ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выскакивают из воды. Вошедшая в азарт мисс уговаривает одного из мальчиков продолжить ныряние, соблазняя его золотой монетой.
«Не искушайте его,
– просил капитан, – это для него целое состояние». Несмотря на предупреждение, героиня подбрасывает золотую монету в воздух. Мальчик и монета, пишет автор, взлетели в воздух одновременно.
Вода была прозрачна, и мы сверху видели все. Акула была крупная и сразу перекусила мальчика пополам.
Поступок молодой дамы не только морально омерзителен, но и преступен. Вряд ли можно утверждать, что ее действия были совершены с прямым умыслом на убийство мальчика. Однако совершенно точно можно сказать, что она совершила ужасное моральное преступление, которое привело к смерти человека, но осталось безнаказанным. Дж. Лондон оставляет читателю возможность самому подумать о том, что будет с это девушкой дальше и сможет ли она когда-нибудь искупить свою вину, сможет ли простить себя, будет ли вообще переживать. Трагичная и страшная история не оставляет равнодушным читателя и приводит к выводу: преступлением может стать жестокое отношение к человеку, эгоизм, циничность и гордость, если они повлекли за собой страдания и гибель другого человека.
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
(нравственный выбор, эгоизм, нарушение моральных
законов, жизненные принципы)
Человеку не раз за свою жизнь приходится выбирать. От того, какое решение мы принимаем, зависит очень многое.
Так, теме нравственного выбора посвящен рассказ О.
Генри «Дороги, которые мы выбираем». Автор погружает читателя в сон главного героя Додсона
– главы маклерской конторы. Во сне он увидел себя разбойником, искателем приключений. Рядом с ним был его верный товарищ Боб, который не раз рисковал вместе с ним жизнью. Герои вместе совершили преступление
– ограбили поезд, теперь им предстояло скрыться от погони.
Но случилась беда
– гнедая Боба сломала ногу, и им нужно было решить, как быть дальше. Герой оказался перед нравственным выбором: быть с товарищем честным и разделить с ним невзгоды или избавиться от него, чтобы коню не пришлось нести двойной груз и можно было скрыться от погони. Додсон выбирает второе. Он убивает товарища и скачет прочь. И когда он просыпается, он делает все тот же выбор, когда разоряет своего друга.
«Боливару не снести двоих»
– эту фразу повторяет герой дважды: во сне и в реальной жизни. В этой фразе заключено жизненное кредо героя
– жить только для себя и в принятии решений руководствоваться только личной выгодой. До последнего читатель надеется, что, поступив неправильно во сне, он поступит правильно в жизни. К сожалению, этого не случилось. Герой не усвоил урок, не воспользовался шансом, который дала ему жизнь, не переменил решения.
О. Генри не случайно показывает нам этого героя. В свойственной ему ироничной манере он рассказывает читателю, насколько страшно быть человеком, для которого моральные законы ничего не значат. Описание внешнего вида персонажа подтверждают эту мысль: лицо героя выражает
«холодную жестокость и неумолимую алчность». Это ужасает и заставляет задуматься о том, насколько важно сохранять в себе человека, руководствоваться законами морали, в противном случае можно превратиться в
Додсона
– беспринципного, алчного, страшного человека.
«Не искушайте его,
– просил капитан, – это для него целое состояние». Несмотря на предупреждение, героиня подбрасывает золотую монету в воздух. Мальчик и монета, пишет автор, взлетели в воздух одновременно.
Вода была прозрачна, и мы сверху видели все. Акула была крупная и сразу перекусила мальчика пополам.
Поступок молодой дамы не только морально омерзителен, но и преступен. Вряд ли можно утверждать, что ее действия были совершены с прямым умыслом на убийство мальчика. Однако совершенно точно можно сказать, что она совершила ужасное моральное преступление, которое привело к смерти человека, но осталось безнаказанным. Дж. Лондон оставляет читателю возможность самому подумать о том, что будет с это девушкой дальше и сможет ли она когда-нибудь искупить свою вину, сможет ли простить себя, будет ли вообще переживать. Трагичная и страшная история не оставляет равнодушным читателя и приводит к выводу: преступлением может стать жестокое отношение к человеку, эгоизм, циничность и гордость, если они повлекли за собой страдания и гибель другого человека.
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
(нравственный выбор, эгоизм, нарушение моральных
законов, жизненные принципы)
Человеку не раз за свою жизнь приходится выбирать. От того, какое решение мы принимаем, зависит очень многое.
