Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д обро и зло
Это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Какого-то догматического опреде­
ления добра не существует. Добро понимается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями.
В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах: (1) добро как объективное качество поступка, деятельности; (2) добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали; (3) добро как нравственная цель поведения, как мотив по­
ступка; (4) добро как моральное качество поступка, как то, что име­
нуется добродетелью, нравственным качеством человека.
Формы проявления «добра» очень разнообразны. В отношении к труду — это прежде всего добросовестность, сознательное, творче­
ское отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку — это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактич­
ность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исхо­
дит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека.
Зло как категория этики по своему содержанию противополож­
но добру. В категории «зло» обобщены и выражены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­
вающем осуждения. Зло есть все, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой посту­
пок, направленный против нравственности, попирающий принци­
пы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием. Если при этом нарушаются правовые предписания, то такое злодеяние есть правонарушение или даже преступление. При оценке содержания злодеяния (злого поступка) берутся во внима­
ние цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного результата.
Зло как явление многообразно. Как невозможно попытаться пе­
речислить все возможные стороны, формы проявления человече­
ской жизни, его интересов, так и невозможно перечислить все воз­
можные формы проявления зла. Это и черствость, и бюрократизм
(в негативном смысле), пьянство и паразитизм, пренебрежение нормами морали, совершение любого правонарушения, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, такие отрицатель­
ные моральные качества, как эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванливость, равнодушие и другие негативные проявления.
Борьба со злом, в том числе и с правонарушителями, объектив­
но есть утверждение добра во всех сферах жизни нашего общества.
Разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с
18

винения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в Конституции Российской Федерации.
Несправедливость, будучи категорией, противоположной спра­
ведливости, имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Д олг
Эта категория этики означает отношение личности к обществу, другим людям, выражается в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях). В долге выделяют две стороны — объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, быть патриотом, соблюдать правила общежития, не до­
пускать нарушения правовых предписаний и т.д.
Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым че­
ловеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть соци­
альным (воинский долг, долг сотрудника правоохранительных орга­
нов и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, това­
рищеский и т.д.).
Когда говорят, что тот или иной сотрудник ОВД обладает высо­
ким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано со­
циально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в слу­
жебном (профессиональном) долге органично связаны между собой правовое и нравственное. Служебный долг есть совокупность обя­
занностей, налагаемых на сотрудника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.
К атегория «совесть»
С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный само­
контроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего по­
ведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
21

именуется «спокойной совестью». Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следова­
тельно, совесть — это не только реакция человека на свои неблаго­
видные поступки, но и предъявление к себе высокой требователь­
ности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравствен­
ного поведения человека.
Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой мо­
мент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаго­
видного поступка, заставляет поступать определенным образом.
Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие.
И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувствен­
но-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля — способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной це­
ли. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, му­
жество. То, насколько важны названные черты сотруднику ОВД, доказывать не нужно.
Служение государственным и общенациональным интересам, затрагивающее жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью прини­
мать ответственные решения, причем нередко в сложных кон­
фликтных ситуациях. Развитое чувство совести, способность пра­
вильно, самокритично и принципиально оценивать свои побужде­
ния и действия являются залогом выполнения сотрудников поли­
ции своего высокого предназначения.
К атегории «честь» и «достоинство»
Их содержание раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других людей, со стороны общества.
Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль. В таких поединках погибли выдающиеся личности, которых можно причис­
лить к национальным героям (Пушкин, Лермонтов и др.). Пред­
ставление о честном и бесчестном — еще один стержень морали.
Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ро­
лью. Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведе­
нию («береги честь смолоду», «береги честь мундира» и т.д.). Вклю­
ченность личности в различные социальные группы приводит к вы­
делению таких понятий, как «честь офицера», «честь судьи», «честь ученого», «честь врача» и т.д., то есть профессиональной чести.
23


