Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтение и обсуждение словарных статей о кипрее.
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Юрий Васильевич Бондарев – писатель ХХ и XXI века. Он прожил большую жизнь – 96 лет, словно жил ещё и за погибших на фронте товарищей.
В своих романах Бондарев размышлял о смысле жизни, смерти, исследовал чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.
В детстве он мечтал стать моряком, эта мечта родилась из книг. Мальчик зачитывался Джеком Лондоном, выучивал наизусть морские термины. Юрий стал закаляться, тренировал свой организм. Но всё изменилось на одном уроке литературы. После летних каникул детям нужно было написать сочинение, как они провели лето. Учительница на весь класс зачитала сочинение Юры, в котором он описал свою поездку к родственникам, строительство шалаша и жизнь на природе, под Уфой, на реке Белой, где он учился тонкостям охоты и рыбалки. Учительница заметила литературные способности своего ученика и рекомендовала ему развивать этот талант. Юра последовал её совету, для начала организовал выпуск школьного журнала в своей школе.
А потом началась война. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, Юрий был направлен на учёбу в пехотное училище, а потом на фронт. Начал под Сталинградом, закончил в Польше, на границе с Чехословакией. Был ранен, награждён двумя медалями «За отвагу» (эта медаль особо почиталась фронтовиками), другими наградами.
– Прочитаем второй абзац текста о Бондареве рубрики «Литературные имена России» (с. 116).
2. Работа по учебнику
Обсуждение вопроса к рассказу (с. 117); обмен первыми впечатлениями.
Обсуждение вопросов 1–3, 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 124, 125).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Обсуждение вопроса 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
2. Обсуждение дополнительных вопросов
– Как вы понимаете слова Коли в финале рассказа: «Как ты думаешь, я в отца?»
V. Подведение итогов урока
Одна из главных проблем в рассказе Ю.В. Бондарева – проблема влияния войны на людей. Война не щадит ни взрослых, ни детей. Какой же найти выход? Что сделать, чтобы не было войн? Бондарев так размышляет об этом, разворачивая целый круг связанных между собой проблем: «Ненависть и злоба – плохие советчики. Война разделяет людей. В конце концов побеждает разум. Ничто так не сближает народы, как культура. Высший идеал – сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми».
VI. Домашнее задание
Выполнить задание 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
Подготовиться к проверочной работе по разделу «Русские традиции» (с. 78–125).
У р о к 21. Проверочная работа по разделу «Русские традиции»
Цели: проверить, как усвоены знания по изученному разделу; развивать творческие способности учащихся, умения анализировать текст, формулировать и аргументировать своё мнение.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать знания по изученному разделу; знать содержание изученных произведений, которые посвящены русским традициям, связанным с Масленицей, любви к Родине и к родному дому; владеть элементами анализа текста; уметь формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение задания 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
III. Закрепление изученного материала
Вопросы для письменной работы
Вариант 1
Вариант 2
IV. Подведение итогов урока
Прочитаем список проектов по второму разделу на с. 125. Выберите наиболее понравившийся проект и начните работу над ним.
V. Домашнее задание
Подготовиться к урокам по литературе родного края.
Подготовиться к выступлениям с проектами по разделу «Россия – Родина моя» (с. 77).
У р о к и 22, 23. Уроки по вариативной части программы по разделу «Русские традиции»
Цели: воспитывать любовь к родному краю; развивать интерес к краеведению, к народным и семейным традициям; развивать умения искать и находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, готовить сообщения и проекты и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.
Планируемые результаты: проявлять интерес к краеведению; понимать важность изучения, сохранения, продолжения народных и семейных традиций; уметь искать и находить необходимую информацию, готовить сообщения и проекты и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Работа по теме уроков
Примерные вопросы для обсуждения
Как принято отмечать Масленицу в нашем городе (селе)? В вашей семье?
Какие другие традиционные весенние праздники отмечают в нашем родном крае? Как готовятся к этим праздникам? Как они проходят?
О каких традициях проводов зимы и встречи весны у других народов нашей страны, об обычаях народов-соседей вы знаете? Есть ли традиции, которые вам хотелось бы перенять?
В чём особенности природы края, в котором мы живём?
Почему важно заботливо относиться к природе? Что вы делаете, что можете сделать для охраны природы родного края?
Какие произведения о родном крае, его природе вы знаете? Кто авторы этих произведений и как они связаны с нашим краем?
