Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д обро и зло
Это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Какого-то догматического опреде
ления добра не существует. Добро понимается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями.
В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах: (1) добро как объективное качество поступка, деятельности; (2) добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали; (3) добро как нравственная цель поведения, как мотив по
ступка; (4) добро как моральное качество поступка, как то, что име
нуется добродетелью, нравственным качеством человека.
Формы проявления «добра» очень разнообразны. В отношении к труду — это прежде всего добросовестность, сознательное, творче
ское отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку — это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактич
ность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исхо
дит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека.
Зло как категория этики по своему содержанию противополож
но добру. В категории «зло» обобщены и выражены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи
вающем осуждения. Зло есть все, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой посту
пок, направленный против нравственности, попирающий принци
пы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием. Если при этом нарушаются правовые предписания, то такое злодеяние есть правонарушение или даже преступление. При оценке содержания злодеяния (злого поступка) берутся во внима
ние цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного результата.
Зло как явление многообразно. Как невозможно попытаться пе
речислить все возможные стороны, формы проявления человече
ской жизни, его интересов, так и невозможно перечислить все воз
можные формы проявления зла. Это и черствость, и бюрократизм
(в негативном смысле), пьянство и паразитизм, пренебрежение нормами морали, совершение любого правонарушения, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, такие отрицатель
ные моральные качества, как эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванливость, равнодушие и другие негативные проявления.
Борьба со злом, в том числе и с правонарушителями, объектив
но есть утверждение добра во всех сферах жизни нашего общества.
Разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с
18
винения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в Конституции Российской Федерации.
Несправедливость, будучи категорией, противоположной спра
ведливости, имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Д олг
Эта категория этики означает отношение личности к обществу, другим людям, выражается в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях). В долге выделяют две стороны — объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, быть патриотом, соблюдать правила общежития, не до
пускать нарушения правовых предписаний и т.д.
Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым че
ловеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть соци
альным (воинский долг, долг сотрудника правоохранительных орга
нов и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, това
рищеский и т.д.).
Когда говорят, что тот или иной сотрудник ОВД обладает высо
ким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано со
циально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в слу
жебном (профессиональном) долге органично связаны между собой правовое и нравственное. Служебный долг есть совокупность обя
занностей, налагаемых на сотрудника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.
К атегория «совесть»
С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный само
контроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего по
ведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
21
Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в Конституции Российской Федерации.
Несправедливость, будучи категорией, противоположной спра
ведливости, имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Д олг
Эта категория этики означает отношение личности к обществу, другим людям, выражается в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях). В долге выделяют две стороны — объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, быть патриотом, соблюдать правила общежития, не до
пускать нарушения правовых предписаний и т.д.
Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым че
ловеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть соци
альным (воинский долг, долг сотрудника правоохранительных орга
нов и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, това
рищеский и т.д.).
Когда говорят, что тот или иной сотрудник ОВД обладает высо
ким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано со
циально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в слу
жебном (профессиональном) долге органично связаны между собой правовое и нравственное. Служебный долг есть совокупность обя
занностей, налагаемых на сотрудника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.
К атегория «совесть»
С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный само
контроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего по
ведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
21
именуется «спокойной совестью». Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следова
тельно, совесть — это не только реакция человека на свои неблаго
видные поступки, но и предъявление к себе высокой требователь
ности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравствен
ного поведения человека.
Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой мо
мент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаго
видного поступка, заставляет поступать определенным образом.
Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие.
И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувствен
но-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля — способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной це
ли. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, му
жество. То, насколько важны названные черты сотруднику ОВД, доказывать не нужно.
Служение государственным и общенациональным интересам, затрагивающее жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью прини
мать ответственные решения, причем нередко в сложных кон
фликтных ситуациях. Развитое чувство совести, способность пра
вильно, самокритично и принципиально оценивать свои побужде
ния и действия являются залогом выполнения сотрудников поли
ции своего высокого предназначения.
К атегории «честь» и «достоинство»
Их содержание раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других людей, со стороны общества.
Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль. В таких поединках погибли выдающиеся личности, которых можно причис
лить к национальным героям (Пушкин, Лермонтов и др.). Пред
ставление о честном и бесчестном — еще один стержень морали.
Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ро
лью. Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведе
нию («береги честь смолоду», «береги честь мундира» и т.д.). Вклю
ченность личности в различные социальные группы приводит к вы
делению таких понятий, как «честь офицера», «честь судьи», «честь ученого», «честь врача» и т.д., то есть профессиональной чести.
23
тельно, совесть — это не только реакция человека на свои неблаго
видные поступки, но и предъявление к себе высокой требователь
ности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравствен
ного поведения человека.
Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой мо
мент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаго
видного поступка, заставляет поступать определенным образом.
Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие.
И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувствен
но-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля — способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной це
ли. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, му
жество. То, насколько важны названные черты сотруднику ОВД, доказывать не нужно.
Служение государственным и общенациональным интересам, затрагивающее жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью прини
мать ответственные решения, причем нередко в сложных кон
фликтных ситуациях. Развитое чувство совести, способность пра
вильно, самокритично и принципиально оценивать свои побужде
ния и действия являются залогом выполнения сотрудников поли
ции своего высокого предназначения.
К атегории «честь» и «достоинство»
Их содержание раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других людей, со стороны общества.
Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль. В таких поединках погибли выдающиеся личности, которых можно причис
лить к национальным героям (Пушкин, Лермонтов и др.). Пред
ставление о честном и бесчестном — еще один стержень морали.
Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ро
лью. Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведе
нию («береги честь смолоду», «береги честь мундира» и т.д.). Вклю
ченность личности в различные социальные группы приводит к вы
делению таких понятий, как «честь офицера», «честь судьи», «честь ученого», «честь врача» и т.д., то есть профессиональной чести.
23
К атегория «гуманность»
Гуманность (от лат. humenus — человечный) как мировоззренче
ская, в том числе этическая, категория означает признание челове
ка высшей ценностью, выражает необходимость защиты прав и свобод, удовлетворения его потребностей и интересов. Стремление к счастью, полнокровной, достойной человека жизни есть основа нравственности.
Гуманистическое начало очень хорошо выражено в нравствен
ном требовании: «Поступать по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; «чего в дру
гих не любишь, того не делай». Общее же правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), также гармонично дополняет и развивает это правило.
Ни одно нормальное общество не позволит представить части своих членов безграничную свободу, что привело бы к многочис
ленным конфликтам и столкновениям интересов, а также злоупот
реблениям со стороны отдельных лиц.
Текущее законодательство запрещает нарушать права и свободы одних лиц в результате осуществления своих прав другими. Этому служит, например, возмещение материального и морального вреда, если они нанесены незаконными действиями не только государст
венных органов, но и индивидов.
Необходимость соблюдения прав и свобод одних при осуществ
лении этих прав другими подчеркивается и в международном праве во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других актах.
К атегория «ответственность»
Поскольку сотрудник ОВД должен исполнять свои служебные обя
занности не только добросовестно, но и ответственно, на высоком профессиональном уровне, несколько слов следует сказать и о та
кой категории этики, как ответственность. Ответственность — это обязанность и необходимость отвечать за свои действия (бездейст
вия), поступки, последствия.
Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связа
ны между собой. Так, в основе правовой ответственности лежит принцип личной и виновной ответственности.
С точки зрения этики выделяют позитивную и негативную ответ
ственность. Позитивное — это ответственное, осознанное отношение человека к своему поведению, добросовестное выполнение им, в ча
стности, своих служебных обязанностей. Негативный аспект ответст
25
венности проявляется в обязанности нести лишения личностного, морального и материального характера за свое аморальное поведе
ние, но и в определенных случаях за недостойное поведение других.
Так, сотрудник органов внутренних дел, наделенный организацион
но-распорядительными полномочиями по отношению к другим госу
дарственным служащим, согласно Типовому кодексу этики и слу
жебного поведения, несет ответственность в соответствии с законо
дательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и пра
вила служебного поведения, если он не принял меры по недопуще
нию таких действий или бездействия. Более того, ответственность данного должностного лица усложняется еще тем обстоятельством, что для своих подчиненных он должен быть образцом профессиона
лизма, безупречной репутации, способствовать формированию в кол
лективе благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (ст. 21—24).
Итак, этические категории пронизывают всю человеческую жизнь. Они определяют все содержание права, лежат в основе за
конодательных актов, деятельности всех государственных органов, в том числе и органов внутренних дел.
