Файл: Раскройте сущность и роль контроля и ревизии в управлении экономикой. Дайте развернутый ответ объемом 1 стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственному ФЭК подлежит деятельность органов гос. власти по формированию и исполнению средств бюджетных и внебюджетных фондов, по управлению гос. предприятиями, финансируемых за счет гос. средств.

По сфере компетенции выделяют виды:

1) общегосударственный контроль (контроль за формированием государственных фин.средств, контроль за их расходованием);

2) налоговый контроль;

3) таможенный контроль;

4) финансово-бюджетный контроль (осуществляется Счетной палатой ГРП);

5) административный контроль;

6) валютный контроль (ЦБ, федеральные органы ФБ надзора).
^ Состав и правовой статус ревизионной комиссии (РК).

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, общее собрание акционеров избирает РК. Решение о включение конкретного лица в состав РК принимается, если за него проголосовали владельцы более чем 50% обыкновенных акций общества (принимающие в этом участие). Собранием может быть выбран ревизор или РК (не менее 3 чел., количество д.б. нечетным). РК избирается на срок предусмотренный уставом с правом продления по решению собрания. В РК м.б. избраны лица из числа участников или наемных работников общества и лица не являющиеся его участниками и наём работниками. В состав РК не имеют права входить члены совета директоров, ген. директор, исполнительные директоры, члены счётной комиссии, гл. бухгалтер и другие штатные работники бухгалтерской службы. Порядок деятельности РК определяется внутренним документом общества, который утверждён общим собранием акционеров. Ревизия ФХД осуществляется по итогам года и в любое время по инициативе РК, решению общего собрания и совета директоров или по требованию акционера общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. По требованию РК лица в органах управления обязаны представить документы о ФХД общества. РК имеет права потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии с Федеральным Законом № 208-ФЗ «Об Акционерных обществах».

^ Компетенция ревизионной комиссии.

РК осуществляет регулярные проверки и ревизии ФХД предприятия и текущей документации не режа 1 раза в год. Проверки могут проводиться по поручению собрания акционеров, совета директоров, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций, или в любое время по инициативе РК.

Виды работ РК:





  1. проверка финансовой документации, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение этих документов с данными первичных документов б/у;


  2. проверка законности заключенных договоров, сделок;


  3. анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учёта существующим нормативным положениям;


  4. проверка соблюдения в ф/х и производной деятельности установленных нормативов, правил, ГОСТ, и др.;


  5. анализ финансового положения общества, его платёжеспособности и ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявление резервов улучшения экономического состояния предприятия и выработка рекомендаций для органов управления обществом;


  6. проверка своевременности и правильности платежей поставщикам, в бюджет, начислений и выплат дивидендов и % по акциям;


  7. проверка правильности составления балансов, отчётной документации для налоговой инспекции, стат.органов, органов гос.управления;


  8. анализ решений собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством;


  9. правовой контроль за деятельностью органов управления, должностных лиц общества, подразделений и т.п.;


  10. изучение причин, повлекших возникновение убытков от ФХД или условий несостоятельности (банкротства) общества.


^ Права и полномочия ревизионной комиссии.

Для надлежащего выполнения своих функций РК имеет право:




  1. получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные РК документы для ее работы;


  2. требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют принятия решения;


  3. созывать собрание, акционеров, если выявляются или есть угроза интересам общества;


  4. привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;


  5. ставить перед управляющими органами общества вопрос об ответственности работников общества;


  6. ставить перед советом директоров вопрос о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа и должностных лиц в случае выявления допущенных ими нарушений;


  7. ставить перед общим собранием акционеров вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров в случаях выявления допущенных ими нарушений, а также их некомпетентности.



^ Обязанности ревизионной комиссии.

При проведении проверок члены РК обязаны изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены РК несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров. Если член РК в течении срока действия предоставленных ему полномочий прекращает выполнение своих функций, то он обязан уведомить об этом совет директоров за месяц до прекращения своей работы.

В этом случае собрание акционеров на своём заседании должно проследить замену члена РК.

РК обязана:




  1. своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты ревизий и проверок в форме письменных заключений, отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления;


  2. соблюдать коммерческую тайну;


  3. требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения угрозы интересам общества.


