Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

ОГЛАВЛЕНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ............................................................................................. 2
ДОБРО И ЗЛО: НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, МОРАЛЬ .......................................................................................................... 2
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ..6
ДРУЖБА .......................................................................................................................................................................... ..8
ЛЮБОВЬ ......................................................................................................................................................................... 10
СВОБОДА ........................................................................................................................................................................ 16
СЧАСТЬЕ .......................................................................................................................................................................... 17
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ..................................................................................................................................................... 18
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ .................................................................................................................. 18
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ .................................................................................................................................... 22
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ, КРАСОТА ............................................................................................................................... 25
РАЗУМ И ЧУВСТВА .......................................................................................................................................................... 27
САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА, РАБОТА НАД СОБОЙ ................................................................................................ 27
СОВЕСТЬ .......................................................................................................................................................................... 31
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, РАСКАЯНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ................................................................................. 32
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ: ОПЫТ И ОШИБКИ, НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ, ВЗРОСЛЕНИЕ,
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ, ВЫБОР НА ЖИЗНЕННОЙ ПУТИ……………………………………………………………………………………………38
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ ................................................................................................................................................. ..44
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ........................................................................................................................................................ ..45
СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………...46
РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ: КОФЛИКТ, КОМПРОМИСС,
ВЗАИМОВЫРУЧКА. РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ И МЕСТЬ. ............................................................ ..46
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (ПАТРИОТИЗМ) ............................................................................................................................ ..54
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА, УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА ...................................................................................................... ..55
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО, ОДИНОЧЕСТВО ................................................................................................................... ..60
ПАМЯТЬ (ЛИЧНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ) ......................................................................................................................... ..68
ИСТОРИЯ, РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ, ЭПОХА ПЕРЕМЕН, ВРЕМЯ ........................................................................... ..71
ВОЙНА .......................................................................................................................................................................... ..78
НАРОД, ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ДОЛГ .................................................................................................................... ..80
СЕМЬЯ, ДОМ, ТРАДИЦИИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ ..................................................................................... ..84
СПОР ПОКОЛЕНИЙ ....................................................................................................................................................... ..87
3. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................................ ..89
КНИГИ, ЛИТЕРАТУРА, ЧТЕНИЕ ...................................................................................................................................... ..89
ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, ТАЛАНТ .............................................................................................................................. ..90
ПРИРОДА ...................................................................................................................................................................... ..93
НАУКА ........................................................................................................................................................................... ..94
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРЕСС, ИНТЕРНЕТ, ИНФОРМАЦИЯ .................................................................... ..96
СКАЧАНО НА
T.ME/EZY_EXAM


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
ДОБРО И ЗЛО: НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, МОРАЛЬ
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
(противостояние добра и зла в сердце человека;
добро как врожденное свойство человеческой души;
влияние доброты на окружающих)
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
– произведение о противостоянии добра и зла.
Один из главных героев романа Иешуа выступает как носитель высшей истины
– истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону».
«Злых людей нет на свете»,
– утверждает Иешуа. И даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастливого человека, ставшего жестоким и черствым
«с тех пор, как добрые люди изуродовали его». Все это
Иешуа говорит прокуратору после того, как «добрые люди» предали, измучили его и собираются казнить. Его приводят на суд к Пилату, из-за него Пилат вступает в конфликт с Каифой, а когда Иешуа казнят, Пилат мстит за его смерть Иуде и Каифе.
Иешуа погибает как трагический герой, потому что его принцип не может найти воплощения в жизни, хотя он прекрасен, и человечество, возможно, было бы спасено, если бы оно услышало слово бродячего философа. Толпа остается глухой к проповеди новых человеческих идеалов, однако идеи странника не умирают, за Иешуа следует Левий Матвей. Кроме того, столкновение с бродячим философом производит переворот в душе
Понтия Пилата. Иешуа будит в Пилате истинную человечность, раскрывает ему возможности новой жизни.
Выходит, философ оказался прав.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
(нравственная деградация человека, нравственные
ориентиры, духовная смерть)
Основная проблема «Мёртвых душ»
– это духовная смерть и духовное возрождение человека. Автор исследует причины нравственной деградации Чичикова и помещиков, чиновников, с которыми он сталкивается, а также выявляет удручающие последствия этого процесса.
