Файл: Теоретический блок вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения, но не дает возможности изучить тенденции его изменения во времени.

Повторное исследование дает возможность получить информацию об изменении объекта во времени. Подобные исследования должны проводиться по единой программе и инструментарию. Особым видом повторного исследования является панельное. Его отличительная особенность - неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

43.       Программа социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Программа социологического исследования – документ, содержащий изложение его методологических и методических основ. Программа выполняет три главные функции: 1) методологическуюформулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы. ; 2) методическую определяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных. ; 3) организационную. в котором расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.
Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).

44.       Методологическая часть программы исследования.

Методологическая часть программы исследования.

Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Она показывает социальный объект (явление, процесс) в состоянии неустойчивости, некоторого разлада механизма его функционирования, наличие в нем противоречий. В качестве проблемы могут выступать реальные жизненные ситуации, например конфликты, трудности в реализации тех или иных групповых целей, организационные и управленческие проблемы на предприятии, поиск наиболее оптимальных и эффективных форм работы и др. Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. На этапе определения объекта и предмета социологического исследования необходим предварительный системный анализ объекта Затем наступает очередь разработки заключительной части методологического раздела – выдвижение гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования
Успех социологического исследования зависит не только от того, насколько тщательно был разработан методологический раздел программы, но и от удачной разработки ее методического раздела.

45.       Методическая часть программы исследования.

 Методическая часть программы исследования.

Первое, на что обращает внимание социолог, приступая к исследованию, – количество информации об объекте исследования. На основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами строится стратегический(принципиальный) плансоциологического исследования. Следующим шагом разработки программы является построение выборки. Одна из ключевых позиций методического раздела программы – обоснование методов сбора социологической информации. Здесь указываются методы сбора данных, обосновывается необходимость их использования в исследовании.
Следующая позиция программы – определение методов обработки и анализа данных. В ней перечисляются способ обработки массива эмпирических данных (ручной или машинный), содержание работы по подготовке информации к обработке.
Завершает процедурный раздел программы рабочий организационный план исследования, в котором расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.
На этом разработка программы и подготовительный этап в деятельности исследователей заканчивается и начинается следующий этап – проведение полевого исследования.

46.      Организационно-технические аспекты проведения исследования. 

Организационно-технические аспекты проведения исследования. 

С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает организационно-техническийплан работы.

Организационно технический план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершение разработки программы является началом составления организационно-технического плана. Организационно-технический план или, как его иногда называют рабочий план определяет основные этапы работы в соответствии с программой исследования, с указанием календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования.




47.      Социологическое исследование социальной сферы

Социологическое исследование социальной сферы

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.
Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.


  • Социология социальной сферы - одно из отраслевых подразделений социологической науки - должна рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией -целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социоинтегративной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической и другими. Социология социальной сферы призвана теоретически обеспечивать эмпирические исследования социальных отношений и процессов, выполнять важную методологическую функцию в информационно-аналитическом обеспечении управления социальной сферой и ее инфраструктурой. Под методологией, в широком смысле этого слова, мы понимаем совокупность приемов, методов социологических исследований в рамках предметного поля данной отрасли науки и их теоретическое обоснование.



Аналитическое задание

 

1.      Определите социологическое исследование как алгоритм;

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении.

Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

Социологическое исследование: целевое назначение, общий алгоритм проведения.Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности. Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых — создание общей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом. Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте. Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода. Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам. Следует подчеркнуть важную организующую роль общей программы КСИ для исследовательской работы социолога. Программа социологического исследования — это основной документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска, гипотезы исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций для их проверки. Программа социологического исследования — основная часть отчета о проведенном исследовании, в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.

2 .      Сформируйте программу прикладного социологического исследования; 

3.      Определите структуру программы социологического исследования;



4.      Сформируйте рабочий организационный план исследования; 
5.      Перечислите основные методы сбора эмпирической информации в социологии; 

   Перечислите основные методы сбора эмпирической информации в социологии; 

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

— анализ документов;

— опрос (анкетный, интервью);

— наблюдение;

— эксперимент.

Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких предметов жизнедеятельности, в которых содержится информация о различных проявлениях общественной или личной жизни людей.

6.      Назовите основные виды социологических исследований.

  Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов.


7.      Перечислите основные количественные методы сбора эмпирической информации в социологии; 




8.     Сформируйте программу количественного социологического исследования.

9.      Перечислите основные качественные методы сбора эмпирической информации в социологии; 

Методы качественных исследований: наблюдение, глубинное интервью (нарративное интервью, полуструктурированное

интервью, диалоговое интервью), фокус-группа, анализ личных документов (письма), визуальные документы

(фотография, фильмы и видеофильмы


10.   Сформируйте программу качественного социологического исследования.

1 1.   Перечислите основные социологические методы сбора эмпирической информации в социальной сфере;


12.   Сформируйте программу социологического исследования в социальной сфере.

13.   Сформируйте систему объективных и субъективных показателей для изучения уровня жизни населения



14.   Каких представителей отечественной социологии Вы знаете? П.Л. Лавров (1829 - 1900) и Н.К. Михайловский (1822 -1904).

М.М. Ковалевский 1851-1916

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968)



15.   С творчеством каких ученых связано восприятие российской социологии за рубежом?

Большое влияние на развитие отечественной социологии оказали взгляды Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский,Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки. Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного.

16.  Опишите объект и предмет социологии.



Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.

Предмет социологии – социальные отношения между личностью, группами и обществом в целом. Специфика социальных законов – это законы - тенденции, имеющие не абсолютный, а относительный, статистический характер, в котором есть место для свободы воли и выбора у субъекта.


17. Расскажите о структуре социологического знания. Назовите теории среднего уровня в социологии.





18.  Перечислите функции социологии.


19.  Раскройте суть понятия «социальное»
1   2   3   4   5   6


СОЦИАЛЬНОЕ — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни (Г. В. Осипов).

20.  Приведите примеры социальных институтов общества

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);

  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения,  материальное производство, биржи и т.д.);

  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);

  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);

  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.)

21.  Назовите признаки социальных институтов, дайте их общую характеристику

Общие признаки для всех социальных институтов:

• наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;

• наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

• наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;

• существование системы ценностей, связанных с идеологией;

• использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

22. Раскройте суть концепций социальной стратификации и социальной мобильности; флуктуации; связь типа социальной мобильности и типа общества; «каналы вертикальной циркуляции» – «лифты» социальной мобильности

23.  Опишите социальную связь как социальный контакт и как социальное взаимодействие

Социальное действие. Социальная реальность — это взаимодействие, интеграция людей. Они вступают между собой в различные социальные связи, в которых проявляется зависимость людей друг от друга в процессе удовлетворения тех или иных потребностей, реализации жизненных целей и установок. Поэтому суть социального взаимодействия в социологии определяют прежде всего как систему обусловленных социальных действий, связанных взаимной зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий других субъектов.