Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Сообщение ученика о панораме Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»

3. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе».

Обсуждение вопроса к стихотворению (с. 130).

Изучение материалов рубрик «Работаем со словом» (с. 132), «Историко-культурный комментарий» (с. 132).

обсуждение вопросов и заданий 1–4 рубрики «Размышляем над прочитанным
IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 132).)

2. Обсуждение дополнительных вопросов

– Что вы знаете о жизни и творчестве А.Н. Апухтина?

– Как связана биография Л.Н. Толстого с событиями обороны Севастополя?

– В чём особенности лексики стихотворения «Солдатская песня о Севастополе»?
V. Подведение итогов урока

Песня носит эпический, повествовательный характер, но в то же время полна лиризма. В ней говорится не о победе, о поражении, но таком поражении, после которого враги «долго потом не совались к нам с дерзким вопросом», «с разбитым отчалили носом». Лиризм песни заключён в преклонении автора перед подвигом русских солдат, перед их стойкостью и отвагой. Автор гордится тем, что не только солдаты, но и весь народ встал на защиту Севастополя. Невесёлое, нерадостное настроение песни не отменяет гордости, восхищения подвигом народа, почитания героев, павших и выживших.
VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы и выполнить задания 5, 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 132).

Прочитать стихотворения А.А. Фета «Севастопольское братское кладбище» (с. 133, 134), Рюрика Ивнева «Севастополь» (с. 136), подготовить их выразительное чтение.

Ответить на вопросы к стихотворениям (с. 133, 135).

Индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о героях обороны Севастополя.


Х о д у р о к а 25
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Обсуждение вопросов 5, 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 132).
III. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

– Какие стихотворения А.А. Фета вы помните?

–– Какие из них вам больше всего нравятся? Почему?

– Какие темы характерны для творчества Фета?


2. Работа по учебнику

Чтение материалов рубрики «Из первых уст» (с. 133).

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Севастопольское братское кладбище».

Обсуждение вопроса к стихотворению (с. 133).

Изучение материалов рубрики «Работаем со словом» (с. 134).

Обсуждение вопросов и заданий 1–4, 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 135).

6. Выразительное чтение стихотворения Рюрика Ивнева «Севастополь».

7. Обсуждение вопроса к стихотворению (с. 135).

8. Изучение материалов рубрик «Работаем со словом», «Историко-культурный комментарий» (с. 136).

Обсуждение вопросов и заданий 1–5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 136, 137).
IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с репродукциями

– Рассмотрите репродукцию иллюстрации В.Ф. Тимма «Севастопольские герои» (с. 134). Выполните её устное описание.

2. Сообщения учеников о героях обороны Севастополя

3. Работа по учебнику

Чтение материалов рубрики «Содружество муз» (с. 137).
V. Подведение итогов урока

Прослушивание аудиозаписи

Закончим урок прослушиванием песни «Легендарный Севастополь» (муз. В.И. Мурадели, сл. П.М. Градова).
VI. Домашнее задание

Выполнить задания 5, 7 (с. 135), 6 (с. 137) рубрики «Размышляем над прочитанным».

Прочитать статью «Чудеса нужно делать своими руками» (с. 138, 139).

Прочитать стихотворение Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…», подготовить выразительное чтение; ответить на вопрос к нему (с. 140).


У р о к 26. Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Цели: развивать представление о выражениях «русская душа», «русский характер»; углубить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; раскрыть основную мысль стихотворения «Чему бы жизнь нас ни учила…»; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста, описания произведений живописи, работы в группе.

Планируемые результаты: знать основные факты биографии и творчества Ф.И. Тютчева; проявлять интерес к произведениям об истории страны; уметь выразительно читать и анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать произведения живописи, умение работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений А.Н. Апухтина и А.А. Фета наизусть.

Сообщения об общих чертах и различиях стихотворений А.Н. Апухтина и А.А. Фета; обсуждение сообщений.


Выступления групп: обсуждение задания 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 137).
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы приступаем к изучению новой темы – «Загадки русской души». Впрочем, к этой теме мы могли бы отнести и произведения о защитниках Севастополя. Своей храбростью, стойкостью, самоотверженностью они поражали и своих соотечественников, и неприятеля.

2. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов 1, 2 (с. 139).

Чтение материала рубрики «Литературные имена России» (с. 139).

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…».

Обсуждение вопроса к стихотворению (с. 140).

Изучение материалов рубрик «Работаем со словом», «Историко-культурный комментарий» (с. 141).

Обсуждение вопросов и заданий 1–6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 141).


IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

– Какие стихотворения Ф.И. Тютчева вы знаете? («Зима недаром злится…», «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Весенние воды» («Ещё в полях белеет снег…»), «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».)

