Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.П. Чехов «Пари»
(влияние чтения на мировоззрение человека)
О том, как влияет чтение на мировоззрение человека, можно узнать из рассказа А. П. Чехова «Пари». Так, герои произведения, банкир и молодой юрист, спорят о том, что можно считать более безнравственным: казнь или заточение в одиночной камере. Банкир утверждает, что заключение хуже, поскольку убивает человека
«медленно». Юноша, напротив, уверен, что жизнь даже в полном одиночестве лучше смерти. Герои заключают
«дикое, бессмысленное» пари на два миллиона рублей.
По условиям сделки юрист добровольно откажется от свободы, на пятнадцать лет лишится права
«видеть живых людей, слышать человеческие голоса», но сможет читать книги, писать письма и заниматься музыкой.
Особый интерес в произведении представляет список книг узника: сначала он просит приносить ему «легкие» романы, детективы и фантастические рассказы, потом читает
«только классиков», в шестой год начинает заниматься
«изучением языков, философией и историей», а в последние два года читает «чрезвычайно много, без всякого разбора».
Благодаря книгам герой меняется, обретает мудрость, которую «веками создавала неутомимая человеческая мысль». В финале рассказа читатель узнает, что заключенный нарушает договор, выйдя из заточения за пять часов до условленного срока. На столе «камеры» он оставляет письмо, в котором говорит, что отныне презирает материальные ценности и отказывается понимать людей, которые «идут не той дорогой», принимают ложь за правду и «безобразие за красоту».
Н. Тэффи «Мой первый Толстой»
(интерес к книгам, актуальность литературы как жанра)
В рассказе «Мой первый Толстой» Н. Тэффи передает свои впечатления от прочитанных в 9 лет книг Л.Н.
Толстого «Детство» и «Отрочество». Для нее герои не являются чужими, она видит в персонажах своих родных, которые
«живут вместе» с ней, которые «так похожи» на её братьев и сестёр. Писательница признается, что произведение было не просто прочитано ею, она прожила его, слилась с ним.
Другим произведением, оказавшим влияние на Н. Тэффи в детстве, стал роман «Война и мир», прочитанный в
13 лет и ставший «свидетелем» и
«виновником» ее первой робкой любви. Писательница признается, что, как и многие другие девочки, была влюблена в князя Болконского. Тэффи даже пыталась изменить судьбу Андрея, встретившись с Л.Н.

Толстым, однако так и не решилась попросить писателя об этом.
В рассказе мы отчетливо видим, что книга
– гораздо больше, чем просто написанная кем-то история. Это целый мир, который мы познаем, это герои, которых мы любим или ненавидим, это и наша жизнь тоже. Мы, как и герои произведений, хотим любить, дружить, потому интерес к книге не угасает и никогда не угаснет.
В.П. Крапивин «Мокрые цветы»
(влияние книг на формирование личности)
В автобиографическом рассказе «Мокрые цветы» В. П.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

Крапивин вспоминает свое детство, в частности, первое знакомство с творчеством А. С. Грина. Писатель передаёт чувства, которые он испытал после прочтения книги А. С.
Грина: «Я встряхнулся. Надо было немного прийти в себя, иначе можно совсем свихнуться от сумбура мыслей и чувств, вызванных этой книжкой: от восторга и ясной печали после гриновских рассказов; от горького сожаления, что медики не разрешили поступать в мореходку; от зависти и грустного сознания, что, если когда-нибудь научусь писать рассказы и даже (вдруг и правда?!) напечатают мою книжку, всё равно с такой силой мастерства писать я никогда не сумею». Знакомство с героями произведений позволило ребенку по-новому взглянуть на мир, преодолеть свои страхи: «…Ясное ощущение, что нельзя быть трусом, когда есть такие книги, такие люди, как Грин, такие мальчишки, сняло с меня липкую боязнь, как неожиданный взмах ветра снял духоту».
