Файл: Теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме проведения в жизнь  религиозной политики императора и  обеспечения конфессиональных нужд православной паствы, в отношении клира Св.Синод был высшим административным органом. Его прерогативы как духовного суда распространялись на всех подданных империи. В Св.Синоде проходила подготовку большая часть законодательных актов по духовному ведомству. Все указы императора, относящиеся к Русской православной церкви, проходили формальное утверждение в Св.Синоде. В той или иной мере деятельность Св.Синода влияла на жизнь большей части подданных империи, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Чего стоила одна только практика Св.Синода по толкованию норм семейного права, под которую подпадали и браки православных с представителями других конфессий. От клириков православной церкви зависело, будет ли дано разрешение на брак или развод и в какой вере будут воспитываться дети от этого брака. Для более чем 150 тысяч православных клириков империи Св.Синод был просто властителем судеб. Его ведением охватывались все стороны их жизни. Любые изменения в высшем управлении Русской православной церкви очень болезненно воспринимались клиром. Прекрасно понимая это, русские императоры старались как можно меньше затрагивать Св.Синод, но в первой половине XIX века он все же стал объектом реформ. Очень важно выяснить, по каким причинам российская государственная власть решилась нарушить покой самого консервативного из сословий.

Государственно-церковные  отношения на разных уровнях церковной иерархии неравномерно освещены в исторической литературе. Традиционно предпочтение отдавалась государственным связям Св.Синода и высшего клира. Именно на этом высшем уровне получали разрешение все важнейшие для государства дела, и формировалась религиозная политика. Тема участия приходского духовенства в политической жизни и государственно-церковных отношениях в приходах исследована крайне слабо. Чтобы делать выводы о тенденциях в отношениях низших клириков и светских чиновников, необходимо иметь точную картину повседневной жизни достаточно большого числа приходов. На примере жизни приходского духовенства С.Петербурга устойчивых тенденций выявить нельзя, так как столичная епархия обладала своими специфическими чертами. Правительственная политика по отношению к Русской православной церкви затрагивала приходское духовенство, но это влияние было в значительной степени односторонним. Рядовые клирики были отстранены от высокой политики и не влияли на подготовку указов. Если правительственные мероприятия ущемляли их интересы, они могли лишь жаловаться своему начальству. Некоторые из этих жалоб оставили свои следы в канцеляриях Св.Синода. В первой половине XIX века государство пыталось адаптировать Св.Сииод к модернизированным высшим органам государственного управления. В общих чертах тот вид, который принял Св.Синод в результате преобразований, сохранился до 1917 года. Чтобы понять характер и направления эволюции высшего управления Русской православной церкви, необходимо осветить отношения Св.Синода с императором и высшими государственными учреждениями, его делопроизводство, деятельность светских чиновников внутри духовного ведомства, главным из которых был обер-прокурор - «государевооко». Многие проблемы, существовавшие в государственно-церковных отношениях в России первой половины XIX века, сохранили актуальность и до сегодняшнего дня. Хотя в современной России Русская православная церковь и отделена от государства, взаимодействие государственной и церковной сферы происходит постоянно. Не обходится здесь и без конфликтов. Паства Русской православной церкви занимает ведущее место среди последователей различных Российских конфессий. Для государства должно иметь существенное значение, чтобы политика самой большой конфессии не расходилась с государственной. Обращение к историческому опыту разрешения конфликтных ситуаций в государственно-церковных отношениях может помочь разрешить и проблемы сегодняшнего дня.


Положение православной церкви в России в начале XIX века. На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие. 

Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавную царскую власть и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий. Переходы из других религий в православие разрешались и поощрялись, а в противоположном направлении запрещались. В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Оно разделялось на черное (7 тыс.) и белое (53 тыс.). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков). Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных архиереев. Все важнейшие постановления Синода утверждались царем. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор - светский чиновник, представитель царя в Синоде. Со времен Петра I произошло тесное сращивание русской православной церкви и самодержавного государства. Она превратилась в часть государственной машины самодержавия. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью в государственном устройстве. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались. Основным звеном местного церковного управления были епархии, по территории, обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоял архиерей. Среди православных архиереев встречалось немало истинных радетелей веры, стремившихся быть ближе к рядовым верующим, знать их нужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию (ездить иногда приходилось на собаках) и лично познакомился совсем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой. Но многие архиереи были далеки от основной массы верующих и от рядовых священников. Таких архиереев иронически называли «духовными губернаторами». В середине XIX в. в России существовало около 600 православных мужских и женских монастырей. Среди них выделялось несколько особо чтимых — Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь, Ни лова пустынь, расположенная на одном из живописных островов озера Селигер в Тверской губернии. Эти центры русской религиозной жизни привлекали многочисленных богомольцев. Среди них преобладал простой народ, особенно много было женщин. Монастыри устраивали для богомольцев бесплатные обеды, по возможности размещали на ночлег. При некоторых обителях существовали небольшие больницы, богадельни для убогих и престарелых, начальные школы. Средства на их содержание поступали от богатых жертвователей (помещиков, купцов, фабрикантов). Таким образом церковь, долучая деньги от богатых и передавая их бедным, отчасти смягчала общественные противоречия. В начале XIX в. большую известность получил монах Саровской пустыни Серафим (Машнин, 1760—1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. Серафим был ласков со всеми гостями, всех называл одинаково: «Радость моя». Знатным людям напоминал об обязанностях их звания. Но обычно был снисходителен и к богатым, и к бедным. Он хотел, чтобы каждый, оставаясь в своем звании и состоянии, вел христианский образ жизни, был добрее к окружающим и строже к себе. За неделю до своей кончины принимал он помещика Богданова. На вопрос, учить ли детей иностранным языкам и наукам, Серафим ответил вопросом: «Что же худого знать что-нибудь?» Один из заранее заготовленных вопросов касался того, как управлять подчиненными. «Милостями, облегчением трудов, а не ранами, — последовал ответ. — Напой, накорми, будь справедлив. Бог прощает, и ты прощай». Отвечая на другие вопросы, он сказал: «Иди средним путем. Выше сил не берись... Вот что делай: укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай себя сам, так Бог не осудит... Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой — плоть твоя. Эти подвиги больше, чем в Киев идти». В последующие годы, когда старца давно уже не было в живых, память о нем продолжала привлекать в Саров богомольцев. Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. А Серафим, через 70 лет после кончины причисленный церковью к лику святых, стал первым в плеяде знаменитых русских старцев XIX века, религиозных учителей и наставников. Положение белого духовенства, особенно сельского, было трудным. Священники и низший клир в основном «питались от алтаря», то есть за счет платы за крещение, венчание и Другие обряды. Сельское духовенство имело небольшие земельные наделы. Образ жизни деревенского священника Мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII—XIX вв., с сожалением говорил, что он застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучала непонятная ему французская речь. При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в Митрополит Филарет одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского.




  1. Реформирование и развитие государственной гражданской службы при Павле I; (Фесенко Елена Ивановна)

Реформы Павла I были направлены на централизацию власти, ограничение привилегий дворянства, смягчение положения крестьян, на преобразование армии. Некоторые из преобразований были успешны (введение шинелей для армии и указ о престолонаследии, ограничивающий передачу трона только по мужской линии), другие провалились полностью (денежная реформа). Часть реформ, особенно касающихся положения дворян и накладывающая ограничения на гвардейских офицеров, были приняты категорически негативно и стали одной из непосредственных причин восстания 1801 года, в результате которого Павел I был убит, а взошедший следом на престол Александр I отменил многие нововведения отца.


Изменение правил престолонаследия. 16 апреля 1797 года, в день коронации, Павел I публично прочел принятый новый закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола, ибо появилось жесткое требование перехода короны по мужской линии. Впервые были установлены правила регентства. Акт запрещал занятие российского престола лицом, не принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, Павел успел провести ряд преобразований, направленных на централизацию государственной власти. В частности, изменились функции Сената (ослаблена его административная и усилена — судебная роли), были восстановлены некоторые коллегии, упразднённые Екатериной II.

