Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дения является наглядной формой воплощения нравственного обли
ка человека, выражением его общей культуры.
Мещанство
(от польск. mieszczanin — горожанин, обыватель) — мораль
ное качество, характеризуемое такими негативными нравственными чертами, как социальное приспособленчество, эгоизм, аполитичность, приземленность жизненных идеалов, узость интересов, отсутствие чув
ства ответственности перед обществом, ханжество в морали, мелоч
ность, скупость, стяжательство, пошлость во вкусах и манерах.
Мировоззрение
— система взглядов людей на мир, общество, государст
во, на место в них человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции принципы, взгляды, оцен
ки, ценности, программы жизнедеятельности.
Мораль
(лат. moralitas, от лат. mores — общепринятые традиции, не
гласные правила) — (1) принятые в обществе и закрепленные в об
щественном сознании представления о добре и зле, хорошем и пло
хом, правильном и неправильном, а также совокупность норм пове
дения, основанных на этих представлениях; (2) предмет изучения философской дисциплины — этики. Мораль как система социальных норм регулирует жизнедеятельность человека во всех без исключения сферах общественной жизни. В процессе внутреннего усвоения чело
веком этических норм происходит нравственная деятельность, ре
зультатом которой становится нравственный выбор.
Мораль и нравственность в русском языке часто воспринимаются как синонимичные. Вместе с тем термин мораль означает сложив
шиеся общественные взгляды и традиции, а нравственность обозна
чает внутренние принципы, взгляды и оценки человека, которыми он руководствуется.
Термин «мораль» иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его определенной части, например: христианская мо
раль, мораль политики, мораль государственной службы, мораль биз
неса и т.д.
Мотив
(фр. motif — повод к действию, от лат. movere — приводить в движение, толкать) — (1) внутреннее, личное побуждение к дейст
вию, связанное с удовлетворением потребностей человека; (2) мате
риальный или идеальный предмет, достижение которого выступает основание поступка. Мотив — это объяснение, ради чего человек де
лает то или иное действие, ответ на вопросы: что его побудило? за
чем он это сделал? каков его интерес?
Мотив реализуется в цели, однако с точки зрения нравственной дея
тельности возможно несовпадение цели и мотива.
Мужество
— (1) этическая добродетель, выражающая нравственную силу при преодолении страха и опасности; (2) моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека в труд
ных или экстремальных обстоятельствах, которому присущи сме
лость, душевная стойкость, самоотверженность, героизм. Мужество может выражаться как в преодолении физических страданий и боли,
251
ка человека, выражением его общей культуры.
Мещанство
(от польск. mieszczanin — горожанин, обыватель) — мораль
ное качество, характеризуемое такими негативными нравственными чертами, как социальное приспособленчество, эгоизм, аполитичность, приземленность жизненных идеалов, узость интересов, отсутствие чув
ства ответственности перед обществом, ханжество в морали, мелоч
ность, скупость, стяжательство, пошлость во вкусах и манерах.
Мировоззрение
— система взглядов людей на мир, общество, государст
во, на место в них человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции принципы, взгляды, оцен
ки, ценности, программы жизнедеятельности.
Мораль
(лат. moralitas, от лат. mores — общепринятые традиции, не
гласные правила) — (1) принятые в обществе и закрепленные в об
щественном сознании представления о добре и зле, хорошем и пло
хом, правильном и неправильном, а также совокупность норм пове
дения, основанных на этих представлениях; (2) предмет изучения философской дисциплины — этики. Мораль как система социальных норм регулирует жизнедеятельность человека во всех без исключения сферах общественной жизни. В процессе внутреннего усвоения чело
веком этических норм происходит нравственная деятельность, ре
зультатом которой становится нравственный выбор.
Мораль и нравственность в русском языке часто воспринимаются как синонимичные. Вместе с тем термин мораль означает сложив
шиеся общественные взгляды и традиции, а нравственность обозна
чает внутренние принципы, взгляды и оценки человека, которыми он руководствуется.
Термин «мораль» иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его определенной части, например: христианская мо
раль, мораль политики, мораль государственной службы, мораль биз
неса и т.д.
Мотив
(фр. motif — повод к действию, от лат. movere — приводить в движение, толкать) — (1) внутреннее, личное побуждение к дейст
вию, связанное с удовлетворением потребностей человека; (2) мате
риальный или идеальный предмет, достижение которого выступает основание поступка. Мотив — это объяснение, ради чего человек де
лает то или иное действие, ответ на вопросы: что его побудило? за
чем он это сделал? каков его интерес?
