Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
N 66н,
1
п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 2
);
- использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств (п.
6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 27 Информации Минфина
России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. "а" п. 6 Приказа
Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 27.1 Информации Минфина России от
29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Вывод. Проведенное в данном параграфе исследование источников, в том числе нормативных и законодательных актов показало, что вопросы формирования отчетности, ее роли и нормативного регулирования проработаны достаточно подробно. На исследовательском уровне необходимо отметить, что различие основных идей статистической и динамической бухгалтерии показывает, что объединение в едином балансе этих двух концепций невозможно и современная форма балансового отчета – выражение идей, прежде всего статистической теории.
1.2 Нормативно-правовое регулирование порядка формирования
бухгалтерского баланса в России
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней. В основе первого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
1
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2
Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18
Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»
1
и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулируют порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухучета -
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
(Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н)
2
; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н)
3
; Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н)
4
,
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н (ред. от 23.12.2021) "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021
"Документы и документооборот в бухгалтерском учете"
5
, иные приказы
Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.
К третьему уровню нормативных документов по бухгалтерскому учету относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.
1
Федеральный закон " О консолидированной финансовой отчетности " от 27.07.2010 N 208-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте
России 27.08.1998 N 1598) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4
Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н (ред. от 11.07.2016) "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N
40940) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н (ред. от 23.12.2021) "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2021 N 63814) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19
Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н)
1
;
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559)
2
и т.д.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой базу для принятия экономических решений различными пользователями.
Поэтому определяющим фактором при создании системы бухгалтерского учета являются интересы лиц, нуждающихся в информации, формируемой системой. По мнению различных ученых-экономистов, важнейшей функцией баланса считается его информативность и многовариативность использования различных показателей для анализа финансового состояния организации.
Учитывая, что показатели бухгалтерского баланса формируются на основании показателей бухгалтерского учета, где отражаются все хозяйственные операции за отчетный период – нормативно-правовая база формирования данной формы отчетности представлена широким спектром различных законодательных актов.
Эволюцией развития бухгалтерского учета внесены изменения в формы бухгалтерского баланса.
Необходимость в представлении информации об имуществе и обязательствах экономического субъекта обусловлена развитием экономических взаимоотношений и требований к составу показателей отчетных форм. Значение и роль бухгалтерского баланса является постоянным предметом дискуссии в кругах ученых-экономистов, так как исходя из его функциональности и роли, определяются основные направления развития
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ЗАПАСОВ (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, с изменениями от 23.04.2002
№ 33н,от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н)
2
Приказ Минсельхоза РФ от 19.06.2002 N 559 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций" Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20 информативности показателей баланса
1
Как обязательному элементу бухгалтерской (финансовой) отчетности формирование бухгалтерского баланса организации, подлежит законодательному регулированию на различных уровнях.
С учетом того, что формирование бухгалтерского баланса, является итоговой операцией, завершающей определенный цикл деятельности предприятия, нормативно-правовая база прямо и косвенно влияющая на формирование данного отчета является довольно обширной. Нормативно- правовую базу регулирования можно условно разделить на четыре уровня
(рисунок 1)
2
К документам первого уровня можно отнести кодексы и федеральные законы, которые прямо или косвенно влияют на формирование финансовых результатов.
Прежде всего, можно отметить такой нормативно-правовой акт как
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
3
Данный нормативно-правовой акт косвенно влияет на формирование бухгалтерского баланса, регламентируя правила и порядок оформления договоров, виды сделок, формы расчетов и виды обязательств.
На основании договорных отношений между поставщиками и покупателями (иными контрагентами), регламентирован переход права соб- ственности на объект реализации, а значит – определение стоимости активов предприятия и его обязательств, отражаемых в балансе
4
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
5
содержит пункты об административной
1
Арская Е.В., Усатова Л.В., Косторная И.И., Сорочан А.В. Порядок формирования бухгалтерского баланса ФЭС:
Финансы. Экономика. Стратегия. 2020. Т. 17. № 6. С. 71-73.
2
Ахмедова Н.К. Важные изменения в пояснения к балансу в 2020 году // Академическая публицистика. 2020. № 2. С. 24-26.
3
Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) редакция от 26 января 1996 года N 14-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4
Бухарева Л.В., Дмитриева И.М., Дятлова О.В., Калачева О.Н., Малицкая В.Б., Машинистова Г.Е., Савицкий
Д.В., Турищева Т.Б., Харакоз Ю.К., Чиркова М.Б.