1.4. Принципы профессиональной этики
Нравственное сознание как элемент морали базируется на принци
пах, сущность и содержание которых зависят от нравственных цен
ностей, существующих в обществе. Моральные принципы в наибо
лее общем и концентрированном виде выражают сущность мораль
ных отношений и определяют стратегию поведения и жизнедея
тельности социальных субъектов. Целесообразность, определенность и сравнительная устойчивость моральных принципов обусловлива
ются соответствующими историческими, социально-экономичес
кими, политическими, профессиональными и иными факторами.
Моральные принципы воспринимаются и осознаются нравствен
ным сознанием как безусловные и неуклонные требования, следо
вание которым строго обязательно при любых обстоятельствах.
В этом состоит их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях вполне допустимо, а порой и необходимо.
Применительно к сфере государственной гражданской службы основными принципами морали выступают гуманизм, коллекти
визм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
26
ние, но и в определенных случаях за недостойное поведение других.
Так, сотрудник органов внутренних дел, наделенный организацион
но-распорядительными полномочиями по отношению к другим госу
дарственным служащим, согласно Типовому кодексу этики и слу
жебного поведения, несет ответственность в соответствии с законо
дательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и пра
вила служебного поведения, если он не принял меры по недопуще
нию таких действий или бездействия. Более того, ответственность данного должностного лица усложняется еще тем обстоятельством, что для своих подчиненных он должен быть образцом профессиона
лизма, безупречной репутации, способствовать формированию в кол
лективе благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (ст. 21—24).
Итак, этические категории пронизывают всю человеческую жизнь. Они определяют все содержание права, лежат в основе за
конодательных актов, деятельности всех государственных органов, в том числе и органов внутренних дел.
1.4. Принципы профессиональной этики
Нравственное сознание как элемент морали базируется на принци
пах, сущность и содержание которых зависят от нравственных цен
ностей, существующих в обществе. Моральные принципы в наибо
лее общем и концентрированном виде выражают сущность мораль
ных отношений и определяют стратегию поведения и жизнедея
тельности социальных субъектов. Целесообразность, определенность и сравнительная устойчивость моральных принципов обусловлива
ются соответствующими историческими, социально-экономичес
кими, политическими, профессиональными и иными факторами.
Моральные принципы воспринимаются и осознаются нравствен
ным сознанием как безусловные и неуклонные требования, следо
вание которым строго обязательно при любых обстоятельствах.
В этом состоит их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях вполне допустимо, а порой и необходимо.
Применительно к сфере государственной гражданской службы основными принципами морали выступают гуманизм, коллекти
визм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
26
П ринц ип гум анизм а
Гуманизм — основополагающий и ведущий моральный принцип, соответствующий запросам и вызовам развития человечества. В са
мом общем виде данный принцип означает человечность и челове
колюбие, уважение и защиту человеческого достоинства, права лю
дей на достойный образ жизни, счастье и полноценную возмож
ность для саморазвития. Принцип гуманизма определяет все нормы морали и охватывает все отрасли права. В соответствии со ст. 2
Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, принцип гуманизма опре
деляет обязанностью государства признавать, соблюдать и защи
щать права и свободы человека и гражданина. Применительно к деятельности государственных органов принцип гуманизма состав
ляет основу всей системы нравственно-правовых отношений между представителями этих органов и гражданами и обеспечивает долж
ное функционирование органов государства, с одной стороны, и реализацию прав и законных интересов граждан — с другой.
Требования принципа гуманизма, являясь служебным долгом представителей государственных органов, обязывают их своевре
менно, неуклонно и адекватно реагировать на все недостойные по
ступки и правонарушения, от кого бы они ни исходили. Невыпол
нение этих требований осуждается как законом, так и обществен
ным мнением.
Важнейшей формой проявления гуманизма следует признать со
четание убеждения и принуждения. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства — в установлении разум
ного их сочетания.
К методам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, разъяснительная работа государствен
ных служащих с населением. Вместе с тем любое человеческое об
щество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Как и убеждение, принужде
ние имеет различные методы и степень проявления. В демократи
ческом обществе государственное принуждение имеет свои особен
ности: (1) оно является не главным методом, а второстепенным, применяемым после убеждения; (2) принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах пра
ва1, что исключает произвол.
В Конституции Российской Федерации (ст. 21) указывается на недопустимость пыток, насилия, другого жестокого или унижающего
1 См.: Ататманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 451.
27