К атегория «гуманность»
Гуманность (от лат. humenus — человечный) как мировоззренче­
ская, в том числе этическая, категория означает признание челове­
ка высшей ценностью, выражает необходимость защиты прав и свобод, удовлетворения его потребностей и интересов. Стремление к счастью, полнокровной, достойной человека жизни есть основа нравственности.
Гуманистическое начало очень хорошо выражено в нравствен­
ном требовании: «Поступать по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; «чего в дру­
гих не любишь, того не делай». Общее же правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), также гармонично дополняет и развивает это правило.
Ни одно нормальное общество не позволит представить части своих членов безграничную свободу, что привело бы к многочис­
ленным конфликтам и столкновениям интересов, а также злоупот­
реблениям со стороны отдельных лиц.
Текущее законодательство запрещает нарушать права и свободы одних лиц в результате осуществления своих прав другими. Этому служит, например, возмещение материального и морального вреда, если они нанесены незаконными действиями не только государст­
венных органов, но и индивидов.
Необходимость соблюдения прав и свобод одних при осуществ­
лении этих прав другими подчеркивается и в международном праве во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других актах.
К атегория «ответственность»
Поскольку сотрудник ОВД должен исполнять свои служебные обя­
занности не только добросовестно, но и ответственно, на высоком профессиональном уровне, несколько слов следует сказать и о та­
кой категории этики, как ответственность. Ответственность — это обязанность и необходимость отвечать за свои действия (бездейст­
вия), поступки, последствия.
Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связа­
ны между собой. Так, в основе правовой ответственности лежит принцип личной и виновной ответственности.
С точки зрения этики выделяют позитивную и негативную ответ­
ственность. Позитивное — это ответственное, осознанное отношение человека к своему поведению, добросовестное выполнение им, в ча­
стности, своих служебных обязанностей. Негативный аспект ответст­
25
венности проявляется в обязанности нести лишения личностного, морального и материального характера за свое аморальное поведе­
ние, но и в определенных случаях за недостойное поведение других.
Так, сотрудник органов внутренних дел, наделенный организацион­
но-распорядительными полномочиями по отношению к другим госу­
дарственным служащим, согласно Типовому кодексу этики и слу­
жебного поведения, несет ответственность в соответствии с законо­
дательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и пра­
вила служебного поведения, если он не принял меры по недопуще­
нию таких действий или бездействия. Более того, ответственность данного должностного лица усложняется еще тем обстоятельством, что для своих подчиненных он должен быть образцом профессиона­
лизма, безупречной репутации, способствовать формированию в кол­
лективе благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (ст. 21—24).
Итак, этические категории пронизывают всю человеческую жизнь. Они определяют все содержание права, лежат в основе за­
конодательных актов, деятельности всех государственных органов, в том числе и органов внутренних дел.
1.4. Принципы профессиональной этики
Нравственное сознание как элемент морали базируется на принци­
пах, сущность и содержание которых зависят от нравственных цен­
ностей, существующих в обществе. Моральные принципы в наибо­
лее общем и концентрированном виде выражают сущность мораль­
ных отношений и определяют стратегию поведения и жизнедея­
тельности социальных субъектов. Целесообразность, определенность и сравнительная устойчивость моральных принципов обусловлива­
ются соответствующими историческими, социально-экономичес­
кими, политическими, профессиональными и иными факторами.
Моральные принципы воспринимаются и осознаются нравствен­
ным сознанием как безусловные и неуклонные требования, следо­
вание которым строго обязательно при любых обстоятельствах.
В этом состоит их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях вполне допустимо, а порой и необходимо.
Применительно к сфере государственной гражданской службы основными принципами морали выступают гуманизм, коллекти­
визм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка.
Рассмотрим более подробно некоторые из них.
26


П ринц ип гум анизм а
Гуманизм — основополагающий и ведущий моральный принцип, соответствующий запросам и вызовам развития человечества. В са­
мом общем виде данный принцип означает человечность и челове­
колюбие, уважение и защиту человеческого достоинства, права лю­
дей на достойный образ жизни, счастье и полноценную возмож­
ность для саморазвития. Принцип гуманизма определяет все нормы морали и охватывает все отрасли права. В соответствии со ст. 2
Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, принцип гуманизма опре­
деляет обязанностью государства признавать, соблюдать и защи­
щать права и свободы человека и гражданина. Применительно к деятельности государственных органов принцип гуманизма состав­
ляет основу всей системы нравственно-правовых отношений между представителями этих органов и гражданами и обеспечивает долж­
ное функционирование органов государства, с одной стороны, и реализацию прав и законных интересов граждан — с другой.
Требования принципа гуманизма, являясь служебным долгом представителей государственных органов, обязывают их своевре­
менно, неуклонно и адекватно реагировать на все недостойные по­
ступки и правонарушения, от кого бы они ни исходили. Невыпол­
нение этих требований осуждается как законом, так и обществен­
ным мнением.
Важнейшей формой проявления гуманизма следует признать со­
четание убеждения и принуждения. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства — в установлении разум­
ного их сочетания.
К методам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, разъяснительная работа государствен­
ных служащих с населением. Вместе с тем любое человеческое об­
щество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Как и убеждение, принужде­
ние имеет различные методы и степень проявления. В демократи­
ческом обществе государственное принуждение имеет свои особен­
ности: (1) оно является не главным методом, а второстепенным, применяемым после убеждения; (2) принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах пра­
ва1, что исключает произвол.
В Конституции Российской Федерации (ст. 21) указывается на недопустимость пыток, насилия, другого жестокого или унижающего
1 См.: Ататманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 451.
27