2. Выступления с проектами
IV. Подведение итогов уроков
Русские традиции – это во многом традиции не только русского, но и других народов. Масленица – восточнославянский праздник. Во всех странах, где живут выходцы из восточнославянских государств, многие из них продолжают соблюдать народные традиции.
В других странах последнюю неделю перед постом отмечают с не меньшим размахом. В Великобритании, как, впрочем,
во многих других странах христианской Европы, главный праздник приходится на так называемый «Жирный вторник» (правда, англичане любят называть его по-особенному: «покаянный день»). Во Франции и франкоговорящих странах тоже есть свой «Жирный вторник» – большой национальный карнавал. Красочные карнавалы традиционно проходят в странах Южной Европы и Латинской Америки.
У каждого народа, да и в каждой семье, есть особенности в общих традициях. Это и объединяет всех людей, и делает их особенными. Изучая традиции, сохраняя и продолжая их, мы больше узнаём о мире, о людях, о своей семье, о самих себе.
V. Домашнее задание
Прочитать статью «Оборона Севастополя», материалы рубрик «Историко-культурный комментарий», «Из первых уст» (с. 126–129).
Прочитать стихотворение А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе» (с. 131); ответить на вопрос перед стихотворением (с. 130).
Индивидуальные задания: подготовить сообщение об истории панорамы Ф.А. Рубо́ «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»; подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе».
У р о к и 24, 25. Оборона Севастополя. А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе».
Цели: показать, как отразились особенности русского национального характера в произведениях об обороне Севастополя, о его героях; воспитывать интерес и уважительное отношение к истории России; показать жанровые особенности и пафос стихотворений А.Н. Апухтина, А.А. Фета, Рюрика Ивнева; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа произведений, описания репродукций, работы в группе; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.
Планируемые результаты: понимать важность знаний об отечественной истории в жизни человека; проявлять интерес к произведениям о подвигах русских воинов; уметь выразительно читать и анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать репродукции, работать в группе.
Оборудование: репродукции деталей панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» Ф.А. Рубо, иллюстрации В.Ф. Тимма «Севастопольские герои», картины И.К. Айвазовского «Осада Севастополя»; аудиозапись песни «Легендарный Севастополь» (муз. В.И. Мурадели, сл. П.М. Градова).
Х о д у р о к а 24
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Актуализация знаний
– Что вы знаете о Крымской войне 1853–1856 годов?
– Что вы узнали из материалов учебного пособия о героической обороне Севастополя?
– Имена каких героев Севастополя вам известны?
2. Работа по учебнику (Обсуждение вопроса на с. 128.)
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя с элементами беседы
Мы приступаем к изучению последнего раздела учебника: «Русский характер – русская душа». И сначала по традиции обратимся к истории нашей страны, к её героическому прошлому.
– Вспомните, какое историческое событие было в центре нашего внимания в прошлом году, когда изучался этот раздел. (Отечественная война 1812 года.)
– Какие произведения на тему Отечественной войны 1812 года вы помните? Кто авторы этих произведений? («Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Авангардная песнь» Ф.Н. Глинки, «Партизан» Д.В. Давыдова.)
Через четыре десятилетия после Отечественной войны 1812 года Россия снова оказалась вовлечённой в военные действия. В середине XIX столетия у стен Севастополя решался исход Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и из бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли на подходах к Севастополю, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Юрий Васильевич Бондарев – писатель ХХ и XXI века. Он прожил большую жизнь – 96 лет, словно жил ещё и за погибших на фронте товарищей.
В своих романах Бондарев размышлял о смысле жизни, смерти, исследовал чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.
В детстве он мечтал стать моряком, эта мечта родилась из книг. Мальчик зачитывался Джеком Лондоном, выучивал наизусть морские термины. Юрий стал закаляться, тренировал свой организм. Но всё изменилось на одном уроке литературы. После летних каникул детям нужно было написать сочинение, как они провели лето. Учительница на весь класс зачитала сочинение Юры, в котором он описал свою поездку к родственникам, строительство шалаша и жизнь на природе, под Уфой, на реке Белой, где он учился тонкостям охоты и рыбалки. Учительница заметила литературные способности своего ученика и рекомендовала ему развивать этот талант. Юра последовал её совету, для начала организовал выпуск школьного журнала в своей школе.
А потом началась война. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, Юрий был направлен на учёбу в пехотное училище, а потом на фронт. Начал под Сталинградом, закончил в Польше, на границе с Чехословакией. Был ранен, награждён двумя медалями «За отвагу» (эта медаль особо почиталась фронтовиками), другими наградами.
