Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная этика
и
сотрудников органов внутренних дел
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебника
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
Рекомендовано Научно-исследовательским институтом
образования и науки в качестве учебника
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
СЛ
этикет
ю н и т и
U N I T Y
Закон и право • Москва «2015

УДК 172.2(075.8)
ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
П84
К о л л е к т и в а в т о р о в :
И. И. Аминов, А. В. Щеглов, Н.Д. Эриашвили, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич,
В. В. Горохова, Г.М. Реуцкая, А.А. Ласкин, И.А. Кушнаренко, Е.А. Никоноров
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник
П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Ю риспруденция», «Правоохранительная деятельность» /
[И.И. Аминов и др.]. — М.: Ю НИТИ-ДАНА: Закон и право,
2015. - 271 с.
ISBN 978-5-238-02582-7
Агентство C IP РГБ
Этот учебник — один из немногих опытов разработки проблем про­
фессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Его главная задача — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
С современных позиций рассматриваются основные этические про­
блемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в деятельности царской полиции и советской милиции. Даются рекомен­
дации по формированию у сотрудников общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном пове­
дении.
Особое внимание уделяется анализу Типового кодекса профессио­
нальной этики и служебного поведения в контексте той или иной главы.
Для учащихся и преподавателей образовательных учреждений МВД
России. Учебник может быть использован в процессе служебной подго­
товки сотрудников полиции.
ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
ISBN 978-5-238-02582-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2015
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.


Введение
Учебный курс «Профессиональная этика и служебный этикет» зани­
мает важное место в формировании и развитии профессиональной культуры курсантов (слушателей) образовательных учреждений
МВД России. Он раскрывает роль моральных ценностей в жизни общества и человека, дает практические рекомендации нормативно­
го регулирования существующих общественных отношений, повы­
шает роль нравственных начал в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Работая над учебником, авторы ставили перед собой главную цель — оказать курсантам (слушателям) помощь в формировании нравственной культуры как определяющего качества сотрудника органов внутренних дел, которая может быть достигнута решением следующих задач:
(1) усвоения норм, принципов и категорий этики;
(2) знания Типового кодекса этики и служебного поведения го­
сударственных служащих Российской Федерации и муници­
пальных служащих, убеждения в необходимости руководство­
ваться его предписаниями;
(3) умения оценивать факты и явления профессиональной дея­
тельности с точки зрения морали и нравственности;
(4) убеждения в возрастании роли нравственных начал в про­
фессиональной деятельности сотрудников органов внутрен­
них дел;
(5) отношения к человеку как высшей ценности;
(6) умения определять причины профессионально-нравственной девиации сотрудников ОВД, находить способы ее предупре­
ждения.
Каждая из перечисленных задач решается различными средст­
вами. Так, необходимые знания приобретаются при изучении лите­
ратуры по проблемам этики и служебного этикета, а также при под­
готовке к практическим занятиям и самостоятельной работе. Уме­
ния и убеждения формируются практикой, постоянным общением в нравственно здоровом коллективе, где грубость, бестактность, корыстолюбие, чванливость, цинизм оцениваются как явления не­
достойные и аморальные и т.д.
Учебник «Профессиональная этика и служебный этикет» дает курсантам (слушателям) представление об основах профессиональной
3
этики и этикета, а также об основных задачах совершенствования профессиональной и этической подготовки кадров — сотрудников новой, реформированной системы правоохранительных органов.
Специфику учебного курса «Профессиональная этика» определяют особенности службы в органах внутренних дел и контингент лиц, проходящих них службу. Особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие у сотрудников органов внутренних дел в результате непосредственного контакта с представителями преступ­
ного мира, постоянного балансирования на границе добра и зла, препятствования распространению социальных конфликтов, агрес­
сивности и злобы. Трудно отыскать другую профессию, владея ко­
торой ежедневно приходилось бы встречаться с таким количеством самых разнообразных жизненных ситуаций, деяний, мотивов, люд­
ских характеров. И во всем этом многообразии необходимо сориен­
тироваться оперативно, всесторонне, объективно и нравственно.
Большой объем и несхожесть служебных ситуаций нередко вы­
нуждают сотрудников органов внутренних дел каждый раз по- новому осмысливать и решать традиционные для этики вопросы, применяя при этом специфические формы, средства и методы со­
противления негативным общественным явлениям, наиболее ярко проявляющимся при раскрытии совершившихся или готовящихся преступлений.
Наиболее остро в деятельности органов внутренних дел стоит проблема взаимосвязи и взаимозависимости профессиональной це­
ли и средств ее достижения. Известно, что чем выше и благороднее цель (защита жизни, здоровья, чести и имущества граждан), тем сильнее возникает соблазн в использовании любых средств для ее достижения: «Цель оправдывает средства!» Вместе с тем, как бы ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к насильнику, убийце или грабителю, срыв в действиях сотрудника органов внутренних дел недопустим, как недопустимы с его стороны угрозы, грубость, обман, ложь, ка­
кими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.
Ведь привлечение максимально эффективных, но неоправданных с моральной точки зрения мер может привести к выхолащиванию и даже компрометации смысла любой благородной цели, вызвать де­
формацию нравственного сознания сотрудника, разочарование в профессии, потерю жизненных ориентиров, цинизм, тяжелую де­
прессию и т.д.
Что может быть альтернативой такому поведению и как обрести
«профессиональный иммунитет»? Естественно, в таких ситуациях важнейший смысл обретает профессионально-нравственная подго­
товка сотрудников полиции, как усвоение ими общеэтических цен­
ностей, так и понимание важности социального служения. Все это делает объективно необходимым профессионально-нравственное вос­
4

