Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(19) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффек
тивного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его от
ветственности.
Труда нравственность — одна из важнейших сфер действия морали, ох
ватывающая все области общественно полезной деятельности чело
века. Общественная полезность труда — главный показатель его мо
ральной ценности и источник нравственных трудовых отношений.
Трудолюбие — нравственное качество человека, проявляется в его по
ложительном отношении к труду, профессии, службе, которое в пси
хологическом аспекте характеризуется потребностью и привычкой трудиться, увлеченностью работой, заинтересованностью в достиже
нии полезного результата труда.
Естественное трудолюбие отрицает отношению к труду как к прину
дительной необходимости, источнику материального обогащения или средству достижения карьерного роста. Трудолюбие также про
тивостоит и трудоголизму — болезненному психологическому со
стоянию трудозависимости.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразуме
вающее признание достоинств личности. Сложившееся в обществен
ном моральном сознании понятие уважения предполагает: внимание к интересам другого человека, справедливость, равенство прав, дове
рие к людям, предоставление им свободы; внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis — относящий к форме) — чисто внешнее следование моральным заповедям, принципам и нор
мам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действи
тельного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравст
венных правил нередко сопровождается нарушением важнейших об
щих принципов морали — гуманизма, справедливости, чести, досто
инства, служебного долга, уважения к людям.
Ханжество — (1) отрицательное моральное качество, характеризуемое показным благочестием, моральным лицемерием и притворной доб
родетельностью; (2) лицемерное демонстративное порицание чужих неэтичных поступков, поведения или точек зрения, часто при одно
временном допущении аналогичных неэтичных действий со своей стороны.
Цель — заранее предполагаемый результат, на достижение которого преднамеренно направлен процесс. Целенаправленный характер дея
тельности присущ только человеку в его общественной жизни. В со
ответствии с общими принципами морали цель всегда должна быть нравственна.
Целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее оптимальных из имеющихся в наличии средств для ее достижения. Благая цель не может быть дос
261
тигнута использованием безнравственных средств. Общественная мораль требует, чтобы нравственной оценке в соответствии с дейст
вующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и ис
пользование тех или иных способов и средств их реализации.
Ценности — философская и морально-этическая категория, применяе
мая для обозначения материальных и нематериальных объектов и явлений, включенных в систему жизненно важных потребностей, ре
гулирующих и стимулирующих деятельность человека и формирую
щих его нравственное сознание.
К общечеловеческим ценностям в порядке иерархии относятся:
(1) человек — абсолютная и наивысшая ценность, «мера всех ве
щей1». В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозгла
шается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценно
стью»;
(2) семья — первейший коллектив человека;
(3) труд — потребностей индивида и общества, основа человеческого бытия;
(4) знания — форма существования и систематизации результатов разнообразного творческого труда;
(5) культура — совокупность общечеловеческих и духовных ценно
стей (богатств), накопленных человечеством в сфере духовной и материальной жизни, передаваемые из поколения в поколение;
(6) Отечество — единственная для каждого человека Родина, где ему было дано судьбой появиться на свет;
(7) Земля — наш общий дом, всеобщий базис;
(8) мир — отсутствие войны, главное условие существования челове
ка и Земли.
Все вышеперечисленные ценности имеют моральный аспект, то есть одновременно являются и морально-этическими понятиями.
Кроме того, существует целый ряд ценностных представлений, отно
сящихся к области морального сознания, — это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Наряду с этими общепризнанными ценностями существуют и дру
гие, в том числе спорные с точки зрения морали и нравственности ценности: деньги, богатство, власть, успех, карьера, материальное благополучие, беззаботная жизнь в роскоши, развлечениях и удо
вольствиях.
Положительная или отрицательная моральная ценность вещей, явле
ний, действий и поступков определяется их соответствием сущест
вующим нравственным требованиям.
Представления морального сознания также являются разновидно
стью духовных цегаюстей общества, так как в идеалах, принципах, понятиях добра и зла выражено отношение людей к явлениям дейст
1 Определение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н.э. — ок. 420 до н.э.).
262
вующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и ис
пользование тех или иных способов и средств их реализации.
