Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На Урале происходит и действие рассказа «Бабушка с малиной» (1962).
2. Предварительный обмен мнениями о рассказе «Бабушка с малиной»
3. Работа по учебнику
Обсуждение задания на с. 156.
Изучение материалов рубрики «Работаем со словом» (с. 160).
Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–3, 6, 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 160, 161).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа в группах
Подготовка к чтению по ролям; выступления групп; обсуждение вопросов и выполнение задания 4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 160).
2. Обсуждение вопросов
– Какими словами называет автор заглавную героиню рассказа? Каково авторское отношение к героине?
– Каковы особенности лексики рассказа?
3. Работа с иллюстрацией
– Рассмотрите заставку к рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» художника С.Н. Сюхина (с. 156). Выполните её устное описание.
V. Подведение итогов урока
Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на жизнь человека, сделать его мудрее, изменить. Хорошо, если находится человек, ненавязчиво и вовремя подсказавший, как надо поступить. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких. «Трагедия», «горе» оборачивается радостью, всеобщим ликованием. Проявив милосердие, сочувствие, отзывчивость, герои рассказа сделали чудо своими руками.
VI. Домашнее задание
Выполнить задание 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 160).
Прочитать статью «Реальность и мечты» (c. 161, 162); ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2 (с. 162).
Прочитать статью «Радий Петрович Погодин» (с. 163, 164); рассказы из книги «Кирпичные острова» (с. 164–170).
У р о к 29. Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные острова»
Цели: побудить учеников к размышлениям о роли мечты в жизни человека, о соотношении мечты и реальности; кратко познакомить с биографией и творчеством Р.П. Погодина; учить определять проблемы, поставленные автором; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, работы в группе.
Планируемые результаты: знать основные факты биографии и творчества Р.П. Погодина; проявлять интерес к его произведениям; понимать роль мечты как стимула развития личности; уметь участвовать в диалоге, выразительно читать и анализировать текст, работать в группе; понимать авторскую позицию.
Оборудование: репродукции (фотографии) картин Р.П. Погодина.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопроса 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 160).)
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
С творчеством Радия Петровича Погодина – писателя, поэта, сценариста, художника – мы встречаемся впервые.
Он родился в 1925 году, на Валдае, в деревне, но большую часть жизни прожил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там он пережил первую блокадную зиму, а в 1942 году был эвакуирован в Пермскую область. После окончания пехотного училища был направлен в действующую армию, воевал в пехоте. О его мужестве на фронте говорят награды: два ордена Красной Звезды и Ордена Славы II и III степени.
В 1954 году в альманахе «Дружба» был опубликован его первый рассказ «Мороз». Затем начали выходить из печати книги, сценарии, пьесы. Погодин написал более двадцати книг для детей. В своих произведениях писатель говорит с ними о сложностях и противоречиях жизни, о странностях человеческой натуры, о философских понятиях: о добре и зле, о смысле земного существования человека, о счастье, красоте, бессмертии… Герои его книг – это люди, как говорил сам писатель, «открытые в радости, не унывающие в беде, верные в дружбе».
Предварительный обмен мнениями о рассказах из книги «Кирпичные острова»
2. Работа по учебнику
Обсуждение задания к рассказам (с. 164).
Изучение материалов рубрики «Работаем со словом» (с. 166, 170).
Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1, 2, 4, 5, 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 170, 171).
IV. Закрепление изученного материала
Обсуждение вопросов и выполнение заданий 3, 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 170, 171). Чтение диалогов по ролям, обсуждение выступлений.
Обсуждение вопросов 1, 2 (с. 162).
Демонстрация репродукций (фотографий) картин Р.П. Погодина; обмен впечатлениями.
V. Подведение итогов урока
Р.П. Погодин так хорошо и убедительно изображает своих героев-детей, их мечты и проблемы, наверное, потому, что сам в душе оставался мальчишкой, сам мечтал и делал свои мечты реальностью: воевал, приближая Победу, писал книги, сценарии, пьесы, реализовал себя как художник. Писать картины он начал, когда ему было около 60 лет. Это пример того, что человек может мечтать и претворять мечты в жизнь в любом возрасте.
Погодин писал: «Художник – чудо, произошедшее во мне самом. Внутренний прорыв. Во мне это всё образовалось в сути, сущности, интуиции». Но дело не только в интуиции. За всем этим стоят большое желание и большой труд.
VI. Домашнее задание
Прочитать статью «Евгений Серафимович Велтистов» (с. 171, 172).
