Файл: Учебник по курсу Гражданское право предназначено для студен тов, обучающихся по специальности Юриспруденция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
158
Предмет договора поставки
Без сомнения, главная часть договора – это его предмет.
Данный вывод основывается на правиле, содержащемся в ст. 432 ГК РФ. Предмет договора признается существенным ус- ловием договора.
Новый ГК РФ отказался от деления предмета договора куп- ли-продажи и его разновидностей на товар и продукцию: пред- метом таких договоров являются вещи, любое имущество, не изъятое из гражданского оборота (ст. 128 ГК РФ).
Императивные нормы о наименовании и количестве постав- ляемого товара содержатся в ст.ст. 455, 456, 465 ГК РФ. Из ст.
455 ГК РФ следует, что наименование и количество поставляе- мого товара должны быть обязательно согласованы сторонами, иначе не будет согласован объект договора. Следовательно, не будет согласован и предмет договора – условие, которое являет- ся существенным для его заключения.
Данная часть договора определяет действия сторон (напри- мер, поставщик обязуется передать...), фиксируется объект. Фик- сируя объект, необходимо указать точное и наиболее употреби- мое название, не допускающее при этом подмены, а также, при необходимости, наделить товар определенными характеристи- ками и отличительными признаками.
Возможно, что поставляемый товар имеет сложные характе- ристики. Тогда стороны составляют спецификацию, которая оформляется в виде приложения к договору, а в самом договоре делается ссылка на нее с припиской «... является неотъемлемой частью настоящего договора». В случае, если товар будет по- ставляться партиями, то стороны могут согласовывать отдель- ные спецификации на каждую партию товара. В спецификации стороны оговаривают наименование товара, ассортимент, коли- чество, комплектность (комплект), цену товара на единицу из- мерения (не указывается, если цена будет согласовываться про- токолом согласования цен).
Количество. Стороны оговаривают единицу измерения и порядок ее установления. Выбор единицы измерения зависит как от характера товара, так и от сложившейся практики торговли этим товаром. Если единицей измерения является вес, то в тексте
159
необходимо указать: вес нетто и брутто. Нетто – вес товара без та- ры и упаковки, брутто – вес с тарой и упаковкой (внешней, внут- ренней и упаковочными материалами), вес полубрутто – вес вме- сте с внутренней упаковкой, вес нетто-брутто – вес товара с тарой, когда тара приравнивается к стоимости товара.
При определении количества товара могут использоваться и нестандартные единицы измерения: мешок, пачка, коробка, бу- тыль, упаковка и др. Однако во всех случаях во избежание ка- ких-либо недоразумений необходимо уточнить вес мешка, пач- ки, коробки, объем бутыли и др.
Иногда невозможно определить точное количество товара ввиду его особых природных, физических, химических свойств.
Это товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом. При поставке такой продукции допускается обозначение количества оговоркой «около» или опционом.
Под ассортиментом товара понимается перечень товаров определенного наименования, различаемых «по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам» (ст. 467 ГК РФ). В опре- делении развернутого ассортимента заинтересован покупатель, поскольку условие договора об ассортименте прежде всего от- ражает потребности покупателя.
Ассортимент товаров может быть предусмотрен на весь срок действия договора либо стороны могут согласовать на один из периодов и установить порядок его согласования на последую- щие периоды. В договоре также может быть предусмотрен поря- док изменения (уточнения) ассортимента.
Комплектность, комплект товаров. ГК РФ определяет ком- плектность товара – товар в комплекте (ст. 478 ГК РФ) и ком- плект товаров – набор товаров в комплекте (ст. 479 ГК РФ).
Комплектность может быть определена в договоре путем пере- числения составных частей (комплектующих изделий или узлов, агрегатов) вещи, подлежащей передаче, либо путем указания в договоре государственного стандарта, отраслевого стандарта, стандарта предприятия, технических условий или иных норма- тивных документов по стандартизации, которыми определена комплектность товара.
160
Качество. В этой статье договора стороны устанавливают качественные характеристики товара, т.е. совокупность свойств для использования его по назначению.
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец не только должен, но и обязан передать покупателю товар, обладающий надлежащим качеством, обусловленным договором либо определяемым це- лями, для которых такой товар используется и в «пределах ра- зумного срока» будет пригоден для этих целей. Однако даже в том случае, когда в договоре отсутствуют специальные требова- ния к качеству, то в силу прямого предписания закона (ст. 470
ГК РФ) будет действовать общее правило о гарантии продавцом качества товара. Иначе говоря, как бы заранее презюмируется ответственность продавца за качество товара, что означает абсо- лютную ответственность продавца за все недостатки товара, ес- ли только будет доказано, что они возникли до передачи товара или хотя бы позднее, но по причинам, уже существовавшим к моменту его передачи (ст. 476 ГК РФ). Законодатель усложняет положение продавца в вопросах ответственности. Он не может ссылаться на скрытый характер недостатков товара или иное от- сутствие своей вины, но также и на явную очевидность этих не- достатков для покупателя, в т.ч. на вину своих субпоставщиков либо на другие причины.
Кроме того, продавец несет повышенную ответственность в отношении товара, на который им предоставлена гарантия каче- ства (ст. 476 ГК РФ).
В договоре качество товара определяется путем указания нормативных документов по стандартизации либо показателей качества товара (надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и других характе- ристик).
Повышенные требования к качеству товара – это требования рыночной экономики. При продаже ряда товаров их качество подтверждается сертификатом. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ «О сертификации про- дукции и услуг» введена обязательная сертификация продукции и услуг, на которые в стандартах или законодательных актах ус- тановлены требования по обеспечению безопасности жизни и
161
здоровья потребителей, предотвращению причинения вреда их имуществу, охране окружающей среды, а также средств, обеспе- чивающих безопасность жизни и здоровья потребителей. Реали- зация товаров, в том числе импортных, без сертификата запре- щается.
Целесообразно в договоре указать, какими сертификатами должен сопровождаться товар. Документами по сертификации являются: сертификат соответствия; гигиенический сертификат; качественное удостоверение; протокол испытания (сертификат анализа).
На поставляемый товар может быть установлен срок гаран- тии или срок годности. Различают два вида гарантии: законная и договорная. Законная гарантия (ст. 470 ГК РФ) представляет со- бой ручательство продавца за отсутствие в товаре в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригод- ность для целей, предусмотренных в договоре.
Договорная гарантия – это дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответст- вовать требованиям договора в течение предусмотренного дого- вором времени.
Тара, упаковка, маркировка. Основные правила, регули- рующие условия договора поставки о таре, упаковке и марки- ровке, содержатся в ст.ст. 458, 481–482, 517 ГК РФ. Императив- ный характер имеет норма ст 458 ГК РФ, требующая от постав- щика при передаче им товара покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара идентификации товара путем маркировки или иным образом. Императивный характер носит и правило ст. 481 ГК РФ, требующее от поставщика, если в уста- новленном законом порядке предусмотрены обязательные тре- бования к таре и упаковке, передачу товара покупателю в таре и(или упаковке, соответствующих этим обязательным требова- ниям.
Остальные нормы ГК РФ, регулирующие условия рассмат- риваемого раздела договора, не носят императивного характера.
Это связано с тем, что условие договора о таре, упаковке и мар- кировке значительно зависит от рода товаров, характера торго- вой деятельности сторон.
162
В договоре необходимо определиться с характером тары и/или упаковки товаров и с отнесением расходов по ним на по- ставщика или на покупателя, т.е. установить, включаются эти расходы в цену товара или нет.
Срок поставки
Включение в понятие договора поставки (ст. 506 ГК РФ) указания о передаче товаров «в обусловленные сроки или в срок» определяет, что срок исполнения обязательства поставки, наряду с наименованием и количеством товара, приобретает значение существенного условия договора.
Сроки в договоре излагаются следующими способами:
1) определением фиксированной даты поставки;
2) установлением периода поставки, т.е. того промежутка времени, в который она должна быть произведена: декада, ме- сяц, квартал, год, с применением специфических терминов – «не- медленная» поставка, поставка «со склада», с «колес» и другие;
3)
указанием о поставке товаров по частям.
В последнем способе, если сторонами достигнуто соглаше- ние, поставка производится по календарному плану, где указы- ваются сроки поставки каждой партии.
По соглашению сторон в договоре может быть установлен график поставки товаров: декадный, суточный, часовой.
Досрочная поставка товаров может производиться только с согласия покупателя (ст. 508 ГК РФ).
Покупатель вправе отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена, если в договоре не предусмотрено иное
(ст. 511 ГК РФ). В этом случае покупатель высылает уведомле- ние об отказе в приемке товара. Вместе с тем товар, отправлен- ный поставщиком до получения уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.
Систематическая просрочка поставщиком поставки товара сверхпредусмотренных в договоре сроков считается существен- ным нарушением договора и может повлечь односторонний от- каз покупателя от его исполнения.
163
Если поставщик поставил товар досрочно, без согласования с покупателем, последний вправе отказаться от его принятия до момента наступления срока, указанного в договоре.
Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.
Момент исполнения поставщиком своей обязанности пере- дать товар покупателю определяется одним из трех вариантов.
1. При наличии в договоре условия об обязанности поставщика по доставке товара – моментом вручения товара покупателю.
2. Если в соответствии с договором товар должен быть пе- редан покупателю в месте нахождения товара – моментом пре- доставления товара в распоряжение покупателя в соответст- вующем месте.
3. Во всех остальных случаях – моментом сдачи товара пе- ревозчику или организации связи.
Таким образом, сроком исполнения обязательства должна признаваться дата документа, подтверждающего принятие това- ра перевозчиком или организацией связи для доставки покупа- телю, либо дата приемосдаточного документа. Дата исполнения поставщиком своей обязанности по передаче товара имеет важ- ное значение, поскольку именно этой датой, как правило, опре- деляется момент перехода от поставщика к покупателю риска случайной гибели или случайной порчи товара.
Условие поставки. Данный раздел договора может быть вы- делен как самостоятельный, а может быть и объединен со стать- ей «срок поставки».
Условия поставки товаров включают в себя содержание, объем и характер транспортных операций по договору, именуе- мые еще и как «базис поставки». Базисными эти условия назы- ваются потому, что они определяют основу («базис») цены дого- вора.
В этом разделе договора подробно должны быть указаны обя- занности сторон при погрузке, разгрузке и транспортировке това- ра. Следует до заключения договора поставки согласовать воз- можные транспортные условия сделки, оценить вероятные затра- ты на транспортные операции. Такие затраты могут включать:
164 1) расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка каче- ства, количества, специальная упаковка);
2) оплату погрузки на перевозочные средства до основного перевозчика;
3) оплату стоимости основной перевозки, включая страхова- ние;
4) расходы по выгрузке в пункт назначения;
5) оплату налогов и сборов;
6) окончательную доставку на склад покупателя (место на- значения).
Все эти вопросы должны быть отражены в основных усло- виях поставки.
Цена товара
В соответствии со ст. 485 ГК РФ покупатель обязан опла- тить товар по цене, предусмотренной договором, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исхо- дя из его условий, по цене, определяемой в соответствии со ст. 424 ГК РФ. Цена не отнесена к числу существенных условий договора, при отсутствии которой договор не считается заклю- ченным. Это означает, что законодатель в качестве общего пра- вила воспринимает приоритет отсутствия цены в договоре. Если цена в договоре не указана, то действует ст. 424 ГК РФ.
Исходя из вышеуказанного, нельзя однозначно сказать, что цена – это существенное или несущественное условие договора поставки. Однако, исходя из соображений правоприменительной практики, следует склониться к мнению, что цена – существен- ное условие договора.
В переговорах по заключению договора поставки достиже- ние соглашения о цене продажи товара в российской практике обычно является основным условием для согласования. При со- гласовании цены в договоре определяются единица измерения цены, базис цены, уровень цены и способ фиксации цены. Поря- док определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики торговли данным товаром. Цена устанав- ливается следующим образом: за определенную количественную единицу товара (вес, длина, площадь, объем) или в счетных еди-
165
ницах (штуках, десятках, сотнях); за весовую единицу в зависи- мости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности; за весовую единицу исходя из содержа- ния основного вещества в товаре (для руд, концентратов, хими- калий и др.). При одновременной поставке различных товаров цена устанавливается за единицу товаров разного вида, сорта, марки.
Базис цены определяется базисом поставки. Он устанавли- вает, входит ли в цену стоимость тары, упаковки, маркировки, расходы по погрузке, оплате перевозки и охране в пути, стра- ховке, разгрузке.
Договорная цена в контракте может быть твердой, скользя- щей или ценой с последующей фиксацией.
Порядок расчетов. Правила ГК РФ выделяют момент опла- ты в соотношении с моментом передачи товара:
1) непосредственно до или после передачи товара (означает, что срок оплаты должен быть максимально приближен к момен- ту передачи товара);
2) предварительная оплата;
3) оплата товара, переданного в кредит (последующая оплата);
4) оплата товара в рассрочку (уплата цены переданного то- вара не сразу полностью, а согласованными частями и в согласо- ванные в договоре сроки).
Взаимная ответственность сторон
При составлении данного раздела договора необходимо пом- нить следующие нормы ГК РФ.
1. О равноправии участников гражданского оборота незави- симо от организационно-правового статуса юридических лиц.
Это означает, что ответственность сторон договора должна быть эквивалентной, т.е. равновеликой (ст. 1 ГК РФ).
2. В том случае, если штрафные санкции явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК РФ).
3. Уплата неустойки и убытков при ненадлежащем исполне- нии обязательств не освобождает должника от исполнения обя-
166 зательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 396 ГК РФ).
Заключая договор поставки, далеко не всегда можно быть уверенным, что партнер добросовестно отнесется к выполнению своих обязательств. Можно выделить основные виды ответст- венности:
1. Убытки (реальный ущерб и упущенная выгода) (ст. 15 и
393 ГК РФ).
2. Уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).
3. Уплата неустойки (штрафа, пени).
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 32