Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

испытание дружбы)
Пример настоящей дружбы можно увидеть в трагедии У.
Шекспира «Гамлет».
Горацио
– единственный друг
Гамлета, искренний и преданный, ради друга готов вынести что угодно, даже пойти на смерть. Он готов без увёрток, лицом к лицу встречать действительность. Миссии друга он придаёт высокий смысл и величие, способное искупить все грехи человечества. Это он сопровождает
Гамлета к призраку, именно ему во время спектакля
Гамлет поручает следить за выражением лица Клавдия.
Горацио не только доверенное лицо, но и бесстрастный и непреклонный свидетель, благодаря которому Гамлет может оценить путь, пройденный его сознанием. Ему достаточно находиться рядом, его реплики служат
«эталоном» постепенно раскрываемой истины, одновременно он вселяет уверенность в друга. Вот почему Гамлет, решив принять смерть, приказывает
Горацио не следовать его примеру. Гамлет хочет, чтобы свидетель его трагических поисков остался в живых.
Горацио по своей натуре и характеру очень близок
Гамлету, но миссия и судьба Гамлета заставляют героя следовать по избранному пути в абсолютном одиночестве: это путь высшего испытания, который он не может делить ни с кем, даже с другом.
В мире хаоса и разрушений Горацио является олицетворением прочной и надежной ценности дружбы.
О. Генри «Последний лист»
(настоящая дружба, сила дружбы)
Настоящая дружба
– это глубокое чувство привязанности.
Так, отношения героев новеллы О. Генри «Последний лист» начинались как знакомство, основанное на общих интересах, (все герои были художниками) и со временем переросли в прекрасную дружбу. Когда героиня рассказа
Джоанна заболела пневмонией, друзья
– Сью и старик
Берман
– переживали за нее, поддерживали и заботились о ней. Девушка чувствовала, что ее дни сочтены, и сказала друзьям: «Когда упадет последний лист, я умру».
Они убеждали девушку, что она скоро поправится, однако понимали, что состояние Джоанны тяжелое и отсутствие веры в свои силы не поможет ей выздороветь. Тогда старый художник Берман решил нарисовать на стене соседнего дома лист, который никогда не упадет с ветки.
Герой писал свой шедевр всю ночь, и, когда утром молодая художница увидела произведение друга, она не сразу поняла, что оно нарисовано. Девушка восприняла его как знак, обещание скорого выздоровления. К сожалению,
Берман умер от воспаления легких (он работал в ужасную погоду и сильно замерз), однако закончил работу. Смерть героя не была напрасной: его творение спасло девушку.
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
(зарождение дружбы)
Ярким примером того, что нельзя бросать человека в беде, является поступок Яшки, героя рассказа Юрия
Казакова «Тихое утро». В центре повествования
– два мальчика: городской Вовка и сельский житель Яшка.
Мальчики так сильно отличаются друг от друга, что ссорятся из-за пустяков. Но когда случается беда, Яшка принимает единственно верное решение
– бросается в холодную воду спасать Володю. Несмотря на то что плыть было тяжело, герой не бросил товарища в беде. Слезы
Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Увидев улыбку
Володи, Яшка заплакал «горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз», но плакал герой от радости, от пережитого страха. Яшка был рад тому, что все хорошо закончилось, что он прошел моральную проверку. Читатель понимает, что случившееся сблизило мальчиков, возможно, стало началом крепкой дружбы.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер» Гарри, Рон, Гермиона
(роль дружбы в жизни человека, проверка дружбы, цена
дружбы)
Друзья могут помочь человеку преодолеть любые преграды и победить любое зло. Дружба трёх ребят:
Гарри, Гермионы и Рона – стала примером для целого поколения детей, выросших на книгах Дж. Роулинг.
На их головы обрушиваются серьёзные испытания, но только взаимопомощь, поддержка и понимание помогают им справиться со всеми проблемами.
Жизнь проверяет дружбу Рона и Гарри. Рон на протяжении всей истории борется с завистью, честолюбием, но в итоге побеждает дружба. Если твой друг знаменит, очень сложно находиться в тени его славы, но Рон доказывает верность своему другу. Рискуя своей жизнью, он борется со злом вместе с Гарри, понимая, что это не принесёт ему ничего. Ни пытки, ни уговоры, ни попытки врагов настроить трёх смелых ребят друг против друга не увенчались успехом только потому, что ребята знают цену дружбы.