Так, теме нравственного выбора посвящен рассказ О.
Генри «Дороги, которые мы выбираем». Автор погружает читателя в сон главного героя Додсона
– главы маклерской конторы. Во сне он увидел себя разбойником, искателем приключений. Рядом с ним был его верный товарищ Боб, который не раз рисковал вместе с ним жизнью. Герои вместе совершили преступление
– ограбили поезд, теперь им предстояло скрыться от погони.
Но случилась беда
– гнедая Боба сломала ногу, и им нужно было решить, как быть дальше. Герой оказался перед нравственным выбором: быть с товарищем честным и разделить с ним невзгоды или избавиться от него, чтобы коню не пришлось нести двойной груз и можно было скрыться от погони. Додсон выбирает второе. Он убивает товарища и скачет прочь. И когда он просыпается, он делает все тот же выбор, когда разоряет своего друга.
«Боливару не снести двоих»
– эту фразу повторяет герой дважды: во сне и в реальной жизни. В этой фразе заключено жизненное кредо героя
– жить только для себя и в принятии решений руководствоваться только личной выгодой. До последнего читатель надеется, что, поступив неправильно во сне, он поступит правильно в жизни. К сожалению, этого не случилось. Герой не усвоил урок, не воспользовался шансом, который дала ему жизнь, не переменил решения.
О. Генри не случайно показывает нам этого героя. В свойственной ему ироничной манере он рассказывает читателю, насколько страшно быть человеком, для которого моральные законы ничего не значат. Описание внешнего вида персонажа подтверждают эту мысль: лицо героя выражает
«холодную жестокость и неумолимую алчность». Это ужасает и заставляет задуматься о том, насколько важно сохранять в себе человека, руководствоваться законами морали, в противном случае можно превратиться в
Додсона
– беспринципного, алчного, страшного человека.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(дружба и любовь как главные жизненные ценности,
ценностные ориентиры, счастье)
Для всех, кто знаком с творчеством А.С. Пушкина, очевидно, что любовь и дружба
– вот главные жизненные ценности, которые провозглашает писатель. Это главные вехи жизни, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность.
Не случайно и в «Евгении Онегине» герой проходит испытание любовью и дружбой. Сколько бы Онегин ни закрывался от фальшивых ценностей «света пустого», ни в
Петербурге, ни в деревне он не открыл для себя подлинных ценностей – общечеловеческих. Автор на примере Евгения показал, как трудно движение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять – и умом и сердцем
– величие и значительность любви и дружбы. От сословной ограниченности и предрассудков, внушенных воспитанием и праздной жизнью, через рассудочный нигилизм, отрицающий не только ложные, но и подлинные жизненные ценности, к открытию любви, высокого мира чувств – такой путь духовного развития героя прочерчивает Пушкин.
Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, подчеркнув саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, что оставляет надежду на то, что герой найдет свой путь, обретет гармонию и когда-нибудь станет счастливым.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(ложные ценности, жизненные приоритеты, счастье)
Для Простаковой, героини комедии «Недоросль» Д.И.
Фонвизина, главной жизненной ценностью и необходимостью становятся деньги. Ради них героиня готова на все, даже силой выдать замуж несчастную девушку Софью за своего непутёвого сына. Простакова тиранствует только над теми, кто не может дать ей отпор, и готова унижаться и подличать перед сильнейшим, что немало говорит о ее жизненных приоритетах.
Если человек может быть ей полезен, она готова на унижение, несмотря на свой деспотичный характер. Узнав об угрозе суда, Простакова тут же падает на колени перед Правдиным, с большой непосредственностью винясь: «Ах я, собачья дочь! Что я наделала!» Признав же в Стародуме дядюшку Софьи,
Простакова начинает говорить с ним «обробев и иструсясь». Героиня комедии Недоросль Простакова
– яркий пример человека, который, к несчастью, не осознал, что богатство и власть не могут быть главными ценностями в жизни гармоничного человека, они просто неспособны дать самого главного
– счастья.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
(истинные и ложные ценности, нравственные
ценности, жизненные приоритеты, нравственный закон,
духовное и материальное)
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» мы видим, что происходит, когда жизненные приоритеты одного человека разрушают жизнь другого. Эраст и Лиза не могут быть счастливы не только потому, что относятся к разным сословиям, но и потому, что у них разные нравственные ценности. Лиза выросла в семье, где счастье не измерялось ни деньгами, ни знатностью рода.
Приоритетами в доме девушки были трудолюбие, забота членов семьи друг о друге, любовь.
Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Лиза искренне полюбила молодого человека: она не требовала клятв, не сомневалась в его честности. Эраст тоже полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом, однако для него любовь была забавой, предметом сентиментальных мечтаний. Главной же ценностью для молодого человека были деньги. Ради них он играл в карты, ради них собирался жениться без любви на богатой невесте, ради них он отказался от любви.
Неграмотная крестьянка Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста. Судьба девушки оказалась трагичной: она не смогла перенести предательства, примириться с жизнью, в которой нравственные ценности подменяются материальными. Он жила по «законам сердца», считает Карамзин, то есть в согласии с нравственным законом.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове»
(жизненные ценности, принципы, эгоизм, долг и честь,
счастье)
Жизненные ценности – это то, что человек считает самым важным в жизни, чем человек дорожит, чем руководствуется в своих поступках. В поэме
«Песнь о купце Калашникове...» противопоставлены два героя с разными жизненными позициями. Калашникова не заботят слава и почет, высокое положение и власть, для него главное
– семья, честь и долг. Смелый купец представляет собой образ народного героя. Таковым его делают жизненные ценности и моральные принципы: сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность,
честность, прямота. Ценности Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает, что
«родился от честного отца», «жил по закону Господнему»,
«не позорил чужой жены», «не разбойничал ночью темною». Кирибеевичу чужды ценности Калашникова, его поступками руководит эгоизм. Калашников же действует во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, Калашников одерживает над ним моральную победу, заставляет его «побледнеть» и «замолчать».
Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора он отстаивает честное имя и неприкосновенность семьи. Герой противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов
«стоять за правду до последнего».
При помощи яркой антитезы Лермонтов доносит до читателя мысль о том, что личное счастье, построенное на несчастье другого человека, невозможно, потому так важно, совершая тот или иной поступок, руководствоваться моралью, правильными жизненными установками и принципами.
Н.В. Гоголь «Нос»
(ложные жизненные ценности и счастье)
Ложные жизненные ценности не могут принести человеку счастье, они создают только иллюзию благополучия. Так, главное действующее лицо повести Н. В. Гоголя «Нос»
Ковалёв Платон Кузьмич
– претенциозный бюрократ, заботящийся только о чине и внешности,
– теряет свой нос.
Герой подвергается унижению, чтобы найти утраченный нос: он готов преследовать его повсюду не потому, что страдает от его отсутствия, но потому, что, помимо прочего, это необходимый светский атрибут. Когда собственный нос появляется перед ним в платье статского советника, иерархическое послушание заставляет Ковалёва льстить и унижаться. При помощи едкой сатиры Н. В. Гоголь высмеивает ложные жизненные ценности и самодовольную пошлость.
Л.Н. Толстой «Детство»
(формирование жизненных ценностей, нравственный и
духовный рост человека, становление личности, работа
над собой, самоанализ, взросление)
Главные жизненные ценности человека формируются в детстве и юности. В трилогии «Детство. Отрочество.
Юность» Л. Н. Толстой показывает взросление, психологические переживания, нравственный и духовный рост человека. В повести «Юность» автор почти не уделяет внимание внешним обстоятельства: ему интересны не события сами по себе, а чувства, в которых раскрываются общие законы становления человеческой личности.
Главный герой повести Николай Иртеньев предъявляет высокие требования ко всем, в первую очередь, к себе. Он пытается избавиться от недостатков, жить правильной жизнью. Однако на деле все не так просто. Иногда ему кажется, что весь мир равнодушен, даже враждебен к нему. Герой сталкивается с разочарованиями и несправедливостью, пытается найти границу между добром и злом, осознать свое место в мире, решить, какие люди заслуживают любви, а какие
– презрения.
Николаю кажется, что он нашел ответ на этот вопрос.
Однако позже герой осознает, что главные вопросы, которые человек должен задать себе
– «кто ты такой, что ты делал?» Жизнь заставила его убедиться, что судить человека нужно по делам, а не по внешнему блеску, что его превосходство над многими людьми, которым он гордился, было мнимым: «Так что же такое та высота, с которой я смотрел на них? Мое знакомство с князем
Иваном Ивановичем? Дрожки? Выговор французского языка? Ногти? Голландская рубашка? Да уж не вздор ли все это?» Герой сомневается, ошибается, обижает и обижается, совершает некрасивые поступки и признает свою неправоту, иными словами, проходит путь взросления, преодоления недостатков, приобретения жизненных ценностей.