– Чем стихотворение «Чему бы жизнь нас ни учила…» отличается от знакомых вам стихотворений этого поэта?

2. Работа с репродукциями

– Рассмотрите репродукцию картины М.В. Нестерова «На Руси» (с. 138). Выполните её устное описание.
V. Подведение итогов урока

– Как вы думаете, как связаны стихотворение Ф.И. Тютчева и картина М.В. Нестерова?
VI. Домашнее задание

Выполнить задание 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 141).

Прочитать статью «Николай Семёнович Лесков» (с. 142), материалы рубрики «Историко-культурный комментарий» (с. 143), ответить на вопросы 1, 2 (с. 143).

Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Неразменный рубль» (с. 143–151).

Опережающее задание: выбрать из списка наиболее понравившийся проект (с. 189) и начать работу над ним.

У р о к 27. Жанр рождественского рассказа. Н.С. Лесков «Неразменный рубль»
Цели: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Н.С. Лескова; развивать представление о жанре рождественского рассказа; раскрыть смысл понятия «праведники»; показать связь фольклора и литературы; учить определять проблемы, поставленные автором; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, работы в группе.


Планируемые результаты: знать основные факты биографии и творчества Н.С. Лескова; проявлять интерес к его произведениям; понимать связь фольклора и литературы; уметь выразительно читать и анализировать текст, работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…» наизусть; обсуждение.
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Вы уже знакомы со знаменитым героем Николая Семёновича Лескова – Левшой. С лёгкой руки писателя этот герой получил самостоятельную жизнь и стал одним из символов русского народа.

Творчество Лескова имеет главные истоки даже не в литературе, а в устной разговорной традиции. Оно вышло из разговоров, споров в различных компаниях и семьях и снова возвращалось в эти разговоры и споры, возвращалось во всю огромную семейную и «разговаривающую Россию», давая повод к новым разговорам, спорам, обсуждениям, пробуждая нравственное чувство людей и уча их самостоятельно решать нравственные проблемы.

2. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов 1, 2 (с. 143).

Предварительный обмен мнениями о рассказе «Неразменный рубль».

Изучение материалов рубрик «Работаем со словом» (с. 144– 149, 151), «Историко-культурный комментарий» (с. 143).

Обсуждение вопросов и выполнение заданий 2–6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 151, 152).
IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов и выполнение задания 1 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 151).
V. Подведение итогов урока

Литературовед Д.П. Святополк-Мирский писал (1926): «Лескова… русские люди признаю́т самым русским из русских писателей… который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». Творчество Н.С. Лескова глубоко национальное, но не только: он ставит общечеловеческие проблемы, он учит добру и правде. Его герои делают чудеса своими руками.
VI. Домашнее задание

Выполнить задание 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 152).

Прочитать эстонскую сказку «Неразменный рубль»; ответить на вопросы и выполнить задания на с. 152.

Прочитать статью «Виктор Петрович Астафьев» (с. 155, 156); рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» (с. 157–160).


У р о к 28. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Цели: актуализировать знания о биографии и творчестве В.П. Астафьева;
раскрыть нравственные проблемы, поставленные автором в рассказе «Бабушка с малиной»; отметить своеобразие языка рассказа, особенности использования народной речи; учить определять авторскую позицию; показать связь фольклора и литературы; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, описания иллюстраций, работы в группе.

Планируемые результаты: знать основные факты биографии и творчества В.П. Астафьева; проявлять интерес к его произведениям; уметь вычленять проблемы, поставленные автором, определять авторскую позицию; понимать связь фольклора и литературы, особенности языка рассказа; уметь выразительно читать и анализировать текст, описывать иллюстрации, работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Обсуждение вопроса 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 152).

Обсуждение вопросов и заданий на с. 152.
III. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Сегодня мы будем обсуждать рассказ, герои которого вовсе не волшебники, не герои сказок, а самые обычные люди. Речь пойдёт о рассказе с душевным названием «Бабушка с малиной». Его автор – В.П. Астафьев.

– Какие произведения В.П. Астафьева вы читали? (Рассказы «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой».)

– Чем вам запомнились эти произведения, их герои? (Обмен мнениями.)

Стоит сказать немного о Викторе Петровиче Астафьеве, с произведениями которого вы будете знакомиться и в старших классах.

Виктор Петрович Астафьев ушёл из жизни в начале нашего века, в 2001 году. Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный прежде всего к себе человек. Герои его книг – простые люди. А ещё постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

В.П. Астафьев родился в 1924 году в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни.

1942 году восемнадцатилетним ушёл добровольцем на фронт. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией». Демобилизовался в 1945 году, уехал на Урал; работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.