ЛЮБОВЬ
Какую любовь можно назвать настоящей?
Нуждается ли истинная любовь во взаимности? Как
связаны понятия «любовь» и «ответственность»? В
чём разница между любовью и влюблённостью?
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого:
«Любить – значит жить жизнью того, кого
любишь»? Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж.
Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
Согласны ли Вы с утверждением героя романа М.
Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Тот, кто любит,
должен разделять участь того, кого он любит»?
Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-
Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг
на друга, любить – это значит вместе смотреть в
одном направлении»? Что такое самоотверженная
любовь? Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
Может ли любовь к человеку стать главным
смыслом жизни? Помогает ли любовь справляться с
жизненными трудностями, отчаянием? «Я люблю, и
значит – я живу…» (В. С. Высоцкий). Согласны ли Вы с
утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это
всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
В чём счастье и драма любви? Всегда ли любовь
делает человека счастливым? Можно ли быть
счастливым без любви? Что важнее: любить или
быть любимым? Когда любовь становится
испытанием? Что мешает счастливой любви? Верно
ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её
обрести? Что может привести к разрушению любви?
Всегда ли поступки, совершённые во имя любви,
благородны? Опасен ли эгоизм для любви? Требует
ли любовь от человека работы над собой? На какие
жертвы способны люди ради любви? Почему в любви
важно понимать и прощать? В чем причины
непонимания любящих людей? В чём секрет
гармоничных отношений между мужчиной и
женщиной?
Помогает ли любовь лучше понять самого себя?
Способна ли любовь изменить человека? Какие
качества раскрывает в человеке любовь? Согласны
ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую
любовь можно узнать по тому, насколько от неё
человек становится лучше…»
Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы:
«Души побеждают не оружием, а любовью и
великодушием»?
Что такое «любовь к жизни»? В чём проявляется любовь
к жизни?
Какое значение в любви имеет взаимопонимание?
Что мешает взаимопониманию между любящими?
И.А. Гончаров «Обломов»
(воздействие любви на душу человека, сила любви)
Подобно «Обыкновенной истории» и «Обрыву»,
«Обломов»
– роман не просто с любовным сюжетом, но о разных видах любви. Это оттого, что и сама любовь для
Гончарова
– главное начало бытия, причем не только индивидуального, но и семейно-общественного, даже природно- космического. Мысль о том, что «любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней столько всеобщей неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении», в
«Обломове» вложена в уста Штольца.
«Школа любви» для Гончарова
– основная школа человека. Любовь завершает духовное формирование
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

личности, открывает подлинный смысл и цель бытия.
«Взгляд Ольги на жизнь...
– сообщает писатель во второй части «Обломова»,
– сделался еще яснее, определеннее». С чувством к Илье Ильичу для Агафьи
Пшеницыной «навсегда осмыслялась и жизнь ее».
Сам Штольц, долгое время увлеченный деятельностью, восклицает, получив согласие Ольги стать его женой:
«Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал
– все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»
Это всемогущество любви объясняется важнейшей способностью, которой наделял ее Гончаров. При верном ее понимании любовь не замыкается только счастьем любящих, но гуманизирует и иные отношения людей, вплоть до сословно-классовых. Так, в лице близкой к истине любви Ольги Ильинской писателю виделась не просто
«страстно-любящая жена», верная подруга мужа, но
«мать-созидательница и участница нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения».
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
(обстоятельства, разрушающие любовь, несчастная
любовь, влияние любви на жизнь человека)
«Чистый понедельник» – рассказ И.А. Бунина о том, что люди, по-разному воспринимающие мир, не могут обрести счастье в любви.
Уже в самом начале рассказа прямо говорится, что перед нами будет разворачиваться «странная любовь» между ослепительным красавцем и
«Шамаханской царицей», как называет ее окружение. У нее «смугло- янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь глаза». Не случайно автор внешне уподобляет героев
– в смысле красоты, молодости, обаяния, явной неординарности внешности: их похожесть только подчеркивает различия между влюбленными. Эта разница окажется принципиальной и в конечном счете приведет к драматической развязке – вечной разлуке.