5
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от
19.12.2022) Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21 ответственности за отражение недостоверных показателей в бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
Определяет меры наказания и размеры штрафных санкций для должностных лиц организаций
1
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете», регулирует организацию ведения бухгалтерского учета.
Учитывая, что формированию финансовых результатов предшествует цикл учетных работ по каждой хозяйственной операции, практически все содержание данного нормативно- правового акта, так или иначе – влияет на формирование бухгалтерского баланса.
Рисунок 1. Нормативно-правовая база регулирования порядка
формирования баланса организации
2
Кроме того, исходя их трактовки данного законодательного акта, одной из основных задач бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
1
Бухгалтерский финансовый учет Учебник / Москва, 2019. Сер. 76 Высшее образование (4-е изд., пер. и доп)
2
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2022
Первый уровень. Федеральные законы
Второй уровень. ПБУ. ФСБУ.
Третий уровень. Приказы. Инструкции. Письма.
Четвертый уровень. Внутренние документы организации.
22
Например, статья 5 «Объекты бухгалтерского учета содержит перечень таких объектов, как активы, обязательства и факты хозяйственной жизни, на основании которых и формируются показатели бухгалтерского баланса.
Статья 8 «Учетная политика предприятия» раскрывает обязанность и порядок применения учетной политики предприятия, которая в обязательном порядке содержит регламент признания и оценки различных объектов учета в конкретной организации. Именно, исходя из регламента Учетной политики компании, ее имущество отражается в определенной величине.
Статья 9 «Первичные учетные документы» содержит требования к содержанию первичных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни предприятия. Учитывая, что одним из условий формирования баланса, является его достоверность, правильно оформленный первичный документ подтверждает действительность хозяйственной операции, результаты которой отражаются в балансе.
Статья 10 «Регистры бухгалтерского учета» содержит требования к содержанию бухгалтерских регистров. Учитывая, что показатели бухгалтерского баланса могут быть многоэлементными, бухгалтерские регистры с накоплением и систематизацией информации о каждом отражаемом в отчетности объекте – являются неотъемлемой частью организации их учета.
Статья 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» обязывает всех субъектов хозяйствования измерять все объекты учета в денежной оценке в валюте Российской Федерации, что также распространяется на показатели баланса организации.
Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит регламент формирования такой отчетности, одним из которых является то, что бухгалтерская отчетность должна содержать достоверные сведения о финансовом положении предприятия. Учитывая, что показатель и группировка статей баланса, – прямо влияют на показатели финансового
23 положения предприятия, данная статья имеет прямое отношению к формированию такой формы отчетности
1
Указанные документы представляют собой первый уровень регулирования формирования бухгалтерского баланса.
Данный уровень дополнен и другими Федеральными законами, регулирующими различные хозяйственные операции, которые определяют показатели баланса организации.
В России наиболее важной тенденцией последних лет в регулировании структуры бухгалтерского учета стало приближение учета к международной практике
2
. В таблице 2 рассмотрены основные особенности составления финансовой отчетности по МСФО
3
Переход на международные стандарты является очень важным и сложным процессом, который обязан отвечать темпам развития экономики страны и ориентироваться на способность бухгалтером подстроиться под происходящие изменения.
Переход на международные стандарты увеличивает сопоставимость показателей отчетности и у организаций появится возможность найти новых заграничных инвесторов.
Кроме того, отчетность по МСФО более прозрачная, поэтому у инвесторов с международного рынка капиталов появляется возможность анализировать деятельность хозяйствующего субъекта
4
Следующий второй уровень регулирования формирования бухгалтерского баланса представлен отдельными Положениями о бухгалтерском учете. Например, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом
Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017), регулирует порядок
1
Бухгалтерский финансовый учет Учебник / Москва, 2019. Сер. 76 Высшее образование (4-е изд., пер. и доп)
2
Бухгалтерский финансовый учет учебник для среднего профессионального образования / Москва,
2020. Сер. Профессиональное образование (4-е издание, переработанное и дополненное)
3
Латынцева М.А. Современные источники теории бухгалтерского учета В сборнике: Экономика xxi века. сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию
Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК). Новосибирск, 2020. С. 471-476 4
Леонтьева Ж.Г., Соколова Т.А., Заугарова Е.В., Табакова М.В. Бухгалтерский учет в торговле
Учебник / Санкт-Петербург, 2019. Стр. 156-159
24 формирования и обязательные элементы учетной политики предприятия.
