Файл: Учебник по курсу Гражданское право предназначено для студен тов, обучающихся по специальности Юриспруденция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Поставка товаров для государственных или
муниципальных нужд
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муници- пального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или му- ниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договорах по- ставки (ст.ст. 506–522 ГК РФ), если иное не предусмотрено пра- вилами Гражданского кодекса РФ.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяются иные законы.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары госу- дарственному или муниципальному заказчику либо по его ука- занию иному лицу, а государственный или муниципальный за- казчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муни-
167
ципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном за- конодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или му- ниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, раз- местившего заказ, заключение государственного или муници- пального контракта является обязательным, если иное не уста- новлено законом.
Заключение государственного или муниципального кон- тракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, а при условии, что го- сударственным или муниципальным заказчиков будут возмеще- ны все убытки, которые могут быть причинены поставщику (ис- полнителю) в связи с выполнением государственного или муни- ципального контракта. Данное условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия, а также в отношении победителя торгов или победителя в проведении за- проса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответ- ствии с законом заключается государственный или муниципаль- ный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта в случае заве- домого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
Характеристика договора поставки для государственных нужд:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный.
Элементы договора поставки для государственных или
муниципальных нужд
В государственных государственного или муниципального контрактах и договорах поставки товаров для государственных или муниципальных нужд состав участников различен.
В государственном или муниципальном контракте и в за- ключенном на его основе договоре поставки поставщиком явля- ется одно и то же лицо – предприниматель. Другая сторона в го-
168 сударственном или муниципальном контракте – государствен-
ный или муниципальный заказчик. Покупателем по договору по- ставки для государственных нужд является любое юридическое лицо.
Предметом государственного или муниципального кон- тракта или договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд могут выступать любые товары для ис- пользования их в хозяйственных целях.
При поставке товаров покупателем по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрак- том, если иной порядок определения цен и расчетов не преду- смотрен государственным или муниципальным контрактом.
Срок договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является существенным условием данного договора. Срок в договоре поставки для государственных или муниципальных нужд, как правило, устанавливается в государ- ственном или муниципальном контракте.
Форма и порядок заключения государственного или муни- ципального контракта и договора поставки для государственных или муниципальных нужд имеют некоторые особенности.
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено согла- шением сторон.
Сторона, получившая проект государственного или муници- пального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муници- пального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне, либо уведомляет ее об отказе от за- ключения государственного или муниципального контракта.
169
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии госу- дарственного или муниципального контракта в ее редакции, ли- бо об отклонении протокола разногласий. При отклонении про- токола разногласий или истечении этого срока неурегулирован- ные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для од- ной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее
30 дней на рассмотрение суда.
В случае, когда государственный или муниципальный кон- тракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.
Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоня- ется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить госу- дарственный или муниципальный контракт (ст. 528 ГК РФ).
Порядок заключения договора поставки товаров для госу- дарственных или муниципальных нужд следующий: если госу- дарственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполните- лем) определяемому государственным или муниципальным за- казчиком покупателю по договорам поставки товаров для госу- дарственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта на- правляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (испол- нителю), выданное государственным или муниципальным заказ- чиком в соответствии с государственным или муниципальным
170 контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственно- го или муниципального заказчика, если иной порядок подготов- ки проекта договора не предусмотрен государственным или му- ниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и на- правляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора постав- ки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии дого- вора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, то покупатель вправе обратиться в суд с требовани- ем о понуждении поставщика (исполнителя) заключить дого- вор на условиях разработанного покупателем проекта договора
(ст. 529 ГК РФ).
Содержание договора поставки
для государственных или муниципальных нужд
Обязанностью поставщика, вытекающей из государствен- ного или муниципального контракта, является заключение дого- вора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
171
Обязанность поставщика передать товар покупателю, госу- дарственному или муниципальному заказчику, а также иные обязанности поставщика, регулируются общими нормами § 3 главы 30 ГК РФ.
Обязанностью государственного или муниципального заказ-
чика является принятие товара, являющегося предметом догово- ра.
Покупатель вправе по договору поставки отказаться от за- ключения договора как полностью, так и частично.
В случаях, когда в соответствии с условиями государствен- ного или муниципального контракта поставка товаров осущест- вляется непосредственно государственному или муниципально- му заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) дру- гому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению го- сударственного или муниципального контракта регулируются ст.ст. 506–522 ГК РФ.
В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государ- ственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципаль- ным контрактом (ст. 531 ГК РФ).
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрак- том, если иной порядок определения цен и расчетов не преду- смотрен государственным или муниципальным контрактом.
