Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(19) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффек­
тивного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его от­
ветственности.
Труда нравственность — одна из важнейших сфер действия морали, ох­
ватывающая все области общественно полезной деятельности чело­
века. Общественная полезность труда — главный показатель его мо­
ральной ценности и источник нравственных трудовых отношений.
Трудолюбие — нравственное качество человека, проявляется в его по­
ложительном отношении к труду, профессии, службе, которое в пси­
хологическом аспекте характеризуется потребностью и привычкой трудиться, увлеченностью работой, заинтересованностью в достиже­
нии полезного результата труда.
Естественное трудолюбие отрицает отношению к труду как к прину­
дительной необходимости, источнику материального обогащения или средству достижения карьерного роста. Трудолюбие также про­
тивостоит и трудоголизму — болезненному психологическому со­
стоянию трудозависимости.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразуме­
вающее признание достоинств личности. Сложившееся в обществен­
ном моральном сознании понятие уважения предполагает: внимание к интересам другого человека, справедливость, равенство прав, дове­
рие к людям, предоставление им свободы; внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis — относящий к форме) — чисто внешнее следование моральным заповедям, принципам и нор­
мам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действи­
тельного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравст­
венных правил нередко сопровождается нарушением важнейших об­
щих принципов морали — гуманизма, справедливости, чести, досто­
инства, служебного долга, уважения к людям.
Ханжество — (1) отрицательное моральное качество, характеризуемое показным благочестием, моральным лицемерием и притворной доб­
родетельностью; (2) лицемерное демонстративное порицание чужих неэтичных поступков, поведения или точек зрения, часто при одно­
временном допущении аналогичных неэтичных действий со своей стороны.
Цель — заранее предполагаемый результат, на достижение которого преднамеренно направлен процесс. Целенаправленный характер дея­
тельности присущ только человеку в его общественной жизни. В со­
ответствии с общими принципами морали цель всегда должна быть нравственна.
Целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее оптимальных из имеющихся в наличии средств для ее достижения. Благая цель не может быть дос­
261

тигнута использованием безнравственных средств. Общественная мораль требует, чтобы нравственной оценке в соответствии с дейст­
вующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и ис­
пользование тех или иных способов и средств их реализации.
Ценности — философская и морально-этическая категория, применяе­
мая для обозначения материальных и нематериальных объектов и явлений, включенных в систему жизненно важных потребностей, ре­
гулирующих и стимулирующих деятельность человека и формирую­
щих его нравственное сознание.
К общечеловеческим ценностям в порядке иерархии относятся:
(1) человек — абсолютная и наивысшая ценность, «мера всех ве­
щей1». В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозгла­
шается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценно­
стью»;
(2) семья — первейший коллектив человека;
(3) труд — потребностей индивида и общества, основа человеческого бытия;
(4) знания — форма существования и систематизации результатов разнообразного творческого труда;
(5) культура — совокупность общечеловеческих и духовных ценно­
стей (богатств), накопленных человечеством в сфере духовной и материальной жизни, передаваемые из поколения в поколение;
(6) Отечество — единственная для каждого человека Родина, где ему было дано судьбой появиться на свет;
(7) Земля — наш общий дом, всеобщий базис;
(8) мир — отсутствие войны, главное условие существования челове­
ка и Земли.
Все вышеперечисленные ценности имеют моральный аспект, то есть одновременно являются и морально-этическими понятиями.
Кроме того, существует целый ряд ценностных представлений, отно­
сящихся к области морального сознания, — это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Наряду с этими общепризнанными ценностями существуют и дру­
гие, в том числе спорные с точки зрения морали и нравственности ценности: деньги, богатство, власть, успех, карьера, материальное благополучие, беззаботная жизнь в роскоши, развлечениях и удо­
вольствиях.
Положительная или отрицательная моральная ценность вещей, явле­
ний, действий и поступков определяется их соответствием сущест­
вующим нравственным требованиям.
Представления морального сознания также являются разновидно­
стью духовных цегаюстей общества, так как в идеалах, принципах, понятиях добра и зла выражено отношение людей к явлениям дейст­
1 Определение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н.э. — ок. 420 до н.э.).
262