Гоголь в своём произведении сатирически изобразил различные типы и характеры русских помещиков. Их имена стали нарицательными. Отметим также значение самой галереи помещиков, символизирующей процесс духовной деградации человека. Как писал Гоголь, его герои «один пошлее другого». Если Манилов обладает некоторыми привлекательными чертами, то Плюшкин являет собой пример крайнего оскудения души.
Заканчивается история о похождениях Чичикова в первом томе «Мертвых душ» авторским риторическим вопросом:
«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый запрос: “А нет ли и во мне какой- нибудь части Чичикова?”
Да, как бы не так! А вот пройди в это время мимо его какой-нибудь его же знакомый, имеющий чин ни слишком большой, ни слишком малый, он в ту же минуту толкнёт под руку своего соседа и скажет ему, чуть не фыркнув от смеха: “Смотри, смотри, вон Чичиков, Чичиков пошёл!”»
Этими словами Н.В. Гоголь доносит до читателя важную мысль: без нравственных ориентиров человек превратится в мертвую душу и никогда не сможет стать счастливым.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(двойственность человеческой натуры, борьба добра и
зла, вера в человека)
Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,
– человек противоречивый, «с большими
...странностями...», как описывает его Максим Максимыч.
У Печорина «врожденная страсть противоречить», во многом определяющая его поведение. В раздвоенной личности Печорина противостоят черты мыслителя- реалиста и романтика, переплетаются добро и зло, которое, по словам Веры, «ни в ком... не бывает так привлекательно».
По мере изложения событий, как они поданы в романе, накапливаются дурные поступки Печорина, но все меньше ощущается его вина и все больше вырисовываются его достоинства. В «Бэле» он по своей прихоти совершает, в сущности, серию преступлений, хотя по понятиям дворянства и офицерства, участвовавшего в Кавказской войне, они таковыми не являются.
В «Максиме
Максимыче» и «Тамани» все обходится без крови, причем в первой из этих повестей Печорин невольно обидел старого приятеля, а во второй его жертвы
– незнакомые люди без нравственных принципов (девушка готова утопить Печорина по одному подозрению в желании донести, она и Янко бросают на произвол судьбы старуху и слепого мальчика).
В «Княжне Мери» Печорин очень виноват, но окружающие его люди по преимуществу совершенно гнусны – это они превращают задуманную им
«комедию» в тяжелую драму с гибелью человека, не самого худшего из них. Наконец, в «Фаталисте» трагический итог имеет вовсе не пари Печорина с
Вуличем. В этой главе Печорин совершает настоящий подвиг, захватывая казака-убийцу, которого уже хотели
«пристрелить» фактически на глазах его матери, не дав ему возможности покаяться.
Не случайно Лермонтов нарушает хронологический порядок глав. Несмотря на то что Печорин уходит из жизни «молодым», не реализовавшим себя, именно главой «Фаталист» заканчивается роман, но не жизнь героя. Ведь самое главное
– это то, каким Печорин уходит из романа. Мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться читателю. Композиционный прием выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
(зло, совершаемое добрым человеком; двойственность
натуры)
Мысли о преступлении, о причинении вреда другому человеку свойственны не только злым по природе людям.
Иногда человек, находящийся в душевном смятении, испытывающий боль и страх, тоже способен совершить или замыслить зло. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» тема преступления и наказания, а также милосердия в значительной мере связана не только с деятельностью Воланда и его подручных, а в ершалаимских главах
– с убийством Иуды и поведением
Левия Матвея во время казни, но и с образом Маргариты.
Она жаждет мщения за несчастья Мастера, ей жаль, что на месте Берлиоза не оказались Лаврович или Латунский, она с остервенением рушит в доме Драмлита все, что под руку попадется. Но она же (в соответствии с общеизвестной фразой из Достоевского «Красота спасет мир) выступает в романе воплощением гармонии и даже милосердия: ведь именно Маргарита спасает Мастера, помогает Фриде, утешает испуганного мальчика в доме
Драмлита. Кроме того, Маргарита пытается вступиться и за Пилата в финале романа, когда говорит, что
«двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то» слишком суровое наказание, и просит Воланда «отпустить» его.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(противоречивость человеческой души,
двойственность, борьба добра со злом в сердце
человека)
Несмотря на свою «реалистичность», герой романа А.С.
СКАЧАНО НА
T.ME/EZY_EXAM


Пушкина
«Капитанская дочка» Пугачёв резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива.
Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и таинственнее того, что доступно взгляду Гринева.
Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.
Пугачев непредсказуем: это человек-стихия. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Двойственно уже само его положение как человека: он казак
– человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое – имя покойного Петра III. В сюжете романа из «бродяги» он превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (главы
«Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота») метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы»; нетерпеливый и скорый на расправу человек
– рассудительным и примиряющим (глава «Мятежная слобода»).
Пугачев
– фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном
Гриневым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Эта теснота возникает по многим причинам, одна из них
– это невозможность яркой личности уместиться в строго очерченных рамках. Человек добр и жесток, честен и лжив – и в этом заключается главная загадка человеческой натуры.
Так А.С. Пушкин на примере одного героя показывает противоречивость человеческой души и постоянную борьбу добра со злом в сердце человека.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(роль духовных ориентиров в жизни человека,
интеллектуальная и духовная жизнь человека, свобода)
Главный герой романа «Преступление и наказание»
Раскольников является ярким представителем поколения разночинцев 60-х гг., которые особенно легко становились фанатиками идеи. Он недоучившийся студент, который благодаря своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет четких ориентиров в духовном мире. Испытав одиночество и унизительность нищенского существования, он знает жизнь только с негативной ее стороны и потому не дорожит в ней ничем. Живя в
Петербурге, он не знает России; ему чужды вера и нравственные идеалы простых людей.
Именно такой человек беззащитен против носящихся в воздухе
«отрицательных» идей, так как ему нечего им противопоставить. Вспомним, что Раскольников совершает преступление как бы против своей воли: идя на убийство, он ощущает себя приговоренным, которого везут на смертную казнь.
Не случайно Достоевский дает Раскольникову следующую характеристику:
«он был уже скептик, он был молод, отвлечёнен и, стало быть, жесток». Человек без духовных ориентиров превращается в носителя идеи, ее раба, уже утратившего свободу выбора.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(положительные и отрицательные качества человека,
достоинства и пороки, двойственность человеческой
натуры)
В комедии «Горе от ума» Грибоедов отказался от традиционного разделения персонажей на положительных и отрицательных, что отразилось и в различии критических оценок, данных образам Чацкого, Софьи,
Молчалина. Чацкий, например, помимо положительных качеств: ума, чести, мужества, разносторонней образованности
– обладает и отрицательными: излишней горячностью, самоуверенностью и бесцеремонностью.
Фамусов, помимо многочисленных недостатков, обладает важным достоинством: он заботливый отец. Софья, так безжалостно и бесчестно оклеветавшая Чацкого, умна, свободолюбива и решительна. Угодливый, скрытный и двоедушный Молчалин также неглуп и выделяется своими деловыми качествами.
Попытка поделить героев на положительных и отрицательных неминуемо ведет к искажению авторской позиции, которую можно выразить следующим образом: люди не делятся на плохих и хороших. В каждом человеке есть положительные и отрицательные начала, которые находятся в постоянной борьбе. Кто-то всю жизнь стремится стать лучше, избавиться от пороков, а кто-то смиряется и даёт им волю.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(сложность человеческой души, внутренний диалог,
совесть, самопознание, дисгармония)
Родион Раскольников
– один из самых сложных и противоречивых типов русской литературы. Внешне
Раскольников «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, знающий
Раскольникова полтора года, даёт ему следующую характеристику: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр... Иногда... холоден и бесчувственен до бесчеловечия... точно в нём два противоположных характера поочередно сменяются». Это описание помогает нам понять сложную организацию души Раскольникова. С одной стороны, мы видим преступника, совершившего страшное деяние. С другой стороны, мы видим несчастного человека, терзаемого совестью. После убийства и ограбления старухи и её сестры он испытывает отвращение к тому, что сделал. «Мучительная, тёмная мысль» поднимается в нём –
«мысль, что он сумасшествует...» На следующий день, утром, припомнив вчерашнее злодейство, Раскольников в первое мгновение подумал, что «с ума сойдёт»,
«страшный холод обхватил его». Так Ф. М. Достоевский описывает муки совести, одолевавшие героя.
Позже Раскольников уже испытывает другие эмоции: ему становится стыдно за слабость, неспособность следовать своим же идеям: «...как смел я, зная себя... брать топор и кровавиться! <...> эстетическая я вошь, и больше ничего».