При оплате покупателем товаров по договору поставки то- варов для государственных или муниципальных нужд заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя
(ст.ст. 361–367 ГК РФ).
Взаимная ответственность сторон
Ответственность за нарушение данного обязательства осно- вана на принципе договорной ответственности сторон с учетом предпринимательского риска. Однако ст. 533 ГК РФ предусматри-
172 вает особую ответственность государственного или муниципаль- ного заказчика.
Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государствен- ного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ), подле- жат возмещению государственным или муниципальным заказ- чиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (испол- нителю) в связи с выполнением данного контракта, не возмеща- ются в соответствии с ним, поставщик (исполнитель) вправе от- казаться от исполнения этого контракта и потребовать возмеще- ния убытков, вызванных его расторжением.
При расторжении государственного или муниципального контракта по вышеуказанным основаниям поставщик вправе от- казаться от исполнения договора поставки товара для государст- венных или муниципальных нужд.
Убытки, причиненные покупателю таким отказом постав- щика, возмещаются государственным или муниципальным за- казчиком.
Согласно ст. 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных зако- ном, государственный или муниципальный заказчик вправе пол- ностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрак- том, при условии возмещения поставщику убытков, причинен- ных таким отказом.
Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена данным контрак- том, повлек расторжение или изменение договора поставки то- варов для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.
173
§ 5. Договор контрактации
По договору контрактации производитель сельскохозяйст- венной продукции обязуется передать выращенную (произве- денную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для перера- ботки или продажи (ст. 535 ГК РФ).
Характеристика договора контрактации:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный.
Элементы договора контрактации
Сторонами договора контрактации (продавцом – произво- дителем продукции и заготовителем – контрактантом) выступа- ют, как правило, предприниматели. Государство, а также граж- дане, не зарегистрированные в качестве предпринимателя, не являются участниками данного договора. Закупая сельскохозяй- ственную продукцию для государственных нужд, государствен- ные заказчики в лице органов исполнительной власти федераль- ного уровня и субъектов РФ представляют интересы государст- ва.
Продавцом в договоре контрактации является лицо, для ко- торого производство сельскохозяйственной продукции – один из основных видов предпринимательской деятельности. Он может продать только произведенную им самим сельскохозяйственную продукцию.
Предметом договора контрактации может выступать любая сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) производителем. Данная продукция закупается заготовителем для дальнейшей переработки или продажи.
Цена договора контрактации не является его существенным условием. Она определяется по общим правилам, установлен- ным для купли–продажи.
Срок договора контрактации относится к его существенным условиям. Однако сроки заключения и исполнения данного до-
174 говора не совпадают – ведь продукцию необходимо произвести
(урожай следует вырастить).
Форма договора контрактации – письменная.
Содержание договора контрактации
Обязанности заготовителя. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельско- хозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахож- дения и обеспечить ее вывоз.
В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином ука- занном месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обуслов- ленный договором срок.
Договором контрактации может быть предусмотрена обя- занность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохо- зяйственной продукции, возвращать производителю по его требо- ванию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК РФ).
Обязанности производителя сельскохозяйственной продук-
ции. Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельско- хозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, преду- смотренных договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Ответственность по договору контрактации
Производитель сельскохозяйственной продукции, не испол- нивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнив- ший обязательство, несет ответственность при наличии его ви- ны.
Заготовитель, как правило, отвечает за нарушение договора на общих условиях для предпринимателей, т.е. с учетом риска.
Только заготовитель – госорган по договору закупки сельскохо- зяйственной продукции для государственных нужд несет ответ- ственность при наличии его вины.
175
§ 6. Договор энергоснабжения
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организа- ция обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоеди- ненную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации нахо- дящихся в его ведении энергетических сетей и исправность ис- пользуемых им приборов и оборудования, связанных с потреб- лением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Характеристика договора энергоснабжения:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный;
– публичный.
Разновидности договора энергоснабжения:
1) договор снабжения электрической энергией;
2) договор о реверсивных перетоках электроэнергии;
3) договор о взаимном резервировании электроснабжения;
4) договор снабжения газом;
5) договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и др.
Элементы договора энергоснабжения
Сторонами договора энергоснабжения могут выступать гра- ждане и юридические лица.
Продавец, как правило, предприниматель – энергоснабжаю- щая организация.
Покупатель (абонент) – это юридическое лицо или гражданин.
Предметом договора энергоснабжения выступает энергия и энергоносители, а также газ, нефть, нефтепродукты, вода и другие товары, передающиеся получателю через присоединенную сеть.
Цена договора определяется не его участниками, а утвер- ждается государственными тарифами. Тарифы различаются в за- висимости от субъектного состава договора с учетом инфляци- онного скольжения цен.
