Файл: 1. тгп как наука, предмет и функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41. Источники права в РФ, их хар-ка. Вступление НПА в юр.силу. Россия относится к романно-германской правовой семье, где основным истояником права явл. НПА. НПА - это офиц.документ, созданный уполномоч. На то госорганом и приянтый в установ.порядке, содержащий общеобяз.правило поведения. Источники права в РФ это виды НПА: законы и подзаконные акты. Законы: - Конституция РФ, - ФКЗ, - ФЗ, - законы субъектов федерации. Подзаконные акты: - нормативные указы Президента РФ, - Нормативные акты (постановления) Правительства РФ, -акты федеральных органов исполнит.власти (приказы, инструкции, постановления, распоряжения), - Акты органов местного самоуправления (постановления, приказы, распоряжения), - Локальные норматив.акты (принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций). Действие НПА во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу; 2. через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.) 3. по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ») времени после официального опубликования.
Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан: - с истечением срока, на который он был принят (для временных актов), - с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте). Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать). В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если: 1 НПА прямо устанавливает обратную силу. 2 Уголовный закон смягчает или отменяет наказание. В россии законодат.акты вступают в силу на всей территории РФ через 10 дней с момента их опубликования в офиц.издании законодат.власти, акт вступает в силу со времнем указанном в самом акте или в спец.акте о введении его в действие. Действие НПА в пространстве. Этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства. Предполагается распространение действия акта на территорию государства. К территории государства в соответствии с международным правом относят: — земная территория (суша), в том числе недра и континентальный шельф; — внутренние и территориальные воды; — воздушное пространство над земной и водной территорией государства до границ с космосом (примерно 100—110 км); — речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения; — Кабины летательных и космических аппаратов. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами. В федеративных государствах общефедеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и к актам органов местного самоуправления. Столкновение актов разрешается коллизионным правом. Действие НПА по кругу лиц=Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества).

42. НПА как источник права: понятие, признаки, классификация.

НПА - это офиц.документ, созданный уполномоч. На то госорганом и приянтый в установ.порядке, содержащий общеобяз.правило поведения. Признаки: - имеет письменную форму, - имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других НПА (реквизиты – название, когда и кем издан, номер, подпись и др)., - имеет внутр.структуру (разделы, главы, статьи, части статей, кот.содержат нормы права), - обладает опред.юр.силой в зав-ти от уровня принявшего его органа и места акта в сис-ме НПА, - имеет опред.предмет регулирования (т.е. соответствующую сферу общест.отношений), - действует в течение опред., указанного в самом акте срока или бессрочно до его отмены компетентным органом, - охватывает своим действием конкрет.территорию (всю страну, её часть или отдельное учреждение), - входит в единую иерархию НПА, занимает в ней свое место, взаимосвязан с др. НПА, - содержит правила. поведения общего хар-ра, общеобязателен для всех, кому он адресован, - подкреплен возможностью гос.принуждения в случае нарушения его предписаний. Классификация нормативных правовых актов. По субъектам правотворчества: а) государство; б) негосударственные организации; в) народ непосредственно. По времени действия: а) неопределенно-длительного действия; б) временного действия. По юридической силе Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов. 1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;
б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;
в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются: — на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом; — во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом; — должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных. 2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом. Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.

43. Норма права: понятие, признаки, структура, соц.ценность.

Норма права – это установленное или признанное Г общеобязат.правило поведения, обеспеченное возможностью гос.принуждения, закрепленное в офиц-актах Г и регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций. Признаки: - гарантированность возможностью гос.принуждения (юр.ответ-ть); - Неперсонифицированность (рассчитана на неопред.круг уполномоч. И обязанных лиц); - формальная определенность (закреплено в НПА в письменной форме); - оющеобязат-ть (явл.государственно-властным предписанием олицетв.волю Г, обязат.для всех); - многократность действия (создано для постоянного применения); - представительно-обязывающий хар-р (регулирует взаимоотн.людей посредством наделения и правами и обязанностями). Структура нормы права – это её внутр.строение, включающее гипотезу, диспозицию и санкцию. Носит трехзвенный хар-р «если-то-иначе». Гипотеза – это элемент нормы права, указывающий условия её действия и круг лиц, кот. она адресована. Бывают простые (содержащие одно условие вступления юр.нормы в силу) и сложные (несколько условий), кот. Подразделяются на альтернативные=гипотеза, имеющая в наличие 2 или более условий, каждое из кот.будет действовать при опред.условиях законодатель испол.союзы «или», «либо». В зав=ти от формы выражения абстрактные указывают на общие родовые признаки условий; казуистические указывают на частные условаия, конкрет.жизненные обстоят-ва. Диспозиция – это элемент нормы права определяющий модель поведения субъектов с пом. Установления прав и обязанностей. Виды диспозиций: в зав-ти от формы выражения – обязывающие (обязанности); управомачивающие (содержат субъективные права); запрещающие (запреты). Санкция – элемент нормы права предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию, это мера гос.принуждения, кот. применяется к нарушителю, может быть мерой защиты, восстановления наруш.прав, возмещение причиненных убытков. Виды в зав-ти от степени определенности: абсолютно-определенные (точно опред.вид и меры (пределы) юр.ответ-ти); относительно-определенные (точно не опред.меру юр.ответ-ти); альтернативные (законодатель использует «или, «либо»). Соц.значение норм права : с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общ. отношениях; благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответ-ти и иных принудительных мер; право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; на правовой основе формируются институты гражданского общества.


