Файл: 1. 1 Смеховая культура Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для лубка значимыми оказываются традиционные связи с народной, "низовой" культурой. Огромное воздействие на него оказывают балаганные и театральные представления. Сильна устремленность его "вниз", к фольклору. Он постоянно обыгрывает, переворачивает, высмеивает то, что еще недавно было найдено "высокими" художниками. Лояльное отношение к "игровому" лубку прекрасно объясняется обстановкой ярмарочного веселья и снисходительностью моральных норм балаганно-театральной культуры. Интермедия, ярмарка и ее увеселения, ритуализованные формы календарных праздников, народный театр и лубок - те виды массовых искусств, которые подразумевали активную игровую и смеховую реакцию со стороны аудитории, - подчинялись совершенно особым нормам морали.

Они (балаган и театральная комедия) очерчивают вокруг действия круг, внутри которого практикуется особое поведение, нормы которого не распространяются на внележащий обыденный мир. Лубок - в той его разновидности, которая тяготела к фривольным сюжетам, - принадлежал, конечно, не обыденному, будничному и домашнему миру, а миру праздничному и театральному.

Неотъемлемой частью русской смеховой фольклорной культуры являются русские народные сказки, собранные и изданные А.Н. Афанасьевым. "Русские заветные сказки" - единственное в своем роде произведение, в котором бьет живым ключом неподдельная народная речь, сверкающая блестящими и остроумными сторонами простолюдина. Народный ум, мало стесняясь выражениями и картинами, резко выставил на посмеяние разные стороны жизни.

Сборник открывается сказками о животных. Эти произведения создавались в ту эпоху развития человечества, когда основным источником существования людей служила охота; по своему происхождению они связаны с тотемизмом - мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом. Когда мужчины находились на охоте, женщины восхваляли этих животных, рассказывая об их ловкости и хитрости в борьбе с другими, более сильными животными. Восхваления эти должны были, по их представлениям, способствовать удаче охотников. Но эта древнейшая магическая функция сказки давно забыта. В сказках о животных героем часто является хитрая лиса, рассказы о проделках которой восхищают слушателя остроумием и неистощимым оптимизмом.

Герои других "Заветных сказок" - лихой отставной солдат, мужик, крестьянский парень или батрак. Хитростью, сметливостью и догадливостью он одурачивает своего алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню-помещицу. С необычайной наблюдательностью и большим искусством повествования в сказках рисуются столкновения, которые кончаются посрамлением и наказанием обидчика и поработителя.


При рассмотрении праздничной смеховой культуры, можно выделить ряд характерных ее черт, таких как:

-телесное восприятие мира;

-полнота жизни и безграничный оптимизм;

-плодородие, трудолюбие и любовь к родной земле;

-апология мужества, открытости и силы, подчеркнутая солярной символикой;

-вечное нравственное возрождение, воплощенное в традициях архаического смеха.

Своеобразие российской смеховой культуры все же не ограничивается праздничной жизнью. Не менее влиятельными и важными для исследования представляются и иные, индивидуальные формы самовыражения посредством смеха.

Глава 2. Смеховая культура России Нового времени

В процессе петровских преобразований русская смеховая культура претерпела значительные изменения. Уже с конца ХVII в. в русском искусстве начинается переход от библейских сюжетов к светским. Так, например, в истории развития русской зрелищной культуры начинается новый период, повлиявший на становление смеховой культуры Нового времени.

В драматургии определяется роль единоличного автора. В отличие от народного творчества, тесно переплетающегося с фольклорной традицией, в драматургии ХVII - ХVIII вв. начинает заявлять о себе личностное начало автора. Появляются такие крупные деятели театрально - драматического искусства как Симеон Полоцкий, Грегори, Гюбнер и Чижинский.

Если говорить об устной народной драме того времени, то она продолжала развиваться преимущественно стихийно, коллективно, в направлении от "малых" жанров к "большим". Примером здесь может служить кукольная комедия о Петрушке.

Путь церковношкольного театра также пролегал от простейших диалогов религиозного содержания к большим пьесам, от библейской тематики к светской.

Что же касается Русского придворного театра, то он сначала пытался использовать народное развлекательное искусство скоморохов ХVI - ХVII вв.), потом практиковал драматургию церковношкольного театра, разрабатывавшуюся Симеоном Полоцким (начиная с 60-х годов ХVII в.), в годы правления царя Федора Алексеевича и царевны Софьи предпринимались попытки освоить драматическое искусство зарубежного театра в лице Грегори и Гюбнера.

Известно, что Иван Грозный широко пользовался услугами скоморохов, которые не только развлекали царя и его двор, но и служили государю средством решения политических задач, борьбы с церковной оппозицией, соперниками его социально-политическим реформам. Царь был не только зрителем, но и участником скоморошьих потех. И он сам, и его придворные часто рядились в чужое платье и маски, после чего плясали и пели вместе со скоморохами. Участвовали скоморохи и в придворных свадебных торжествах, которых Грозный устраивал немало. "В 1557 г. скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать придворные зрелища в специальном Потешном чулане. К сожалению, сколько-нибудь точных сведений о характере этих потех ХVI в. не сохранилось".



В годы правления Михаила Романова Потешный чулан был заменен Потешной палатой и стал представлять собой первое театральное помещение в России. Естественно, что при отсутствии иных профессиональных актеров скоморохи вошли в его штат. А сами потехи того времени носили преимущественно танцевально - цирковой характер.

В годы правления Алексея Михайловича деятельность Потешной палаты замерла. Богомольный царь скоморошьей "бесовской потехе" предпочитал увеселение божественными песнопениями. В 1648 г. он даже издал грамоту, направленную против скоморохов.

Это не могло не отразиться на скоморошьей культуре, деятельности скоморохов. Скоморошество как игрище трансформировалось. В нем стали усиленно развиваться зрелищные черты, в результате чего скоморошьи игрища преобразуются в позорища - развлечения, ориентированные на зрителя, публику. Работа на зрителя вызывала необходимость сооружать особые приспособления - сценические коробки, сценические площадки, что впервые было осуществлено в народном кукольном театре; при дворе строились специальные помещения со сценой или эстрадой и зрительным залом. Таким образом, формируется зрелищная смеховая культура, которая постепенно становилась самостоятельным видом искусства, средством отражения, оценки действительности и воздействия на нее. Все это обусловливало общественное значение позорищ и еще приводило к созданию драмы, театра, определяло их идейное содержание.

Н.М. Карамзин в своей Истории Государства Российского отмечает, что в ХVI - ХVII веках "цари запрещали народу всякую веселость". Однако сами "царские семейства забавлялись песнями, что им пели скоморохи, сказками, смотрели на пляску и даже разными действами или сценическими представлениями сильно увлекались. Штат дворца составляли, между прочим, - дураки-шуты, дурки-шутихи, карлы и карлицы, потешавшие высоких особ своими шалостями".

В царствование Алексея Михайловича при его дворе было множество карликов и карлиц; эти люди служили забавой для всего царского семейства, а также карлики и карлицы были не только при дворе, но и у богатых и знатных людей.

Как известно из истории и литературы, дураки таковыми на деле не являлись. Но посредством этой роли веселья, давая разумные советы, издевались над скрытыми пороками тех, кто был близок ко двору. От возможных преследований за "правду" они защищались внешней глупостью и смехом.

Существовали придворные шуты и в ХVIII веке. Иван Алексеевич Балакирев, шут Петра I, - один из самых популярных героев дореволюционной лубочной литературы. Образ шута Балакирева был весьма популярен в народе: о нем рассказывали сказки, анекдоты, наделяя героя чертами фольклорного хитреца, ловкача, обманщика. Авторы лубочных анекдотов о Балакиреве использовали фольклорные сюжеты, а в народе пересказывали и обрабатывали книжные рассказы.


Лубочные анекдоты о шуте Балакиреве представляют его выходцем из старинного дворянского рода. Балакирев умен, хитер, его главная задача - веселить царя и придворных. Насмешки Балакирева над придворными носят личностный характер. Иногда шут показывает царю недостатки одного из царских слуг, министров, вельмож.

Русское средневековье - время, для которого характерны оппозиция чистого - нечистого, сакрального - профанного, серьезного - смешного, церковного ритуала - игры (потехи). Дуализм средневекового видения мира проявляется в разделении ритуальных полей церковного и мирского. Роли действующих лиц, принадлежавших каждой из этих сфер, противоположны: по одну сторону - сосредоточенное молитвенное пение, неспешные поклоны и плавные движения церковных клириков; по другую - шум, кривляние, плясание и "гудение" игрецов-скоморохов. Два ритуальных пространства не должны соприкасаться друг с другом.

