Файл: Раскройте сущность и роль контроля и ревизии в управлении экономикой. Дайте развернутый ответ объемом 1 стр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Контроль и ревизия
| ||||||
| ||||||
|
МОСКВА 2021
Практические (ситуационные) задачи по дисциплине
«КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ»
Задание 1.
Раскройте сущность и роль контроля и ревизии в управлении экономикой. Дайте развернутый ответ объемом 1 стр.
Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Управление без контроля не имеет смысла. Появление функций управления и контроля обусловлено формированием в процессе общественного развития совокупности факторов, к которым относятся:
1) разделение общественного труда;
2) формирование институтов государства и права;
3) возникновение товарно-денежного обмена.
Контроль рассматривают как завершающую стадию всего процесса управления.
Роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой определяется его целями, функциями, задачами, принципами, основным содержанием, которые составляют:
1. обеспечение качественного и эффективного финансово-хозяйственного управления и соблюдение законодательства субъектами финансово-экономических отношений;
2. защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления государства в целом и его граждан в частности;
3. содействие проводимой государством единой социальной, экономической, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;
4. выявление внутренних резервов использования финансово-экономических ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;
5. укрепление экономической системы страны.
^ Функции и задачи финансового контроля.
Финансово-экономический контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов, а также негосударственных органов, организаций и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства в целом и ее элементов в частности. Функции контроля многогранны, также как функции управления.
Основными из них являются:
- Предупредительная (проявляется на 1 стадиях постановки проблемы, подлежащей решению, 2.принятия решения о цели, подлежащей достижению, 3.планирования мероприятий по достижению цели).
- Регулятивная функция проявляется на:
а) стадии реализации мероприятий по достижению цели;
б) на стадии регулирования.
3. Оценочно-аналитическая функция проявляется на каждой стадии процесса управления, а особенно на ст. анализа и оценки деятельности по достижению поставленной цели.
Задачи финансово-экономического контроля определяются его целями и функциями.
Основными общими задачами являются:
1. обеспечение соблюдения действующего законодательства;
2. обеспечение эффективного планирования финансово-экономической деятельности;
3. обеспечение правильности ведения бух учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности;
4. обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;
5. установление целесообразности операций по финансово-экономической деятельности;
6. анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-хозяйственной деятельности;
7. выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников хозяйственной деятельности;
8. определение и применение мер ответственности к лицам, ответственных за нарушение законодательства.
^ Принципы финансово-экономического контроля.
Принципы контроля – основные исходные положения его организации и осуществления:
1) соответствия – выражается в соответствии контроля целям и задачам.
2) эффективности – заключается в исправлении отрицательных результатов, выявленных в результате контроля и возмещении ущерба.
3) плановости – реализуется в составлении плана и программы контрольного мероприятия.
4) всеобщности – во всесторонности и повсеместности контроля.
5) системности – в периодической систематичности и комплексности контроля.
6) непрерывности – в постоянстве предварительного, текущего и последующего контроля.
7) законности – в строгом соблюдении действующего законодательства.
8) ответственности – в ответственности за достоверность информации по результатам контроля.
9) объективности – в реальности результатов и независимости видов контроля. 10) научности – в применении научно-обоснованных методов и способов контроля.
^ Система финансово-экономического контроля (ФЭК).
Система ФЭК – совокупность субъектов, объектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым управленческим решениям, оценки состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий.
Объект контроля: предмет или явление, на которое направлено внимание, воздействие. Являются экономическая система в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, министерства, объединения и предприятия.
^ Предмет контроля: состояние и поведение объекта управления и контроля, деятельность организации в целом и в отдельных сферах или по отдельным операциям.
^ Субъект контроля: носитель практической деятельности по осуществлению контроля. Это органы, организации, подразделения организации и лица, которые осуществляют контроль. Субъектами контроля являются: государство в лице специальных контрольных органов, негосударственные организации, специальные подразделения и органы экономического субъекта, отдельные высококвалифицированные специалисты и лица, права, обязанности и ответственность которых регламентированы нормативно- правовыми актами. Средства контроля: методы, приемы и процедуры, позволяющие выявлять и предупреждать возникновение несоответствий законодательству и принятым управленческим решениям, нарушений правил ведения БУ финансово – хозяйственных операций и составления финансовой отчетности.
^ Приемы и способы документального контроля.
Документальный контроль – это контроль за правильностью оформления документов при ведении бухгалтерского учета, составления и заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности.
В процессе документального контроля устанавливается достоверность представленной в документах финансовой информации, соответствие выполненных операций требованиям законов и др. нормативных актов, а также оценивается система внутреннего контроля проверяемого объекта. Источниками информации для документального контроля служат:
-
первичные документы; -
регистры бухгалтерского учета; -
данные управленческого (оперативного) учета; -
бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; -
плановая, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и прочая документация.
Существуют следующие методические приемы док-го контроля:
-
Формальная и арифметическая проверка документов. -
Юридическая оценка отраженных в документах хозяйственных операций. -
Логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций. -
Сплошной и не сплошной контроль. -
Встречная проверка документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи. -
Способ обратного счета. -
Оценка законности и обоснованности хозяйственный операций по данным корреспонденции счетов б/у. -
Балансовые увязки движения МПЗ. -
Сравнение. -
Методы и приемы экономического анализа.
Приемы и способы фактического контроля.
Фактический контроль – это изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре, т.е. обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа.
Фактический контроль не может быть всеобъемлющим из-за того, что хозяйственные процессы носят непрерывный характер, часто и быстро меняются, поэтому документальный и фактический контроль существуют, дополняя друг друга.
Методические приемы фактического контроля предназначены для установления реального состояния контролируемого объекта, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, которые отражены в документах
.
Приемы фактического контроля подразделяют на 3 группы:
-
Инвентаризация – это способ фактического контроля за сохранностью имущества организаций путем сопоставления фактических остатков ОС, МПЗ, денежных средств, состояния расчетов с соответствующими данными б/у на определенную дату и выявление отклонений. -
Экспертная оценка - представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и качества выпускаемой продукции и т.д. -
Наблюдение – это способ фактического контроля, который предполагает изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, участках и в организации в целом, а также проверку условий хранения МПЗ, состояния пропускной системы, контроля за поступлением и отпуском МПЗ.
^ Виды внутреннего финансово-экономического контроля.
Подразделяется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.
Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль: осуществляется бухгалтерской службой организации.
Основные задачи внутрихозяйственного контроля:
- формирование полной и достоверной информации как для внешних, так и для внутренних пользователей;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление резервов для обеспечения устойчивости организации.
Внутрихозяйственный аудиторский контроль: не является обязательным. Цель – оказание помощи исполнительному органу хозяйствующего субъекта в эффективности выполнения своих функций.
Внутрихозяйственный управленческий контроль: цель – содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Осуществляется по направлениям системы, включающей: снабженческо –сбытовую, производственно–технологическую, инновационную, ценовую, финансовую, инвестиционную и кадровую политики.
Внутрихозяйственный ревизионный контроль: осуществляется в интересах собственников экономического субъекта через деятельность ревизионных комиссий или ревизора.
Внутриведомственный контроль: создается в крупных структурах.
^ Виды государственного финансово-экономического контроля.
Главная цель – обеспечение соблюдения установленным нормам и требованиям управления государственными финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта.