Файл: Совершенствование маркетинговой деятельности на примере аптеки ооо аптека Вита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРИАТ)


Тема

«Совершенствование маркетинговой деятельности на

примере аптеки ООО Аптека «Вита».


СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

1 Теоретические аспекты управления маркетингом на предприятии 5

1.1 Необходимость маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики 5

1.2 Сущность управления маркетингом на предприятии 7

1.2.1 Планирование целей предприятия 8

1.2.2 Выбор стратегии маркетинга 9

1.2.3 Планирование программы маркетинга 10

1.2.4 Маркетинговой контроль 10

1.3 Процесс управления маркетингом 11

1.4 Особенности фармацевтического маркетинга 13

Выводы по разделу 16

2 Анализ управления маркетинговой деятельности сети аптек «Вита» г. Ревда 18

2.1 Общая характеристика аптеки «Вита» 18

2.2 Анализ экономических показателей деятельности организации «ВИТА» г. Ревда 21

2.3 Анализ маркетинговой деятельности аптечной сети «Вита» 24

2.4 Анализ маркетинговых возможностей 27

Выводы по разделу 32

3 Пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью аптеки «Вита» г. Ревда 34

3.1 Характеристика мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности аптеки «Вита» г. Ревда 34

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 42

Вывод по разделу 45

Заключение 47

Список использованных источников 51

Приложение А. Отчет о финансовых результатах ООО Аптека «Вита» за 2020 г. 55

Приложение Б. Отчет о финансовых результатах ООО Аптека «Вита» за 2019 г. 57

Приложение В. Анкета 59





ВВЕДЕНИЕ

Тема выпускной квалификационной работы «Совершенствование маркетинговой деятельности на примере аптеки ООО «Вита» является важной на современном этапе развития рыночных отношений и интересующей темой и для теоретиков, и для специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере товаров и услуг.

Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта товаров и услуг. Особенно такая концепция необходима коммерческой сфере деятельности. Маркетинг может подсказать, куда двигаться предприятию и чего в принципе в общих чертах можно ожидать в перспективе.


Актуальность темы вызвана тем, что изначально в деятельности любое предприятие должно исходить из нужд и потребностей его потребителей. Это, можно определить, как рыночную ориентацию, смысл которой заключается в приспособление кадровых, финансовых, материальных и других ресурсов организации к потребности потребителей. Во многих компаниях существует специальный отдел маркетинга, либо специалист, который и занимается изучением рыночного спроса и предложения.

Маркетинг на фармацевтическом рынке появился не так давно. Казалось, что на спрос на аптечный ассортимент повлиять невозможно. В связи с этим, стимулирование сбыта в аптеках практически не занимались.

Реализация лекарственных средств является достаточно прибыльной сферой деятельности, и, соответственно, привлекательной для многих предпринимателей. Поэтому, в настоящее время, в связи с огромным количеством аптек, среди них имеет место острая конкуренция. Лекарства являются очень важным товаром для потребителя, так как они влияют на здоровье и жизнь человека. Такой товар всегда будет нужен потребителю, у которого в настоящее время достаточно большой выбор, где он может приобрести необходимый препарат. Для того, чтобы стать этим выбором для потребителя, и тем самым усилить конкурентные позиции, возникает необходимость в разработке комплекса маркетинговых мероприятий.

Целью выпускной квалификационной работы является оценка маркетинговой деятельности в аптечной организации, и возможные пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью на предприятии;

  • провести анализ управления маркетинговой деятельностью сети аптек ООО «Вита» г. Ревда;

  • на основании проведенного анализа предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности маркетинговой деятельности в ООО Аптека «Вита».

Объектом работы является Общество с ограниченной ответственностью Аптека "Вита", расположенное по адресу: г. Ревда, ул. Максима Горького, д. 35.

Предметом исследования является маркетинговая деятельность в аптеке «Вита».

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы, монографии ученых, исследовательская литература, данные маркетингового и бухгалтерского отдела сети аптек «Вита» г. Ревда.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, основанный на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования; метод анализа и синтеза, подразумевающий

расчленение изучаемого объекта на элементы, отношения и соединение в единое целое отдельных его элементов.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ



НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В основе понятия «маркетинг» (англ. marketing) лежит слово «рынок» (англ. market). Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором предприятием используется системный подход к решению хозяйственных проблем, а рынок с его требованиями являются критерием эффективности деятельности.

Концепция маркетинга – это то, к чему должна стремиться каждая организация. Направленность деловой активности на потребности клиента является единственным способом эффективного ведения бизнеса. Многие компании в своей деятельности ограничиваются только операционным маркетингом, оставляя без внимания маркетинг стратегический.

