Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В то время, как при историко-генетическом подходе литературные явления неизбежно оказываются замкну­тыми в рамках определенного исторического периода, функциональное изучение раскрывает их связи с духов­ной жизнью общества в различные эпохи. И не просто связи, но и активную роль. Представляется несомнен­ным, что рассмотрение выдающихся художественных произведений, творчества крупных писателей в широкой исторической перспективе, перспективе смены времен, глубже выявляет их внутренние свойства и возможнос­ти, чем изучение литературных явлений в свете событий, тенденций одной определенной эпохи. Но отсюда, как уже сказано, вовсе не следует, что необходимо отказать­ся от историко-генетического исследования литературы. Оно, несомненно, является отправным пунктом и своего рода опорой функционального изучения литературных явлений, которое значительно расширяет и углубляет их

научное понимание.

<•••>И еще несколько соображений о том, какие требова­ния функциональное изучение литературы предъявляет к исследованиям, касающимся структуры художествен­ных произведений. Понятие структуры прочно вошло в наш научный обиход. При этом оно освобождено от того специфического его понимания, которое придали ему структуралисты-лингвисты и литературоведы. Вместе с тем в изучении структуры явлений литературы и искус­ства до сих пор преобладает одна, на мой взгляд, изжив­шая себя тенденция — художественное произведение рассматривается преимущественно как статическая ве­личина, как известная совокупность отдельных компо­нентов. Обычно характеризуются тема, идея, образное содержание, сюжет, композиция, изобразительно-выра­зительные средства, в число которых входит и язык, если речь идет о литературном произведении. Описание художественных компонентов произведения нередко производится либо обособленно друг от друга, либо лишь в известной связи их между собою, однако вне конкретного раскрытия их места, роли в единой эстети­ческой системе.

Мне кажется, что пришла пора, когда художествен­ное произведение можно и нужно глубоко изучать как динамическую целостность, а его структуру — с пози­ций социально-эстетической функции, которую оно вы­полняет. На передний план, думается, целесообразно вы­двинуть исследование функциональной роли художест­венных компонентов, их тесных взаимосвязей в процессе многообразного воздействия произведения на читателей. Нередко и справедливо говорят о полифункциональности явлений искусства. Но своеобразная полифункциональность или, точнее, неоднозначность функции свойственна как от­дельным компонентам художественной структуры, так и произведению в целом. Если неоднородность воздействия литературных, равно как и других художественных, явлений подтверждается многочисленными фактами, то «полифунк­циональность» составных компонентов художественной структуры еще нуждается в серьезном обосновании. Здесь, как и в иных подразделениях функционального изучения литературы, необходим системный подход, который, учи­тывая специфику нового научного направления, следова­ло бы назвать системно-функциональным. (...)


(...)







СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Раздел I. Специфика и общественное значение искусства. Твор­ческие методы

Глава 1. Классики марксизма-ленинизма о литературе. Воп­росы литературы в партийных документах -

К. Маркс. К критике политической экономии (1859)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6—8.

К. Маркс. Введение. (Из экономических рукописей 1857—

1858 годов)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 718, 736—738.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его

различных пророков. (1845—1846)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 393.

Маркс — Фердинанду Лассалю, 19 апреля, 1859 г

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29. С. 483—485.

Энгельс—Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 29. С. 491—495.

Энгельс — Минне Каутской. 26 ноября 1885 г

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 36. С. 332—334.

Энгельс — Маргарет Гаркнесс, начало апреля 1888 г

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 35—37.

К. Маркс и Ф. Энгельс. А. Шеню, экс-капитан гвардии гражданина Коссидьера. «Заговорщики. Тайные общества; Префектура по­лиции при Коссидьере; Вольные стрелки». Париж, 1850. Люсьен Делаод «Рождение республики в феврале 1848 г.», Париж,

1850

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 280.

В. И. Ленин. Партийная организация и партийная литература

(1905)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 99—105.

В. И. Ленин. Лев Толстой, как зеркало русской революции

(1908)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 206— 213.

В. И. Ленин. Л. Н. Толстой (1910)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 19—24.

В. И. Ленин. Л. Н. Толстой и современное рабочее движение

(1910)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 38—41.


В.И.Ленин. Толстой и пролетарская борьба (1910)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 70—71.

В. И. Ленин. Л. Н. Толстой и его эпоха (1911)

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 100— 104.