Героям ничего не мешает, они не должны обременять себя трудом или учебой. Они свободны, молоды. Однако влюбленные по-разному видят жизнь, понимают счастье.
Он существует в реальном измерении, в настоящем времени, поэтому спокойно, как неотъемлемую его принадлежность, воспринимает все в нем свершающееся.
Все это не значит, что ему недоступны высокие чувства, что он не способен оценить необычность, уникальность встреченной девушки. Напротив, от окружающей пошлости его явно спасает восторженная любовь. Герой как бы
«вторит» героине, соглашаясь ехать туда, куда она зовет, восхищаясь тем, что восхищает ее, развлекая ее тем, что, как кажется ему, может ее занять в первую очередь. Это не значит, что у него нет собственного «я», собственной индивидуальности. Он не чужд размышлениям и наблюдениям, внимателен к переменам настроения своей возлюбленной.
Героиня же воспринимает действительность иначе. Она может заслушаться церковными песнопениями, любит процитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает легенда о муромских супругах Павле и Февронии. Героиня изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству людей, но сама с аппетитом обедает и ужинает, посещает все новомодные собрания, но может вообще не выходить из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания.
В итоге она все же принимает решение уйти в монастырь, встать на путь покаяния, смирения и прощения. Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает всюду. Решение ее не поддается ни логическому, ни житейскому объяснению. Более того, оно приводит к несчастью юноши: он сначала теряет всякий интерес к жизни, начинает много пить, что уже, кажется, и возродиться невозможно, а потом, хотя и понемногу,
«оправляется», возвращается к жизни, но как-то
«равнодушно, безнадежно», хотя и рыдает, проходя по местам, где когда-то они бывали вдвоем. Высота его чувств, способность к переживанию не вызывают сомнения. Это признает и сама героиня, когда в прощальном письме просит Бога дать ему сил «не отвечать» ей, понимая, что переписка будет только «бесполезно длить и увеличивать муку».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

А.Н. Островский «Бесприданница»
(причины несчастливой любви)
Молодой человек, небогатый чиновник, неудачливый поклонник Ларисы Огудаловой Карандышев после долгих и, казалось, безуспешных попыток, становится её женихом. Все окружающие понимают, что Лариса согласилась на этот брак, потому что ее сердце было разбито «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и скрылся.
Карандышев искренне любит Ларису, но совершенно не считается с тем, что эта девушка пережила, как она страдает от унизительного положения бесприданницы и от попыток матери завлечь богатого жениха. Также он воспринимает брак как возможность занять более высокое положение в обществе, в котором его ни во что не ставят, не уважают.
Когда Лариса согласилась стать его женой, он поверил в себя, испытал гордость. Но обед, на котором он должен был предстать в новом для других свете, стал роковым для воспрянувшего духом чиновника. Он ликовал, наслаждался своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. Герой был настолько счастлив, что не заметил, как его специально спаивают, лишь хвастался, не замечая, что над ним смеются.
Карандышев пытался самоутвердиться, решая, станет
Лариса петь для гостей или нет. И наконец, упиваясь своей властью над Ларисой, зашел слишком далеко – стал командовать ею. Возмутившись подобным тоном, Лариса поступила по-своему, а
Карандышев, «надувшись», ушел в угол.
Он прочел заранее продуманную речь, тост в честь
Ларисы Дмитриевны, который звучал как панегирик себе:
«Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась. Она искала для себя человека не блестящего, а достойного...Она меня поняла, оценила и предпочла всем». Но эта речь еще больше рассмешила окружающих и расстроила Ларису. И когда его отвлекли, Лариса сбежала на пикник в надежде вернуть Паратова.
Карандышеву пришлось пережить настоящее унижение.
Тогда к нему пришло прозрение: он понял, что он чужой человек на празднике жизни, что он «смешной». Герою стало жалко себя, он не знал, как ему дальше жить.
Важными для понимания состояния героя являются его размышления о причинах преступлений: «самого кроткого человека можно довести до бешенства». По мнению
Карандышева, не все преступники
– злодеи, человек может решиться на преступление, если у него не будет выхода.

