


14.      Социальные группы и общности.






15.      Социальные институты и организации.