Прочитать фрагмент повести «Миллион и один день каникул» (с. 172–179); выполнить задания к повести на с. 172.
У р о к 30. Реальное и фантастическое в произведении. Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул»
Цели: заинтересовать учеников творчеством Е.С. Велтистова; развивать интерес к произведениям в жанре фантастики; учить определять проблемы, поставленные автором; показать соотношение реального и фантастического в произведении; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, работы в группе.
Планируемые результаты: проявлять интерес к творчеству Е.С. Велтистова, к произведениям в жанре фантастики; понимать фантастическое как способ отражения реальности; уметь выразительно читать и анализировать текст, работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Предварительный обмен мнениями о фрагменте повести «Миллион и один день каникул».
Обсуждение заданий к повести (с. 172).
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Вы, наверное, читали книги Евгения Серафимовича Велтистова о приключениях Электроника: «Электроник – мальчик из чемодана. Повесть-фантазия», «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника» – или смотрели фильм. Эти книги объединяет один герой – мальчик-робот Электроник, копия ученика одной из московских школ Сергея Сыроежкина.
По первым двум повестям был снят популярный телефильм.
Предварительный обмен мнениями о фрагменте повести «Миллион и один день каникул»
2. Работа по учебнику
Изучение материалов рубрик «Работаем со словом» (с. 175), «Историко-культурный комментарий» (с. 180).
Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–4, 6, 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 180, 181).
IV. Закрепление изученного материала
– Что вы узнали об авторе повести «Миллион и один день каникул»?
– Прочитал ли кто-то повесть «Миллион и один день каникул» полностью? Поделитесь своими впечатлениями.
– Увлекают ли вас произведения, написанные в жанре фантастики? Какие из них вы читали? Чем они вам нравятся?
– Что вы знаете об освоении космического пространства?
V. Подведение итогов урока
Отношения между детьми и отношения их со взрослыми в повести вполне узнаваемы: как это всегда было и есть, ребята мечтают, увлекаются каждый своим делом и все вместе – космосом; радуются каникулам, проказят, шутят, упражняются в острословии; они уважают учителей и любят близких. Фантастичны лишь условия, в которых развивается сюжет повести. Эти необычные условия позволяют каждому раскрыться, показать, каков человек на самом деле, на что он способен. За это мы и любим фантастику. И ещё за то, что она позволяет нам заглянуть в будущее.
VI. Домашнее задание
Выполнить задание 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 180).
Нарисовать иллюстрацию к повести Е.С. Велтистова «Миллион и один день каникул» (по желанию).
Прочитать статью «На русском дышим языке…» (с. 181, 182); ответить на вопросы на с. 182.
Прочитать стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык» (с. 183–185) и Ю.П. Мориц «Язык обид – язык не русский…» (с. 187, 188); подготовить их выразительное чтение.
У р о к 31. «На русском дышим языке…» К.Д. Бальмонт «Русский язык». Ю.П. Мориц «Язык обид – язык не русский…»
Цели: убедить учеников в необходимости изучения и сбережения русского языка; показать ценность русского языка; развивать бережное отношение к слову, к родному языку; показать пафос стихотворений К.Д. Бальмонта и Ю.П. Мориц; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, работы в группе.
Планируемые результаты: понимать ценность русского языка, необходимость его изучения и сбережения; понимать идеи стихотворений К.Д. Бальмонта и Ю.П. Мориц; уметь выразительно читать и анализировать текст, работать в группе.
Оборудование: иллюстрации, выполненные учениками к повести Е.С. Велтистова «Миллион и один день каникул».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение задания 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 180).
Представление иллюстраций, выполненных учениками к повести Е.С. Велтистова «Миллион и один день каникул»; обсуждение.
Обсуждение вопросов к статье «На русском дышим языке…» (с. 182).
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Мы заканчиваем большой раздел «Русский характер – русская душа» темой «Лишь слову жизнь дана…», название которой говорит само за себя: она посвящена родному языку, родной речи.
Конечно, все темы, изученные нами за год, так или иначе были посвящены родному языку: ведь он основа всего, что мы знаем, понимаем, изучаем, читаем, слушаем, говорим. Для нас русский язык родной, поэтому мы часто не задумываемся о его ценности. Он как воздух, который мы не замечаем, но который нам жизненно необходим.
Современные информационные технологии меняют языковую культуру, но они же могут помочь обогатить её. С помощью Интернета мы можем получать доступ к любым книгам, любым текстам, любым словарям. От нас зависит, хотим мы говорить на бедном языке или же хотим приобщиться к его неисчерпаемым богатствам.