А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся»
(ложные ценности, материализм)
Большов
– центральный персонаж пьесы А. Н.
Островского «Свои люди
– сочтёмся!». В пьесе он показан как один из самых богатых купцов Москвы, который добился заметных успехов в торговом деле и пользуется в своих кругах доверием и уважением.
Большов живёт по принципу: уж если что в руки попало, не упускай, «не плошай». Нажив богатство, Большов не освободился от дикости и хамства. Со всеми, кто ниже его, он разговаривает безапелляционно, грубо, резко.
Сама торговля ему поднадоела, поэтому все дела
Большов поручил приказчику Подхалюзину, которого он поощряет за откровенное надувательство, с удивительным простодушием признаётся: «Чай, брат, знаешь, как немцы в магазинах наших бар обирают.
Положим, что мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим».
Позднее он будет сам обманут Подхалюзиным, и испытает на себе жестокость и равнодушие дочери. Ему придется узнать, каково сидеть в долговой тюрьме, испытывать унижение, идя по городу в сопровождении солдата. Большова поразит безразличие дочери к его положению («Не бог знает что случилось... Сидят, тятенька, и лучшие нас с вами»).
В финале звучат слова страдающего и обречённого человека: «Прощай, дочка! Прощайте, Алимпияда
Самсоновна. Ну, вот вы теперь будете богаты,
заживёте по-барски... А не забудьте вы, Алимпияда
Самсоновна, что есть клетки с железными решётками, сидят там бедные заключённые. Не забудьте нас, бедных заключённых».
Антагонизм богатых и бедных, зависимых, «старших» и
«младших» (выражение Добролюбова) здесь развёрнут и продемонстрирован не в сфере борьбы за равноправие или свободу личного чувства, а в сфере борьбы корыстных интересов, стремления разбогатеть и зажить
«по своей воле». Все высокие ценности, к которым устремлены мечты и действия передовых людей эпохи, поженены пародийными двойниками. Образованность
– не что иное, как желание следовать моде, презрение к обычаям, предпочтение «благородных» кавалеров
«бородастым» женихам.
В комедии Островского идёт война всех против всех, и в самом антагонизме драматург вскрывает глубокое единство персонажей: добытое обманом удерживается только насилием, грубость чувств – естественное порождение грубости нравов и принуждения.
А.П. Чехов «Студент»
(красота и правда как вечные ценности, объединяющие
людей)
Исходное настроение героя рассказа А.П. Чехова
«Студент» Ивана Великопольского
– это ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют в первых абзацах. Эти три стихии – природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе – это холод, побеждающий весну; в повседневности – лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории («и при Рюрике, и при Иоанне
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Грозном, и при Петре»)
– дурная бесконечность: «... все эти ужасы были, есть и будут».
Но вот происходит случайная встреча с двумя женщинами, работающими на огороде. Что-то
– то ли простое желание согреться от общения, то ли сходство обстановки, костер весенней ночью
– заставляет Ивана заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр в такую же холодную весеннюю ночь и тоже у костра проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя, которого
«страстно, без памяти любил», и сразу горько пожалел об этом. Правда и красота простых и вечных человеческих чувств и прекрасных слов соединяются в этом предании и в том, как юноша его пересказывает.
Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто
(делает он умозаключение) все происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, и ее дочь тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали сходные чувства, одинаково откликнулись на прекрасное. Значит, «были, есть и будут» не только холод, голод, мрак, бедность, но и это объединяющее людей чувство правды и красоты; в этом студент убеждается наглядно.
П.П. Бажов «Приказчиковы подошвы»
(последствия нарушения нравственного закона,
отношение к людям, бездуховность)
Нарушение нравственных законов всегда влечет за собой тяжелые последствия. Подтверждение этой мысли можно найти в сказе П. П. Бажова
«Приказчиковы подошвы». Главный герой произведения
– приказчик Северьян Кондратьич, безжалостный, властолюбивый, трусливый человек, с жестокостью относящийся к крепостным рабочим. Когда Хозяйка
Медной горы, олицетворяющая в произведении правосудие, предупреждает героя о том, что он должен раскаяться, изменить свое отношение к людям и природе, он, будучи человеком недалекого ума, не понимает угроз и продолжает жить как прежде. Видя нежелание героя измениться, Хозяйка исполняет свои угрозы и наказывает тирана. Сначала она превращает приказчика в камень до колен, а затем
– и целиком, так что потом в штольне находят малахитовую глыбу с торчащими из нее подошвами новых сапог. Как она и обещала, приказчик целиком превратился в пустую породу, каковой он и был на самом деле. Сюжет сказа подтверждает, что человек, нарушающий нравственные законы, рано или поздно будет наказан. И только человек с высокими нравственными ценностями может обрести счастье.
Ч. Диккенс «Рождественская песнь»
(жизненные ценности, смысл жизни)
Персонаж «Рождественской песни» Чарльза Диккенса
Скрудж, раздираемый страстной жаждой наживы, порывает все моральные и сентиментальные связи с жизнью и людьми. Он идет по жизни, как призрак в туманный вечер. Но на пороге смерти к старому скупцу вдруг возвращаются нравственные чувства и открывают ему путь к искуплению. В новогоднюю ночь перед его глазами проносятся праздничные сцены из детства и юности, которые он уже почти забыл. Они напоминают о том, что никто не пожалеет о его смерти. Воспоминания глубоко ранят Скруджа, он понимает, что истинная жизнь ускользнула от него. В его высохшей душе расцветает весна, и старый скряга в порыве любви протягивает руки к несчастным и обездоленным. Таким образом, это произведение учит нас тому, что любовь, доброта, дружба, семья
– вот ценности, которые должны быть самыми важными в жизни человека.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(«простые радости жизни», истинные ценности, любовь
и дружба, красота как важнейшая ценность,
бессмысленное существование, счастье)
О том, что в жизни по-настоящему важно, главному герою повести
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери рассказывают персонажи, которых он встретил на своем пути. Одним из таких персонажей становится Лис. Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни, поэтому беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает то, что искал: к нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания.
Лис раскрывает малышу сущность человеческого сердца, рассказывает ему о жизненных ценностях, о которых люди давно забыли. По мнению Лиса, люди разучились смотреть ночью на звёзды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания Розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбе, любви, человеческом счастье и об истинной красоте. Это замечают и другие персонажи сказки: они считают, что
«людей постоянно носит ветром», что они «куда-то спешат и сами не знают почему». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.
К счастью, в финале повести-сказки герой понимает, что,
«если любишь цветок
– единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звёзд», этого довольно: «смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».
О. Генри «Дары волхвов»
(ценности как опора в жизни, счастье, любовь, дружба
как главные жизненные ценности)
Творчество О. Генри проникнуто вниманием к человеку, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Он хотел обратить внимание на те подлинные человеческие ценности, которые всегда могут служить опорой и утешением в наиболее трудных жизненных ситуациях. И тогда происходит нечто удивительное: самые, казалось бы, плачевные финалы его новелл начинают восприниматься как счастливые или, во всяком случае, оптимистические.
В новелле «Дары волхвов» муж продаёт часы, чтобы купить своей юной супруге набор гребней для волос.
Однако она не сможет воспользоваться подарком, поскольку продала волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов. Но и ему подарок, увы, не пригодится, раз часов у него больше нет. С одной стороны, это печальная и нелепая история, но О. Генри говорит в финале, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Истинная мудрость героев не в «дарах», а в их любви и самоотверженной преданности друг к другу. Любовь и участие, самоотречение, верная, бескорыстная дружба
– вот те жизненные ориентиры, которые, по мысли О. Генри, способны скрасить человеческое существование и сделать его осмысленным и счастливым.
ДРУЖБА
А.С. Пушкин. Тема дружбы в лирике
(Сила дружбы, основа дружбы, дружба как ценность)
Тема дружбы является одной из главных в лирике
Пушкина. Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам
(«первому другу» И.И. Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К. Кюхельбекеру),
«неизменному другу» П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А.
Вяземскому, Н.М. Языкову,
Е.А. Баратынскому.
Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это
«братство», «союз», сложившийся еще в лицее.
Манифест дружбы – седьмая строфа стихотворения «19 октября», написанного в 1825 г. в Михайловском:
СКАЧАНОНА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38
T.ME/EZY_EXAM
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз...
Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу,
«беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей
«судьбины», ни от переменчивого счастья, «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.
Каждый из лицеистов первого выпуска, несмотря на различия в общественном положении, в интересах, воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их огорчениями.
Разбросанные по свету, друзья как бы соединялись в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждается жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив
«И в бурях, и в житейском горе, / В краю чужом, в пустынном море, /И в мрачных пропастях земли!» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина
– высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И.
Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»), отправленном в 1827 г. в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали
Пущину то же «утешенье», а вместе с ними в
«заточенье» дошел и луч
«лицейских ясных дней». В коротком стихотворении
Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения
– такова главная мысль поэта.
И.А. Гончаров «Обломов»
(друг детства, дружба непохожих друг на друга людей,
дружба на всю жизнь)
Обращаясь к различным формам человеческого взаимодействия, нельзя не вспомнить дружбу двух главных героев романа И. Гончарова «Обломов».
Писатель в произведении сопоставил двух людей
–
Обломова и Штольца. Один герой
– инертный, пассивный, бездеятельный; другой
– энергичный, деятельный, предприимчивый. Образы персонажей – это яркая иллюстрация того, как люди, знающие друг друга всю жизнь, имеют совершенно разные взгляды на мир, по-разному определяют себя в социальной среде. Чтобы понять причины различий, автор показывает нам детство героев.
Илья Ильич, дворянин по происхождению, свои ранние годы провёл в атмосфере крепостного дворянского быта.
Такая жизнь постепенно убила в нём самостоятельность и инициативу: «Подать, сделать – есть кому». В его
«идеальном мире» было почётно не знать ни холода, ни голода, не работать,
«чёрным делом» не заниматься. В детстве мальчику внушили мысль о его исключительности, привилегиях, данных ему от рождения.
Совершенно иначе рос его друг. А. И. Штольц
– сын немца, служившего управляющим. Отец приучил, что всего надо добиваться самому, предоставлял самостоятельность, воспитывал в нём ответственность.
Различия в мироощущении с годами герои чувствовали всё больше. Штольц пытался «разбудить» Обломова, ввести его в общество, побудить к действиям. Однако
Илья не мог жить иначе, он не понимал друга, презирал свет, и в итоге их пути разошлись, но не закончилась дружба. Ведь кто, как не Штольц, позднее возьмет на воспитание сына Обломова после его смерти? На подобные поступки способен лишь настоящий друг.
Выходит, различия в характерах не помеха для дружбы!
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(обстоятельства, мешающие дружбе)
Настоящий друг должен быть близок тебе по духу, иметь те же нравственные ориентиры, что и ты. Этому нас учит роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Поручик
Швабрин, умный, светский, веселый, единственный в крепости человек, близкий Гриневу по возрасту, образованию, роду занятий, не стал другом Гринева. Петра оттолкнули в Швабрине эгоизм, недобрый, завистливый характер, полная безнравственность в поступках и суждениях. Он просто не мог приблизить к себе такого человека. Безусловно, Гринев никогда не смог бы понять его, разделить с ним радость и горе. Возможно, такой человек, как Швабрин, в принципе не способен дружить, ведь его заботят только собственные интересы, а душа его черства и омрачена недобрыми помыслами.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(роль дружбы в жизни человека, истинная дружба,
умение дружить, качества настоящего друга)
Дружба
– это единение душ, ответственность. Этому учит
Маленького принца Лис в одноименной сказке А. де Сент-
Экзюпери. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Лис сравнивает дружбу с приручением. Когда мы приближаем человека к себе, делаем его другом, он становится для нас особенным, а жизнь наполняется смыслом. Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручить
– значит создать узы любви, дружбы, единения душ. Благодаря Лису
Маленький принц понимает, что такое настоящая дружба,
какой она должна быть. В основе ее – верность, ответственность, любовь, забота, ведь за тех, кого мы
«приручили», мы навсегда «в ответе».
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
(верность в дружбе; качества характера, которые
раскрывает дружба; испытание дружбы)
Дружба
– это величайшая ценность и подарок судьбы.
Благодаря дружеским отношениям человек становится лучше, добрее и сильнее духом. Примеры истинной дружбы можно найти на страницах многих произведений русских и зарубежных авторов. Так, в повести известного американского писателя М. Твена центральное место занимает дружба Тома и Гека. Мальчики очень дорожат своей дружбой, но вынуждены ее скрывать, поскольку тетя Тома считает Гека неподходящей компанией для племянника. Гек одевается «в обноски с плеча взрослых людей», не признает «никаких обязательных правил», словом, является человеком, которого «ненавидят» все матери городка. Однако, несмотря на все препятствия, герои не предают дружбу. Они вместе проходят через разные испытания: ищут сокровища, убегают из дома, ссорятся из-за девочки. Испытания не разобщают мальчиков, потому что истинная дружба способна преодолеть любые невзгоды.
У. Шекспир «Гамлет»
(истинная дружба, роль дружбы в жизни человека,
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM