Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Делиться должен всем, что у него есть. Вы с папой всегда это говорили, — важно заявил Миша, а Даша его поддержала.
— С какой это стати делиться?! — воскликнула мама. Потом она замолчала и, нахмурившись, задумалась:
— Вы меня совсем запутали. Ладно. Я вообще-то пришла пожелать вам спокойной ночи.
(Л. П. Стрельникова)
II. Тулишин отправился в бюро трудоустройства.
В кабинете сидела всего-навсего одна девица. Видно было, что она чем-то недовольна. Она вытянула подбородок заостренной формы и сказала им, подбородком указывая:
— Вон перечень вакансий по предприятиям города на первое число сего месяца.
Затем добавила:
— Не здесь. Там. В коридоре смотрите. А то, если все здесь будут, я за день с ума от вас сойду.
Тулишин вынес эту разлохмаченную громоздкую книгу, но скоро понял, что ему здесь читать на два года вперед хватит. Постучав негромко в дверь, он переступил порог кабинета и вернул книгу на ее место. А девица говорит:
— Выбрали?
— Нет, — Тулишин отвечает, — не выбрал.
А она:
— А вы кто по профессии?
— Сверловщик. Кавалер ордена «Знак почета».
— А кроме этого, — девица спрашивает, — кто?
— А кроме этого — никто.
Тулишин не увидел, как девица дернула плечом и хмыкнула, потому что после своих слов захлопнул за собой дверь ее кабинета.
(По А. Хургину)
-
Проанализируйте приведенные диалоги (I и И).
— Какие правила общения были нарушены?
— Какие ошибки в речевом поведении допустили общающиеся?
— Как бы вы повели себя в подобных ситуациях?
Составьте и продумайте свой вариант беседы в аналогичных обстоятельствах на темы «Я хочу узнать у детей, почему произошла драка»; «Я иду в бюро по трудоустройству устраиваться на работу».
Разыграйте эти ситуации.
Вы поняли: беседы бывают разными.
Конечно, беседа делового характера — например по поводу заключения сделки с двумя-тремя партнерами, с целью добиться их согласия, с развернутой аргументацией условий договора, существенно отличается от неофициальных бесед на темы личного характера, где оба партнера хотят высказать свое эмоциональное отношение к предмету речи, повлиять на оценку происшедшего, дать совет и т.д.
Всякий ли разговор (диалог) можно назвать беседой?
Сравните, например, разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненными о неудачах и промахах в работе.
Параметры сравнения | За завтраком в семье | В кабинете руководителя |
1 | 2 | з |
Предварительное обдумывание Тема, стратегия, задача Стиль Участники | Нет. Речь, как правило, неподготовленная, спонтанная Дальше третью графу заполняйте Отсутствует общая, определенная тема Задача — поддержать определенные отношения, контакт Разговорно-обиходньй Собеседники (от З до 6—7) Все хорошо известны друг другУ | Есть — в разной степени, у разных участников беседы самостоятельно! |
| ||
| ||
| ||
1 | 2 | з |
Очередность Длина реплик Паузы | Очередность произвольная, иногда соблюдаются этикетные правила (не перебивать старшего, всеми уважаемого в семье лидера и т.д.) Разная. Преобладают короткие, особенно в начале разговора. Семейные слова, клише Мало пауз колебания, незаконченных предложений, слов-заполнителей | |
| ||
| ||
| ||
|
С другой стороны, на основе беседы создаются различные жанры, и главный из них — интервью с его многочисленными разновидностями, в том числе газетными и телевизионными.
Присутствуют ли ДРУГИЕ | спрашивает отвечает слушатели зрители? |
-
Охарактеризуйте телевизионные разновидности бе седы-интервью (см. ниже их названия) по таким признакам: один (спрашивающий) — один (отвечающий); один (спрашивающий) — несколько отвечающих; несколько спрашивающих — один отвечающий; несколько спрашивающих — несколько отвечающих (для всех параметров: без наблюдателей на самой передаче и с ними).
