Файл: 1. тгп как наука, предмет и функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и гос собственность, общественную безопасность и обществ порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правосудие и порядок управления и т.п.Оно объединяет юрид нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответ-ти и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

47. Система национального права и международное право. Национальное право – право, целиком находящееся в компетенции одного Г. Международное право — наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения. Международное публичное право - особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное частное право - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом. Основная специфика МПЧ — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм. Наднациональное право - форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза. Международное право оказывает все возрастающее воздействие на национальное право. Это происходит в результате заключения межгосударственных договоров, вступления государств в международные организации. Международное право имеет приоритет перед национальным. Высшая юридическая сила норм международного права признается конституциями многих стран, в том числе и России часть 4 ст.15. Основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры. Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие. Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права. Применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права в историческом плане принято выделять два основных направления — монистическое, отдающее
предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности. Существенное значение для поддержания и совершенствования такого взаимодействия имеет то обстоятельство, что государства выступают в нормотворческих процессах как создатели одновременно внутригосударственных (национально-правовых) норм и международно-правовых норм, воплощающих в первом случае их собственные, во втором — взаимосогласованные интересы.


48. Правовая система: понятие, признаки, виды.

Правовая ситема- это конкретно-истор.сов-ть права, юр.практики и господ.прав.идеологии отдельного Г, совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации. П.с. включает 4 группы элементов: а) правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм); б) правотворчество (как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов); в) правовой массив (структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов); г) правоприменение (способы реализации правовых актов и обеспечения законности). Эти элементы взаимосвязаны между собой. Выпадение или ослабление одного из них ведет к нарушениям внутрисистемных связей и снижению престижа и эффективности всей П.с. В таком понимании П.с. может рассматриваться как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права. Правовая семья – это сов-ть прав.систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и истор.пути его формирвания. Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья=общего права, религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.), социалистическая правовая семья, и др. Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от
состязательности. Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей.

49. Реализация права: понятие, формы, методы и принципы.

Реализация права – это воплощение в жизнь его предписаний посредством осуществления закрепленных в нем субъективных прав и исполнения юр.обязанностей в правомерном поведении людей. Формы: 1.Осуществление (использование) права – активная реализация субъектами тех возможностей, кот. заключены в праве, т.е. испол. Тех субъектив.прав, кот.закреплены в праве. 2. Исполнение права – предполагает активные действия по выполнению субъектами разл.обязанностей=воплощение в жизнь обязывающих норм, обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права, и воздержание от противоправных действий (например, выполнение гражданами обязанностей воинской службы, должника возвратить долг). 3. Соблюдение права – означает воздержание субъектов от совершения действий, запрещенных нормами права. 4. Применение права – осуществ.компетент.органами, должностными лицами в рамках их полномочий. Применение права как особая форма реализации права. Признаки применения права: - осуществ.только уполномоч.компететн.госорганоми и должностными лицами, - осущств.в точном соответствии с законом, - носит государтсвенно-властный хар-р, осуществ. В строго установ.процессуальном порядке, - результатом применения права явл.издание индивидуального прав.акта. Основано на принципах законности, справедливости, целесообразности и обоснованности. Применение права происходит в том случае, если юр.норма не реализуется, т.е. созданы или сложились опред.обстоятельства препятствующие реализации нормы. В таком случае требуется вмешательство госорганов. Обстотельства применения права: требуется офиц.признание юр.фактов; субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению; права и обязанности не могут возникнуть без вмешательства Г; совершено правонарушение и необходимо определить меру юр.ответ-ти; необходим контроль со стороны Г за опред.правонарушениями. формы применения права оперативно-исполнит. – властная, исполнит-распорядит. Деят-ть госорганов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкрет.правоотнош. И Правоохранительная – деят-ть компетент.органов (суда, прокуратуры, полиции) по защите и охране. Стадии применения права: 1-установление фактич.основы дела, т.е. выяснение конкрет.обстоятельств дела, с кот.связано наступление юр.последствий. 2-установление юр.основы дела, т.е. определение и анализ прав.нормы, регулир.конкрет.обстоятельства по делу. 3-принятие и вынесение решения по делу, кот.принято на основе НПА и влечет юр.последствия.


50. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.

НПА - это офиц.документ, созданный уполномоч. На то госорганом и приянтый в установ.порядке, содержащий общеобяз.правило поведения. Действие НПА во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу; 2. через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.) 3. по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ») времени после официального опубликования.
Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан: - с истечением срока, на который он был принят (для временных актов), - с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте). Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать). В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если: 1 НПА прямо устанавливает обратную силу. 2 Уголовный закон смягчает или отменяет наказание. В россии законодат.акты вступают в силу на всей территории РФ через 10 дней с момента их опубликования в офиц.издании законодат.власти, акт вступает в силу со времнем указанном в самом акте или в спец.акте о введении его в действие. Действие НПА в пространстве. Этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства. Предполагается распространение действия акта на территорию государства. К территории государства в соответствии с международным правом относят: — земная территория (суша), в том числе недра и континентальный шельф; — внутренние и территориальные воды; — воздушное пространство над земной и водной территорией государства до границ с космосом (примерно 100—110 км); — речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения; — Кабины летательных и космических аппаратов. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами. В федеративных государствах общефедеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и к актам органов местного самоуправления. Столкновение актов разрешается коллизионным правом. Действие НПА по кругу лиц=Нормативно-правовые