Мотив реализуется в цели, однако с точки зрения нравственной дея
тельности возможно несовпадение цели и мотива.
Мужество
— (1) этическая добродетель, выражающая нравственную силу при преодолении страха и опасности; (2) моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека в труд
ных или экстремальных обстоятельствах, которому присущи сме
лость, душевная стойкость, самоотверженность, героизм. Мужество может выражаться как в преодолении физических страданий и боли,
251
так и в проявлении нравственной твердости и выдержки. Мужест
венный человек способен в случае необходимости пойти на само
пожертвование.
Антоним мужества — малодушие.
Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Действия превращаются в навыки, как правило, в процессе длительных упражнений (целенаправленных и повторяющихся дей
ствий). В отличие от привычки, которая подразумевает обязательную потребность и склонность человека к действию, навыки затрагивают только техническую сторону его деятельности и лежат вместе со зна
ниями в основе умений. В моральной деятельности посредством на
выков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
Ненависть — моральное чувство, выражающее негативное и зачастую агрессивное отношение к кому-либо или к чему-либо. В отношениях взаимной вражды между людьми оно по своему содержанию включа
ет отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.
Чувство ненависти противоположно чувству любви. Вместе с тем у любви и ненависти много общего — они обе означают не безразли
чие, а, наоборот, крайнюю заинтересованность в ком-то (чем-то).
Поэтому говорят: «От любви до ненависти — один шаг».
Чем больше нравственно развит человек, тем меньше у него побуж
дений к ненависти. Так, хирург оперирует людей не из ненависти к человечеству, а выполняя свое высокое предназначение — возвра
щать людям здоровье. Спецназ делает зачистку местности профес
сионально, а не с ненавистью.
Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — преиму
щества (приоритетный наем на работу, назначение на должность, распределение благ, вручение наград, присвоение званий и.д.), пре
доставляемые родственникам, друзьям или фаворитам вне зависимо
сти от их профессиональной компетентности и общезначимых дос
тоинств.
Непотизм как негативное этическое явление на государственной службе зародился в древности. И практически тогда же начался п о
иск средств и методов борьбы с ним. Так, древнекитайский фило
соф Конфуций (551—479 до н.э.) и его преемники основали целую систему воспитания государственных служащих, когда критерием отбора и карьерного продвижения чиновников стала не принад
лежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интел
лект, который регулярно подвергался серьезным испытаниям на го
сударственных экзаменах.
В настоящее время непотизм распространен по всему миру. Рос
сийские аналоги непотизма — кумовство, семейственность, мест
ничество.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — (1) мировоззренческий принцип, выражающийся в отрицании общепринятых ценностей, идеалов, мо
252
венный человек способен в случае необходимости пойти на само
пожертвование.
Антоним мужества — малодушие.
Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Действия превращаются в навыки, как правило, в процессе длительных упражнений (целенаправленных и повторяющихся дей
ствий). В отличие от привычки, которая подразумевает обязательную потребность и склонность человека к действию, навыки затрагивают только техническую сторону его деятельности и лежат вместе со зна
ниями в основе умений. В моральной деятельности посредством на
выков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.
Ненависть — моральное чувство, выражающее негативное и зачастую агрессивное отношение к кому-либо или к чему-либо. В отношениях взаимной вражды между людьми оно по своему содержанию включа
ет отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.
Чувство ненависти противоположно чувству любви. Вместе с тем у любви и ненависти много общего — они обе означают не безразли
чие, а, наоборот, крайнюю заинтересованность в ком-то (чем-то).
Поэтому говорят: «От любви до ненависти — один шаг».
Чем больше нравственно развит человек, тем меньше у него побуж
дений к ненависти. Так, хирург оперирует людей не из ненависти к человечеству, а выполняя свое высокое предназначение — возвра
щать людям здоровье. Спецназ делает зачистку местности профес
сионально, а не с ненавистью.
Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — преиму
щества (приоритетный наем на работу, назначение на должность, распределение благ, вручение наград, присвоение званий и.д.), пре
доставляемые родственникам, друзьям или фаворитам вне зависимо
сти от их профессиональной компетентности и общезначимых дос
тоинств.
Непотизм как негативное этическое явление на государственной службе зародился в древности. И практически тогда же начался п о
иск средств и методов борьбы с ним. Так, древнекитайский фило
соф Конфуций (551—479 до н.э.) и его преемники основали целую систему воспитания государственных служащих, когда критерием отбора и карьерного продвижения чиновников стала не принад
лежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интел
лект, который регулярно подвергался серьезным испытаниям на го
сударственных экзаменах.