«Разговоры о животных», «Момент истины», «Тема», «Любовь с первого взгляда», «В фокусе», «Час пик», «Один на один», «Герой дня», «Музыка и пресса».
Какие радио- и телеформы беседы-интервью вы еще знаете? Запишите их названия.
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ
-
Перепишите текст, добавляя к каждому из высказываний слова автора. Раскройте скобки.
Мудрые мысли
1. Говори мягче по форме, тверже по содержанию (лат. погов.). 2. Если кто-то мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни)кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент-Экзюпери). 3. Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (Стивенсон). 4. (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не)сказанных (Плутарх).
2. Закончите начатые предложения. Поставьте нужные знаки препинания. Допишите окончания в именах существительных.
1. А. П. Чехов писал Краткость ... . И добавлял В хорошем рассказ.., как на военном корабле, (не) должно быть ... . 2. Персидская пословица гласит Лучший ответ дураку ... . 3. Хвала в очи хуже ... говорится в русской пословиц.. . Примерно та же мысль звучит в персидской пословиц.. . Излишняя похвала хуже бран.. .
Подсказки: порча, лишний винтик, глупость, сестра таланта, молчание.
3.3. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА
деловые люди руководитель бизнесмен лидер партнеры команда персонал консультант |
— получить нужную информацию или обменяться ею;
— договориться по интересующему партнеров вопросу;
— убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа и т. д.;
— установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус
РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
|
Стол в вид е букв ы «Т», или квадрата, ил и треугольника
Инициатор беседы, безусловно, продумывает и ее задачу, и построение беседы, то главное, что он хочет сказать, ее начало, свою аргументацию.
«Весь разговор... — пишет Д. Б. Кабалевский, — может быть по-настоящему простым, обычным, естественным только в том случае, если вы хорошо знаете своего собеседника. А если вы его не знаете, — вам не о чем спрашивать у него, и он сразу же почувствует, что его мнением вы не интересуетесь. Ему будет просто скучно участвовать в такой беседе».
Количество участников может быть разным, но, как показывают исследования, проведенные социальными психологами, «в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7...».
Если партнеры хотят добиться взаимопонимания, то они стремятся к простоте общения, используя при этом, кроме специальных, разговорные слова и разговорные конструкции, в частности уточнения, добавления, пояснения, доверительную тональность.
В беседе, как в любом тексте, выделяются три основные части: начало, средняя (основная) часть, концовка (подведение итогов, резюме, заключение).
-
Проанализируйте части деловой беседы киноменеджера (прокатчика) со своей командой. Эти части — начало беседы; основная часть, заключение даны последовательно в трех задачах (I, II, III).
-
Прочитайте вслух в подходящей тональности предложения, в которых обосновываются и определяются тема беседы, ее конкретные задачи и организация работы.
Текст беседы | Комментарии, вопросы-задания | |
Киноменеджер. Доброе утро. Рад видеть вас бодрыми. Я хотел бы побеседовать с вами о том, как обеспечить успех фильму, который сейчас выпущен на экраны и — как бы это деликатно сказать... который заслуживает успеха, признания. И мы с вами это прекрасно знаем. Согласны? Это фильм режиссера Я думаю, что начать наш разговор надо с рекламы. Самое время. Постараемся, во-первых, предположить, КОМУ больше всего понравится фильм, КТО пойдет его смотреть, т.е. ДЛЯ КОГО его нужно рекламировать; во-вторых, как это лучше сделать // Согласны ли вы с этим моим предложением?// Участники беседы. Да. Пойдет. (Утвердительные кивки головой.) Киноменеджер. Хотелось бы, чтобы каждый высказал свою точку зрения: вы знаете вкусы зрителей и, как бы это лучше сказать... не раз точно предсказывали кассовый успех. Я надеюсь, что мы вместе сумеем подготовить зрителям встречу с хорошим фильмом. Кто начнет разговор? | Инициатору беседы важно установить деловой контакт и доброжелательную атмосферу,
З. Сколько пауз в поисках нужного слова отмечено в тексте? Какими словами-заполнителями эти паузы сопровождаются? |