Файл: Отчет о практической подготовке вид практики Преддипломная практика о. 02 (Пд).docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт [27] подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал А.Н. Острогорский (1989 г.) [], имеет для ребенка то же значение, что и общественная - для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности, прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома.
Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.
По мнению А.Г. Харчева [26], семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.
3. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
Вывод по главе 1.
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Нужны цитаты, больше упоминать фио ученых
Глава 2. Исследовательская работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка
2.1.Календарный план проведения формирующего этапа исследования по теме Влияние психологического климата семьи на воспитание детей дошкольного возраста
2.1 – это организация опытно-экспериментальной работы и первичная диагностика, формирующий этап – 2.2
В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для любого коллектива.
Психологический климат коллектива можно сравнить с цветущим садом. Красивый ухоженный сад - это результат правильной работы садовода и удачного подбора растений друг к другу и уходу за ними.
В настоящее время никто не может поспорить с тем, что позитивный и устойчивый психологический климат является мощным двигателем по формированию здоровой, морально и психологически устойчивой личности маленького ребенка.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя.
Формирование благоприятного психологического климата коллектива является одним из важнейших условий для достижения целей в условиях ДОУ – целей обучения, воспитания, развития личности ребенка.
Таким образом, формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ обеспечивается посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.
Психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений, он не статичен, а видоизменяется во времени – пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяются разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким, агрессивно настроенным педагогам и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
Создание, укрепление, постоянное развитие педагогического коллектива должно основываться на следующих положениях:
1. Педагогический коллектив надо рассматривать, прежде всего, как коллектив тружеников. Хороший трудовой коллектив – это люди, объединённые единой целью. Их объединяет чувство ответственности за дело, порученное не каждому лично, но, прежде всего коллективу. Если каждый видит только свою работу, думает только о собственных успехах – коллектива нет.
2. Руководство всей жизнью и трудом воспитанников должно осуществляться не только заведующим детским садом, а всем педагогическим коллективом.
3. Необходимо внимательное, чуткое, заботливое, доброжелательное отношение со стороны педагогического коллектива и руководства к каждому педагогу во всех сторонах его жизни: и в обеспечении материальных условий, и в достижении успехов в учебно-воспитательной работе, и в повышении его общей и педагогической культуры. У каждого есть свои достоинства и недостатки, интересы и запросы.
Нельзя подходить ко всем педагогам с одной и той же меркой как в требовательности, так и в помощи. Рассчитывать на творческую работу педагога, а отсюда и на приобретение им личного опыта взаимной ответственности, можно только в случае, если коллектив и его органы работают с каждым отдельным педагогом, если эта работа проводится для повышения его мастерства в будущем.
4. Постоянство состава педагогического коллектива становится положительным качеством и фактором дальнейшего улучшения работы дошкольной организации только при том условии, когда длительное пребывание воспитателя в детском саду связано с его любовью к делу, с творческой работой, сопровождается ростом его педагогического мастерства и общего уровня культуры.
Может и должен меняться состав педагогического коллектива, но не переходящим, постоянным должны оставаться его важнейшие качества – сохранение и умножение лучших традиций, бережливая передача их молодым педагогам, постоянный рост, повышение педагогического мастерства каждого работника.
Именно от психологического климата во многом зависит психоэмоциональное развитие детей в дошкольном учреждении.
Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы, ученые пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка.
Изучение влияния психологического климата в образовательном учреждении на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.
Создание психологического климата - это сложная и трудоемка работа, но очень благодарная. Коллектив с благоприятным микроклиматом всегда будет успешным, а значит наши дети будут лучше воспитаны, больше получат навыков и умений. Общение с успешными взрослыми в позитивном творческом коллективе помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками, формирует положительное отношение к обществу и делает его более успешным в будущем. ВСЯ ТЕОРИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ В 1 ГЛАВЕ, ЗДЕСЬ ТОЛЬКО ОПИСАНИЕ БАЗЫ, АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧ ОПЫТА ПО ТЕМЕ, И ЭКСПЕРИМЕНТ.
Цель: Ознакомление родителей с задачами, методами воспитания в детском саду, оказание им практической помощи.
- Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей,консультированием их родителей в области развития и воспитания, а также предшкольного образования и совместными мероприятиями.
- Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, формировать у них готовность к систематическому обучению в школе.
Задачи программы:
- Обеспечить содержательное взаимодействие ребенка и родителей, заключающихся в совместной деятельности.
- Ранняя и безболезненная адаптация ребенка к условиям ДОУ.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи в повышении психолого-педагогических знаний родителей.
- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться.
-Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Методы работы с неблагополучными семьями:
-Наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей в детском саду.
-Анкетирование родителей .
- Составление актов обследований семей нуждающихся в сопровождении психолога.
- Индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом-психологом.
- Разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитаниия и развития детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений).
- Проведения психологических диагностик.
- Психологическая профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей выявленных из неблагополучных семей в условиях ДОУ.
Ожидаемый результат:
- Составленные своевременно психолого-педагогические характеристики семей, систематическое целенаправленное наблюдение семьи. Целенаправленная профилактическая, коррекционная работа с ними может изменить стиль общения родителей и детей. Даст возможность направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных процессов, понять свои ошибки и дать возможность их исправить.
- Повышение педагогической компетентности у родителей из неблагополучных семей.
- Профилактика девиантного поведения у детей из неблагополучных семей для успешной адаптации в детском саду и к школе. [31]
- Укрепление и сохранение доброжелательных и доверительных отношений внутри семьи.
Характерные признаки внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:
∙ утомленный, сонный вид;
∙ санитарно-гигиеническую запущенность;
∙ склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
∙ неумеренный аппетит;
∙ задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
∙ привлечение внимания любым способом;
∙ чрезмерная потребность в ласке;
∙ проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;