Таким образом, прочитанные в детстве книги оказали огромное влияние на мысли и чувства будущего писателя, его отношение к действительности.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
(чему учат книги, литературные герои)
У каждого времени свои характерные литературные герои, ведущие за собой, указывающие верный жизненный путь. Такими героями литературы XXI века можно назвать персонажей серии романов Дж. Роулинг.
Гарри Поттер
– центральный герой романа – мальчик, в раннем возрасте потерявший родителей. Он живёт у родственников и вынужден терпеть их пренебрежительное отношение. Однако унижение и непонимание не делают его замкнутым и жестоким. Попав в школу волшебников, герой демонстрирует такие качества, как искренность, храбрость и целеустремлённость. С первых дней он находит новых друзей, сопровождающих его на протяжении всего произведения. Персонаж Гарри Поттера учит читателей важным истинам: быть хорошим другом, преодолевать трудности, оставаться самим собой и находить добро и свет даже в тёмные времена.
Другим героем романа, у которого читатель может многому научиться, является Гермиона Грейнджер
– лучшая подруга Гарри Поттера. Умная и храбрая
Гермиона всегда готова прийти на помощь не только друзьям, но и всем, кто, по её мнению, нуждается в помощи. Так, на четвёртом курсе она основывает организацию, которая должна помочь домовым эльфам получить освобождение от рабства и равные права с волшебниками. Никто не поддерживает её стремления, даже эльфы оскорбляются предложением освободить их, однако Гермиона не сдаётся, она уверена, что поступает правильно. Справедливости, толерантности, смелости и упорству учит читателей героиня романа Дж. Роулинг.
Ещё одним героем произведения является Рон Уизли
– общительный, дружелюбный мальчик из большой семьи.
Рон становится лучшим другом Гарри Поттера уже с первых глав романа. Вместе герои ищут ответы на волнующие вопросы, преодолевают трудности, влюбляются, ошибаются и побеждают, сталкиваются с разочарованием и обретают счастье. Рон является примером верного друга, способного ради близких преодолеть все препятствия.
Проанализировав ключевые фигуры романа, можно сделать вывод, что Гарри, Рона и Гермиону можно смело назвать примерами для подражания. Вот почему книги о
Гарри Поттере так популярны, ведь современный подросток так же, как и его предшественники, нуждается в героях, на которых ему хочется равняться.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(книга как учитель жизни)
Есть книги, которые читаешь, закрываешь и забываешь, а есть книги, которые хочется перечитывать, поскольку каждый раз обнаруживаешь в них что-то новое для себя, то, что скрывалось в глубине, пряталось за словами и строчками: новые смыслы, свежие идеи, необычные чувства... Именно такой книгой является «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Она заставляет думать, поднимает вопросы, которые каждый человек хоть раз задавал самому себе: «Кто я?»,
«Для чего я живу?», «Как любить другого и при этом не утратить себя?», «Как обходиться с чувствами: радостью, обидой, злостью, нежностью?», «Как, став взрослым, сохранить по-детски открытое, непосредственное и творческое восприятие мира?»
Читая эту книгу, человек получает ещё один шанс остановиться, задуматься о своей жизни, о решениях, которые он принимает.
ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, ТАЛАНТ
Можно ли говорить о пользе искусства? Как Вы
понимаете призыв Н.А. Некрасова:
«Служа искусству, для блага ближнего живи»?
Помогает ли искусство осмыслить реальность и
даже изменить её? Согласны ли Вы с мыслью Л.Н.
Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый
человек не может стать значительным
художником»? Согласны ли Вы с утверждением
героя трагедии А.С. Пушкина
«Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи
несовместные»?
Какова роль искусства в жизни общества? Согласны
ли Вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Настоящее
художественное произведение нельзя делать по
заказу»?
Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что
«искусство создает хороших людей, формирует
человеческую душу»? Что такое вечная тема в
искусстве?
Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя
Б. Брехта: «Искусство требует знаний»? Почему
люди по- разному воспринимают одно и то же
произведение искусства? Как влияют произведения
искусства на внутренний мир человека?