муниципальных нужд
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муници- пального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или му- ниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договорах по- ставки (ст.ст. 506–522 ГК РФ), если иное не предусмотрено пра- вилами Гражданского кодекса РФ.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяются иные законы.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары госу- дарственному или муниципальному заказчику либо по его ука- занию иному лицу, а государственный или муниципальный за- казчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муни-
167
ципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном за- конодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или му- ниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, раз- местившего заказ, заключение государственного или муници- пального контракта является обязательным, если иное не уста- новлено законом.
Заключение государственного или муниципального кон- тракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, а при условии, что го- сударственным или муниципальным заказчиков будут возмеще- ны все убытки, которые могут быть причинены поставщику (ис- полнителю) в связи с выполнением государственного или муни- ципального контракта. Данное условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия, а также в отношении победителя торгов или победителя в проведении за- проса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответ- ствии с законом заключается государственный или муниципаль- ный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта в случае заве- домого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
Характеристика договора поставки для государственных нужд:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный.
Элементы договора поставки для государственных или
муниципальных нужд
В государственных государственного или муниципального контрактах и договорах поставки товаров для государственных или муниципальных нужд состав участников различен.
В государственном или муниципальном контракте и в за- ключенном на его основе договоре поставки поставщиком явля- ется одно и то же лицо – предприниматель. Другая сторона в го-
168 сударственном или муниципальном контракте – государствен-
ный или муниципальный заказчик. Покупателем по договору по- ставки для государственных нужд является любое юридическое лицо.
Предметом государственного или муниципального кон- тракта или договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд могут выступать любые товары для ис- пользования их в хозяйственных целях.
При поставке товаров покупателем по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрак- том, если иной порядок определения цен и расчетов не преду- смотрен государственным или муниципальным контрактом.
Срок договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является существенным условием данного договора. Срок в договоре поставки для государственных или муниципальных нужд, как правило, устанавливается в государ- ственном или муниципальном контракте.
Форма и порядок заключения государственного или муни- ципального контракта и договора поставки для государственных или муниципальных нужд имеют некоторые особенности.
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено согла- шением сторон.
Сторона, получившая проект государственного или муници- пального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муници- пального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне, либо уведомляет ее об отказе от за- ключения государственного или муниципального контракта.
169
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии госу- дарственного или муниципального контракта в ее редакции, ли- бо об отклонении протокола разногласий. При отклонении про- токола разногласий или истечении этого срока неурегулирован- ные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для од- ной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее
30 дней на рассмотрение суда.
В случае, когда государственный или муниципальный кон- тракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.
Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоня- ется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить госу- дарственный или муниципальный контракт (ст. 528 ГК РФ).
Порядок заключения договора поставки товаров для госу- дарственных или муниципальных нужд следующий: если госу- дарственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполните- лем) определяемому государственным или муниципальным за- казчиком покупателю по договорам поставки товаров для госу- дарственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта на- правляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (испол- нителю), выданное государственным или муниципальным заказ- чиком в соответствии с государственным или муниципальным
170 контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственно- го или муниципального заказчика, если иной порядок подготов- ки проекта договора не предусмотрен государственным или му- ниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и на- правляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора постав- ки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии дого- вора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, то покупатель вправе обратиться в суд с требовани- ем о понуждении поставщика (исполнителя) заключить дого- вор на условиях разработанного покупателем проекта договора
(ст. 529 ГК РФ).
Содержание договора поставки
для государственных или муниципальных нужд
Обязанностью поставщика, вытекающей из государствен- ного или муниципального контракта, является заключение дого- вора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
171
Обязанность поставщика передать товар покупателю, госу- дарственному или муниципальному заказчику, а также иные обязанности поставщика, регулируются общими нормами § 3 главы 30 ГК РФ.
Обязанностью государственного или муниципального заказ-
чика является принятие товара, являющегося предметом догово- ра.
Покупатель вправе по договору поставки отказаться от за- ключения договора как полностью, так и частично.
В случаях, когда в соответствии с условиями государствен- ного или муниципального контракта поставка товаров осущест- вляется непосредственно государственному или муниципально- му заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) дру- гому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению го- сударственного или муниципального контракта регулируются ст.ст. 506–522 ГК РФ.
В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государ- ственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципаль- ным контрактом (ст. 531 ГК РФ).
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрак- том, если иной порядок определения цен и расчетов не преду- смотрен государственным или муниципальным контрактом.
При оплате покупателем товаров по договору поставки то- варов для государственных или муниципальных нужд заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя
(ст.ст. 361–367 ГК РФ).
