Файл: Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ
Утверждаю
Заведующей МБДОУ «Красносельский
детский сад «Тургай» комбинированного вида
________Губайдуллина Л.Ш.
План по самообразованию
2021 – 2022г
Тема: «Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
1 квалификационной категории
Якупова Г.Н.
Актуальность : Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Цель:
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопрос у «Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Задачи:
1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.
3. Обобщить и расширить опыт работы в данном направлении.
4.Содействовать налаживанию диалогического общения между детьми в совместных играх и занятиях.
Методы организации деятельности:
Практические - игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа ,инсценировки, драматизации.
Словесные- рассказ, чтение педагога, рассказ детей, беседа ,подбор синонимов, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.
Гипотеза:
Развитие речи детей дошкольного возраста возможно при условии, если :
Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей, контроль за развитием речи воспитанников.
Проводится работа в период адаптации детей.
Наличие системы работы с родителями.
Перечень вопросов по самообразованию:
1.Изучение психолого-педагогической литературы;
2.Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
3.Проектная и исследовательская деятельность;
4.Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
5.Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
6.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемые трудности в процессе развития речи по средствам дидактических игр:
1.Неумение представлять ребенком самого себя;
2.Снижена речевая память;
3.Не выразительная речь;
4.Трудности диалоговой речи;
5. Частичная или полная закрепощенность;
6. Снижена эмоционально-волевая сфера.
Пути преодоления трудностей :более активное вовлечение детей в дидактическую игру ,индивидуальная работа по развитию речи.
Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Форма отчета по проделанной работе: (мастер класс, презентации, открытый показ мероприятий.)
Отчет о проделанной работе.
Литература:
1. Васильева Л «Развитие речи. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
2. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
4. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
5. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
6. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
7. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
8. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:
Школьная Пресса. 2013г
Периодические издания
9. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
10. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
11. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
Перспективный план
Этапы | Содержание работы | Сроки | Результат | |||
Диагностическо- прогностический | - Изучение научной и педагогической литературы по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников. -Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим играм. - Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования. - Изучение новых технологий и методик по теме самообразования. - Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи по средствам дидактических игр. - Изготовление дидактических игр по развитию речи для дошкольников. - Привлечение родителей к проблеме развития моторики рук (консультации, анкетирование, памятки) | 2021-2022гг. | - Приобретение систематических знаний в области эмоционально - волевой сферы дошкольников. - Знакомство с опытом отечественных педагогов по дидактическим играм. - Составление диагностических карт по развитию по средствам развития речи дидактическими играми. - Оформление предметно –развивающей среды в группе по дидактическим играм. -Картотека работ с дошкольниками по развитию речи по средствам дидактических игр. -Изготовление для родителей информационных стендов, папок- передвижек, листовок по теме самообразования. | |||
Практически- Обобщающий | -Систематизация изученного материала - Разработка новых форм, методов и приёмов развития речи по средствам дидактических игр - Прохождение курсов повышения квалификации. - Заполнение сайта воспитателя по теме самообразования. - Корректировка работы по самообразованию (по необходимости) | 2021-2022гг. | - Повышение квалификации. | |||
Итогово -контрольный | - Отслеживание результативности работы - -Публикация методического материала на интернет сайтах. - Заполнение сайта воспитателя по теме самообразования. | 2021-2022гг. | . Сертификаты и дипломы. - Участие в педагогических советах, методических объединений, семинарах и конференциях, |
Участники самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат | ||
Самообразование педагога | Составление плана работы по теме самообразования | Сентябрь | План работы на год | ||
Изучение научно-методической литературы: Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000. 2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с. | В течение года | Систематизация знаний в области развития эмоционально – волевой сферы дошкольников . | |||
4.Разработка и изготовление дидактических игр «Ферма», книжки – малышки «Чистоговорки»
| Октябрь – Ноябрь Декабрь | Дидактические пособия Картотека загадок | |||