питание сотрудников ОВД, теоретической основой которого служит предлагаемый курс.
Не менее значимо изучение правил служебного этикета, помо­
гающее сотруднику следовать такту и выдержке, грамотно и резуль­
тативно проводить воспитательную работу, оперативно разрешать конфликтные ситуации, быть для коллег и граждан примером пове­
дения на службе и в быту. Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности.
Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом со­
трудника, единством слова и дела, правилами ношения форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков, строевой вы­
правкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утвержде­
нию служебных отношений, проникнутых уважением к личному достоинству сослуживцев и граждан. В то же время профессиональ­
ная культура сотрудника ОВД решительно отвергает грубость, бес­
тактность, сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребова­
тельность, безразличие к нуждам и заботам людей, а значит, устра­
няет питательную почву для беспорядка и неорганизованности.
Таким образом, значимость служебного этикета для сотрудни­
ков органов внутренних дел выражается в проявлении правовой и служебной эстетики и содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения.
Предлагаемое издание подготовлено коллективом авторов в со­
ответствии с учебной программой по указанному курсу с целью восполнить существующий пробел в учебной и научной литературе по проблеме профессионально-нравственного воспитания сотруд­
ников ОВД. Особое внимание авторы уделили характеристике про­
фессионально-нравственного сознания и культуры поведения со­
трудников полиции, их единству в обеспечении законности и пра­
вопорядка; нравственным принципам деятельности и взаимоотно­
шений сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел с гражданами; рассмотрению не только основных этических категорий, но и правил общего и служебного этикета.
5

Глава
Сущность и социальная ценность профессиональной этики
1.1. Понятие этики. Соотношение общей и профессиональной этики
Предмет изучения науки этики — мораль. Это исходное понятие.
Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон (106—
43 до н.э.) от латинского слова mos (нрав, обычай) образовал и ис­
пользовал слово moralis, которое оз­
начало добродетели человека, его спо­
собности руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гар­
монично строить отношения с други­
ми людьми.
В IV в. из прилагательного moralis сформировалось существительное
тога litas {мораль), которое стало оз­
начать совокупность человеческих добродетелей1.
В современном понимании
мораль — это принятые в обществе представления о добре и зле, хоро­
шем и плохом, правильном и непра­
вильном, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений2. В обыденной жизни такие понятия, как «мораль», «нравст­
венность», «этика», часто отождеств­
ляются. Если учесть, что слово «мо­
раль» имеет латинское происхождение от mores, что означает нрав, а moralis — нравственный, то слова «мораль» и «нравственность» несут одну и ту же смысловую нагрузку, они могут восприниматься как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать неэтичным,
1 Левчук З.С. Нравственная культура личности: сущностные характеристики и факторы развития / / Идеологические аспекты военной безопасности. Минск,
2010. № 1. С. 11.
2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 21. М., 2012. С. 280—281.
I ША
Марк Туллий Цицерон.
Образовал и использовал слово moralis
6

аморальным, безнравственным. Однако со времени античности в литературе утвердилась традиция рассматривать этику как теорию морали, нравственности.
Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нрав­
ственность» провел немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770—1831) в
«Философии права» (1821). Нрав­
ственность им представлена как завершающий этап развития объ­
ективного духа в отличие от аб­
страктного права и морали. Абст­
рактное право — это сфера част­
ной собственности, формальной свободы и абстрактного добра.
Каждый обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми
(договор) и требовать восстанов­
ления своих прав в случаях их нарушения (неправда и преступ­
ления). Мораль — это сфера ре­
альной свободы, умение отличать законы от нравственного долга;
нравственность
это сфера практической свободы, субстан­
циональной конкретности воли, возвышающейся над субъектив­
ным мнением и желанием. Это умение следовать нравственному долгу в рамках законов. По Геге­
лю, непосредственные проявления нравственности — семья, граж­
данское общество и государство.
В литературе по этике советского периода также предпринима­
лись попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались: (а) нра­
вы как практикуемые формы поведения; (б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; (в) мораль на уровне ее общест­
венных проявлений — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной уста­
новки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Однако в общественном опыте и живом языке такое разграниче­
ние до настоящего времени не закрепилось. Так, например, в рус­
ском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова «этика», «мо­
раль», «нравственность» не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать пред­
почтение какому-то одному из них (например, «мораль сей басни такова», «этика сотрудника полиции» и пр.).
.В.Ф. Гегель.
Провел концептуальное различение понятий «мораль» и «нравственность»
7

В отличие от морали и нравственности слово «этика» не ла­
тинского, а греческого происхождения — ethos, в переводе своем близкое к словам «обычай», «совместное проживание» (в том чис­
ле общение), «добродетель». С учетом такого смыслового значения в IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) и ввел в оборот слово ethika («этика») для обозначения особой об­
ласти исследования практической философии, пытавшейся ответить на вопрос: что должно делать. Этой наукой стали изучаться доброде­
тели, условия совместного проживания, существования людей. Таким образом, этика как наука существует уже почти 25 веков.
В современном понимании
этика — философская наука, предметом изучения которой является мораль как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества в целом. Этика базируется на общефилософском миро­
воззрении, которое определяет представление о месте человека в мире, о человеческих возможностях познания мира и действия в нем. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то в этике как науке изучаются мораль (нравственность), ее сущность, природа, соци­
альное назначение, структура, закономерности возникновения и развития, место в системе общественных отношений.
Все это образует предмет
этики.
В этике выделяют две ее сто­
роны:
(1) собственно теоретические проблемы о природе, сущности и социальном назначении (соци­
альной ценности) морали;
(2) учение о том, как должен по­
ступать, вести себя человек, ка­
кими принципами и нормами он обязан руководствоваться.
Эта сторона этики есть не что иное, как практическая этика.
В системе этики как науки выделяют, в частности, этиче­
скую аксиологию (проблемы доб­
ра и зла, их социально ценност­
ный и, напротив, антисоциаль­
ный характер), деонтологию (проблемы долга и должного), дескрип­
тивную этику (мораль того или иного общества в историческом аспекте), генеалогию, социологию морали, профессиональную этику.
Аристотель.
Ввел в оборот слово ethika

педагога, журналиста, юриста. Профессиональная этика сотрудников
ОВД — это один из видов профессиональной морали, которая зани­
мает особое место и носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, строго обязательны и обеспечиваются административными санк­
циями (кодекс, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные ус­
тавы, определяющие формы поведения и общения).
Деятельность сотрудников ОВД носит государственный харак­
тер, так как осуществляется представителями государственной власти. Поскольку действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан, их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей, что, в свою очередь, порождает повышенное чувст­
во долга и ответственности.
Профессиональная этика сотрудников ОВД призвана направ­
лять усилия должностных лиц в социально полезное русло, пори­
цать одни приемы и цели профессиональной деятельности и поощ­
рять другие; включать в себя требования, не противоречащие госу­
дарственным и общенациональным интересам.
Суммируя все вышесказанное,
профессиональную этику сотрудников ОВД можно определить как учение о специфике проявления общих нравственных норм в усло­
виях наиболее эффективного решения служебных задач по защите прав человека на жизнь, свободу, имущество; отношении к человеку как к высшей ценности; ответственности перед обществом и госу­
дарством согласно социальной справедливости и служебному долгу.
Анализируя особенность проявления общезначимых моральных ценностей и требований морали к сотрудникам ОВД, профессио­
нальная этика не только выражает теорию профессиональной мора­
ли, но и определяет практические рекомендации, увеличивающие эффективность служебной деятельности, содействующие нравст­
венному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с обществом, их авторитет и высокий социальный статус.
1.2. Структура и функции этики (морали)
Говоря о самом феномене морали как системе ценностей и требо­
ваний, регулирующих поведение людей, следует отметить, что она функционирует в обществе как единое целое и в ней, как правило, выделяют три структурных компонента: (1) нравственную деятель­
ность; (2) нравственные отношения; (3) моральное сознание1.
1 Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. М., 2000. С. 25—30.
10