Справедливо ли выражение:
«Жизнь коротка – искусство вечно»?
Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого:
«Искусство – одно из средств различения доброго
от злого»? Как Вы понимаете высказывание Л.Н.
Толстого:
«Произведение искусства хорошо или дурно от того,
насколько от души говорит художник»? Как Вы
понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-
то и признак настоящего искусства, что оно всегда
современно, насущно, полезно»? Что значит служить
искусству? Почему нужно учиться понимать
искусство? Помогают ли произведения искусства
(книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать
окружающих? Можно ли лучше понять самого себя,
знакомясь с произведением искусства (книгой,
музыкой, фильмом, спектаклем)? Что необходимо
талантливому человеку, чтобы стать творцом
искусства? Должно ли искусство воспитывать
людей? Нужно ли художнику обладать творческой
смелостью? Какое искусство называют настоящим?
Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто
заключил в себе талант, тот чище всех должен
быть душою»? Чего лишены люди, равнодушные к
искусству?
Можно ли обойтись в жизни без творчества?
Встреча с искусством: не развлечение, а труд души.
И.А. Крылов. Басни.
(исторические события, их отражение в литературе,
патриотизм в творчестве)
Патриотизм может проявляться в творчестве. Хорошим примером могут служить басни И.А. Крылова, написанные под влиянием важнейших исторических событий, современником которых был писатель. Так, во время нашествия Наполеона на Россию (1812) И.А. Крылов создает две оригинальные басни
– «Волк на псарне» и
«Ворона и Курица». Обе басни очень эмоциональны и патриотичны. Поводом для написания басни «Волк на псарне» послужили события, связанные с желанием
Наполеона вступить в мирные переговоры, которые были
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

отклонены М.И. Кутузовым. Вскоре после этих переговоров
Кутузов нанес войскам Наполеона поражение при
Тарутине. Замечательно описание злейшего врага псарей
– Волка, серого
«забияки». Эпитет серый
– обычная характеристика волка и в русских народных сказках (это постоянный эпитет). Даже припертый к стене,
«прижавшись в угол задом», «Зубами щелкая и ощетиня шерсть, / Глазами,
кажется, хотел бы всех он съесть», он надеется еще выкрутиться («Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры») за счет мирных переговоров, пустых, лживых обещаний («А я, не только впредь не трону здешних стад,
/ Но сам за них с другими грызться рад»). Волк, над которым нависла смертельная угроза, еще пытается сохранить видимость величия, обещая покровительство на словах, на деле он уже затравлен собаками. Но кто же поверит «волчьей клятве»? Во всяком случае, не седой, умудренный жизненным опытом Ловчий. Замечательно описание псарни, которая «в минуту» «стала адом»:
«Бегут: иной с дубьем, / Иной с ружьем», то есть бегут с дубинами, кольями, палками. Крылов употребляет собирательное существительное дубьё. Уж не отсюда ли толстовская «дубина народной войны»?
По свидетельству современников, басню «Волк на псарне» (1812) И .А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М.И. Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М.И. Кутузов прочитал басню после сражения под
Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах
«а я приятель сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой. Эта басня единодушно признается исследователями одной из лучших в творческом наследии
Крылова.
Н.С. Лесков «Левша»
(гений и злодейство, талант и творчество)
В рассказе «Левша» Н.С. Лескова одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека, не раз становившаяся предметом художественного осмысления в других его произведениях
(рассказы «Тупейный художник», «Запечатленный ангел»). Талант, в представлении писателя, не может существовать, если он не подкреплен духовной силой человека, его нравственным стержнем.
Левша – неказистый мужичок с выдранными «при ученье» волосами, одетый как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Нравственность и талант таким образом становятся неразрывно связанными концептами и отрицают возможное совмещение
«гения» и «злодейства».