Взаимная ответственность сторон
Ответственность за нарушение данного обязательства осно- вана на принципе договорной ответственности сторон с учетом предпринимательского риска. Однако ст. 533 ГК РФ предусматри-
172 вает особую ответственность государственного или муниципаль- ного заказчика.
Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государствен- ного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ), подле- жат возмещению государственным или муниципальным заказ- чиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (испол- нителю) в связи с выполнением данного контракта, не возмеща- ются в соответствии с ним, поставщик (исполнитель) вправе от- казаться от исполнения этого контракта и потребовать возмеще- ния убытков, вызванных его расторжением.
При расторжении государственного или муниципального контракта по вышеуказанным основаниям поставщик вправе от- казаться от исполнения договора поставки товара для государст- венных или муниципальных нужд.
Убытки, причиненные покупателю таким отказом постав- щика, возмещаются государственным или муниципальным за- казчиком.
Согласно ст. 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных зако- ном, государственный или муниципальный заказчик вправе пол- ностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрак- том, при условии возмещения поставщику убытков, причинен- ных таким отказом.
Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена данным контрак- том, повлек расторжение или изменение договора поставки то- варов для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.
173
§ 5. Договор контрактации
По договору контрактации производитель сельскохозяйст- венной продукции обязуется передать выращенную (произве- денную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для перера- ботки или продажи (ст. 535 ГК РФ).
Характеристика договора контрактации:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный.
Элементы договора контрактации
Сторонами договора контрактации (продавцом – произво- дителем продукции и заготовителем – контрактантом) выступа- ют, как правило, предприниматели. Государство, а также граж- дане, не зарегистрированные в качестве предпринимателя, не являются участниками данного договора. Закупая сельскохозяй- ственную продукцию для государственных нужд, государствен- ные заказчики в лице органов исполнительной власти федераль- ного уровня и субъектов РФ представляют интересы государст- ва.
Продавцом в договоре контрактации является лицо, для ко- торого производство сельскохозяйственной продукции – один из основных видов предпринимательской деятельности. Он может продать только произведенную им самим сельскохозяйственную продукцию.
Предметом договора контрактации может выступать любая сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) производителем. Данная продукция закупается заготовителем для дальнейшей переработки или продажи.
Цена договора контрактации не является его существенным условием. Она определяется по общим правилам, установлен- ным для купли–продажи.
Срок договора контрактации относится к его существенным условиям. Однако сроки заключения и исполнения данного до-
174 говора не совпадают – ведь продукцию необходимо произвести
(урожай следует вырастить).
Форма договора контрактации – письменная.
Содержание договора контрактации
Обязанности заготовителя. Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельско- хозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахож- дения и обеспечить ее вывоз.
В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином ука- занном месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обуслов- ленный договором срок.
Договором контрактации может быть предусмотрена обя- занность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохо- зяйственной продукции, возвращать производителю по его требо- ванию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК РФ).
Обязанности производителя сельскохозяйственной продук-
ции. Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельско- хозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, преду- смотренных договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Ответственность по договору контрактации
Производитель сельскохозяйственной продукции, не испол- нивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнив- ший обязательство, несет ответственность при наличии его ви- ны.
Заготовитель, как правило, отвечает за нарушение договора на общих условиях для предпринимателей, т.е. с учетом риска.
Только заготовитель – госорган по договору закупки сельскохо- зяйственной продукции для государственных нужд несет ответ- ственность при наличии его вины.
175
§ 6. Договор энергоснабжения
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организа- ция обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоеди- ненную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации нахо- дящихся в его ведении энергетических сетей и исправность ис- пользуемых им приборов и оборудования, связанных с потреб- лением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Характеристика договора энергоснабжения:
– возмездный;
– двусторонний;
– консенсуальный;
– публичный.
Разновидности договора энергоснабжения:
1) договор снабжения электрической энергией;
2) договор о реверсивных перетоках электроэнергии;
3) договор о взаимном резервировании электроснабжения;
4) договор снабжения газом;
5) договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и др.
Элементы договора энергоснабжения
Сторонами договора энергоснабжения могут выступать гра- ждане и юридические лица.
Продавец, как правило, предприниматель – энергоснабжаю- щая организация.
Покупатель (абонент) – это юридическое лицо или гражданин.
Предметом договора энергоснабжения выступает энергия и энергоносители, а также газ, нефть, нефтепродукты, вода и другие товары, передающиеся получателю через присоединенную сеть.
Цена договора определяется не его участниками, а утвер- ждается государственными тарифами. Тарифы различаются в за- висимости от субъектного состава договора с учетом инфляци- онного скольжения цен.