Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.
Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаменованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.
После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в руках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были натянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с переменным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.
Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отдаленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный соперник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами
, разными способами укрепить единство государства. Большое значение имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения христианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по архитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Константинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.
Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золотыми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.
Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахматова, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений. Обычное право, древнейшие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть выступала как высший судебный арбитр, гарант законности и правопорядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.
Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просвещения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.
Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.
При Ярославе Киевская Русь установила со многими европейскими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей, а внучка — за германского императора.
Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. свидетельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достигло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдающийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.
11) Вече и община в Древней Руси
У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.
Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:
-торговых дел;
-объявления военных действий;
-провозглашения мира;
-распределения хозяйственных, финансовых, земельных активов, принадлежавших вверенной территории.
В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону. Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.
До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.
Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.
Собрание в Новгороде
Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.
В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.
12) Нашествие монголов под предводительством Батыя
Новый поход монголов на запад, во главе которого оказался Батый, стал общемонгольским делом. Поздней осенью 1237 года Монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявшихся внуком Чингисхана Батыем, составляла по приблизительным подсчетам 120-140 тысяч человек. Северная и Южная Русь могла выставить вместе около 100 тысяч воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным монгольским силам.
Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В обширном княжестве Рязанском не уцелел ни один город. Получив отказ в помощи от соседних княжеств, местное население отчаянно защищалось.
Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В 1238 году они подошли и осадили столицу Северной Руси Владимир. Великий князь Юрий Всеволодович в это время находился вне столицы, собирая войско для попытки отразить врага. На пятый день осады татары взяли Владимир и подвергли полному разрушению. Вскоре после этого на реке Сить было разбито войско великого князя Юрия, который и сам был убит в этом сражении.
Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
-
Древняя русь в эпоху Ярослава Мудрого
Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаменованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.
После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в руках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были натянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с переменным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.
Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отдаленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный соперник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами
, разными способами укрепить единство государства. Большое значение имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения христианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по архитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Константинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.
Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золотыми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.
Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахматова, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений. Обычное право, древнейшие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть выступала как высший судебный арбитр, гарант законности и правопорядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.
Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просвещения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.
Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.
При Ярославе Киевская Русь установила со многими европейскими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей, а внучка — за германского императора.
Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. свидетельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достигло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдающийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.
11) Вече и община в Древней Руси
У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.
Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:
-торговых дел;
-объявления военных действий;
-провозглашения мира;
-распределения хозяйственных, финансовых, земельных активов, принадлежавших вверенной территории.
В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону. Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.
До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.
Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.
Собрание в Новгороде
Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.
В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.
12) Нашествие монголов под предводительством Батыя
Новый поход монголов на запад, во главе которого оказался Батый, стал общемонгольским делом. Поздней осенью 1237 года Монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявшихся внуком Чингисхана Батыем, составляла по приблизительным подсчетам 120-140 тысяч человек. Северная и Южная Русь могла выставить вместе около 100 тысяч воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным монгольским силам.
Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В обширном княжестве Рязанском не уцелел ни один город. Получив отказ в помощи от соседних княжеств, местное население отчаянно защищалось.
Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В 1238 году они подошли и осадили столицу Северной Руси Владимир. Великий князь Юрий Всеволодович в это время находился вне столицы, собирая войско для попытки отразить врага. На пятый день осады татары взяли Владимир и подвергли полному разрушению. Вскоре после этого на реке Сить было разбито войско великого князя Юрия, который и сам был убит в этом сражении.