В настоящее время непотизм распространен по всему миру. Рос
сийские аналоги непотизма — кумовство, семейственность, мест
ничество.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — (1) мировоззренческий принцип, выражающийся в отрицании общепринятых ценностей, идеалов, мо
252
ральных норм, культуры и т.п.; (2) умонастроение, для которого ха
рактерно непризнание любых общественных авторитетов, полное неприятие веры, отсутствие положительных идеалов, отрицание дос
тижений прошлого.
Норма (от лат. norma — букв, наугольник, переносное значение — об
разец, правило) — 1) правило или точное предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения; 2) опреде
ленный стандарт, эталон поведения в определенной ситуации. Виды норм — социальные, моральные, правовые, медицинские, техниче
ские, грамматические, техники безопасности и иные.
Норма моральная (норма морали, моральная норма) — (1) элемент мораль
ного сознания, выражающий морально-этическое требования к пове
дению должным образом в определенной ситуации; (2) определенный нравственный образец (стандарт) поведения, который отображает ус
тоявшиеся правила человеческих отношений в типичных ситуациях.
Нормы морали разнообразны по содержанию, источникам, назначе
нию, видам деятельности.
Обычно моральные нормы складываются исторически, путем много
кратного повторения и постоянной актуализации. Подлинно мо
ральной норма становится тогда, когда она воспринята и усвоена че
ловеком, став его нравственным ориентиром и субъективной необхо
димостью: всегда быть честным, добросовестным, порядочным, ис
полнительным, вежливым и т.д.
Моральные нормы обязательны для исполнения, а их нарушение вы
зывает осуждение окружающих и общества. Моральные нормы могут совпадать с правовыми нормами, и в таком случае их несоблюдение влечет юридическую ответственность.
Нормативная этика — раздел этики, в котором закрепляются принципы и нормы, устанавливающие критерии оценки нравственного добра и выступающие универсальными стандартами на все случаи. Норма
тивная этика затрагивает такие наиболее общие сферы жизнедея
тельности людей и сходные явления в мировой общественной жиз
ни, как смысл жизни, назначение человека, содержание его нравст
венного долга, социальная ответственность политики, государствен
ной службы, бизнеса и т.д.
Нравственная культура личности — это совокупность воспринятых и усвоенных человеком морально-этических знаний, сформированных убеждений, принципов жизни, моральных качеств, идеалов, ценно
стей, норм и правил морального поведения, приобретенных мораль
ных навыков и привычек, пережитых нравственных чувств и эмоций, нравственных отношений и взаимоотношений с людьми и обществом.
Многогранность содержания нравственной культуры личности обу
словливает сложность ее структуры, которая включает: (1) культуру нравственного сознания личности, (2) культуру ее нравственных чувств и переживаний, (3) культуру нравственного поведения и (4) культуру нравственных отношений.
253
рактерно непризнание любых общественных авторитетов, полное неприятие веры, отсутствие положительных идеалов, отрицание дос
тижений прошлого.
Норма (от лат. norma — букв, наугольник, переносное значение — об
разец, правило) — 1) правило или точное предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения; 2) опреде
ленный стандарт, эталон поведения в определенной ситуации. Виды норм — социальные, моральные, правовые, медицинские, техниче
ские, грамматические, техники безопасности и иные.
Норма моральная (норма морали, моральная норма) — (1) элемент мораль
ного сознания, выражающий морально-этическое требования к пове
дению должным образом в определенной ситуации; (2) определенный нравственный образец (стандарт) поведения, который отображает ус
тоявшиеся правила человеческих отношений в типичных ситуациях.
Нормы морали разнообразны по содержанию, источникам, назначе
нию, видам деятельности.
Обычно моральные нормы складываются исторически, путем много
кратного повторения и постоянной актуализации. Подлинно мо
ральной норма становится тогда, когда она воспринята и усвоена че
ловеком, став его нравственным ориентиром и субъективной необхо
димостью: всегда быть честным, добросовестным, порядочным, ис
полнительным, вежливым и т.д.
Моральные нормы обязательны для исполнения, а их нарушение вы
зывает осуждение окружающих и общества. Моральные нормы могут совпадать с правовыми нормами, и в таком случае их несоблюдение влечет юридическую ответственность.
Нормативная этика — раздел этики, в котором закрепляются принципы и нормы, устанавливающие критерии оценки нравственного добра и выступающие универсальными стандартами на все случаи. Норма
тивная этика затрагивает такие наиболее общие сферы жизнедея
тельности людей и сходные явления в мировой общественной жиз
ни, как смысл жизни, назначение человека, содержание его нравст
венного долга, социальная ответственность политики, государствен
ной службы, бизнеса и т.д.