РК представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров заключение по итогам годовой проверки ФХД общества, в которой должны быть:




  1. Подтверждение достоверности данных в отчетных документах;


  2. Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения б/у и представления БФО.


Внеплановые ревизии проводятся РК по собственной инициативе, по запросу владельцев не менее 10% обыкновенных акций или большинства членов совета директоров.

^ Заседания ревизионной комиссии.

РК решает все вопросы на своих заседаниях, которые проводятся по утверждённому плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их результатам. Заседания РК считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 50% ее членов. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения РК утверждаются простым большинством голосов присутствующих на заседании (при равенстве голосов – решающий голос председателя РК).

Члены РК в случае своего несогласия с решением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания особое мнение и довести его до сведения правления, совета директоров и собрания акционеров. РК из своего состава избирает председателя и секретаря. Председатель комиссии созывает и проводит заседания, организует текущую работу РК, представляет ее на заседаниях правления, совета директоров, собрания акционеров, а также подписывает документы, выходящие от имени РК. Секретарь РК организует ведение протоколов ее заседаний, доводит до адресатов акты и заключения РК, подписывает документы, выходящие от имени РК.


^ Служба внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита создаётся по решению органов управления организации. Основная цель – защита интересов руководства, собственников партнеров организации путём контроля за соблюдением сотрудниками организации законодательства, нормативных актов, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения платёжеспособности и надежности финансового положения, минимизации рисков предпринимательской деятельности, повышение эффективности системы внутреннего контроля организации.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения ФХД.

Цели внутреннего контроля:

- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками организации при выполнении своих обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов и внутренних распорядительных документов организации;

- обеспечение контроля за своевременной оценкой и принятием мер по минимизации рисков.

Основные задачи состоят в том, чтобы обеспечить:




  1. выполнение организацией требований законодательства и нормативных актов;


  2. принятие своевременных решений, которые устраняют недостатки;


  3. сохранность имущества организации;


  4. эффективное функционирование внутреннего контроля;


  5. эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного контроля, регулирования и надзора по вопросам достоверности отчетности и учёта.


Руководитель службы внутреннего контроля назначается высшим органом управления организации. Служба не реже 1 раза в год должна отчитываться перед этим органом.
^ Ревизия как инструмент ФЭК.

Ревизии и проверки как основные формы ФЭК распространены в практике контролирующих органов. По возможностям выявления финансовых нарушений ревизия стоит на первом месте, что определяется ее финансово-экономическим содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Проверка – это единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Ревизия - это инструмент ФЭК, позволяющий глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность целесообразность их осуществления.


Ревизия — это форма последующего контроля, в ходе которой проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех фин-хоз операций, совершенных организацией за определенный период.
^ Планирование ревизии.

Ревизии и проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами на год, внеплановые – по поручению государственных правоохранительных органов и в связи с возникшей необходимостью.

Годовой план проведения ревизий утверждается руководителем контролируемого органа и должен содержать сведения:

- наименование правомочий организации;

должность руководителя подразделения, ответственного за проведение ревизии;

- период, за который проводится ревизия;

даты начала и окончания ревизии;

отметку о проведении ревизии.

Планирование является начальным этапом осуществления мероприятий по проведению ревизии и состоит в разработке общего плана и программы, определяющей объем, виды и последовательность контрольных процедур, необходимых для формирования объективных и обоснованных выводов об объекте ревизии. Каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план.

Планирование должно осуществляться с соблюдением общих принципов:

- комплексности – обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования мероприятий по осуществлению контроля, от предварительного до составления общего плана;

- непрерывности выражается в установлении заданий лицам, участвующим в проведении проверки, и увязке этапов планирования по срокам;

- оптимальности планирования проверки заключается в том, что в процессе планирования д.б. обеспечена возможность выбора оптимального варианта общего плана и программы проверки.
^ Оформление результатов ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документов, копий документов, сводных справок, объяснений должностных и МОЛ и т.п.). Итоговый документ по результатам проведённой проверки (акт) должен содержать документально подтвержденные факты нарушений законодательства; правил ведения бух учета и составления БФО, выявленных в процессе ревизии, а также выводы, рекомендации и предложения проверяющих по устранению нарушений. Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главбуха, один экз. остается у контролирующей организации, а другой передается руководителю исполнительного органа.