Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Делиться должен всем, что у него есть. Вы с папой всегда это говорили, — важно заявил Миша, а Даша его поддержала.

— С какой это стати делиться?! — воскликнула мама. Потом она замолчала и, нахмурившись, задумалась:

— Вы меня совсем запутали. Ладно. Я вообще-то пришла пожелать вам спокойной ночи.

(Л. П. Стрельникова)

II. Тулишин отправился в бюро трудоустройства.

В кабинете сидела всего-навсего одна девица. Видно было, что она чем-то недовольна. Она вытянула подбородок заостренной формы и сказала им, подбородком указывая:

— Вон перечень вакансий по предприятиям города на первое число сего месяца.

Затем добавила:

— Не здесь. Там. В коридоре смотрите. А то, если все здесь будут, я за день с ума от вас сойду.

Тулишин вынес эту разлохмаченную громоздкую книгу, но скоро понял, что ему здесь читать на два года вперед хватит. Постучав негромко в дверь, он переступил порог кабинета и вернул книгу на ее место. А девица говорит:

— Выбрали?

— Нет, — Тулишин отвечает, — не выбрал.

А она:

— А вы кто по профессии?

— Сверловщик. Кавалер ордена «Знак почета».

— А кроме этого, — девица спрашивает, — кто?

— А кроме этого — никто.

Тулишин не увидел, как девица дернула плечом и хмыкнула, потому что после своих слов захлопнул за собой дверь ее кабинета.

(По А. Хургину)

  1. Проанализируйте приведенные диалоги (I и И).

— Какие правила общения были нарушены?

— Какие ошибки в речевом поведении допустили общающиеся?

— Как бы вы повели себя в подобных ситуациях?

Составьте и продумайте свой вариант беседы в аналогичных обстоятельствах на темы «Я хочу узнать у детей, почему произошла драка»; «Я иду в бюро по трудоустройству устраиваться на работу».

Разыграйте эти ситуации.

Вы поняли: беседы бывают разными.

Конечно, беседа делового характера — например по поводу заключения сделки с двумя-тремя партнерами, с целью добиться их согласия, с развернутой аргументацией условий договора, существенно отличается от неофициальных бесед на темы личного характера, где оба партнера хотят высказать свое эмоциональное отношение к предмету речи, повлиять на оценку происшедшего, дать совет и т.д.

Всякий ли разговор (диалог) можно назвать беседой?

Сравните, например, разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненными о неудачах и промахах в работе.


Параметры сравнения

За завтраком в семье

В кабинете руководителя

1

2

з

Предварительное обдумывание

Тема, стратегия, задача

Стиль

Участники

Нет. Речь, как правило, неподготовленная, спонтанная

Дальше третью графу заполняйте

Отсутствует общая, определенная тема

Задача — поддержать определенные отношения, контакт

Разговорно-обиходньй

Собеседники (от З до 6—7)

Все хорошо известны друг другУ

Есть — в разной степени, у разных участников беседы самостоятельно!










1

2

з

Очередность

Длина реплик

Паузы

Очередность произвольная, иногда соблюдаются этикетные правила (не перебивать старшего, всеми уважаемого в семье лидера и т.д.)

Разная. Преобладают короткие, особенно в начале разговора. Семейные слова, клише

Мало пауз колебания, незаконченных предложений, слов-заполнителей
















С другой стороны, на основе беседы создаются различные жанры, и главный из них — интервью с его многочисленными разновидностями, в том числе газетными и телевизионными.



Присутствуют ли ДРУГИЕ

спрашивает

отвечает

слушатели зрители?



  1. Охарактеризуйте телевизионные разновидности бе седы-интервью (см. ниже их названия) по таким признакам: один (спрашивающий) — один (отвечающий); один (спрашивающий) — несколько отвечающих; несколько спрашивающих — один отвечающий; несколько спрашивающих — несколько отвечающих (для всех параметров: без наблюдателей на самой передаче и с ними).


«Разговоры о животных», «Момент истины», «Тема», «Любовь с первого взгляда», «В фокусе», «Час пик», «Один на один», «Герой дня», «Музыка и пресса».

Какие радио- и телеформы беседы-интервью вы еще знаете? Запишите их названия.


ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ

  1. Перепишите текст, добавляя к каждому из высказываний слова автора. Раскройте скобки.