Нравственная культура личности — это совокупность воспринятых и усвоенных человеком морально-этических знаний, сформированных убеждений, принципов жизни, моральных качеств, идеалов, ценно
стей, норм и правил морального поведения, приобретенных мораль
ных навыков и привычек, пережитых нравственных чувств и эмоций, нравственных отношений и взаимоотношений с людьми и обществом.
Многогранность содержания нравственной культуры личности обу
словливает сложность ее структуры, которая включает: (1) культуру нравственного сознания личности, (2) культуру ее нравственных чувств и переживаний, (3) культуру нравственного поведения и (4) культуру нравственных отношений.
253
Показателем сформированности нравственной культуры личности является нравственная позиция человека, принятия им норм и пра
вил, способности поступать нравственно в традиционных или про
блемных ситуациях, а также противостоять аморальным явлениям.
Нравственная позиция — это устойчивое проявление нравственности.
Основой нравственной позиции является мировоззрение, которое помогает человеку отличать нравственное от безнравственного, про
являть морально-этическую позицию в любой деловой, служебной или житейской ситуации.
Нравственные отношения — это общественные отношения, в которых происходит нравственная деятельность, то есть реализация мораль
ных ценностей и явлений. Нравственные отношения могут возни
кать между людьми (друг с другом), между человеком и обществом, между человеком (обществом) и природой (государством, сферой деятельности, различными социальными явлениями и т.д.). Нравст
венные отношения существуют и проявляются в виде совокупности определенных морально-этических зависимостей и связей.
Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выра
жающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, опре
деляющее «рамки» достойного поведения,
Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), под
держиваемые в обществе посредством моральных отношений. П оня
тие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от по
следних оно характеризует содержание поведения (как именно при
нято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользу
ются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей.
Общение — процесс взаимодействия, установления прямого, непосред
ственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контак
тируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности.
Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении вырабо
танных человечеством простых норм нравственности.
Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общест
венной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она ста
новится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и под
держивается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе.
Ответственность — (1) умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно вы
полнять обязанности; (2) категория этики, характеризующая лич
ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований,
254
предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершен
ствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполне
нии, — это вопрос о личной ответственности.
Отклоняющееся поведение (девиантное поведение — от лат. deviatio — отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в нега
тивных отступлениях от морально-этических норм и образцов по
ведения.
Отношения моральные — общественные отношения, выражающих сово
купность зависимостей и связей, которые возникают у людей в про
цессе их нравственной деятельности.
Патриотизм (от греч. patris — родина, patriytes — соотечественник) —
(1) нравственное качество личности, означающее отношение человека к своей Родине, что проявляется в уважении к историческому про
шлому родной страны и традициям народа, населяющего территорию
России; гордости за ее политические, социально-экономические, на
учные и культурные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем россиян; (2) любовь к своему Отечеству, сочетающаяся с уважительным отношением к другим странам и другим народам.
Правовая идеология — совокупность понятий, представлений, принци
пов, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.
Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, привычек, уста
новок и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражаю
щая действительность в форме юридических знаний, правовых уста
новок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение че
ловека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отно
шение к праву.
Поведение — совокупность поступков человека, имеющих нравствен
ное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть под
вергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они на
меренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям).
В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.
Полезность — одна из форм проявления общественного значения пред
метов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для
255
ствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполне
нии, — это вопрос о личной ответственности.
Отклоняющееся поведение (девиантное поведение — от лат. deviatio — отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в нега
тивных отступлениях от морально-этических норм и образцов по
ведения.
Отношения моральные — общественные отношения, выражающих сово
купность зависимостей и связей, которые возникают у людей в про
цессе их нравственной деятельности.
Патриотизм (от греч. patris — родина, patriytes — соотечественник) —
(1) нравственное качество личности, означающее отношение человека к своей Родине, что проявляется в уважении к историческому про
шлому родной страны и традициям народа, населяющего территорию
России; гордости за ее политические, социально-экономические, на
учные и культурные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем россиян; (2) любовь к своему Отечеству, сочетающаяся с уважительным отношением к другим странам и другим народам.
Правовая идеология — совокупность понятий, представлений, принци
пов, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.
Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, привычек, уста
новок и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражаю
щая действительность в форме юридических знаний, правовых уста
новок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение че
ловека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отно
шение к праву.
Поведение — совокупность поступков человека, имеющих нравствен
ное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть под
вергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они на
меренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям).
В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания.
Полезность — одна из форм проявления общественного значения пред
метов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для
255