«Настоящий властелин», которому «все разрешается», принадлежит к другому типу людей
– у них, «видно, не тело, а бронза!». Дело не в старухе
– убеждает себя
Раскольников: «...я не человека убил, я принцип убил!...а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...»
В этом фрагменте Раскольников представлен как человек, способный к рефлексии, самоанализу: он пытается понять себя и причины своего страшного поступка.
Судебный процесс по делу Раскольникова завершается осуждением его на восемь лет «к каторжной работе второго разряда». Однако герой не сразу раскаивается по-настоящему: несмотря на чистосердечное раскаяние на суде, в первый год своего пребывания в Сибири
Раскольников признавал своё преступление единственно
«в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Мы понимаем, что герою нелегко принять правду, осознать чудовищность своего поступка. Мы также видим отказ героя признать себя со всеми своими «слабостями» и своими преступлениями. Только после тяжёлой болезни, сопровождавшейся страшными снами, его «воскресила любовь» к Соне. Однако «новую жизнь» нужно было «ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом». К счастью, герой сумел примириться с собой, что дало ему надежду на будущее.

М. Горький «Ледоход»
(противоречивость человеческой натуры)
Двойственности человеческой натуры посвящен рассказ М. Горького
СКАЧАНО НА
T.ME/EZY_EXAM

«Ледоход». В центре рассказа
– староста Осип и непостижимые противоречия его характера: «Я не знаю, не могу понять, какова душа благообразного Осипа,
– неуловима она умом». В нем проявляются, казалось бы, совершенно непримиримые стороны его натуры: с одной стороны, он хитрый, ленивый, неутомимый рассказчик, сбивающий людей с работы своими россказнями, легко валяющий дурака перед подрядчиком, выклянчивающий у него «на чаишко» для артели, с другой стороны, «он ничего, добрый человек...» В ответственный момент герой преображается: из ленивого, хитрого и бестолкового балагура он превращается в «воеводу
– человека, который, идя впереди людей, заботливо, умно и властно вел их за собой». Это преображение обусловлено сюжетом рассказа. Семеро плотников, чинивших на реке ледорез, оказались отрезаны от города на другом берегу реки начавшимся было ледоходом. Действие происходит накануне Пасхи, в Страстную пятницу, поэтому герои обречены дня два, пока не сойдет лед, не попасть в город, пропустить праздник. Ими овладевают уныние и разобщенность. В этот момент Осип преображается, находит в себе силы объединить людей, сковать их своей волей и переводит их через реку по уже тронувшемуся льду. «Осип словно помолодел, окреп: хитровато- ласковое выражение его розового лица слиняло, глаза потемнели, глядя строго, деловито; ленивая, развалистая походка тоже исчезла
– он шагал твердо, уверенно»; «он играл с рекою: она его ловила, а он, маленький, увертывался, умея легко обмануть ее движения, обойти неожиданные западни. Казалось даже, что это он управляет ходом льда, подгоняя под ноги нам большие, прочные льдины». Однако сам герой не замечает противоречия: то, что повествователь называет чудом, преображением, он считает простой хитростью.
Таким образом, автор хочет донести до читателя следующую мысль: человек сложен, противоречив, даже тот, кто не вызывает ни малейших симпатий, не видит в себе положительных качеств, может обладать такими чертами характера, как доброта, отзывчивость, смелость.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(выбор, нравственный потенциал человека, влияние
жизненных испытаний на формирование личности,
честь)
Жизнеописание Гринева является основой сюжета романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.
Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Мемуарист иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским недорослем. Самоирония
– это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного: знания жизни и людей. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.
Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта.
Уже в день взятия
Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе
– долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную».
Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачева.
Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что
«почитал святынею своей совести». Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринева назвать ее во время следствия (сама «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев» показалась ему
«ужасной»). Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе человеческое достоинство.
Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева.
Л.Н. Толстой «После бала»
(что влияет на нравственный выбор)
В жизни каждого человека случаются события, которые влияют на его выбор.
Герой рассказа «После бала» Л. Н.