Мудрые мысли

1. Говори мягче по форме, тверже по содержанию (лат. погов.). 2. Если кто-то мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни)кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент-Экзюпери). 3. Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (Стивенсон). 4. (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не)сказанных (Плутарх).

2. Закончите начатые предложения. Поставьте нужные знаки препинания. Допишите окончания в именах существительных.

1. А. П. Чехов писал Краткость ... . И добавлял В хорошем рассказ.., как на военном корабле, (не) должно быть ... . 2. Персидская пословица гласит Лучший ответ дураку ... . 3. Хвала в очи хуже ... говорится в русской пословиц.. . Примерно та же мысль звучит в персидской пословиц.. . Излишняя похвала хуже бран.. .

Подсказки: порча, лишний винтик, глупость, сестра таланта, молчание.

3.3. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА


деловые люди

руководитель

бизнесмен

лидер

партнеры

команда

персонал

консультант
Деловая беседа — беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке. В деловой беседе обычно преследуются практические намерения:

— получить нужную информацию или обменяться ею;

— договориться по интересующему партнеров вопросу;

— убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа и т. д.;

— установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус

РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ









1










Стол в вид е букв ы «Т», или квадрата, ил и треугольника

Инициатор беседы, безусловно, продумывает и ее задачу, и построение беседы, то главное, что он хочет сказать, ее начало, свою аргументацию.

«Весь разговор... — пишет Д. Б. Кабалевский, — может быть по-настоящему простым, обычным, естественным только в том случае, если вы хорошо знаете своего собеседника. А если вы его не знаете, — вам не о чем спрашивать у него, и он сразу же почувствует, что его мнением вы не интересуетесь. Ему будет просто скучно участвовать в такой беседе».

Количество участников может быть разным, но, как показывают исследования, проведенные социальными психологами, «в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7...».

Если партнеры хотят добиться взаимопонимания, то они стремятся к простоте общения, используя при этом, кроме специальных, разговорные слова и разговорные конструкции, в частности уточнения, добавления, пояснения, доверительную тональность.

В беседе, как в любом тексте, выделяются три основные части: начало, средняя (основная) часть, концовка (подведение итогов, резюме, заключение).

  1. Проанализируйте части деловой беседы киноменеджера (прокатчика) со своей командой. Эти части — начало беседы; основная часть, заключение даны последовательно в трех задачах (I, II, III).

  1. Прочитайте вслух в подходящей тональности предложения, в которых обосновываются и определяются тема беседы, ее конкретные задачи и организация работы.



Текст беседы

Комментарии, вопросы-задания

Киноменеджер. Доброе утро. Рад видеть вас бодрыми.

Я хотел бы побеседовать с вами о том, как обеспечить успех фильму, который сейчас выпущен на экраны и — как бы это деликатно сказать... который заслуживает успеха, признания. И мы с вами это прекрасно знаем. Согласны? Это фильм режиссера

Я думаю, что начать наш разговор надо с рекламы. Самое время. Постараемся, во-первых, предположить, КОМУ больше всего понравится фильм, КТО пойдет его смотреть, т.е. ДЛЯ КОГО его нужно рекламировать; во-вторых, как это лучше сделать // Согласны ли вы с этим моим предложением?//

Участники беседы. Да. Пойдет.

(Утвердительные кивки головой.)

Киноменеджер. Хотелось бы, чтобы каждый высказал свою точку зрения: вы знаете вкусы зрителей и, как бы это лучше сказать... не раз точно предсказывали кассовый успех. Я надеюсь, что мы вместе сумеем подготовить зрителям встречу с хорошим фильмом. Кто начнет разговор?

Инициатору беседы важно установить деловой контакт и доброжелательную атмосферу,

  1. Подчеркните этикетное приветствие; вопросительные предложения с обращением к аудитории; глаголы в форме 1-го лица мн. ч.; сочетания с местоимением мы (мы с вами, мы вместе), средства, которые помогают киноменеджеру в решении его коммуникативных задач

    ОБЕСПЁЧИТЬ

    ОБЁСПЁЧЕНИЕ

  2. О чем говорит большая пауза // перед вопросительным предложением и после него?

З. Сколько пауз в поисках нужного слова отмечено в тексте? Какими словами-заполнителями эти паузы сопровождаются?