Файл: Теоретический блок вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.      Социальные движения.

Социальное движение-это слабо организованное усилие большой группы людей для достижения определенной цели, обычно социальной или политической. Это может быть осуществление, сопротивление или отмена социальных изменений. Это тип группового действия, в котором могут участвовать отдельные лица, организации или и то, и другое.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Примеры социальных движений – это либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм или исламский фундаментализм.
17.       Гражданское общество и государство.

Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Гражданское общество и государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство.

Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это -предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

Обычно в структуру гражданского общества включаются различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средств массовой информации, церковь, семья и т.п
18.      Личность как активный субъект жизнедеятельности.

Индивид – это человек, представитель человеческого рода.

Личность – наличие в индивиде социальных индивидуальных личностных черт.

Структура личности:

В центре находится персональная картина мира личности, менталитет, вера, сознание.

Важное значение для формирования личности имеют знания, умения, мотивы, воспитание, культура и деятельность.

Культура – это знания, умения и мотивы/воспитание.

Деятельность – это фундамент, на котором стоит всё остальное.

Так же составляющими личности являются:

· Потребности (познавательная деятельность)

· Интересы (осознание потребности)

· Способности

· Знания и умения

· Цели, идеалы

· Диспозиция личности

· Ценностные ориентации

· Активная жизненная позиция

· Социальная активность

Диспозиция личности – это предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) деятельности, существуют и внешние побудители - стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом. 

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. \

Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
19.       Социальный статус и социальные роли личности.

Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от:• возраста; • пола; • профессии; • происхождения; • семейного положения; • дохода; • образования



Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.



20.       Социализация личности, девиация и социальный контроль.

Важнейшим видом социального взаимодействия является социализация — процесс, в ходе которого люди приспосабливаются к нормам и образцам поведения, господствующим в данном обществе (социальной общности). Иначе говоря, в процессе социализации человек из существа биологического превращается в существо социальное. Содержанием социализации является становление и формирование личности.

Внутренним аспектом социализации является интернализация — включение индивидом культурных норм и социальных ценностей общества в свой внутренний мир, становящихся, таким образом, внутренними регуляторами поведения человека.

Процесс социализации продолжается всю жизнь и разделяется на четыре этапа:

первичная социализация, Соответствующая периоду детства — от появления на свет до полового созревания человека;

вторичная социализация, соответствующая юности (от 12-14 до 18—20 лет), как правило, совпадающая с получением формального образования;

социализация зрелости (от 18 вплоть до 60 лет), совпадающая с превращением индивида в самостоятельного экономического агента и созданием семьи;

социализация старости (свыше 65 лет) — этап постепенного отхода от активной жизни и превращения в иждивенца.

Каждый из этих этапов связан с освоением нового статусного набора и новых ролей.

На первом этапе социализации — в детстве — значительную роль играют биологические особенности организма, задающие качество познавательных процессов. Однако чем больше времени проходит с момента рождения, тем большую роль играют факторы социальные. Продолжительность, функции и способы воспитания различны в разных культурах, в разные исторические периоды, у представителей разных классов.

Процесс социализации включает в себя не только социализирующих индивидов, но и тех людей, которые обеспечивают обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретные группы, так и социальные институты: школа, ВУЗ, производство. Наибольшее влияние на установки и поведение ребенка оказывает первый агент социализации – семья. Огромное значение для социализации приобретают «группы равных» - как правило, сверстников, с которыми ребенок имеет общие интересы и склонен проводить свободное время. В индустриальных обществах сильнейшее влияние на социализацию оказывают СМИ, особенно телевидение.

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся, или девиантное (от лат. — отклонение), поведение — это поведение, не соответствующее нормам, принятым в данном обществе. В широком смысле под девиантным понимается любое отклонение от принятых норм, начиная с опоздания на учебу и заканчивая самыми серьезными проступками, подлежащими уголовному преследованию. В узком значении девиантность обозначает отклонения, не нарушающие норм права. Для более тяжелых отклонений употребляют термины делинквентность и преступность. В соответствии с таким разделением выделяют три группы форм отклоняющегося поведения, различающиеся по степени нарушения социальных норм:

собственно девиантное;

делинквентное;

криминальное (преступное).

К основным формам девиантного поведения в широком смысле специалисты относят:

пьянство и алкоголизм;

употребление наркотиков;

преступность;

самоубийство;

проституцию;

гомосексуализм.

Собственно девиантное поведение подразумевает любые отклонения от принятых Норм поведения как в негативную, так и в положительную сторону. Так, поведение поп-звезды, как правило, отличается от поведения обычных людей, и поэтому «девиантно», но обычно оно не вызывает осуждения, а для определенных категорий населения даже становится образцом для подражания.

Важной характеристикой девиантности является ее относительность. Здесь также проявляется культурный релятивизм. Девиантым считается только то, что данное общество или группа определяет как отклонение. Одни и те же формы поведения в разных культурах, в различные исторические периоды могут считаться как девиантными, так и вполне приемлемыми. Более существенной формой отклонения от стандартов общественной жизни является делинквентное поведение – правонарушения, за которые, как правило, следуют административные санкции. Криминальное поведение – это сфера профессиональной преступности с целью получения основного и дополнительного дохода.

Если сравнивать девиантное и делинквентное поведение, то первое – относительно, а второе – абсолютно, поскольку регулируется не культурой общности, а законом.





21.       Культура: сущность, структура, формы.






22.      Социальная коммуникация.

Социальная коммуникация — взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом.

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Например, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Язык — важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

Важной характеристикой любого коммуникативного процесса является намерение участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования таких механизмов психологического воздействия, как:

убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения;

внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздействия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Результативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности влияниям. Кроме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффективность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.

Коммуникационный процесс

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация.

Социальная коммуникация в современной социологии рассматривается как взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом. Выделяют следующие типы социальной коммуникации:

по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;

по способу трансляции — вербальную и невербальную.
23.       Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс.

Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс.

Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями:
первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества;

  • второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. 
1   2   3   4   5   6


Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

24.       Социальная напряженность и социальный конфликт. 

Социальная напряженность и социальный конфликт. 

Социальная напряженность многими учеными рассматривается как первый шаг масштабного социального конфликта.
Социальная напряженность — эго массовый адаптационный синдром к социальным изменениям, связанный со снижением уровня и качества жизни различных категорий населения. В основе социальной напряженности лежит неадаптированность большей части общества к возникшим трудностям. Социальная напряженность проявляется на различных уровнях. Прежде всего она возникает на самом низшем — физиологическом уровне, когда физиологические потребности (в привычной пище, одежде, жилье) невозможно удовлетворить из-за роста цен, отсутствия на рынке достаточного количества товаров, услуг. Следующий уровень составляют неудовлетворенные потребности в безопасности, так как человек чувствует себя незащищенным, живет в страхе, что может потерять работу, кроме того активизируются криминальные элементы. Далее следуют социальные потребности (в любви, уважении, проявлении нежности, признании в обществе и коллективе, достижении успеха), познавательные потребности (в получении новых знаний, исследовании неизвестного) и эстетические (потребность в красоте, тяга к прекрасному), потребности в самоактуализации и самореализации (реализации творческого потенциала личности с целью жить за свой счет, а не за счет других и по возможности дарить людям результаты своего творчества).
Социальный конфликт – это возникновение противоречия (основательного расхождения интересов) между какими-либо составляющими социальной структуры (людьми, социальных групп) или столкновение по причине сходства желания обладать чем-либо ценным для конфликтующих сторон. Субъекты конфликта (участники):


  • Подстрекатели. Те, кто натравливают стороны друг на друга, способствуют зарождению конфликта.


  • Пособники. Оказывающие помощь в развитии конфликта техническим или психологическим содействием.


  • Посредники. Те, кто прикладывают усилия для предотвращения или разрешения конфликта.


  • Свидетели. Сторонние зрители конфликта. За началом конфликта, как правило, стоит какой-либо повод или причина. Важно понимать различие этих понятий: причина – явление, последствия которого предполагают конфликт; повод – преднамеренное или случайное происшествие, вследствие которого может развиться конфликт.



25.       Формирование мировой системы и процессы глобализации.

 Формирование мировой системы и процессы глобализации.

Глобализация – расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозави-симостей государств, формирования целостного мира. Мировая глобализация представляет собой процесс объединения мира в единую систему глобального свойства.
Исторические этапы глобализации
1. Начало ХХ века: создание международных монополий, нарушается экономическая изолированность государств. Эти явления стали возможны благодаря таким техническим новинкам как телефонная связь и железнодорожный транспорт.
2.Середина ХХ века: созданиемеждународных политических организаций, оружия массовогопоражения, развитие авиационного транспорта и средств массовойинформации, прежде всего,телевидения.
3.С начала 80-х ХХ века по настоящее время: резкое ускорение процессов глобализации под влиянием следующих факторов:

- развитие Интернета,

- компьютеризация финансовыхсистем.

26.       Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития российского общества.

Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития российского общества.

Ообенности развития российского общества:для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностная и групповая мобильность, формирование среднего класса. Проблемы развития социально-культурной сферы российского общества.Несколько сложнее определить точный перечень проблем. Однако среди них можно выделять главные проблемы, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей, ухудшение уровня жизни на фоне роста цен и снижения заработной платы, социальная незащищенность бедных слоев населения. Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам. Свое мнение какое общество должно быть.

27.       Методы сбора информации в социологии.(Койчуманова К.А)

Методы сбора информации в социологии.(Койчуманова К.А)

1. Опрос (анкетный, почтовый, прессовый, социологическое интервью).