Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Описание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» (с. 6)

Примерный вопросный план

– Какова композиция картины?

– Кто и как на ней изображён?

– Какие краски использовал художник?

– Какими рисует художник былинных богатырей?

– Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины?

– На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа?

– Какие чувства вызывает у вас эта картина?
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина вы уже знакомы по рассказам «В деревне», «Лапти», «Снежный бык». Возможно, вы читали и некоторые стихотворения Бунина. Его всегда интересовали русская жизнь, Россия, её история, истоки русского характера. Стихотворение «Святогор и Илья», которое вы прочитали дома, создано по мотивам былины «Илья Муромец и Святогор».

2. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения «Святогор и Илья».

Обсуждение вопроса, предваряющего стихотворение (с. 16), обсуждение вопросов и заданий 1–5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 17).
IV. Закрепление изученного материала

Работа с иллюстрациями

Рассмотрим иллюстрацию Н.Н. Каразина к былине «Илья Муромец. Первая поездочка» (с. 7), репродукции картин В.М. Васнецова «Богатырский скок» (с. 10), «Богатыри на конях» (с. 16), М.А. Врубеля «Богатырь» (с. 9), К.А. Васильева «Дар Святогора» (с. 13).

– Задание группам: подготовьте описание каждого из этих пяти произведений живописи. Сопоставьте иллюстрации

текстами былины и стихотворения И.А. Бунина, а также с известными вам былинами.
V. Подведение итогов урока

Стихотворение «Святогор и Илья» написано И.А. Буниным в 1916 году, то есть во время Первой мировой войны и накануне огромных перемен в русской жизни, накануне смены исторических эпох. Поэт предчувствовал грядущие перемены. Смена героев как раз и выражает смену исторических эпох. Так было в древности, так было и в начале ХХ века.
VI. Домашнее задание

Прочитать материалы рубрик «Литературные имена России» (с. 17), «Из первых уст» (с. 18).

Прочитать очерк М.М. Пришвина «Певец былин» (с. 18–20).

У р о к 4. Замысел и идея очерка М.М. Пришвина «Певец былин»
Цели: раскрыть замысел и идею очерка Пришвина «Певец былин»; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного, навыки монологической речи; прививать интерес к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.


Планируемые результаты: уметь анализировать текст, описывать произведения живописи.

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Гусляры»; географическая карта.

Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

– Какие произведения М.М. Пришвина вы читали?

– Чему посвящены наиболее известные произведения писателя?

– За какую книгу М.М. Пришвину была присуждена медаль Русского географического общества?

– Почему писатель получил награду именно от Русского географического общества?
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы знакомимся с новой для нас стороной творчества Пришвина – очерком, который писатель создал во время путешествий по Русскому Северу. Надо понимать, что очерки Пришвина написаны более ста лет назад и имеют уже не только литературное, но и историческое значение.

Дремучие леса, бескрайние озёра, широкие бурные реки хранили народ от иноплеменных нашествий, от ордынского владычества, от гнёта крепостного права и гнёта государства. В то время как в центральных регионах страны развитие русской культуры, преемственность её исконных традиций искажались и тормозились, на Севере эти традиции сохранялись в своей первозданной чистоте. Здесь крепко держались устои духовной, трудовой, общественной и семейной жизни народа; сохранялся дух вольнолюбия, горделивое чувство своей независимости, утвердившиеся

С тех былинных времён, когда эти края входили в состав Новгородской земли. В Новгородской земле сохранялась естественная социально-культурная среда бытования былин. Свободные крестьяне Русского Севера продолжали петь и слушать былины, продолжали и сохраняли былинную традицию.

Пришвина привлекали народное творчество и мифология, глубинные корни и истоки народной культуры, древние обряды. В то же время с этнографической точностью в очерках писатель дал историко-культурную панораму края, описания его природы и географии, традиционного уклада жизни населения; подробно и точно описал занятия и промыслы северно-русских крестьян, поселения и жилище, орудия труда и предметы быта, верования и обряды, колоритные особенности речи населения края. На страницах очерков воплощены и образы северно-русских крестьян – носителей и хранителей традиций.

2. Работа по учебнику

Обсуждение вопроса к очерку М.М. Пришвина (с. 18), вопросов и заданий 1–4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 20, 21).



IV. Закрепление изученного материала 1. Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Гусляры» (с. 18), выполните её устное описание.

2. Работа с географической картой

– Опираясь на материалы рубрики «Историко-культурный комментарий» (с. 19), найдите и покажите на географической карте Выговский край, описанный М.М. Пришвиным.
V. Подведение итогов урока

В очерках М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц» предстал русский народ, свято хранящий древний язык, обычаи и обряды, веру и верования, национальную историческую и культурную традицию.

Героический эпос есть у многих народов мира. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, которые стали символом мужества, доблести и благородства, – важнейшие и часто единственные свидетели отдалённой эпохи, сохранившиеся в глубинах народной памяти. Вот почему, пытаясь лучше понять настоящее, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности, к детству человечества.
VI. Домашнее задание

Прочитать статьи «Архангельск – столица Русского Севера» (с. 24–27), «Степан Григорьевич Писахов» (с. 27, 28), главы из книги С.Г. Писахова «Ледяна колокольня» (с. 29–34).

Ответить на вопросы и выполнить задания 1–3 (с. 27).

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об Архангельске.


У р о к 5. Архангельск – столица Русского Севера. С.Г. Писахов «Ледяна колокольня»
Цели: дать представление о значении Русского Севера в жизни и творчестве С.Г. Писахова; заинтересовать детей краеведческими изысканиями; развивать навыки подготовки сообщений, навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, описания репродукций, работы в группе; прививать интерес к живописи; развивать межпредметные связи.

Планируемые результаты: понимать, какое значение имел Русский Север в жизни и творчестве С.Г. Писахова; проявлять интерес к краеведению; уметь выразительно читать, анализировать текст, находить и обрабатывать информацию при подготовке сообщений, описывать произведения живописи, работать в группе.

Оборудование: репродукции картин К.А. Коровина «Мурманский берег», «Архангельский порт на Двине», С.Г. Писахова «Берег Белого моря. Восход солнца», «Северный пейзаж»; географическая карта.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

1. Актуализация знаний

– Почему именно Русский Север привлёк внимание М.М. Пришвина в его литературных и этнографических изысканиях?

– Какие черты личности подчёркивает М.М. Пришвин в описании героя своего очерка «Певец былин», Григория Андрианова?

2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и заданий 1–3 (с. 27).)
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы пришли к выводу, что Русский Север привлекал Пришвина тем, что в традиционном укладе жизни северно-русских крестьян, поморов сохранялась поэзия исконной Руси, история и культура Древней Руси. Мы узнали некоторые сведения о столице Русского Севера – Архангельске, обсудили высказывания Д.С. Лихачёва. Надеюсь, вас заинтересовал этот край. Познакомимся с ним поближе.

2. Сообщения ученика об Архангельске и его истории

3. Слово учителя о С.Г. Писахове с элементами беседы

Имя Степана Григорьевича Писахова не очень широко известно. Постараемся исправить эту несправедливость по отношению к замечательному художнику, исследователю-этнографу, писателю-сказочнику.


– Что вы узнали о С.Г. Писахове из его вступления «От автора» к книге «Ледяна колокольня»?

4. Работа по учебнику

Выразительное чтение фрагмента «От автора» (с. 29, 30); обсуждение вопросов и заданий 1–4 (с. 31).

Выразительное чтение фрагментов сказки «Морожены песни» (с. 31–34); обсуждение вопросов и заданий 1–7 (с. 34).
IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Чтение материалов рубрики «Содружество муз» (с. 35).)

2. Работа с репродукциями

– Задание группам: рассмотрите репродукции картин К.А. Коровина «Мурманский берег» (с. 25), «Архангельский порт на Двине» (с. 26), С.Г. Писахова «Берег Белого моря. Восход солнца», «Северный пейзаж» (с. 35); выполните их устное описание.
V. Подведение итогов урока

Сказки С.Г. Писахова – уникальное явление русской северной культуры. Они воспевают Север, его красоту, трудолюбие и смекалку поморов. Писахов олицетворяет природу Русского Севера. По мнению автора, у неё, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным. Значит, и рассказать о нём обычными словами невозможно. Своеобразный, неподражаемый язык рассказчика, которым писатель назначил Сеню Малину, придаёт сказкам Писахова свежесть, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.
VI. Домашнее задание

Ответить на вопрос: «Какие изобразительно-выразительные средства использует С.Г. Писахов в сказке „Морожены песни“?».

Прочитать статью «Борис Викторович Шерги́н» (с. 36), главу «Детство в Архангельске» из книги Б.В. Шергина «Поморские были и сказания» (с. 37–40).

Ответить на вопросы рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 40).

У р о к и 6, 7. Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»
Цели: раскрыть идею рассказов Б.В. Шергина; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, составления плана, пересказа, анализа текста, описания иллюстраций, работы в группе; развивать межпредметные связи.

Планируемые результаты: понимать, какое значение имел Русский Север в жизни и творчестве Б.В. Шергина; проявлять интерес к краеведению; уметь выразительно читать, анализировать текст, составлять план текста, описывать иллюстрации, работать в группе.