Подбор методических материалов для разработки картотеки дидактических игр для детей | Январь-февраль | Картотека дидактических игр для детей | |||
| | | |||
Изготовление театра из фетра по персонажам УМК | Март | Пополнение театрального уголка в группе | |||
| | | |||
Работа с детьми Работа с педагогами | Дидактические игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка Беседы, просмотр иллюстраций И видео роликов на тему «Кукольный театр» Обыгрывание этюдов на выражение эмоций детей Развлечение «Путешествие в страну сказок» Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных картинок. Драматизация сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на фланелеграфе. Выступление на семинаре «Значение дидактической игры в жизни ребенка» | В течение года В течение года В течение года Январь В течение года В течение года Ноябрь | Способствовать развитию речи дошкольников Приобретение детьми систематических знаний о кукольном театре Развивать умение детей выражать свои эмоции и чувства Участие детей Оснащение театрального уголка в группы Выявить отношение педагогов к дидактической игре |
| Консультация «Игра, как средство формирования взаимоотношений с детьми". | | Декабрь Методические рекомендации Показ игры | |
Дидактическая игра по УМК : «Эби -Бабай» Создание памяток, папок – передвижек по изготовлению дидактических игр | Февраль | Памятки | | |
Работа с родителями | Помощь в изготовлении атрибутов для кукольного театра Предоставление родителям дидактических игр и упражнений, используемых в детском саду для формирование речи младших дошкольников | В течение года Октябрь | Оснащение театрального уголка в группе Практикум « Игры, в которые мы играем» | |
Анкетирование «Развитие речи у детей» Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми» Изготовление одной дидактической игры совместно родителей и детей | Ноябрь Декабрь Январь | Определить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей Папка – передвижка Совместная работа детей и родителей. | | |
Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Февраль | Папка- передвижка | | |
Памятка «Что и как читать детям?» | Май | Памятка | |
План работы по самообразованию воспитателя Мордвиновой М. А. на 2020 – 2021 учебный год.
Тема: Развитие речи посредствам дидактических игр
Задачи:
- Приобретение систематических знаний в области развития эмоционально – волевой сферы дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.
-Содействовать налаживанию диалогического общения между детьми в совместных играх и занятиях.
-Поддерживать интерес детей к деятельности сверстников.
Группа: Средняя
Участники самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат | |||
Самообразование педагога | Составление плана работы по теме самообразования | Сентябрь | План работы на год | |||
Изучение документа «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) | Сентябрь - Ноябрь | Знакомство с нововведениями в дошкольном образовании | ||||
Изготовление театра на фланелеграфе «Репка», «Петушок и курочка» | Сентябрь | Оснащение театрального уголка в группе | ||||
Обзор игровой деятельности на страницах учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по образовательным областям. | Ноябрь - январь | Корректировка работы по самообразованию в соответствии с ФГОС | ||||
Разработка программы по игровой деятельности в детском саду | Январь - май | Авторская программа | ||||
Изготовление пальчикового театра с персонажами УМК | Февраль | Пальчиковый театра | ||||
Заполнение личного сайта по теме самообразования | В течение года | Информация на сайте | ||||
Работа с детьми | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | Октябрь | Участие детей в играх | |||
Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок | Ноябрь | Участие детей | ||||
Развлечение – викторина: «Все о играх» | Декабрь | Контрольный эксперимент | ||||
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» | Январь | Участие детей | ||||
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске | Февраль | Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям младшей группы. | ||||
Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». | Март- Апрель | | ||||
Работа с педагогами | Консультация «Театрализованная деятельность как элемент художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС» | Ноябрь | Методические рекомендации | |||
Консультация «Организация предметно – развивающей среды в группе по театрализованной деятельности с детьми в соответствии с требованиями ФГОС» | Февраль | Методические рекомендации | ||||
Деловая игра «Эмоции и театр» | Март | Повышение профессиональной компетентности в развитии развитие эмоционально –волевой сферы детей через театрализованную деятельность | ||||
Работа с родителями | Представление родителям дидактических игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. | Октябрь | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». | |||
Рекомендации родителям «Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка» | Ноябрь | Папка - передвижка | ||||
Консультация «Как дети учат друг друга разговаривать». | Январь | | ||||
Лекция для родителей «Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех». | Апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?». |