– Прочитаем второй абзац текста о Бондареве рубрики «Литературные имена России» (с. 116).
2. Работа по учебнику
Обсуждение вопроса к рассказу (с. 117); обмен первыми впечатлениями.
Обсуждение вопросов 1–3, 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 124, 125).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Обсуждение вопроса 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
2. Обсуждение дополнительных вопросов
– Как вы понимаете слова Коли в финале рассказа: «Как ты думаешь, я в отца?»
V. Подведение итогов урока
Одна из главных проблем в рассказе Ю.В. Бондарева – проблема влияния войны на людей. Война не щадит ни взрослых, ни детей. Какой же найти выход? Что сделать, чтобы не было войн? Бондарев так размышляет об этом, разворачивая целый круг связанных между собой проблем: «Ненависть и злоба – плохие советчики. Война разделяет людей. В конце концов побеждает разум. Ничто так не сближает народы, как культура. Высший идеал – сама жизнь. Вся русская классика пронизана мыслями о любви и добре. Откуда эти ростки? Прежде всего от воспитания в семье. Часто вспоминаю своих покойных родителей. Они делали всё, чтобы мы росли честными и совестливыми».
VI. Домашнее задание
Выполнить задание 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
Подготовиться к проверочной работе по разделу «Русские традиции» (с. 78–125).
У р о к 21. Проверочная работа по разделу «Русские традиции»
Цели: проверить, как усвоены знания по изученному разделу; развивать творческие способности учащихся, умения анализировать текст, формулировать и аргументировать своё мнение.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать знания по изученному разделу; знать содержание изученных произведений, которые посвящены русским традициям, связанным с Масленицей, любви к Родине и к родному дому; владеть элементами анализа текста; уметь формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение задания 7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 125).
III. Закрепление изученного материала
Вопросы для письменной работы
Вариант 1
-
В чём особенности праздника Масленицы? -
Каково настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…»? -
Как стихотворение А.Д. Дементьева «Прощёное воскресенье» связано с празднованием Масленицы? -
В чём особенности лексики в рассказе А.П. Чехова «Блины»? -
Почему в рассказе Тэффи «Блины» (часть «Блин») русские не смогли объяснить итальянцам значение понятий «Масленица», «блин»? -
Какова основная мысль стихотворения В.А. Рождественского «Русская природа»? -
В чём смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»? -
Что повлияло на отношение повествователя рассказа К.Г. Паустовского «Заботливый цветок» к природе: «и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам» – «как к своим верным друзьям»? -
Как автор рассказа «Поздним вечером» относится к своим героям? Аргументируйте свой ответ. -
В чём значение образа отца в рассказе Ю.В. Бондарева «Поздним вечером»?
Вариант 2
-
В чём суть Прощёного воскресенья? -
С чем сравнивается луна в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…»? -
Какова основная мысль стихотворения А.Д. Дементьева «Прощёное воскресенье»? -
В чём особенности приёма иронии в рассказе А.П. Чехова «Блины»? -
О каких издержках празднования Масленицы с юмором пишет Тэффи в рассказе «Блины» (часть «Широкая масленица»)? -
Какое основное изобразительно-выразительное средство (троп) использует В.А. Рождественский в стихотворении «Русская природа»? -
Почему кипрей в рассказе К.Г. Паустовского «Заботливый цветок» назван «самоотверженным цветком»? -
Какова главная мысль рассказа К.Г. Паустовского «Заботливый цветок»? -
Чем вызваны страхи героев рассказа Ю.В. Бондарева «Поздним вечером» и как они пытаются их преодолеть? -
Как относятся друг к другу мать и сын – герои рассказа Ю.В. Бондарева «Поздним вечером»?
IV. Подведение итогов урока
Прочитаем список проектов по второму разделу на с. 125. Выберите наиболее понравившийся проект и начните работу над ним.
V. Домашнее задание
Подготовиться к урокам по литературе родного края.
Подготовиться к выступлениям с проектами по разделу «Россия – Родина моя» (с. 77).
У р о к и 22, 23. Уроки по вариативной части программы по разделу «Русские традиции»
Цели: воспитывать любовь к родному краю; развивать интерес к краеведению, к народным и семейным традициям; развивать умения искать и находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, готовить сообщения и проекты и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.