Данные элементы регламентируют порядок оценки и учета объектов бухгалтерского учета и их группировки для отражения в бухгалтерском балансе
1
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом
Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018), регулирует порядок формирования бухгалтерской отчетности, в том числе и порядок формирования бухгалтерского баланса организации
2
Ряд ПБУ прямо влияет на оценку отдельных элементов бухгалтерского баланса. Так, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016), содержит методы оценки материально-про величину показателей запасов в балансе организации
3
Таблица 2
Особенности составлении финансовой отчетности по МСФО
4
Цель бухгалтерской
отчетности
Представление информации об организации, полезной для заинтересованных пользователей при принятии управленческих решений
Форма
бухгалтерской
отчетности
Отчеты формируются исходя из представленных в МСФО
1представление финансовой отчетности, которая значима не отличается от РСБУ варианты финансовой отчетности могут разрабатываться организациями самостоятельно
Валюта и язык
Организации могут представлять финансовую отчетность в любой валюте, а правила использования языка не установлены
Отчетная дата
Отчетная дата для финансовой отчетности не является фиксированной
Представление
дополнительной
информации
Включает информацию для представления финансовых обзоров руководства. В виде отчета, который может
1
Мешкова Г.В. Использование бухгалтерских балансов для оценки перспектив предпринимательства.
Интеграция наук. 2017. № 6 (10). С. 93-95.
2
Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности Учебник / Москва, 2019. Сер. Магистратура
3
Нечеухина Н.С., Буянова Т.И., Власова И.Е., Попов А.Ю., Матвеева В.С., Поведишникова С.В.,
Девятова Т.Ю., Холбеков Р.О. Бухгалтерский учет: теория и практика России и Узбекистана
Екатеринбург, 2019.
4
Богданова Ж.А., Горбатикова В.В. Особенности формирования бухгалтерского баланса в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Министерство науки и высшего образования РФ; ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, Кафедра учёта, анализа и аудита, Кафедра государственного и муниципального управления. 2022. С. 30-32.
25 содержать анализ ресурсов. По которым ценность не отражена в бухгалтерском учете.
Критерии принятия
дохода
Упор на экономическое содержание сделки
Себестоимость
реализованной
продукции
Отражение доходов и расходов
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 09.11.2017), регламентирует порядок отражения в отчетности активов и пассивов, если их стоимость определена в иностранной валюте
1
Остальные Положения также прямо или косвенно регулируют особенности и порядок формирования бухгалтерского баланса организации.
Третий уровень нормативно-правового регулирования формирования бухгалтерского баланса содержит перечень различных приказов, писем, инструкций и т.д. Одним из таких документов является
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель- ности организации и инструкция по его применению.
Для учета формирования показателей бухгалтерского баланса, данный документ предусматривает определенные счета учета различных объектов и порядок их корреспонденции
2
Четвертый уровень нормативно-правового регулирования формирования финансовых результатов организации, представлен внутренними локальными документами предприятия.
Прежде всего, это учетная политика организации и рабочий план счетов, которые определяют порядок учета и различных объектов, которые в силу
1
Остаев Г.Я., Хосиев Б.Н., Каллагова А.Х., Эриашвили Н.Д. Бухгалтерский (финансовый) учет бизнеса учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Москва, 2020. (2-е издание, переработанное и дополненное)
2
Полковский А.Л. Теория бухгалтерского учета Рекомендовано уполномоченным учреждением
Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки
«Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») / Москва, 2022. (4-е издание, стереотипное)
26 специфики деятельности каждой отдельной компании – влияют на показатели бухгалтерского баланса.
Также на предприятиях разрабатываются отдельные распоряжения и нормативы для учета различных объектов, перечень регистров для сбора и систематизации информации о составляющих элементах бухгалтерского баланса
Должностные инструкции отдельных работников отражают ответственность таких лиц за достоверность показателей бухгалтерского баланса.
Нормативно-правовая база регулирования формирования бухгалтерского баланса, на сегодняшний день, представлена широким перечнем различных законодательных актов.
В результате проведенного в данном параграфе исследования сформулируем следующий вывод.
Особенностью нормативного регулирования порядка составления бухгалтерской отчетности в России является то, что современном этапе происходит масштабное реформирование правовых основ с учетом международных стандартов. В связи с этим необходим грамотный контроль соблюдения нормативного законодательства при формировании бухгалтерской
(финансовой) отчетности, что повышает достоверность данных отчетности и позволяет провести эффективный анализ показателей экономического субъекта.
1.3 Особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и
международной практике
Существует комплекс методов, которые отражают, исследуют и контролируют объекты бухгалтерской отчетности, где отчетность – метод итогового анализа данных бухгалтерской отчетности.
В ПБУ 4/99 дается определение, что «бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».