вительности. С одной стороны, в них содержится морально- этическое требование, с другой — дается нравственная оценка суще­
ствующих или имевших место явлений. Кроме того, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных социальных явле­
ний и человеческих поступков.
Цинизм (лат. cynismus, от греч. kynismys — учение киников, от греч. kyon, kynos — собака) — моральный феномен и моральное качество, выра­
жающиеся в полном пренебрежении к общечеловеческим ценностям, неприкрытом отрицании морали, неприятии любых авторитетов, ис­
пользовании этики для манипулирования людьми в своих интересах с помощью рассуждений на моральные темы. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к нигилизму и духовной опустошенности, а также для людей, преследующих свои эгоистические цели, не пренебрегая при этом любыми, в том числе и аморальными, средствами.
Человечность — высокое моральное качество, означающее человече­
ское, гуманное, доброжелательное отношение ко всем окружающим.
Человечность — это воплощение лучших черт человека, соединенных воедино, — любви к людям, великодушия, благожелательности, за­
ботливости, душевности, сочувствия, готовности прийти помощь, достоинства и др.
Честь — (1) моральное, профессиональное, служебное, социальное, человеческое и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому се­
бе или со стороны общества; (2) категория этики и понятие мораль- но-этического сознания, означающее совокупность высших мораль- но-этических принципов личности, характеризующих определенную социальную группу. Честь включает в себя нравственное достоинство человека, его честность, благородство, доблесть, чистую совесть, правдивость, стремление следовать идеалам добра, справедливости, служение Родине и народу. Чувство чести формируется в человеке в процессе его социализации в той социальной группе людей, членом которой он является.
Различают такие виды чести, как гражданская, профессиональная, служебная, военная, рыцарская, мужская, женская и т.д.
Служебная честь складывается в процессе осуществления сотрудни­
ком служебной деятельности, то есть службы государству, отчизне, народу. Служебная деятельность имеет публичный характер, что вы­
ражается в пристальном внимании общественности к моральному облику государственных служащих и выполнению ими служебного долга. По словам немецкого философа XIX в. А. Шопенгауэра, «слу­
жебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служеб­
ные обязанности.
Чувства — эмоциональные процессы (эмоциональные переживания) человека, отражающие его субъективное оценочное отношение к ма­
териальным или нематериальным объектам. Наряду с убеждениями
263

чувства характеризуют субъективную нравственную позицию лично­
сти, так как представляют собой отражение в сознании человека его отношений к действительности. В психологическом смысле чувства — это устойчивые условно-рефлекторные явления в сознании человека, составляющие основу его эмоций и побуждений. По своему соци­
альному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным реальным и абстрактным объектам, выражающую их соответствие или несоответствие потреб­
ностям человека.
Эвдемонизм (от греч. eudamonia — счастье, блаженство) — направление в этике, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Жизненная установка эвдемонизма состоит в том, что счастье является высшим и приоритетным человеческим благом, ко­
торое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель). Достижение счастья является высшим крите­
рием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом центральным для эвдемонизма является вопрос о соотношении сча­
стья как индивидуального благополучия и добродетели как нравст­
венного образа мыслей и действий.
Эгоизм (от лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, основанное на убеждении в приоритете собственного блага, собст­
венной пользы и выгоды, когда человек ставит свои собственные и н ­
тересы выше интересов общества и окружающих людей.
Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.
Вместе с тем существует понятие «разумный эгоизм» (или «здоровый эгоизм»), под которым часто понимается так называемый целесооб­
разный эгоизм — умение жить собственными интересами, не проти­
вореча интересам других людей.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — (1) философская наука о мо­
рали и нравственности; (2) система норм нравственного поведения, в которых выражены наши представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости, правильности или не­
правильности поступков людей. Этические нормы выступают одним из главных регуляторов различных общественных отношений (дело­
вых, служебных, профессиональных, бытовых, семейных, нацио­
нальных, мультикультурных и др.). Этика формирует оценивающее сознание человека, позволяющее ему правильно с точки зрения об­
щепринятой морали и внутренней нравственной убежденности со­
вершать этические (нравственно) правильные поступки.
Этика руководителя — система норм нравственного поведения руково­
дителя, основанная: (1) на понимании и учете психологии сотрудни­
ков. Подчиненные слушают тех руководителей, которые к ним при­
слушиваются; (2) на воспитании личности; (3) на культуре управле­
ния; (4) на умении управлять своими чувствами в процессе личност­
ных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководи­
телями и коллегами.
264


Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — (1) свод правил пове­
дения в обществе, своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения (обхождение с окружающими, формы обращения и при­
ветствий, поведение в общественных местах, правила учтивости, проявление тактичности, манеры, внешний вид, поведение за сто­
лом); (2) внешние нормы и правила поведения, принятые в опреде­
ленных социальных, профессиональных, национальных и иных общностях (в деловых кругах, государственной службе, дипломатии, армии и т.д.); (3) совокупность норм и правил поведения, уместных в определенных обстоятельствах или видах деятельности (деловой этикет, повседневный этикет). Соблюдение соответствующего эти­
кета — необходимый атрибут жизнедеятельности цивилизованного человека.
Современный этикет значительно упрощен и выражается в доброже­
лательном, тактичном и уважительном отношении ко всем людям.
В основе внешних этикетных проявлений, как правило, лежат нрав- ственно-этические убеждения и установки. При их отсутствии этикет превращается в искусственный снобистский ритуал, не являющийся показателем подлинной культуры человека. Так, изысканные манеры и безупречный внешний вид еще не означают, что их обладатель действительно высоконравственная и гуманная личность. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, могут иметь безнравственную цель замаскировать неблаговидные поступки и намерения.
Этический кодекс — это свод моральных норм, которому следует от­
дельный человек или коллектив людей. Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
«Эффект аквариума» — особое положение государственного служащего в обществе, когда к нему приковано обостренное внимание людей, в том числе даже к его личной жизни.
«Эффект шлепанцев» — неэтичное действие, выражающееся в переходе государственного служащего после отставки на должность консуль­
танта (начальника отдела, президента и т.д.) в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в связанный с его пре­
дыдущей работой банк и т.п. Другими словами, это ситуация, когда чиновник, используя свое служебное положение, заблаговременно позаботился о своем безбедном будущем на случай отставки, сумел подготовить себе «свечной заводик».
265

Приложение 3
Формула идеального рукопожатия
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15