Планируемые результаты: проявлять интерес к краеведению; понимать важность изучения, сохранения, продолжения народных и семейных традиций; уметь искать и находить необходимую информацию, готовить сообщения и проекты и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Работа по теме уроков
Примерные вопросы для обсуждения
Как принято отмечать Масленицу в нашем городе (селе)? В вашей семье?
Какие другие традиционные весенние праздники отмечают в нашем родном крае? Как готовятся к этим праздникам? Как они проходят?
О каких традициях проводов зимы и встречи весны у других народов нашей страны, об обычаях народов-соседей вы знаете? Есть ли традиции, которые вам хотелось бы перенять?
В чём особенности природы края, в котором мы живём?
Почему важно заботливо относиться к природе? Что вы делаете, что можете сделать для охраны природы родного края?
Какие произведения о родном крае, его природе вы знаете? Кто авторы этих произведений и как они связаны с нашим краем?
2. Выступления с проектами
IV. Подведение итогов уроков
Русские традиции – это во многом традиции не только русского, но и других народов. Масленица – восточнославянский праздник. Во всех странах, где живут выходцы из восточнославянских государств, многие из них продолжают соблюдать народные традиции.
В других странах последнюю неделю перед постом отмечают с не меньшим размахом. В Великобритании, как, впрочем,
во многих других странах христианской Европы, главный праздник приходится на так называемый «Жирный вторник» (правда, англичане любят называть его по-особенному: «покаянный день»). Во Франции и франкоговорящих странах тоже есть свой «Жирный вторник» – большой национальный карнавал. Красочные карнавалы традиционно проходят в странах Южной Европы и Латинской Америки.
У каждого народа, да и в каждой семье, есть особенности в общих традициях. Это и объединяет всех людей, и делает их особенными. Изучая традиции, сохраняя и продолжая их, мы больше узнаём о мире, о людях, о своей семье, о самих себе.
V. Домашнее задание
Прочитать статью «Оборона Севастополя», материалы рубрик «Историко-культурный комментарий», «Из первых уст» (с. 126–129).
Прочитать стихотворение А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе» (с. 131); ответить на вопрос перед стихотворением (с. 130).
Индивидуальные задания: подготовить сообщение об истории панорамы Ф.А. Рубо́ «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»; подготовить выразительное чтение стихотворения А.Н. Апухтина «Солдатская песня о Севастополе».
У р о к и 24, 25. Оборона Севастополя. А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе».
Цели: показать, как отразились особенности русского национального характера в произведениях об обороне Севастополя, о его героях; воспитывать интерес и уважительное отношение к истории России; показать жанровые особенности и пафос стихотворений А.Н. Апухтина, А.А. Фета, Рюрика Ивнева; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа произведений, описания репродукций, работы в группе; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.
Планируемые результаты: понимать важность знаний об отечественной истории в жизни человека; проявлять интерес к произведениям о подвигах русских воинов; уметь выразительно читать и анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать репродукции, работать в группе.
Оборудование: репродукции деталей панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» Ф.А. Рубо, иллюстрации В.Ф. Тимма «Севастопольские герои», картины И.К. Айвазовского «Осада Севастополя»; аудиозапись песни «Легендарный Севастополь» (муз. В.И. Мурадели, сл. П.М. Градова).
Х о д у р о к а 24
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Актуализация знаний
– Что вы знаете о Крымской войне 1853–1856 годов?
– Что вы узнали из материалов учебного пособия о героической обороне Севастополя?
– Имена каких героев Севастополя вам известны?
2. Работа по учебнику (Обсуждение вопроса на с. 128.)
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя с элементами беседы
Мы приступаем к изучению последнего раздела учебника: «Русский характер – русская душа». И сначала по традиции обратимся к истории нашей страны, к её героическому прошлому.
– Вспомните, какое историческое событие было в центре нашего внимания в прошлом году, когда изучался этот раздел. (Отечественная война 1812 года.)
– Какие произведения на тему Отечественной войны 1812 года вы помните? Кто авторы этих произведений? («Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Авангардная песнь» Ф.Н. Глинки, «Партизан» Д.В. Давыдова.)
Через четыре десятилетия после Отечественной войны 1812 года Россия снова оказалась вовлечённой в военные действия. В середине XIX столетия у стен Севастополя решался исход Крымской войны. Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и из бассейна Чёрного моря. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли на подходах к Севастополю, прежде чем им удалось взять город. В марте 1856 года был заключён Парижский мирный договор, который не принёс полной победы ни одной из воюющих сторон.