^ ^ (1845—1846) 10

(...) 17

2. «Национальная культура» 50

(...) 52

(...) 59

(...) 60

(...) 60

(...) 71

(...) 71

(...) 71

(...) 73

(...) 74

(...) 76

(...) 76

(...) 80

(...) 80

(...) 80

(...) 82

(...) 83

(...) 86

(...) 86

(...) 91

(...) 91

(...) 92

(...) 95

(...) 96

(...) 99

(...) 99

(...) 103

(...) 104

(...) 104

(...) 106

(...) 107

(...) 108

(...) 114

(...) 115

(...) 117

(...) 120

(...) 123

(...) 131

(...) 169

(...) 172

(...) 185

(...) 185

(...) 186

(...) 190

(...) 192

(...) 196

(...) 196

(...) 201

(...) 202

(...) 203

(...) 214

(...) 214

(...) 216

(...) 216

(...) 226

(...) 229

(...) 230

(...) 232

(...) 236

(...) 237

(...) 237

(...) 241

(...) 243

(...) 243

(...) 243

(...) 244

<-> 246

(...) 251

<-> 251

(...) 265

(...) 270

(...) 276

(...) 302

(...) 318

(...) 318

(...) 322

(...) 324

(...) 324

(...) 325

(...) 332

(...) 333

(...) 333

(...) 333

(...) 335

(...) 335

(...) 338

(...) 340

(...) 341

(...) 341

(...) 342

(...) 342

(...) 351

(...) 353

(...) 355

(...) 355

(...) 357

(...) 361

(...) 373

(...) 378

(...) 388

(...) 388

(...) 403

(...) 404

<-> 411

Г.Н.Поспелов. Типология литературных родов и жанров (1978) 421 Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и по­этики: Сб. ст. М., 1983. С. 204—212. (Жанро­вое содержание, родовая и жанровая формы.)

Раздел VII. Функционирование литературных произведений 429

В. Г. Белинский. Руссская литература в 1841 году (1842) .... 432 Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: [В 13 т.] Т. 5. С. 555. (О бессмертии произведений Пушкина.)

Ш. Сент-Бёв. Что такое классик? (1850) 432

Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Крити­ческие очерки/Пер. с фр.; Ред. пер. А. Андрее и И. Лихачева; Сост., вступ. ст., коммект. М. С. Трескунова. М., 1970. С. 320—321.

И. С., Тургенев. Гамлет и Дон Кихот (1860) 433

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М; Л., 1964. Т. 8. С. 169. (О возмож­ности различного понимания литературных типов.)

Н. Г. Чернышевский. Губернские очерки. Из записок отставного * надворного советника Щедрина. Собрал и издал М. Е. Салты­ков. Два тома. Москва, 1857 (1857) 433

Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1948. Т. 4. С. 264—265. (Образная форма произведения как предпосылка его различных интерпретаций.)


Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина? (1859) . ... . 434 Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. С. 308—309. (О внешнем бесстрастии изобра­жения как стимуле работы читателя.)

Л. Н. Толстой. Что такое искусство? (1897—1898) 434

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: [В 90 т.] Т. 30. С. 66 (Об искусстве как «заражении» людей чувством художника.)

А. А. Потебня. Из записок по теории словесности 435

Потебня А. А. Эстетика и поэтика. С. 330— 331. (Многозначность художественного образа и задачи преподавания литературы.) А. Г. Горнфельд. О толковании художественного произведения

(1912) ' 436

Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. Т. 7. С. 4—15, 18—19, 27—29, 31.

              1. И. Белецкий. Об одной из очередных задач историко-литера­турной науки (Изучение истории читателя) (1922) .... 442

Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. С. 25—27. И. Н. Розанов. Ритм эпох. Опыт теории литературных оттал­киваний (1922) 444

Розанов И. Литературные репутации. М., 1928. С. 5—11.

Ю. Н. Тынянов, Предисловие 448

Дневник В. К. Кюхельбекера: Материалы к истории русской литературной и общественной жизни 10—40 годов XIX века/Пред. Ю. Н. Ты­нянова; Ред., введ. и примеч. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого. Л., 1929. С. 3—4. (О законах литературной славы.) М. М. Бахтин. К методологии литературоведения (1940, 1974) . . 449 Контекст-1974: Литературно-теоретические ис­следования. С. 211—212. (О восприятии про­изведения в «большом времени».)

              1. Ф. Асмус. Чтение как труд и творчество (1962) 450

Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. ст. М., 1968. С. 56—57, 59, 62—66

.М. Науман. Введение в основные теоретические и методологиче­ские проблемы (1975) 45;

Науман М., Шленштедт Д., Барк К. и др. Общество. Литература. Чтение: Восприятие литературы в теоретическом аспекте / Пер. с нем. Д. Б. Александрова и С. П. Гиждеу; Вступ. ст. Ю. Б. Боцева; Под ред. О. В. Егорова. М., 1978. С. 38—42, 56—57, х 61, 63, 68—73, 81 — 82. (Потенциал восприятия произведения, взаимодействие производства и восприятия ли­тературы.)

М. Б. Храпченко. Созидательная энергия литературы ....
462 Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. С. 130—131, 139—140. (Историзм функционирования произведений.)

Учебное издание ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Хрестоматия

Составители

Петр Алексеевич Николаев, Елена Георгиевна Руднева, Валентин Евгеньевич Хализев, Лилия Валентиновна Чернец

Зав. редакцией Г. Н. Усков Редактор Л. А. Дрибинская Младший редактор О. Г. Мирнова Художник А. В. Алексеев Художественный редактор М. Г. Мицкевич Технический редактор 3. В. Нуждина Корректоры Р. Г. Россина, Г. А. Усенко

ИБ № 6904

Изд. № ЛЖ-47. Сдано в набор 17.04.87. Подп. в печать 22.09.87. А-03480. Формат 84ХЮ8'/з2. Бум. кн.-журн. № 2. Гарнитура «Тайме». Печать высо­кая. Объем 25,20 усл. печ. л. 25,20 усл. кр.-отт. 28,33 уч.-изд. л. Тираж

30 000 экз. Зак. № 310. Цена 1 р. 30 к. Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул.,

д. 29/14.

Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014. Ярославль, ул. Свободы, 97.1 Credit Mobilier 1971).

1 «Старые и новые» — роман немецкой социал-демократической писательницы М. Каутской (1835—1912), опубликован в 1884 г.

' Астер — один из учеников Платона. Здесь непереводимая игра слов: гр. 'аатцр («астер») — звезда.

2 Аргус — в древнегреческой мифологии многоглазый великан, не закрывающий всех глаз даже во время сна; в переносном смысле — бдительный страж.

1 А. Поп (1688—1744) — английский поэт.

1 Брюнетьер Ф. (1849—1906) —французский историк и теоретик литературы, пытавшийся применить к изучению литературы методы естественных наук.

' См.: Проблемы современной филологии: Сб. ст. к 70-летию акад. В. В. Виноградова. М., 1965. 2 Там же. С. 463.

1 Цитата из стихотворения «Современное» (1869). В статье «Вопрос о Тютчеве» Тынянов сравнивает эту цитату и «стройный мусикийский шорох» из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах...».

* Кстати, по поводу (фр.).

' Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 13. С. 82.

1 Суггестивный (лат.) — внушающий, подразумевающий, вызываю­щий какие-то представления.

1 Согласно древнегреческому мифу, Адонис — прекрасный юноша, любимец Афродиты — погиб на охоте, и из капель его крови выросли розы.

1 М. Горький имел в виду прежде всего роман Ф. Панферова «Бруски» (начал выходить в 1927 г.). О языке Панферова Горький писал также в статьях «По поводу одной дискуссии», «Открытое письмо А. С. Серафимовичу», «О языке».

' Немь лукает луком немным в

Закричательности зари!

Ночь роняет душам темным

Кличи старые: гори! (Хлебников В. Требник троих. М., 1913. С. 18).

1 Вольные ритмы (нем.)

5 Вторая строфа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосед».

1 Фаллические песни — песни, исполнявшиеся на праздниках в честь Диониса.

1 Эдип — герой трагедий Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Электра», Фиест (Тиест) — герой трагедий Софокла, Эврипида, Сенеки.

1 Имеются в виду защитники классицистической поэтики.

1 Романами в средневековой Европе первоначально назывались книги на романских (не латинском) языках

1 Ревекка — героиня романа В. Скотта «Айвенго». Юдифь, согласно библейской легенде, спасла свой народ, соблазнив, а затем убив Олофер- на, стоявшего во главе неприятельских войск.

1 См.: Геннекен Э. Опыт построения научной критики (Эстопси- хология) /Пер. с фр. Спб., 1892.

1 «Вертер и его время».

1 См.: Рубакин Н.А. Среди книг. 2-е изд. М.: 1911 — 1915. Т. 1—3.

1 Ряд стихотворений Ф. И. Тютчева был опубликован в журнале «Современник» за 1836 г. (№ 3, 4).

1 См.: Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 111.

1 Цитируется (не вполне точно) «Предисловие о пользе книг церь- ковных в российском языке». См.: Ломоносов М. В. Соч. М., 1957. С. 237.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 12. С. 714.