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
(сила искусства)
Ценность искусства заключается в том, что оно способно изменить представление человека о мире, заставить по- новому взглянуть на жизнь. Главный герой рассказа
«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова
– гробовщик Яков
Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза, заботившийся только о выгоде. Его внутренняя жизнь была погружена в сон, смерть других людей не трогала его: он заботился лишь о материальном благополучии. Помимо небольшого дохода от своей основной деятельности, Бронза получал деньги, играя на скрипке. Однако герой не наслаждался музыкой, веселье на свадьбах вызывало у него лишь раздражение, он ненавидел людей, для которых играл, презирал коллегу по оркестру Ротшильда, который даже самую веселую музыку умудрялся «играть жалобно».
Герой начинал придираться, бранить Ротшильда нехорошими словами и однажды «даже хотел побить его».
Когда духовная сторона жизни так или иначе проникала в его существование, Бронза только злился, потому как видел в этом лишь финансовый ущерб, препятствие:
«Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки». Мысли об убытках не покидали героя, и по ночам, когда было особенно тяжело, «он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».
Возможно, так бы и прошла жизнь героя, если бы не произошло событие, нарушившее привычный уклад его жизни
– смерть жены. Душевное потрясение сделало его восприимчивым к музыке. Героем овладела тоска, и только музыка помогла ему справиться с чувствами, высказать то, что не укладывается в слова. Только тогда он понял, в чем заключена сила искусства. Герой осознал, что жил неправильно, и завещал свою скрипку Ротшильду, которого незаслуженно обижал. Благодаря искусству
Бронза освободился от гнетущей тоски и стал духовно богатым человеком.
А.И. Куприн «Гамбринус»
(сила искусства)
Искусство способно объединить и примирить людей, подарить им радость и надежду. В центре рассказа А. И.
Куприна «Гамбринус» находится описание того, как люди могут воспринимать музыку. Главный герой произведения
– музыкант Сашка – играет в пивной портового города.
Под Сашкину скрипку посетители кабака танцуют, поют, плачут, кричат «ура». Музыка героя – сила, объединяющая людей, понятная и близкая каждому, не только русским, но и иностранным матросам. Она раскрывает души людей, облагораживает их. Герой проходит через ужасы войны и арест, получает травму руки и теряет способность играть, однако благодаря музыке, ее силе, остается жив. Более того, не представляя свою жизнь без искусства, Сашка продолжает играть, однако уже не на скрипке, а на губной гармошке.
В финале рассказа раскрывается авторское отношение к музыке, оно заключено в последней фразе: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
К.Г. Паустовский «Золотая роза»
(назначение художника, истоки искусства, тяжелый труд
творца)
Искусство
– особая сфера жизни, оказывающая влияние на людей, загадочная и манящая, вызывающая желание раскрыть тайну творчества.
К. Г. Паустовский написал целый цикл «Повесть о жизни», посвященный размышлениям об искусстве. Писателя притягивала тема творчества, поэтому многие близкие ему герои – творцы: художники, поэты, писатели, композиторы. Паустовский был уверен, что искусство должно служить человеку. Красота
– это путь к добру, дело художника
– через красоту ощущений укрепить и воспитать красоту чувств. По мысли писателя, искусство рождается из потребности «обессмертить» мгновение, «сделать его предметом вечного созерцания».
Главная книга К. Паустовского о труде творца
– «Золотая роза». Она открывается историей о мусорщике Жане
Шамете. Он рассказал девочке Сюзанне легенду о золотой розе, которая приносит счастье каждому, кто ее коснется. Позже девушка стала дорога ему, и тогда
Шамет начал собирать золотую пыль в ювелирных мастерских и в своей лачуге просеивать ее, получая золотой порошок. Из него ювелир сделал розу. К сожалению, Шамет умер, не встретив больше Сюзанну.