Создание превосходной ценности для потребителя при получении прибыли – это нечто гораздо большее, чем функция маркетинга. Это цель всей деятельности организации, а не какого-либо отдела. Таким образом, стратегический маркетинг очень важен для всего предприятия, и не должен сводиться к деятельности отдельных служб.

В результате стратегический маркетинг можно определить, как процесс, который осуществляется предприятием с учетом ситуации на рынке, и нацеленный на достижение показателей выше среднерыночных.

Маркетинг как наука и как специфическая сфера деятельности в условиях рыночных отношений и демократии основывается на следующих принципах:

  • демократичности (свободный выбор цели, сферы и направлений деятельности и развития);

  • «потребитель всегда прав» (открытость к потребителю, приспособление к его потребностям и пожеланиям и, главное, активное формирование этих потребностей и пожеланий);

  • альтернативизму (наличие широкого круга возможных вариантов выбора);

  • коммерционности (направленность на конечный результат деятельности предприятия);

  • научности (применение новейших научных достижений в решении маркетинговых проблем);

  • технологичности (всестороннее и комплексное использование существующих методологий для достижения поставленной цели).

Главная цель маркетинга в настоящее время состоит в максимальном удовлетворении нужды, потребности покупателя, а не в элементарной продаже ему товара или услуги, что будет способствовать увеличению числа потребителей.


При неэффективном маркетинге ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем предприятия могут остаться невостребованными. Маркетинговый подход является общепризнанным направлением в создании и реализации предприятием продукции или услуг.

Из вышесказанного следует, что маркетинг можно расценивать как управление компанией с учетом ситуации на рынке и потребительского спроса. Результатом маркетинговой деятельности должно стать:

консолидация достоверной и своевременной информации о внешних условиях деятельности компании;

  • участниках рынка, структуре и динамике спроса, предпочтениях потребителей;

  • появление товаров или услуг, наиболее полно отвечающих требованиям потребителей, чем у конкурентов;

  • влияние на потребителя, на спрос, на рынок, контроль сбыта.

Таким образом, грамотное применение маркетинга организацией будет способствовать осуществлению наиболее оптимального удовлетворения потребностей и спроса покупателей и, соответственно достижения целей организации.

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В литературе часто встречается формулировка термина «управление маркетинговой деятельностью», как упрощение этого понятия – формулировка «управление маркетингом». Фактически, эти два термина означают одно и тоже, имея единственный смысл. Более правильно, по нашему мнению, употреблять понятие «управление маркетинговой деятельностью», потому что оно точно отражает сущность этого процесса. Но в работе встречаются обе формулировки и когда пишется «управление маркетингом» подразумевается «управление маркетинговой деятельностью».

Общими функциями управления маркетингом на предприятии является анализ, планирование, организация выполнения, контроль.

Специфическими же функциями являются разработка целей и задач предприятия, основных стратегических принципов его деятельности; разработка стратегии предприятия, определение рынков; планирование продукции; подготовка планов закупок материально-технических ресурсов; формирование производственного плана; планирование и реализация комплекса маркетинговых коммуникаций; формирование каналов распределения; формирование и реализация ценовой 19 политики; планирование финансового обеспечения; подбор служащих; формирование структуры управления маркетинговой деятельностью; формирование и реализация системы руководящих воздействий; организация сбора и обработки маркетинговой информации.


Любое предприятие заинтересовано в эффективности маркетинговой деятельности, для этого ему необходимо четко представлять процесс организации маркетинга.

Организация маркетинга на предприятии состоит из определенных этапов. Основные из них представлены на рисунке 1.




1 этап планирование целей предприятия

2 этап выбор стратегии маркетинга

3 этап планирование программы маркетинга

4 этап бюджет маркетинга

5 этап маркетинговый контроль

Рисунок 1 – Основные этапы организации маркетинга

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель – это то, к чему должно стремиться предприятие в своей деятельности. Планирование целей занимает важное место в деятельности предприятия и способствует определению основных направлений его развития, являясь началом всего процесса реализации целей. В процессе планирования целей организации определяются приоритеты, возможности и способы их достижения. В результате планирования целей организация должна получить ответы на основные вопросы: каково текущее состояние предприятия, какое направление развития оно собирается выбрать, каким способом намерено это сделать. Основными базовыми целями предприятия являются – объем продаж, темпы роста, доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов предприятия.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА

Для реализации определенных целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия. Стратегия маркетинга – это принятие решений с определенным сроком их выполнения, и ориентированных на достижения поставленных целей. При разработке стратегии учитываются прогнозы развития рынка, анализ запросов покупателей, оценка мощностей и возможностей организации. Таким образом, разработка стратегии маркетинга – это целевой программный подход к деятельности предприятия.