Он признается, что ему «на белом свете остается только или повеситься от стыда и отчаяния, или мстить». Герой выбирает второе, поскольку для него больше не существует «ни страха, ни закона, ни жалости», только
«злоба» и
«жажда мести».
В финальных сценах Карандышев предстает глубоко оскорбленным человеком, которого окончательно растоптали и жестоко предали. Им движут противоречивые чувства
– ревность, обида, злоба, разочарование, любовь к Ларисе, желание стать ее защитником: «Она сама виновата: ее поступок заслуживал наказания... Да, она виновата, но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться».
Страшным и несправедливым новым ударом стало для
Карандышева признание Ларисы: «Как вы мне противны, кабы вы знали!» В этой сцене они беспощадны друг с другом. Он не выдерживает решения Ларисы принять
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
предложение Кнурова и со словами: «Так не доставайся ж ты никому!»
– убивает ее, страшным образом положив конец ее страданиям и колебаниям.
Карандышев ждал, что Лариса раскается в своем поступке, а он сможет
«наказать» и простить ветреную невесту. Но слова
Ларисы о том, что он ей противен и что она примет предложение Кнурова, становятся последней каплей унижения.
Карандышев не может обладать этой женщиной живой и утверждает власть над ней мертвой, единственная оставшаяся у него возможность овладения ею
– убийство.
У него нет денег Кнурова и Вожеватова, красоты и шика натуры Паратова, дающих право обладания, и он прибегает к оружию как последнему средству.
И.А. Бунин «Солнечный удар»
(влияние любви на жизнь человека, трагедия любви)
Любовь меняет жизнь человека, помогает лучше понять себя, делает жизнь осмысленной. В «Солнечном ударе»
И.А. Бунин описывает внезапную любовь, которая зарождается между случайными попутчиками на пароходе. Однако, по мнению автора, внезапность не умаляет значение этого чувства.
Чувство, зародившееся между двумя людьми, трагедийно, поскольку оно вносит хаос в жизнь, резко меняет ее течение, но оно помогает героям лучше понять себя, свою индивидуальность.
Мы ничего не знаем о героях «Солнечного удара»: ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него
«обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она отдыхала в Анапе и теперь едет домой, что у нее прелестный смех и одета она в легкое холстинковое платье. Ну, может быть, еще, что она проста, весела и естественна в любом своем проявлении. Героиня вообще присутствует только в самом начале произведения. Все остальное пространство повествования занимают воспоминания о ней героя, перебирание каких-то эпизодов, связанных с ее поведением, словечками, повадками, вернее, та нестерпимая, обжигающая память, когда с ужасом осознаешь, что с человеком, ставшим тебе почему-то невероятно дорогим и близким, ты больше не увидишься никогда, не сможешь поделиться с ним своими впечатлениями, не скажешь ему, как «мучительно и восторженно любишь» его.
В плену этих воспоминаний поручик бесконечно и бесцельно начинает блуждать по городу, посещает начинающий пустеть летний базар, собор, где уже идет вечерняя служба, и запущенный садик на берегу реки, машинально совершает бессмысленные и ничем не объяснимые действия, только чтобы заполнить неожиданно образовавшуюся пустоту. Всюду его преследует ужас, отчаяние от одной мысли, что она потеряна для него «навсегда, навеки». И как сменяется ликующий солнечный день глубокой темнотой синей летней ночи, так ничего не остается в поручике от того быстрого, энергичного человека, каким он был еще утром.
Можно сказать, что весь рассказ «Солнечный удар» посвящен описанию этого погружения во тьму, которое переживает поручик, потерявший свою случайную возлюбленную. Вся история сближения этих двоих людей была только подготовкой к тому потрясению, которое свершилось в душе героя и в которое он сразу не может поверить. Теперь герой видит людей совсем другими, ведь они действительно не испытывают той нестерпимой муки, того неимоверного страдания, которое не дает ему ни минуты покоя.
Кульминацией рассказа можно считать фразу: «Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части». Любовь разделила жизнь героя на до и после. И Бунин согласен с тем, что
«дико, страшно все будничное, обычное» сердцу, которое посетила великая любовь
– то «новое... странное, непонятное чувство», которое этот ничем не примечательный человек «даже предположить в себе не мог».
Действие рассказа происходит в течение одних суток, однако для героя эти сутки были вечностью. Ведь теперь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам.