44. Основная классификация и виды норм права. Классификация норм права, т. е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осу­ществлена по разным признакам, основаниям: 1) по предмету правового регулирования, т. е. в зависи­мости от регулируемых отношений нормы права подразделя­ются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т. п. права; 2) по месту и роли в правовой системе: регулятивные (рассчитаны на регулирование нор­мальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитив­ные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений. Регулятивные нормы подразде­ляются на управомочивающие, обязывающие и запрещаю­щие), охранительные (рассчи­таны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомер­ные, правонарушагощие действия. Они охраняют от наруше­ний существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регуля­тивные нормы.) и специализированные (или нормы специального действия регулируют отношение к ду.нормам, предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует при­менять в тех или иных случаях. К их числу относятся дефи­нитивные-основ.юр.понятия, коллизионные-порядок выбора норм права и оперативные нормы-сроки и порядок вступления в действ.НПА). 3) По времени действия: постоянные и временные. 4) По методу правового регулирования: императивные (имеют категорич.хар-р не допускают никакого отклонения от своих требований), диспозитивные (предоставляют участникам отноше­ний право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашением объем своих прав и обязаннос­тей, в действие вступает предписание диапозитивной нормы), рекомендательные (устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений). 5)по субъекту издавшему норму права: исходящие от Г; исходящие от гражд.об-ва. 6) кругу лиц: общие (распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе)); специальные (на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные). 7) По форме предписываемого поведения: управомочивающие (предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий), обязывающие (предписывающие устанавливают предписание субъекту сделать что-либо) и запрещающие (недопустимость какого-либо действия). 8) По сфере действия: общие (на всю территорию государства) и локальные (местные в отдельных территориальных единицах).


45. Система права: понятие, признаки, основные эл-ты. Система права – это внутр.организация права, включающая многообразные эл-ты, а также связи между ними. Признаки: 1) объективный хар-р – складывается в соответ-ии с потребностями общ.развития; 2) целостность, структурированность – состоит из взаимосвязных эл-ов3)непротиворечивость и согласованность – поскольку составляющие эл-ты находятся в отношениях взаимозависимости, соподчинения, координации; 4) Характеризуется наличием прямых и обратных связей. Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей права. Правовые нормы – это базовый первичный эл-т системы права, регулир.типовое обще.отношение. Правовые институты – сов-ть обособ.прав.норм, составляющих часть отрасли права и регулир.опред.вид общ.отношений, например, в рамках такой отрасли как семейное право существуют институты брачного договора, расторжения брака, усыновления и т.д. Подотрасли права – это сов-ть родственных прав.институтов (институт гражданства, частной собственности), регулир. Либо опред сферу, либо большую часть однородного общ.отношения, входящего в отрасль, например, подотрасль обязательственного права в отрасли гражданского права объединяет институты купли-продажи, мены, дарения, аренды (имущественного найма), подряда и др. В этой же отрасли пра­ва выделяются подотрасли: наследственного права, права на интеллектуальную собственность и в отрасли уголовного права - подотрасль военно-уголовного права, в отрасли трудо­вого - социального обеспечения. Отрасль права – это сов-ть правовых норм, институтов, регулир.опред.сферы (род) общ.отношений, осн.виды – конституционное, семейное, административное, финансовое, уголовное, трудовое и т.д.

46. Отрасль права: понятие, виды и их хар-ка. Отрасль права – это сов-ть правовых норм, институтов, регулир.опред.сферы (род) общ.отношений. Критерии деления права на отрасли: по предмету правового регулирования – общ.отношения, соц.связи, кот.упорядочивает право – сфера трудовых отношений=отрасль трудового права, брачно-семейные отношения= семейное право. По методу правового регулирования – сов-ть юр.сркдств, при пом. кот. осущ. Прав.регулирование качественно однород.общ.отношений – императивный; диспозитивный; рекомендательный; поощрительный. Императивный (авторитарный, властный) - основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений, санкции носят штрафной карательный хар-р. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права. Диспозитивный (автономный) - устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву. Рекомендательный – предусматривает предписания относительно возможного поведения субъектов, природо-ресурсное право, земельное. Поощрительный – меры стимулирующего хар-ра в рез-те совершения соц.полезных действий, служебное, административное, трудовое. По назначению: отрасли материального права – сов-ть норм, непосредственнл регулирующих общ.отношения (гражданское, уголовное, семейное, администр.); Отрасли процессуального права – сов-ть норм, устанавливающих порядок применения норм материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное). По хар-ру регулируемых отношений: Отрасли часного права – сов-ть норм, регул.отношения, обеспеч.частные интересы (гражданское, семейное, трудовое, банковское, торговое); Отрасли публичного права – сов-ть норм, регулир.отношения в сфере госвласти и управления (конституционное, муниципальное, административное, уголовное, финансовое). Национальное (внутригосуд-ое) и международное - К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств. В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Краткая характеристика основных норм права: Конституционное право – ведущая отрасль права, предметом регулирования которой явл основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и гос устройства. Административное право регулирует управленческие отношения, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов Г. Нормы административного права