Файл: 1. тгп как наука, предмет и функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органы судебной власти от имени Г применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Судебная власть исполняет роль арбитра по любым конфликтам, контролирует правовые споры. Судебная власть в системе разделения властей выполняет: конституционный надзор, суд.контроль за ветвями влати. В К РФ ст 118-128. Судебная власть в РФ разделяется на Федеральную сду.власть и суд.власть субъектов Федерации. Федеральная суд.власть подразделяется на Коституционный Верховный и Арбитражный Суд РФ, а суд.власть субъектов федерации подразделяется на институт мировых судей и конституционно-уставные суды.  Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью; Осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: - конституционного; - гражданского; - административного; - уголовного. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

34. Гражданское об-во: понятие, признаки, проблемы формирования в России.Гражданское об-во – это такое об-во, при кот. Чел. Явл. Высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, Г находится под контролем об-ва, гос. И общ.жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости. Признаки: свобода и равноправие граждан, признание и защита прав и свобод личности, существование частной собственности, рыночной экономики, конкуренции, идеологическое многообразие, свобода слова, печати, независимые СМИ, свобода совести и вероисповедания, невмешательство Г в личную жизнь граждан, наличие в об-ве среднего класса, полит.плюрализм, открытость, наличие оппозиции, наличие механизмов самоуправляемости и саморазвития. В современной науке гражд.об-во рассматривается как сложная и многоуровневая система независимых связей и структур. Оно включает в себя всю сов-ть межличностных отношений, кот.развиваются вне рамок и без вмешательства Г. Кроме того, существует разветвленная система независимых от Г обществ.институтов, реализующих повседневные индивид. И коллективные потребности. Основными моделями гражданского об-ва и Г явл.: Либерализм – партнерская модель, чем меньше вмешательства Г в об-во, тем лучше для гражд.об-ва и для субъектов гражд.об-ва. Этатизм – «Г диктует правил игры», чем больше Г вмешивается в дела гражд.об-ва, тем лучше. В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воздействия Г на общество — авторитарный и демократический этатизм. Авторитарный режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный Гнный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов. Демократический этатизм – это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы Гнного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества. В настоящее время нельзя говорить о едином сложившемся гражданском обществе в России. Гражданское общество существует, однако оно разобщено и разделено — как горизонтально, так и вертикально. Это совокупность субъектов, различных по интересам, мотивации участия, форме организации и т. Д Существующие институты гражданского общества очень слабо ориентированы внутрь России.
Возможность влияния на Г. Имеющиеся инструменты диалога с Гм не всегда дают результат, поэтому конкретные проблемы, требующие реакции Г, правозащитники решают при помощи индивидуальных жалоб. Протестное правозащитное движение. Г так и не удалось выстроить взаимоотношения с протестным правозащитным движением. Но протестные движения продолжают расширять число своих сторонников, несмотря на то что они ограничены в ресурсах. Характер взаимоотношений. Взаимодействие правозащитников с властью, которое должно осуществляться на уровне институтов, носит персонифицированный характер (общение с каким-либо конкретным человеком во властной структуре) и поэтому неустойчиво и не всегда эффективно в долгосрочном плане. Характер взаимоотношений. Взаимодействие правозащитников с властью, которое должно осуществляться на уровне институтов, носит персонифицированный характер (общение с каким-либо конкретным человеком во властной структуре) и поэтому неустойчиво и не всегда эффективно в долгосрочном плане. Тенденции последних лет: Политизация. В целом за последние годы отмечается политизация правозащитного и общественного движения — как в Москве, так и в регионах. Данный процесс, связанный с размежеванием политических сил, привел к еще большей разобщенности гражданского общества в России. Организации гражданского общества в глазах населения. Под влиянием пропаганды многие общественные организации в настоящее время дискредитированы в глазах россиян. Они воспринимаются либо как скрытые коммерческие организации, либо как проводники «западного» влияния. Ситуация усугубляется последовательными действиями власти по пресечению взаимодействия протестных внесистемных неправительственных организаций и населения.

35. Правовое Г: понятие, признаки. Правовое Г — демократическое Г, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека Термин «правовое Г» произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах И.Канта, который увязал существование правового Г c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий Г. При этом, конституция должна ставить целью Г обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. В англо-саксонской терминологии аналогом «правового Г» часто называют англ. theruleoflaw — «верховенство права». Правовое Г требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение Г как способа организации общества. В правовом Г обеспечивается верховенство права и реализуются: права и свободы человека; всеобщее равенство перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд. Основные признаки правового Г: 1. Осуществление Гнной власти в оответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты Гнной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. 4. Связанность законом в равной мере как Г в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Г, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответ-ть Г и личности: личность ответственна перед Гм, но и Г не свободно от ответ-ти перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права. 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека,
прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке. 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных НПА, следствием чего является доверие людей Гнным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним. 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
36. Причины и закономерности возникновения права. Право – это система особых спец.норм, кот. Устанавливаются и защищаются Г, формально определены и общеобязательны для всех членов об-ва. Существует: объективное (позитивное) право – НПА, установленные Г волей законодателя; Субъективное право – кот. Непосредственно принадлежит субъектам и с пом. Кот. Они реализуют свои законные интересы, состоит из правомочий. Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения: 1) возникновение права произошло по к—л одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства; 2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени. Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор. В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством. В основе появления права лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества. Переход от присваивающей к производящей