М. Горький «Макар Чудра»
(эгоизм и гордыня в любви)
В центре повествования М. Горького «Макар Чудра»
– рассказ старого цыгана о трагической любви Радды и
Лойко. Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь не могут примириться. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают Радда и
Лойко Зобар, может разрешиться только смертью обоих, поскольку эти чувства исключают друг друга. Любовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому, а этого никак не могут сделать ни
Лойко, ни Радда.
Каждый из влюбленных обладает большой силой характера, каждый хочет сохранить собственную свободу, поскольку они полагают, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания. Их жизненная позиция проиллюстрирована в словах героя-рассказчика: «Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь,
– век свой будешь свободной птицей». Иными словами, истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как сделали это герои
«были».
Однако можно ли назвать такую любовь истинной? В конце рассказа повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган
Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В этом описании, вероятно, и проявляется позиция автора: с одной стороны, он восхищается красотой и бескомпромиссностью героев
«были», силой и непреодолимостью их чувств, с другой стороны, понимает невозможность обретения счастья людьми, не готовыми пожертвовать своей гордостью.
А.П. Чехов «Душечка»
(материнская любовь, способность любить как
важнейшее качество личности)
«Душечка»
– рассказ о даре, который дается не каждому, а в таком исключительном сгущении вообще редко встречается. Это рассказ о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных, забавных и нелепых проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность.
История рассказывает о смене четырех привязанностей
Душечки. Смешны и ничтожны прежде всего избранники
Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и видение мира. Главное же в ней
– неисчерпаемый запас любви. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар, маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь, потом покидают (или могут покинуть ее)
– так задана четырехчастная композиция рассказа.
Поскольку каждая из четырех частей-ситуаций складывается по одинаковой схеме (понимание Душечкой чужого положения – жалость или сочувствие – любовь
– воспроизведение чужих мнений
– конец), уже где-то к середине второй из них читатель настраивается на ожидание повторения. И не ошибается; а потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.
Но все меняется с приходом последней и самой главной привязанности Душечки. Казалось бы, с помощью повторений заданный ритм полностью воспроизводится и в этой части рассказа. Душечка сначала сочувствует появившемуся на ее пути человеку, потом ею овладевает любовь к нему («сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось... она смотрела на него с умилением и с жалостью...»), и эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий.
На самом деле Душечкой овладевает неведомая ей прежде любовь, материнская,
– нечто совсем отличное от
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM

любви к ее бывшим мужьям. И по отношению к этой последней любви («точно этот мальчик был ее родной сын») все прежние кажутся ничтожными, не подлинными.
Потому в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе: «Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает
– почему?»
В искусстве сила любви нередко измеряется готовностью умереть за любимого человека. Оленька искренне убивается после смерти и Кукина, и
Пустовалова, и в своих причитаниях – как риторическую фигуру – она вполне могла высказать желание уйти вместе с ними в мир иной. Но умереть ради Кукина или
Пустовалова выглядело бы действительно нелепостью.
А истинность любви к Сашеньке подтверждается именно готовностью отдать за него жизнь
– «с радостью, со слезами умиления». Это-то и говорит о подлинности самого высокого последнего чувства Душечки.
В своем главном свойстве
– любвеобилии – Душечка не изменилась. Осталось неизменным и другое свойство ее души – «покоряться» без остатка тому, кого полюбит. Об этом свойстве напоминают следующие же абзацы, в которых Душечка рассказывает встречным «об учителях, об уроках, об учебниках, – то же самое, что говорит о них
Саша», и плачет с Сашей, когда готовит вместе с ним уроки. Чеховская усмешка остается в повествовании о
Душечке до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа, понимания того, в каком соотношении находятся в Душечке ее свойства, какое из них является главным, а какие
– сопутствующими. Только с появлением Саши по- настоящему реализовалось и развернулось главное дарование Душечки – способность к самоотверженной любви.
Ф.И. Тютчев. Любовная лирика Тютчева
(любовь-страдания, трагедия любви)
Любовная лирика Ф.И. Тютчева автобиографична и в принципе может быть прочитана как своеобразный дневник, в котором отразились его бурные романы с
Эрнестиной Дернберг, ставшей его женой, а позднее с
Е.А. Денисьевой.
В поэтическом мире Тютчева любовь
– почти всегда драма или даже трагедия. Любовь непостижима, таинственна, исполнена волшебства: «Я очи знал, – о, эти очи! / Как я любил их – знает Бог! / От их волшебной, страстной ночи / Я душу оторвать не мог» («Я очи знал, – о, эти очи!»). Но счастье любви недолговечно, оно не может устоять под ударами рока. Более того, и сама любовь может осмысляться как приговор судьбы, ср.: «Судьбы ужасным приговором / Твоя любовь для ней была» («О, как убийственно мы любим...»).
Любовь ассоциируется со страданием, тоской, взаимным непониманием, душевной болью, слезами (например, в стихотворении «О, как убийственно мы любим...»: «Куда ланит девались розы, / Улыбка уст и блеск очей? / Всё опалили, выжгли слезы / Горючей влагою своей»), наконец, со смертью. Человек не властен над любовью, как не властен он и над смертью: «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но в сердце не скудеет нежность... / О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство и безнадежность»
(«Последняя любовь»).
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(разум и чувства, роковая любовь, неразделенная любовь)
Братья Кирсановы совершенно не похожи друг на друга, но есть то, что их объединяет: оба они, безусловно, живут миром чувств.
Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (вспомним, слова Павла
Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, «да-с, да-с, долга», а также его торжественное обращение к брату с призывом
«исполнить обязанность честного и благородного человека»
– жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва, а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и «уже не мог попасть в прежнюю колею». «Потеряв свое прошедшее, он все потерял» и поселился окончательно в деревне у брата.
В любви окончательно раскрывается перед нами и личность Базарова. Он разительно отличается от того типа «тургеневского мужчины»
– нерешительного, не умеющего бороться за свою любовь, какой предстает перед нами в «Рудине», «Асе» или «Вешних водах».
Любовь перерастает у него в страсть
– «сильную, тяжелую», «похожую на злобу и, может быть, сродни ей».
Но цинизм, покоробивший вначале Анну Сергеевну, оказывается наносным. Меняется сам тон его речей, оставаясь резким и грубым, но приобретая серьезность и трагичность. Вместе с тем Базаров ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного и не принимая «милостыни» в виде жалости Одинцовой.
Разрыв был обусловлен не только тем, что Одинцова в силу своей аристократической холодности не смогла ответить на чувство Базарова, но коренился и в нем самом. Отказ от «полного и беспощадного отрицания» грозил бы иссякновением той «отрицательной» энергии, которой питалась и двигалась его личность. Базаров осознает окончательно, что «создан для горькой, терпкой, бобыльной жизни».
Неразделенная любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места и начинает заниматься самокопательством, что до сих пор считал признаком слабости. Так он исследует себя до самых сокровенных глубин и доводит до последних выводов свое мировоззрение («Решился все косить
– валяй и себя по ногам!»). Это уже следующая ступень его духовной эволюции: теперь он философствует и осознает безысходность своей позиции в мире.
Любовь разрушает все постулаты Базарова, все его идеи оказываются ничтожными по сравнению с ней. Герой на самом деле гибнет тогда, когда получает отказ Одинцовой и сам отказывается от любви. Физическая смерть
– лишь подтверждение его душевной гибели. Но перед концом он все-таки посылает за Одинцовой, чтобы проститься со всем дорогим, что оставалось у него в жизни,
– проститься с жизнью как таковой. Прося у нее последний поцелуй, он неожиданно говорит с такой же
«красивостью», за которую так негодовал на Аркадия: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...», что означает его невольную капитуляцию перед любовью.
Таким образом, мы понимаем идею, озвученную во многих других произведениях Тургенева: любовь
– главный двигатель жизни, без нее невозможно представить себе счастье. Без любви жизнь никогда не будет наполнена смыслом.
М.Ю. Лермонтов «Песня...»
(любовь-страсть, неразделенная любовь, любовь-
трагедия)
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.
Лермонтова, помимо общественно-политических тем, раскрывается тема любви и показываются формы, которые она может принимать.
На глазах читателя разворачивается целая трагедия, источником которой стала разрушающая и всепоглощающая страсть Кирибеевича к замужней
СКАЧАНОНА
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38