Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дения является наглядной формой воплощения нравственного обли­
ка человека, выражением его общей культуры.
Мещанство
(от польск. mieszczanin — горожанин, обыватель) — мораль­
ное качество, характеризуемое такими негативными нравственными чертами, как социальное приспособленчество, эгоизм, аполитичность, приземленность жизненных идеалов, узость интересов, отсутствие чув­
ства ответственности перед обществом, ханжество в морали, мелоч­
ность, скупость, стяжательство, пошлость во вкусах и манерах.
Мировоззрение
— система взглядов людей на мир, общество, государст­
во, на место в них человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции принципы, взгляды, оцен­
ки, ценности, программы жизнедеятельности.
Мораль
(лат. moralitas, от лат. mores — общепринятые традиции, не­
гласные правила) — (1) принятые в обществе и закрепленные в об­
щественном сознании представления о добре и зле, хорошем и пло­
хом, правильном и неправильном, а также совокупность норм пове­
дения, основанных на этих представлениях; (2) предмет изучения философской дисциплины — этики. Мораль как система социальных норм регулирует жизнедеятельность человека во всех без исключения сферах общественной жизни. В процессе внутреннего усвоения чело­
веком этических норм происходит нравственная деятельность, ре­
зультатом которой становится нравственный выбор.
Мораль и нравственность в русском языке часто воспринимаются как синонимичные. Вместе с тем термин мораль означает сложив­
шиеся общественные взгляды и традиции, а нравственность обозна­
чает внутренние принципы, взгляды и оценки человека, которыми он руководствуется.
Термин «мораль» иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его определенной части, например: христианская мо­
раль, мораль политики, мораль государственной службы, мораль биз­
неса и т.д.
Мотив
(фр. motif — повод к действию, от лат. movere — приводить в движение, толкать) — (1) внутреннее, личное побуждение к дейст­
вию, связанное с удовлетворением потребностей человека; (2) мате­
риальный или идеальный предмет, достижение которого выступает основание поступка. Мотив — это объяснение, ради чего человек де­
лает то или иное действие, ответ на вопросы: что его побудило? за­
чем он это сделал? каков его интерес?
Мотив реализуется в цели, однако с точки зрения нравственной дея­
тельности возможно несовпадение цели и мотива.
Мужество
— (1) этическая добродетель, выражающая нравственную силу при преодолении страха и опасности; (2) моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека в труд­
ных или экстремальных обстоятельствах, которому присущи сме­
лость, душевная стойкость, самоотверженность, героизм. Мужество может выражаться как в преодолении физических страданий и боли,
251

так и в проявлении нравственной твердости и выдержки. Мужест­
венный человек способен в случае необходимости пойти на само­
пожертвование.
Антоним мужества — малодушие.
Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Действия превращаются в навыки, как правило, в процессе длительных упражнений (целенаправленных и повторяющихся дей­
ствий). В отличие от привычки, которая подразумевает обязательную потребность и склонность человека к действию, навыки затрагивают только техническую сторону его деятельности и лежат вместе со зна­
ниями в основе умений. В моральной деятельности посредством на­
выков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
Ненависть — моральное чувство, выражающее негативное и зачастую агрессивное отношение к кому-либо или к чему-либо. В отношениях взаимной вражды между людьми оно по своему содержанию включа­
ет отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.
Чувство ненависти противоположно чувству любви. Вместе с тем у любви и ненависти много общего — они обе означают не безразли­
чие, а, наоборот, крайнюю заинтересованность в ком-то (чем-то).
Поэтому говорят: «От любви до ненависти — один шаг».
Чем больше нравственно развит человек, тем меньше у него побуж­
дений к ненависти. Так, хирург оперирует людей не из ненависти к человечеству, а выполняя свое высокое предназначение — возвра­
щать людям здоровье. Спецназ делает зачистку местности профес­
сионально, а не с ненавистью.
Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — преиму­
щества (приоритетный наем на работу, назначение на должность, распределение благ, вручение наград, присвоение званий и.д.), пре­
доставляемые родственникам, друзьям или фаворитам вне зависимо­
сти от их профессиональной компетентности и общезначимых дос­
тоинств.
Непотизм как негативное этическое явление на государственной службе зародился в древности. И практически тогда же начался п о­
иск средств и методов борьбы с ним. Так, древнекитайский фило­
соф Конфуций (551—479 до н.э.) и его преемники основали целую систему воспитания государственных служащих, когда критерием отбора и карьерного продвижения чиновников стала не принад­
лежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интел­
лект, который регулярно подвергался серьезным испытаниям на го­
сударственных экзаменах.
В настоящее время непотизм распространен по всему миру. Рос­
сийские аналоги непотизма — кумовство, семейственность, мест­
ничество.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — (1) мировоззренческий принцип, выражающийся в отрицании общепринятых ценностей, идеалов, мо­
252

ральных норм, культуры и т.п.; (2) умонастроение, для которого ха­
рактерно непризнание любых общественных авторитетов, полное неприятие веры, отсутствие положительных идеалов, отрицание дос­
тижений прошлого.
Норма (от лат. norma — букв, наугольник, переносное значение — об­
разец, правило) — 1) правило или точное предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения; 2) опреде­
ленный стандарт, эталон поведения в определенной ситуации. Виды норм — социальные, моральные, правовые, медицинские, техниче­
ские, грамматические, техники безопасности и иные.
Норма моральная (норма морали, моральная норма) — (1) элемент мораль­
ного сознания, выражающий морально-этическое требования к пове­
дению должным образом в определенной ситуации; (2) определенный нравственный образец (стандарт) поведения, который отображает ус­
тоявшиеся правила человеческих отношений в типичных ситуациях.
Нормы морали разнообразны по содержанию, источникам, назначе­
нию, видам деятельности.
Обычно моральные нормы складываются исторически, путем много­
кратного повторения и постоянной актуализации. Подлинно мо­
ральной норма становится тогда, когда она воспринята и усвоена че­
ловеком, став его нравственным ориентиром и субъективной необхо­
димостью: всегда быть честным, добросовестным, порядочным, ис­
полнительным, вежливым и т.д.
Моральные нормы обязательны для исполнения, а их нарушение вы­
зывает осуждение окружающих и общества. Моральные нормы могут совпадать с правовыми нормами, и в таком случае их несоблюдение влечет юридическую ответственность.
Нормативная этика — раздел этики, в котором закрепляются принципы и нормы, устанавливающие критерии оценки нравственного добра и выступающие универсальными стандартами на все случаи. Норма­
тивная этика затрагивает такие наиболее общие сферы жизнедея­
тельности людей и сходные явления в мировой общественной жиз­
ни, как смысл жизни, назначение человека, содержание его нравст­
венного долга, социальная ответственность политики, государствен­
ной службы, бизнеса и т.д.
Нравственная культура личности — это совокупность воспринятых и усвоенных человеком морально-этических знаний, сформированных убеждений, принципов жизни, моральных качеств, идеалов, ценно­
стей, норм и правил морального поведения, приобретенных мораль­
ных навыков и привычек, пережитых нравственных чувств и эмоций, нравственных отношений и взаимоотношений с людьми и обществом.
Многогранность содержания нравственной культуры личности обу­
словливает сложность ее структуры, которая включает: (1) культуру нравственного сознания личности, (2) культуру ее нравственных чувств и переживаний, (3) культуру нравственного поведения и (4) культуру нравственных отношений.
253


Показателем сформированности нравственной культуры личности является нравственная позиция человека, принятия им норм и пра­
вил, способности поступать нравственно в традиционных или про­
блемных ситуациях, а также противостоять аморальным явлениям.
Нравственная позиция — это устойчивое проявление нравственности.
Основой нравственной позиции является мировоззрение, которое помогает человеку отличать нравственное от безнравственного, про­
являть морально-этическую позицию в любой деловой, служебной или житейской ситуации.
Нравственные отношения — это общественные отношения, в которых происходит нравственная деятельность, то есть реализация мораль­
ных ценностей и явлений. Нравственные отношения могут возни­
кать между людьми (друг с другом), между человеком и обществом, между человеком (обществом) и природой (государством, сферой деятельности, различными социальными явлениями и т.д.). Нравст­
венные отношения существуют и проявляются в виде совокупности определенных морально-этических зависимостей и связей.
Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выра­
жающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, опре­
деляющее «рамки» достойного поведения,
Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), под­
держиваемые в обществе посредством моральных отношений. П оня­
тие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от по­
следних оно характеризует содержание поведения (как именно при­
нято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользу­
ются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.
Общение — процесс взаимодействия, установления прямого, непосред­
ственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контак­
тируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности.
Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении вырабо­
танных человечеством простых норм нравственности.
Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общест­
венной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она ста­
новится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и под­
держивается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.
Ответственность — (1) умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно вы­
полнять обязанности; (2) категория этики, характеризующая лич­
ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований,
254

предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершен­
ствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполне­
нии, — это вопрос о личной ответственности.
Отклоняющееся поведение (девиантное поведение — от лат. deviatio — отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в нега­
тивных отступлениях от морально-этических норм и образцов по­
ведения.
Отношения моральные — общественные отношения, выражающих сово­
купность зависимостей и связей, которые возникают у людей в про­
цессе их нравственной деятельности.
Патриотизм (от греч. patris — родина, patriytes — соотечественник) —
(1) нравственное качество личности, означающее отношение человека к своей Родине, что проявляется в уважении к историческому про­
шлому родной страны и традициям народа, населяющего территорию
России; гордости за ее политические, социально-экономические, на­
учные и культурные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем россиян; (2) любовь к своему Отечеству, сочетающаяся с уважительным отношением к другим странам и другим народам.
Правовая идеология — совокупность понятий, представлений, принци­
пов, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.
Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, привычек, уста­
новок и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражаю­
щая действительность в форме юридических знаний, правовых уста­
новок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение че­
ловека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отно­
шение к праву.
Поведение — совокупность поступков человека, имеющих нравствен­
ное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть под­
вергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они на­
меренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям).
В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.
Полезность — одна из форм проявления общественного значения пред­
метов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для
255