В 1798 году вышел указ о создании департамента водных коммуникаций. Учреждено Государственное казначейство и должность государственного казначея. В тоже время были упразднены дворянские губернские собрания, городские думы. Реформировал император и саму систему губерний — их число было сокращено с 50, существовавших при Екатерине II, до 41.

Основная суть предпринимаемых Павлом I преобразований военной сферы заключалась в следующих направлениях:

  1. Изменение обмундирования — введение в использование тёплых зимних жилетов, шинелей, овчинных тулупов, валенков. Добавление элементов прусской военной формы.

  2. Регламентация службы и повышение дисциплины — выпуск воинских и морского уставов, ограничивающих офицеров и улучшающих быт обычных солдат, большое внимание уделялось шагистике и фрунту (— чёткость строя, выправка, произносимые команды и т.д.).

  3. Военное образование — издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии).

  4. Развитие инфраструктуры и новых подразделений — строительство казарм, основание фельдъегерской службы (военных курьеров), военно-медицинской академии, развитие и систематизация картографии.


Дополнительные налоги для дворян и послабления крестьянам в виде ограничения барщины тремя днями в неделю, льготные продажи хлеба и соли, которые должны были сбить цены на важные для низших слоев населения продукты, были лишь малой частью планирующихся императором реформ. Основной должна была стать финансово-монетная реформа, подготовку которой был назначен князь А. Б. Куракин.

Денежная реформа. Из-за активного печатания бумажных денег в течение правления Екатерины II их стоимость обесценилась, инфляция разгоняла цены, а денег экономике не хватало. Павел I задумал стабилизировать финансовую систему империи и уменьшить инфляцию. Он хотел прекратить хождение ассигнаций и ввести биметаллическую денежную систему: золотые и серебряные монеты. В декабре 1796 года на площади перед Зимним дворцом должны были быть сожжены 5 млн рублей ассигнациями из запасов Ассигнационного банка, а в январе — еще 6,7 млн. Поскольку обмен ассигнаций требовал массовой чеканки монеты, Павел I распорядился построить новый монетный двор — Банковский, с оснащением современными паровыми машинами, закупленными в Англии.

Несмотря на усилия императора реформа провалилась. Всего за годы правления Павла I золотых монет было начеканено на 3 млн руб., выпуск незначительно превышал чекан Екатерины II. Для финансирования кампаний в рамках второй антифранцузской коалиции, а затем к подготовке войны против Англии Павлу I пришлось вернуться к выпуску бумажных денег и напечатать в общей сложности 54 млн рублей.

Сословные реформы. Император считал фаворитизм и дворянскую вольность, которыми характеризовалось окончание правления его матери, недопустимым, поэтому многие из его указов ограничивали дворян, призывали к дисциплине и соответствию статуса «просвещенного правящего класса». В свою очередь по отношению к крестьянами Павел провёл ряд послаблений, в частности издал «указ о трехдневной барщине», носящий рекомендательный характер, из-за чего многие помещики проигнорировали его. Кроме того, были объявлены: запрет на продажу крестьян без земли, запрет на разделение семьи при продаже, разрешение для крестьян записываться в купечество и мещанство, повинность провиантом и лошадьми была заменена фиксированным налогом и др.

Император раздал дворянам около 500 тыс. государственных крестьян, т.е. фактически перевёл их в разряд крепостных. Неоднозначная и противоречивая редакция Манифеста, отсутствие эффективных механизмов контроля над процессом реализации, негласное бойкотирование норм и идей Манифеста дворянско-помещичьими кругами России, отсутствие эффективной «обратной связи» между крепостным крестьянством и властями и нерешительность Павла I существенно осложнили его реализацию, фактически поставив под угрозу её осуществление.