Золотую розу ювелир продал пожилому писателю, который сказал: «Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности… Подобно тому, как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы радость земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой, как незаходящее солнце». Таким образом, мы понимаем, что, по мнению Паустовского, цель творчества
– нести свет и счастье в жизнь людей. Но, чтобы выковать
«золотую розу», нужны длительные, самоотверженные усилия.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM


А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
(выразительная сила музыки)
Что может поведать музыка человеку? Какова ее изобразительная сила? Об этом рассказывает нам А. И.
Куприн в повести «Гранатовый браслет». Княгиня Вера
Шеина была объектом любви скромного чиновника
Желткова. Для Желткова в Вере Николаевне «как будто воплотилась вся красота земли». Зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеялся, что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит о нем. Но этого не случилось.
Княгиня, сама того не ведая, больно ранила его, подтолкнула к самоубийству словами, сказанными давно: «Ах, если бы
Вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее».
Когда Желтков понимает, что его любовь не просто не нужна, она мешает княгине, он «прекращает» эту историю, прощается с жизнью, потому что не видит другого выхода. В предсмертной записке он лишь просит ее послушать сонату № 2 Бетховена «Largo Appassionato».
Эту записку передают Вере, когда она приходит попрощаться с поклонником.
Когда Вера приходит домой, то просит пианистку Женни
Рейтер сыграть ей что-нибудь. И пианистка играет именно эту сонату. В уме княгини начали слагаться слова, которые «совпадали в ее мысли с музыкой». Она словно слышала в этой музыке все, что хотел сказать ей Желтков, она чувствовала, что мимо нее прошла огромная любовь.
Эта музыка сблизила ее с Желтковым, пожалуй, впервые в жизни. В звуках сонаты она слышала голос Желткова, который в последний раз признавался ей в любви и успокаивал ее. Вера чувствовала свою вину в смерти
Желткова, но музыка утешила ее.
Когда Женни Рейтер закончила играть, Вера сказала ей:
«Он меня простил теперь. Все хорошо».
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
(искусство как способ познавать мир, значение
искусства в жизни человека, талант и предназначение,
выразительная и объединяющая сила искусства)
Для кого-то искусство – это возможность побыть наедине с собой, своими чувствами. Для героя повести В. Г.
Короленко «Слепой музыкант» искусство стало смыслом жизни.
Петрусь, главный герой произведения, родился слепым, и с его рождением
«явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы». Именно так начинается повесть В.Г.
Короленко «Слепой музыкант».
Мать была настолько погружена в горе, что не думала о том, что зрение – это не единственный способ познавать мир. Она опекала сына, стараясь делать все за него. К счастью, в жизни Петруся принял участие его дядя Максим.
Он остался инвалидом после войны, одной ноги у него было, а вторая годилась только для того, чтобы немного опираться на костыли. Максим, как никто другой, понимал мальчика, но не считал, что жизнь кончена. Он продолжал жить, не жалуясь, ни у кого не прося помощи, и, увидев в
Петрусе родную душу, стал принимать участие в его воспитании.
Со временем стало понятно, что душевная организация мальчика тонкая и богатая, а все, что он не может получить при помощи зрения, восполняется слухом:
«...мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления». Герой познавал мир при помощи звуков: встречал весну с ее «торопливым шумом», слушал ветер.
Однажды от переполнявших звуков мальчик даже упал в обморок. Только тогда, изучив специальную литературу, дядя Максим понял, что Петрусь не обделен, а, наоборот, одарен.
Однажды жизнь мальчика изменилась: он услышал игру конюха Иохима на дудке. Это была грустная музыка, поскольку Иохим был безответно влюблен и страдал от этого: «каждый изгиб его чувства, каждый оттенок его скорби тотчас же дрожал в чудесной дудке». Ничто не могло сравниться с этой музыкой, даже более сложные пьесы, сыгранные матерью на пианино, не давали такого эффекта. Со временем мать Петруся поняла, почему она не может так радовать своего сына игрой на пианино, как
Иохим: в игре конюха содержалось нечто, называемое
«чувством природы», гармония. Вот почему Петрусь так бежал каждый вечер в конюшню.
Когда