Ценности — философская и морально-этическая категория, применяе
мая для обозначения материальных и нематериальных объектов и явлений, включенных в систему жизненно важных потребностей, ре
гулирующих и стимулирующих деятельность человека и формирую
щих его нравственное сознание.
К общечеловеческим ценностям в порядке иерархии относятся:
(1) человек — абсолютная и наивысшая ценность, «мера всех ве
щей1». В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозгла
шается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценно
стью»;
(2) семья — первейший коллектив человека;
(3) труд — потребностей индивида и общества, основа человеческого бытия;
(4) знания — форма существования и систематизации результатов разнообразного творческого труда;
(5) культура — совокупность общечеловеческих и духовных ценно
стей (богатств), накопленных человечеством в сфере духовной и материальной жизни, передаваемые из поколения в поколение;
(6) Отечество — единственная для каждого человека Родина, где ему было дано судьбой появиться на свет;
(7) Земля — наш общий дом, всеобщий базис;
(8) мир — отсутствие войны, главное условие существования челове
ка и Земли.
Все вышеперечисленные ценности имеют моральный аспект, то есть одновременно являются и морально-этическими понятиями.
Кроме того, существует целый ряд ценностных представлений, отно
сящихся к области морального сознания, — это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Наряду с этими общепризнанными ценностями существуют и дру
гие, в том числе спорные с точки зрения морали и нравственности ценности: деньги, богатство, власть, успех, карьера, материальное благополучие, беззаботная жизнь в роскоши, развлечениях и удо
вольствиях.
Положительная или отрицательная моральная ценность вещей, явле
ний, действий и поступков определяется их соответствием сущест
вующим нравственным требованиям.
Представления морального сознания также являются разновидно
стью духовных цегаюстей общества, так как в идеалах, принципах, понятиях добра и зла выражено отношение людей к явлениям дейст
1 Определение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н.э. — ок. 420 до н.э.).
262
вительности. С одной стороны, в них содержится морально- этическое требование, с другой — дается нравственная оценка суще
ствующих или имевших место явлений. Кроме того, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных социальных явле
ний и человеческих поступков.
Цинизм (лат. cynismus, от греч. kynismys — учение киников, от греч. kyon, kynos — собака) — моральный феномен и моральное качество, выра
жающиеся в полном пренебрежении к общечеловеческим ценностям, неприкрытом отрицании морали, неприятии любых авторитетов, ис
пользовании этики для манипулирования людьми в своих интересах с помощью рассуждений на моральные темы. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к нигилизму и духовной опустошенности, а также для людей, преследующих свои эгоистические цели, не пренебрегая при этом любыми, в том числе и аморальными, средствами.
Человечность — высокое моральное качество, означающее человече
ское, гуманное, доброжелательное отношение ко всем окружающим.
Человечность — это воплощение лучших черт человека, соединенных воедино, — любви к людям, великодушия, благожелательности, за
ботливости, душевности, сочувствия, готовности прийти помощь, достоинства и др.
Честь — (1) моральное, профессиональное, служебное, социальное, человеческое и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому се
бе или со стороны общества; (2) категория этики и понятие мораль- но-этического сознания, означающее совокупность высших мораль- но-этических принципов личности, характеризующих определенную социальную группу. Честь включает в себя нравственное достоинство человека, его честность, благородство, доблесть, чистую совесть, правдивость, стремление следовать идеалам добра, справедливости, служение Родине и народу. Чувство чести формируется в человеке в процессе его социализации в той социальной группе людей, членом которой он является.
Различают такие виды чести, как гражданская, профессиональная, служебная, военная, рыцарская, мужская, женская и т.д.
Служебная честь складывается в процессе осуществления сотрудни
ком служебной деятельности, то есть службы государству, отчизне, народу. Служебная деятельность имеет публичный характер, что вы
ражается в пристальном внимании общественности к моральному облику государственных служащих и выполнению ими служебного долга. По словам немецкого философа XIX в. А. Шопенгауэра, «слу
жебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служеб
ные обязанности.
Чувства — эмоциональные процессы (эмоциональные переживания) человека, отражающие его субъективное оценочное отношение к ма
териальным или нематериальным объектам. Наряду с убеждениями
263
ствующих или имевших место явлений. Кроме того, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных социальных явле
ний и человеческих поступков.
Цинизм (лат. cynismus, от греч. kynismys — учение киников, от греч. kyon, kynos — собака) — моральный феномен и моральное качество, выра
жающиеся в полном пренебрежении к общечеловеческим ценностям, неприкрытом отрицании морали, неприятии любых авторитетов, ис
пользовании этики для манипулирования людьми в своих интересах с помощью рассуждений на моральные темы. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к нигилизму и духовной опустошенности, а также для людей, преследующих свои эгоистические цели, не пренебрегая при этом любыми, в том числе и аморальными, средствами.
Человечность — высокое моральное качество, означающее человече
ское, гуманное, доброжелательное отношение ко всем окружающим.
Человечность — это воплощение лучших черт человека, соединенных воедино, — любви к людям, великодушия, благожелательности, за
ботливости, душевности, сочувствия, готовности прийти помощь, достоинства и др.
Честь — (1) моральное, профессиональное, служебное, социальное, человеческое и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому се
бе или со стороны общества; (2) категория этики и понятие мораль- но-этического сознания, означающее совокупность высших мораль- но-этических принципов личности, характеризующих определенную социальную группу. Честь включает в себя нравственное достоинство человека, его честность, благородство, доблесть, чистую совесть, правдивость, стремление следовать идеалам добра, справедливости, служение Родине и народу. Чувство чести формируется в человеке в процессе его социализации в той социальной группе людей, членом которой он является.
Различают такие виды чести, как гражданская, профессиональная, служебная, военная, рыцарская, мужская, женская и т.д.
Служебная честь складывается в процессе осуществления сотрудни
ком служебной деятельности, то есть службы государству, отчизне, народу. Служебная деятельность имеет публичный характер, что вы
ражается в пристальном внимании общественности к моральному облику государственных служащих и выполнению ими служебного долга. По словам немецкого философа XIX в. А. Шопенгауэра, «слу
жебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служеб
ные обязанности.
Чувства — эмоциональные процессы (эмоциональные переживания) человека, отражающие его субъективное оценочное отношение к ма
териальным или нематериальным объектам. Наряду с убеждениями
263
чувства характеризуют субъективную нравственную позицию лично
сти, так как представляют собой отражение в сознании человека его отношений к действительности. В психологическом смысле чувства — это устойчивые условно-рефлекторные явления в сознании человека, составляющие основу его эмоций и побуждений. По своему соци
альному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным реальным и абстрактным объектам, выражающую их соответствие или несоответствие потреб
ностям человека.
Эвдемонизм (от греч. eudamonia — счастье, блаженство) — направление в этике, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Жизненная установка эвдемонизма состоит в том, что счастье является высшим и приоритетным человеческим благом, ко
торое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель). Достижение счастья является высшим крите
рием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом центральным для эвдемонизма является вопрос о соотношении сча
стья как индивидуального благополучия и добродетели как нравст
венного образа мыслей и действий.
Эгоизм (от лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, основанное на убеждении в приоритете собственного блага, собст
венной пользы и выгоды, когда человек ставит свои собственные и н
тересы выше интересов общества и окружающих людей.
Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.
Вместе с тем существует понятие «разумный эгоизм» (или «здоровый эгоизм»), под которым часто понимается так называемый целесооб
разный эгоизм — умение жить собственными интересами, не проти
вореча интересам других людей.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — (1) философская наука о мо
рали и нравственности; (2) система норм нравственного поведения, в которых выражены наши представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости, правильности или не
правильности поступков людей. Этические нормы выступают одним из главных регуляторов различных общественных отношений (дело
вых, служебных, профессиональных, бытовых, семейных, нацио
нальных, мультикультурных и др.). Этика формирует оценивающее сознание человека, позволяющее ему правильно с точки зрения об
щепринятой морали и внутренней нравственной убежденности со
вершать этические (нравственно) правильные поступки.
Этика руководителя — система норм нравственного поведения руково
дителя, основанная: (1) на понимании и учете психологии сотрудни
ков. Подчиненные слушают тех руководителей, которые к ним при
слушиваются; (2) на воспитании личности; (3) на культуре управле
ния; (4) на умении управлять своими чувствами в процессе личност
ных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководи
телями и коллегами.
264
сти, так как представляют собой отражение в сознании человека его отношений к действительности. В психологическом смысле чувства — это устойчивые условно-рефлекторные явления в сознании человека, составляющие основу его эмоций и побуждений. По своему соци
альному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным реальным и абстрактным объектам, выражающую их соответствие или несоответствие потреб
ностям человека.
Эвдемонизм (от греч. eudamonia — счастье, блаженство) — направление в этике, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Жизненная установка эвдемонизма состоит в том, что счастье является высшим и приоритетным человеческим благом, ко
торое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель). Достижение счастья является высшим крите
рием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом центральным для эвдемонизма является вопрос о соотношении сча
стья как индивидуального благополучия и добродетели как нравст
венного образа мыслей и действий.
Эгоизм (от лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, основанное на убеждении в приоритете собственного блага, собст
венной пользы и выгоды, когда человек ставит свои собственные и н
тересы выше интересов общества и окружающих людей.
Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.
Вместе с тем существует понятие «разумный эгоизм» (или «здоровый эгоизм»), под которым часто понимается так называемый целесооб
разный эгоизм — умение жить собственными интересами, не проти
вореча интересам других людей.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — (1) философская наука о мо
рали и нравственности; (2) система норм нравственного поведения, в которых выражены наши представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости, правильности или не
правильности поступков людей. Этические нормы выступают одним из главных регуляторов различных общественных отношений (дело
вых, служебных, профессиональных, бытовых, семейных, нацио
нальных, мультикультурных и др.). Этика формирует оценивающее сознание человека, позволяющее ему правильно с точки зрения об
щепринятой морали и внутренней нравственной убежденности со
вершать этические (нравственно) правильные поступки.
Этика руководителя — система норм нравственного поведения руково
дителя, основанная: (1) на понимании и учете психологии сотрудни
ков. Подчиненные слушают тех руководителей, которые к ним при
слушиваются; (2) на воспитании личности; (3) на культуре управле
ния; (4) на умении управлять своими чувствами в процессе личност
ных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководи
телями и коллегами.
264
Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — (1) свод правил пове
дения в обществе, своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения (обхождение с окружающими, формы обращения и при
ветствий, поведение в общественных местах, правила учтивости, проявление тактичности, манеры, внешний вид, поведение за сто
лом); (2) внешние нормы и правила поведения, принятые в опреде
ленных социальных, профессиональных, национальных и иных общностях (в деловых кругах, государственной службе, дипломатии, армии и т.д.); (3) совокупность норм и правил поведения, уместных в определенных обстоятельствах или видах деятельности (деловой этикет, повседневный этикет). Соблюдение соответствующего эти
кета — необходимый атрибут жизнедеятельности цивилизованного человека.
Современный этикет значительно упрощен и выражается в доброже
лательном, тактичном и уважительном отношении ко всем людям.
В основе внешних этикетных проявлений, как правило, лежат нрав- ственно-этические убеждения и установки. При их отсутствии этикет превращается в искусственный снобистский ритуал, не являющийся показателем подлинной культуры человека. Так, изысканные манеры и безупречный внешний вид еще не означают, что их обладатель действительно высоконравственная и гуманная личность. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, могут иметь безнравственную цель замаскировать неблаговидные поступки и намерения.
Этический кодекс — это свод моральных норм, которому следует от
дельный человек или коллектив людей. Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
«Эффект аквариума» — особое положение государственного служащего в обществе, когда к нему приковано обостренное внимание людей, в том числе даже к его личной жизни.
«Эффект шлепанцев» — неэтичное действие, выражающееся в переходе государственного служащего после отставки на должность консуль
танта (начальника отдела, президента и т.д.) в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в связанный с его пре
дыдущей работой банк и т.п. Другими словами, это ситуация, когда чиновник, используя свое служебное положение, заблаговременно позаботился о своем безбедном будущем на случай отставки, сумел подготовить себе «свечной заводик».
265
Приложение 3
Формула идеального рукопожатия
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15