В Петровскую эпоху границы культурного пространства, предписанные православными канонами, начинают разрушаться, как мы уже отмечали выше. Новые ценностные координаты определяют уже пути развития древней традиции. Для мира новой культуры, рождавшейся вместе с Петербургом, были характерны разные тенденции: с одной стороны, продолжение традиционной скоморошьей практики в новых условиях, с другой - ее преобразование, приспособление скоморошьего игрища к условиям придворного ритуала.

Петр строил светскую, автономную от церкви культуру. Ее основа - учение о естественном праве, согласно которому природа, пусть и созданная богом, выдвигает некие неизменные требования. Веселье и смех - в природе человека, поэтому необходима "реформа веселья", его реабилитация от обвинений в сатанинстве. Поэтому Петр и создавал "школы веселья", хотя в формальном отношении они зависели не только от Запада, от "искусства развлечения", но и от искусства скоморохов, балагана, площадных зрелищ. Таким образом, было предопределено рождение новой русской сатиры.

В форму скоморошьих игрищ облекаются некоторые государственные ритуалы петровского времени. Смысл их - в перечеркивании старых и установлении новых культурных ориентиров. Прежний облик культуры как бы в кривом зеркале отражается в новых придворных играх: здесь искажаются пропорции и меняется соотношение верха и низа. Это приводит к разрушению старой ценностной системы в культуре, к инверсии ее полюсов.

Петр I в обрядах святочных гуляний смешивает певчих своего церковного хора со скоморохами. Во время пьяного веселья звучат церковные молитвы.
Святочные игры при дворе, как и потехи Всепьянейшего собора, стали при Петре I средством разрушения традиционных границ между мирским и сакральным.

Святочные ритуалы - "перевернутое" отражение картины мира. Их черты воспринимают потешные придворные церемонии петровского времени. Последние служат для утверждения святочной модели в качестве основной. Практика скоморошьих потех отражается в обрядах "Всепьянейшего собора" - начинании государственной важности (в понимании Петра I). Государственные сановники, церковнослужители выступают в них в роли "святочных игроков", участников "скомрашеских игр".

Новый стиль жизни, ориентированной на мирские ценности, был связан с адаптацией элементов западноевропейской культуры. Петр I, путешествуя по Европе, восхищался музыкой, которая "пела в церкви", посещал оперу и комедии. Особенно восхищали его представления, напоминавшие скоморошьи забавы.

Европейские новшества, вывезенные в Россию, воспринимались здесь как нечто привычное. В старые времена скоморохи при помощи специальных трубок производили во время Рождественских праздников "огненные потехи". При Петре I фейерверки стали важнейшим государственным делом, знаменующим всякое политическое событие.

Потеха и играния становятся в столице занятием государственной важности, всякого рода "игратели" - самыми уважаемыми людьми. "Потеха великая" утверждается в новой смеховой культуре как освобождение, как право жить "по воле сердец своих".

Организация зрелищ служила Петру не только средством развлечения, потехи двора и народа. Петровские зрелища выполняли также воспитательную, образовательную и пропагандистскую функцию. Среди прочих зрелищ наиболее эффективным зрелищным средством народного воспитания Петр считал театр. Петровский театр должен был вести пропаганду государственных реформ в широких слоях городского населения.

Как известно, петровские преобразования сопровождались интенсивным созданием системы светского образования. И в этой системе стимулировалось создание собственного театра. Это влекло за собой возможность сочинения и постановки пьес светского содержания.

Решая эту задачу, Петр I попытался создать в России профессиональный светский театр. Изначально новый театр предполагалось сделать общедоступным для городского населения.

Пьесы в таком театре чаще всего не имели твердого текста, поэтому актеры импровизировали, ориентируясь на настроение зрительской аудитории. В основной сюжет и текст весело вторгались, нарушая их ход, гаеры (шуты) или арлекины, появление которых на русской сцене было связано, скорее всего, со знакомством русской публики с итальянской комедией. "Арлекин и гаер были, по-видимому, любимейшими персонажами балаганных комедий, и потому драматурги демократического театра находили им место и в героических пьесах. Впоследствии арлекин и гаер перешли в русский балаган и предстали в образах балаганных дедов. Они наложили свой отпечаток на представления кукольников (Петрушка) и раешников".