Толстого Иван Васильевич рассказывает читателям историю, которая в корне изменила его жизнь. Герой восхищался статным отцом своей возлюбленной, полковником Петром Владиславичем, испытывал к нему восторженно-нежные чувства. Однако увидев, как солдаты избивают палкой татарина-дезертира, а Петр
Владиславич, следивший за тем, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, делает вид, что не узнает его, герой отказывается от карьеры военного. Он не знает, как относиться к тому, что увидел, но его сердце не принимает таких правил. Иван
Васильевич определяет свое будущее: он выбирает путь противостояния общественному злу и неучастия во лжи и притворстве.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
(последствия неправильного выбора)
От выбора, который делает человек, может зависеть счастье и жизнь другого человека. Главный герой повести Н. М.
Карамзина «Бедная Лиза» Эраст оказывается перед выбором: жениться на простой крестьянке, которую он любит, или вступить в брак по расчету. Герой оказывается духовно слаб: он не в состоянии подняться над сословными предрассудками. Эраст решает жениться на богатой вдове и оставить Лизу, которая не выдерживает его предательства. Из произведения мы узнаем, что герой не злодей по природе:
«Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Он действительно был влюблен в Лизу и понимал, что именно его нравственный выбор подтолкнул девушку к пропасти.
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные
жители»
(последствия неправильного выбора)
Человек не может поступать всегда правильно, но он должен к этому стремиться. О том, как важно сделать правильный выбор, рассказывает нам А. Погорельский в повести «Черная курица, или Подземные жители». Автор изображает мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия. Алеше приходится делать выбор не один раз. Первый раз он поступает правильно, спасая свою любимую курочку Чернушку от смерти. Беды мальчика начинаются, когда на заманчивое предложение короля назвать свое желание он спешит с ответом и говорит, что хочет знать любой урок, какой бы ему ни задали. После такого выбора он испытывает муки совести, ведь его одноклассники не имеют такого преимущества, однако потом Алеша свыкается с этим обстоятельством.
Главный выбор герой делает позже: он рассказывает о волшебном мире, чтобы избежать наказания, хотя дал слово королю и Чернушке. Приняв такое решение, Алеша вынужден столкнуться и с его последствиями: Чернушка оказывается закованной в цепи, а сказочный мир исчезает.
Все произошедшее с героем заставляет читателя задуматься о многих серьезных вопросах:
«Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, если не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное?» А.
СКАЧАНО НА
T.ME/EZY_EXAM


Погорельский ставит комплекс нравственных проблем без снисхождения к возрасту героя и читателей. Жизнь ребенка, по мнению автора, не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.
Сказка учит тому, как важно быть честным, скромным, трудолюбивым. Делая выбор, всегда нужно быть готовым к последствиям, нужно осознавать, что могут пострадать другие люди. Развязка повести
– сцена прощания
Чернушки с Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка
– становится эмоциональным потрясением, которое переживают читатели вместе с главным героем.
Л.Н. Андреев «Кусака»
(отношение к животным как критерий
нравственности, доброта и жестокость)
Добро и зло – два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражания, то, что не причиняет зла другим людям. Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем находится рассказ Л. Андреева
«Кусака».
Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противопоставлены душевной черствости и равнодушию взрослых. Как поясняет сам автор, «в рассказе “Кусака” героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Тема доброты раскрывается в рассказе через описание
Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом дачников, отношение людей к бездомному существу.
Когда к ней относятся по-доброму, она и сама становится милой и ласковой собакой, когда ее обижают, она кусается и рычит. Даже внешность Кусаки меняется в зависимости от того, чувствует ли она любовь и доброту людей: «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Когда ее вновь бросают, она опять предстает перед читателями «промокшей», «грязной», воет от горя.
М. Горький «На дне»
(необходимость соблюдения общечеловеческой морали и
законов)
Один из героев пьесы М. Горького «На дне» Татарин
– своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения общечеловеческой морали и закона. Слово
«закон» он употребляет в большинстве своих реплик.
Он пытается научить жителей ночлежки тому, во что верит сам: «Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал!.. Не обижай человека
– вот закон!» Однако поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне морали. «Надо играть честно»,
– заявляет Татарин,
покидая карточную игру, когда заметил, как Барон спрятал карту в рукав. Но Татарину никто из ночлежников не сочувствует, его мнение никто не разделяет, над ним смеются так же, как и над Бароном, не сумевшим
«карту передернуть». После смерти Анны Татарин требует: «Надо вон тащить!.. здесь живой спать будет...
полицию надо». Даже полицейскому Медведеву он напоминает о его служебных обязанностях во время драки в ночлежке («А ты? Твоя какая обязанность?). Во время избиения Наташи совсем уж комично звучит реплика
Татарина: «Какой-такой закон есть – днем убивать?» В
самый напряженный момент драки, когда Наташе обварили кипятком ноги и уже убит Костылев, Татарин предостерегает: «Может
– нечаянно... надо – верно знать... нельзя зря говорить».
В четвертом акте пьесы Татарин, вспоминая Луку,
отмечает главное в его глазах достоинство старика:
«Старик хорош был... закон душе имел».
Для татарина моральный и юридический законы переплетаются, они связаны наиболее тесным образом. В
его представлении тот, кто имеет в душе закон, не совершит преступление. Вот только законы работают в обществе, а люди, оказавшиеся «на дне», исключены из этого общества, в ночлежке люди живут по своим правилам,
где каждый «сам за себя».
И.А. Крылов. Басни
(мораль и нравственность, вечные ценности,
добродетели и пороки)
Иван Андреевич Крылов был одним из самых читаемых авторов прошлого века. Еще при жизни он стал знаменит,
а после смерти сделался легендой. Почти все современники оценили нравственно воспитательную роль его басен, которые постоянно входили в круг домашнего чтения. «Его притчи
– достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»,
– писал Н.В. Гоголь. И.А.
Крылов писал свои басни для широкого круга читателей:
для детей и взрослых, для людей разных сословий, они были интересны всем. Уже в прошлом веке дети заучивали его басни наизусть. И.А. Крылов был для них привлекательным собеседником и наставником в нравственных вопросах. Каждое издание его басен становилось заметным событием в духовной жизни
России. Его называли великим учителем, «мудрецом народа». Басни И.А. Крылова являются и для нас книгой общественной нравственности, выражаясь современным языком, моральным кодексом поведения человека.
Чем же заслужил Крылов такой высокий титул? Крылов писал свои басни для детей и взрослых. В них действовали люди всех сословий: Вельможи, Господа, Мужики,
Крестьяне или их «маски»
– Волки, Медведи, Львы, Орлы,
Лисицы. Эти басни, продолжая фольклорную традицию, разоблачали то же, что и сатирические народные сказки, наказывая зло и давая торжествовать добру, понимали его так, как воспринимал бы его простой человек.
Своеобразие творчества баснописца в том, что автор- рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами. Он защитник общеобязательной морали, нравственный судья. Даже когда герои делают явные глупости, автор напрямую их не осуждает, а лишь показывает нелепость их поведения.
Структура его басен разнообразна, но мораль
– необходимая составная часть басни, которую Крылов помещает либо в начале
(«Случается нередко нам / И труд и мудрость видеть там, /
Где стоит только догадаться, / За дело просто взяться»
(«Ларчик»), либо в конце басни («Завистники, на что ни взглянут, / Подымут вечный лай; / А ты себе своей дорогою ступай: / Полают, да отстанут» («Прохожие и Собаки»).
Басни Крылова вне времени, ведь в них отражена мудрость народа, вечные ценности, пороки и добродетели.
В своих произведениях Крылов завещает нам любовь к ближнему, своей стране. Он призывает нас развивать и укреплять все прекрасное, что есть в человеке, и предостерегает нас от дурного.
Дж. Лондон «Под палубным тентом»
(внешняя и внутренняя красота, моральное
преступление, преступление моральных законов)
Всегда ли так явно видна грань между преступлением, которое карается законом, и моральным преступлением?
Этот вопрос возникает, когда читаешь рассказ Дж.
Лондона «Под палубным тентом».
Мисс Кэрьюферз совершает круиз на пароходе через океан. Согласно описаниям рассказчика, героиня
«изумительна»: она невероятно красива, одевается со вкусом «настоящей художницы». Все, что делает мисс
Кэрьюферз, она делает «хорошо». Нет ни одного человека на корабле, который бы остался к ней равнодушным. Она прекрасно понимает свое положение, свои таланты, и в ней живет нечеловеческая гордость, страшная и капризная.
На стоянке у острова Коломбо она развлекается страшным зрелищем
– тем, как туземные мальчики ныряют за брошенными монетами в кишащую акулами бухту. Они рискуют делать это лишь по соседству с береговыми акулами, которые охотятся за рыбой. Но стоит появиться тигровой акуле, как мальчишки тут же
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM